СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка классного часа «Бережливость лучше богатства»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка классного часа «Бережливость лучше богатства»»

План-конспект классного часа «Бережливость лучше богатства»


Вид деятельности обучающихся: внеурочная деятельность

Количество занятий по теме/ порядковый номер в теме: 4/3

Тип занятия: классный час

Технология: перевернутый класс, смешанное обучение.

Оборудование и/ или характеристика образовательной среды: интерактивная доска, компьютер, презентация, раздаточные материалы – карточки с началом пословиц (24 шт.), конверты со словами для составления пословиц по теме урока (3 шт.), кейсы (3 шт.), чек-листы (24 шт.), маркеры, калькуляторы.


Предварительный этап:

  • перед проведением занятия, ребята дома просматривают видеоролик (приложение № 1);

  • формируются группы из 8 человек;

  • при входе в кабинет ребятам раздаются карточки с началом пословиц (приложение № 2).

Организационно-мотивационный этап:

Распределение обучающихся на группы. Проверка готовности (правильно ли ребята поделились на группы). Приветствие.

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас необычный классный час. К нему вам пришлось подготовиться. Дома вы просмотрели видеоролик и прежде чем мы начнем обсуждение, сначала вам предстоит выполнить задание.

У каждой группы на столе лежит конверт с набором слов (приложение № 3). Пожалуйста, составьте из этих слов пословицы.

Обучающиеся из каждой группы составляют пословицы и зачитывают, что у них получилось.

  • Не деньги богатство — бережливость да разум.

  • Нелегко деньги нажить, а легко прожить.

  • Без нужды живет, кто деньги бережет.

Учитель предлагает обучающимся ответить на вопросы:

1. Какая мысль объединяет все эти пословицы? И как они связаны с тем, что вы изучали самостоятельно?

Ответ: что деньги нужно тратить с умом и семейный бюджет нужно обязательно планировать.

И сегодняшнего наш классный час называется «Бережливость лучше богатства».

В течение классного часа, вам необходимо будет в личных чек-листах фиксировать самое главное, продолжая фразы (приложение № 4, 5).

В первую очередь запишите тему сегодняшнего классного часа.

Этап входного контроля:

Задаются вопросы по материалу домашнего задания.

Теперь я хотела бы узнать, как вы поняли материал, который изучили.

  1. Кто мне может ответить, почему одни люди, имея приличный доход, еле дотягивают до зарплаты, а другие, зарабатывая меньше, всегда при деньгах?

Ответ: значит они не умеют управлять своими деньгами.

  1. Для того чтобы приобрести товар или заплатить за услуга, что нам необходимо иметь?

Ответ: деньги.

  1. Откуда в семье берутся деньги?

Ответ: их можно заработать, получить от государства и т.д.

  1. Как можно одним словом называть все деньги, которые есть у семьи?

Ответ: доход.

  1. На что тратится доход?

Ответ: на питание, одежду, оплату коммунальных услуг и т.д.

  1. Как называют все эти траты?

Ответ: расходы.

  1. Как называют план семейных доходов и расходов?

Ответ: семейный бюджет.

Основной этап:

Слово «бюджет» произошло от старофранцузского слова «бугетт», означавшего кошелёк, сумку, кожаный мешок, мешек с деньгами. В бюджете указывают все планируемые статьи доходов и расходов. Ребята, допишите в чек-листах «семейный бюджет». Он помогает семье правильно рассчитать свои финансовые возможности и не оказаться «в долгах как в шелках». Чтобы составить проект бюджета семьи, нужно ответить на три вопроса: сколько денег у семьи имеется? как их правильно потратить? какие покупки надо сделать срочно, а какие отложить?

Бюджет можно представить в виде весов. На одну их чашу помещаем доходы, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши пришли в полное равновесие. А какие виды семейного бюджета бывают, мы сейчас узнаем.

Учитель раздаёт каждой группе кейс (приложение № 6, 7).

На основе результатов работы каждой из групп, в чек-листы записываются виды бюджета: профицитный (избыточный), сбалансированный и дефицитный.

У первой группы ДР. Что это означает?

Предложите, как семья может распорядиться лишними деньгами?

Обучающиеся предлагают варианты ответов (возможность приобретения в будущем дорогостоящих товаров, отсутствие необходимости брать деньги в долг для удовлетворения первостепенных потребностей).

Такой вид бюджета называется профицитным (избыточным). Запишите в чек-лист первый вид бюджета.

У второй группы Д=Р. Что это означает?

Обучающиеся предлагают варианты ответов (текущие расходы равны доходам, то есть семья живёт по средствам, а денег хватает на всё, что ей по карману).

И такой бюджет называется сбалансированным. Фиксируйте в чек-листах.

Но если каждый месяц тратить все деньги, то на большую покупку ни за что не накопить! И как же быть с расходами, которые делаются раз в год?

Для таких случаев в бюджете есть особая строка, которая называется «Накопления» или «Сбережения». Она тоже является «гирькой» расходов, а её «вес» зависит от возможностей семьи.

Семья может копить деньги на какую-то крупную покупку, например, на бытовую технику. Конечно, её можно купить и в кредит, но тогда она обойдётся дороже, потому что за кредит банк берёт дополнительную плату.

Статья «Накопления» (или «Сбережения») в бюджете должна быть обязательно. Даже если деньги и не откладываются на что-то конкретное.

Предусмотреть всё заранее невозможно, поэтому очень важно, чтобы в бюджете была статья «Непредвиденные расходы». Могут срочно понадобиться деньги на лекарства или неотложный ремонт. Или, к примеру, куртка вдруг зацепится за гвоздь и порвётся. Ходить в ней уже будет нельзя, и придётся покупать новую.

У третьей группы Д

Обучающиеся предлагают свои варианты ответов (это означает, что у семьи долги).

Бюджет называется дефицитным. Запишите данный вид.

Планируемые расходы не должны превышать доходов семьи. В противном случае образуются долги.

Деньги можно занять у родственников или знакомых, или взять кредит в банке. В любом случае деньги берутся на определённый срок и надо быть уверенным, что по истечении этого срока семья сможет вернуть деньги.

Избежать этого можно двумя способами:

Например, найти дополнительные источники дохода.

Ребята, предложите возможные дополнительные законные источники дохода семьи.

Обучающиеся предлагают свои варианты ответов (продажа неиспользуемых вещей, подработка сына – студента и т.д.)

А второй способ - сократить свои расходы.

Например, отказаться от лишних расходов, их еще называют необязательные.

Чтобы выявить какие расходы обязательные, а какие нет, выполним задание. От каждой группы по очереди к интерактивной доске будет выходить один участник и распределять расходы по корзинам.

Обучающиеся выполняют задание.

Также мы можем сократить свои расходы, если будем экономить.

Существует немало простых способов это сделать.

Устроим «Мозговой штурм». Обсудите в группах и запишите все варианты на рабочих листах, а потом по 2 способа от каждой команды мы запишем на доске. Правило этого задания: нужно будет поочерёдно записывать по одному способу, повторяться при этом нельзя.

После обсуждения, подходящие способы записываются в чек-листах.

Этап подведения итогов:

Учитель подводит итоги работы.

Ребята, давайте прочитаем, что мы с вами записали в чек-листах.

В завершение нашего занятия продолжите фразы:

  • На занятии я узнал (а) …

  • Интересным для меня было …

  • Полученные знания помогут мне …

Надеюсь, что наше занятие поможет вам стать более грамотными в вопросах бюджета семьи: теперь вы понимаете, что не все заработанные деньги можно потратить на свои желания, ведь у семьи есть еще много потребностей и обязанностей! Но вы поняли что, не зарабатывая пока денег, тоже можете помочь семье откладывать деньги на что-то задуманное, экономя и не прося у родителей ненужных расходов.


Приложение № 1


Видеоролик «Что такое бюджет и как его составлять»


https://disk.yandex.ru/d/kwx5eTT-uqbneQ/Что%20такое%20бюджет%20и%20как%20его%20составлять%20(2-4%20классы).mp4


Приложение № 2

Карточки с началом пословиц



Не деньги богатство


Нелегко деньги нажить

Без нужды живет

Не деньги богатство


Нелегко деньги нажить

Без нужды живет

Не деньги богатство


Нелегко деньги нажить

Без нужды живет

Не деньги богатство


Нелегко деньги нажить

Без нужды живет

Не деньги богатство


Нелегко деньги нажить

Без нужды живет

Не деньги богатство


Нелегко деньги нажить

Без нужды живет

Не деньги богатство


Нелегко деньги нажить

Без нужды живет

Не деньги богатство


Нелегко деньги нажить

Без нужды живет






Приложение № 3

Набор слов для пословицы


Для 1 группы


Не


деньги

богатство

- бережливость

да

разум.



Для 2 группы


Нелегко


деньги

нажить,

а

легко

прожить.



Для 3 группы


Без


нужды

живет,

кто

деньги

бережет.












Приложение № 4


ЧЕК-ЛИСТ


Тема занятия: ____________________________________________


Деньги, которые члены семьи получают (зарплата, стипендия, пенсия, премии...) – это _____________________________________________________________________

Деньги, которые семья тратит (продукты, коммунальные услуги, одежда, оплата сотовой связи и т.д.) - это ______________________________________

Общий план семейных доходов и расходов - это ______________________________


Новые понятия:

Когда доходы превышают расходы - это ____________________ вид бюджета.


Когда доходы равны расходам - это _____________________________вид бюджета.


Когда расходы превышают доходы - это _______________________вид бюджета.


Деньги, которые откладываются каждый месяц, чтобы была возможность приобрести дорогостоящую покупку - это _____________________.

Статья в бюджете, в которую откладываются деньги, которыми можно воспользоваться при возникновении непредвиденных ситуаций - это _______________________________________.

Пример: _______________________________________________________________________________


Расходы, которые обеспечивают то, в чем семья нуждаемся в первую очередь, без чего она не может обойтись - это __________________________________.

Пример: ______________________________________________________________________________


Расходы на удовлетворение наших потребностей, связанных с получением удовольствия – это _________________________________________________.

Пример: _______________________________________________________________________________


СПОСОБЫ ЭКОНОМИИ:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



























Приложение № 5


ЧЕК-ЛИСТ


Тема занятия: «Бережливость лучше богатства»


Деньги, которые члены семьи получают (зарплата, стипендия, пенсия, премии...) – это доходы.

Д еньги, которые семья тратит (продукты, коммунальные услуги, одежда, оплата сотовой связи и т.д.) - это расходы.

Общий план семейных доходов и расходов - это семейный бюджет.


Н овые понятия:

Когда доходы превышают расходы - это профицитный вид бюджета.


К огда доходы равны расходам - это сбалансированный вид бюджета.


Когда расходы превышают доходы - это дефицитный вид бюджета.


Деньги, которые откладываются каждый месяц, чтобы была возможность приобрести дорогостоящую покупку - это накопления.

С татья в бюджете, в которую откладываются деньги, которыми можно воспользоваться при возникновении непредвиденных ситуаций - это непредвиденные расходы.

Пример: деньги на лекарства, неотложный ремонт, куртка вдруг зацепится за гвоздь и порвётся.

Р асходы, которые обеспечивают то, в чем семья нуждаемся в первую очередь, без чего она не может обойтись - это обязательные расходы.

П ример: продукты, одежда, коммунальные услуги, транспортные услуги.

Расходы на удовлетворение наших потребностей, связанных с получением удовольствия – это необязательные расходы.

Пример: новая компьютерная игра, новый телефон, билет в кино.


СПОСОБЫ ЭКОНОМИИ:


1. Составить список покупок перед походом в магазин.

(Покупайте по этому списку. Это убережёт от приобретения того, без чего семья может обойтись.)


2. Гасить свет и выключайте электроприборы, если ими никто не пользуется в этот момент.

(Счет за электроэнергию будет гораздо ниже. Замена обычных ламп на энергосберегающие поможет сэкономить немало денег.)


3. Принимать душ, а не ванну. Не лить попусту воду.


4. Покупать продукты в супермаркетах, предлагающих наибольшие скидки и низкие цены.


5. Внимательно читать кассовый чек.

(Если цена товара, пробитая в чеке, выше той, что указана на прилавке. Увидев ошибку, обязательно скажите кассиру. Магазин обязан продать товар по цене, указанной на ценнике).


6. Покупать подарки заранее, а не в последний момент.

(Дает возможность найти то, что нужно, по разумной цене, в том числе и на распродажах).





















Приложение № 6


Кейс № 1


Папа (работает): зарплата 50 тыс. руб. в месяц, получил премию 40 тыс. руб.

Мама (работает): зарплата 40 тыс. р. в месяц, получила премию 40 тыс. руб.

Бабушка (пенсионерка): пенсия 12 тыс. руб. в месяц., выиграла в лотерею
10 тыс. руб.

Сын (студент): стипендия 2 тыс. руб. в месяц, участвовал в проекте и получил
грант 30 тыс. р.

На текущие покупки тратили 65 тыс. руб. в месяц, на коммунальные
услуги, транспорт и лечение — 15 тыс. руб. в месяц. Купили холодильник за
45 тыс. руб. и компьютер за 60 тыс. руб. Отдых всех членов семьи обошёлся
в 200 тыс. руб.

Задание

1. Заполните в таблице столбик «Доходы».

2. Заполните в таблице столбик «Расходы».

3. Определите годовой бюджет семьи.


Доходы

Сумма

(тыс. руб.)

Расходы

Сумма

(тыс. руб.)

в месяц

в год

в месяц

в год





























































Итого:


Итого:







Кейс № 2


Папа (работает): зарплата 100 тыс. руб. в месяц, получил премию - 200 тыс.руб.

Мама (работает): зарплата 60 тыс. руб. в месяц.

Бабушка (пенсионер): пенсия 12 тыс. руб.

Сын (студент): стипендия 2 тыс. руб. в месяц., за участие в проекте получил грант 20 тыс. руб.

На текущие расходы (продукты, одежду, лечение) тратят за месяц 90 тыс. руб.;

за коммунальные услуги заплатили 10 тыс. руб. в месяц.; на транспортные расходы (проездные и бензин для автомобиля) уходит 20 тыс. руб. в месяц.

Отдых для всех членов семьи обошелся 400 ты. руб.

Сломался компьютер и семья приобрела новый за 30 тыс. руб.

И в этом году в связи с переменой места работы папы появилась необходимость в автомобиле, его приобрели за 2000 тыс. руб.

Задание

1. Заполните в таблице столбик «Доходы».

2. Заполните в таблице столбик «Расходы».

3. Определите годовой бюджет семьи.


Доходы

Сумма

(тыс. руб.)

Расходы

Сумма

(тыс. руб.)

в месяц

в год

в месяц

в год





























































Итого:


Итого:







Кейс № 3


Папа (работает): зарплата 100 тыс. руб. в месяц, получил премию - 202 тыс.руб.

Мама (работает): зарплата 60 тыс. руб. в месяц.

Бабушка (пенсионер): пенсия 12 тыс. руб.

Сын (студент): стипендия 2 тыс. руб. в месяц

На текущие расходы (продукты, одежду, лечение) тратят за месяц 105 тыс. руб.;

за коммунальные услуги заплатили 10 тыс. руб. в месяц.; на транспортные расходы (проездные и бензин для автомобиля) уходит 20 тыс. руб. в месяц.

Отдых для всех членов семьи обошелся 400 ты. руб.

Сломался компьютер и семья приобрела новый за 30 тыс. руб.

На оплату парковочного места для автомобиля уходит 12 тыс. руб. в месяц, оплата кружка робототехники для младшего брата составляет 8 тыс. руб. в месяц.


Задание

1. Заполните в таблице столбик «Доходы».

2. Заполните в таблице столбик «Расходы».

3. Определите годовой бюджет семьи.


Доходы

Сумма

(тыс. руб.)

Расходы

Сумма

(тыс. руб.)

в месяц

в год

в месяц

в год





























































Итого:


Итого:






























Приложение № 7

Кейс № 1


Папа (работает): зарплата 50 тыс. руб. в месяц, получил премию 40 тыс. руб.

Мама (работает): зарплата 40 тыс. р. в месяц, получила премию 40 тыс. руб.

Бабушка (пенсионерка): пенсия 12 тыс. руб. в месяц., выиграла в лотерею
10 тыс. руб.

Сын (студент): стипендия 2 тыс. руб. в месяц, участвовал в проекте и получил
грант 30 тыс. р.

На текущие покупки тратили 65 тыс. руб. в месяц, на коммунальные
услуги, транспорт и лечение — 15 тыс. руб. в месяц. Купили холодильник за
45 тыс. руб. и компьютер за 60 тыс. руб. Отдых всех членов семьи обошёлся
в 200 тыс. руб.

Задание

1. Заполните в таблице столбик «Доходы».

2. Заполните в таблице столбик «Расходы».

3. Определите годовой бюджет семьи.



Доходы

Сумма

(тыс. руб.)

Расходы

Сумма

(тыс. руб.)

в месяц

в год

в месяц

в год

Зарплата папы

50

600

Продукты, одежда

65

780

Премия папы


40

Зарплата мамы

40

480

Коммунальные услуги, транспорт, лечение

15

180

Премия мамы


40

Пенсия бабушки

12

144

Выигрыш


10

Холодильник


45

Стипендия сына

2

24

Компьютер


60

Грант сына


30

Отдых


200

Итого:

1368

Итого:

1265




+103


Кейс № 2


Папа (работает): зарплата 100 тыс. руб. в месяц, получил премию - 200 тыс.руб.

Мама (работает): зарплата 60 тыс. руб. в месяц.

Бабушка (пенсионер): пенсия 12 тыс. руб.

Сын (студент): стипендия 2 тыс. руб. в месяц., за участие в проекте получил грант 20 тыс. руб.

На текущие расходы (продукты, одежду, лечение) тратят за месяц 90 тыс. руб.;

за коммунальные услуги заплатили 10 тыс. руб. в месяц.; на транспортные расходы (проездные и бензин для автомобиля) уходит 20 тыс. руб. в месяц.

Отдых для всех членов семьи обошелся 400 ты. руб.

Сломался компьютер и семья приобрела новый за 30 тыс. руб.

И в этом году в связи с переменой места работы папы появилась необходимость в автомобиле, его приобрели за 2000 тыс. руб.

Задание

1. Заполните в таблице столбик «Доходы».

2. Заполните в таблице столбик «Расходы».

3. Определите годовой бюджет семьи.


Доходы

Сумма

(тыс. руб.)

Расходы

Сумма

(тыс. руб.)

в месяц

в год

в месяц

в год

Зарплата папы

100

1200

Продукты

Одежда, лечение

90

1080

Премия папы


200

Зарплата мамы

60

720

Коммунальные услуги

10

120

Пенсия бабушки

12

144

Транспорт

20

240

Стипендия брата

2

24

Отдых


400

Грант брата


20

Компьютер


30

Автомобиль


2000

Итого:

2308

Итого:

3 870




-1562

Кейс № 3


Папа (работает): зарплата 100 тыс. руб. в месяц, получил премию - 202 тыс.руб.

Мама (работает): зарплата 60 тыс. руб. в месяц.

Бабушка (пенсионер): пенсия 12 тыс. руб.

Сын (студент): стипендия 2 тыс. руб. в месяц

На текущие расходы (продукты, одежду, лечение) тратят за месяц 105 тыс. руб.;

за коммунальные услуги заплатили 10 тыс. руб. в месяц.; на транспортные расходы (проездные и бензин для автомобиля) уходит 20 тыс. руб. в месяц.

Отдых для всех членов семьи обошелся 400 ты. руб.

Сломался компьютер и семья приобрела новый за 30 тыс. руб.

На оплату парковочного места для автомобиля уходит 12 тыс. руб. в месяц, оплата кружка робототехники для младшего брата составляет 8 тыс. руб. в месяц.

Задание

1. Заполните в таблице столбик «Доходы».

2. Заполните в таблице столбик «Расходы».

3. Определите годовой бюджет семьи.


Доходы

Сумма

(тыс. руб.)

Расходы

Сумма

(тыс. руб.)

в месяц

в год

в месяц

в год

Зарплата папы

100

1200

Продукты

Одежда, лечение

105

1260

Премия папы


202

Зарплата мамы

60

720

Коммунальные услуги

10

120

Пенсия бабушки

12

144

Транспорт

20

240

Стипендия брата

2

24

Отдых


400




Компьютер


30




Оплата парковочного места

12

144




Оплата кружка робототехники

8

96

Итого:

2290

Итого:

2290









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!