План-конспект классного часа «Бережливость лучше богатства»
Вид деятельности обучающихся: внеурочная деятельность
Количество занятий по теме/ порядковый номер в теме: 4/3
Тип занятия: классный час
Технология: перевернутый класс, смешанное обучение.
Оборудование и/ или характеристика образовательной среды: интерактивная доска, компьютер, презентация, раздаточные материалы – карточки с началом пословиц (24 шт.), конверты со словами для составления пословиц по теме урока (3 шт.), кейсы (3 шт.), чек-листы (24 шт.), маркеры, калькуляторы.
Предварительный этап:
перед проведением занятия, ребята дома просматривают видеоролик (приложение № 1);
формируются группы из 8 человек;
при входе в кабинет ребятам раздаются карточки с началом пословиц (приложение № 2).
Организационно-мотивационный этап:
Распределение обучающихся на группы. Проверка готовности (правильно ли ребята поделились на группы). Приветствие.
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас необычный классный час. К нему вам пришлось подготовиться. Дома вы просмотрели видеоролик и прежде чем мы начнем обсуждение, сначала вам предстоит выполнить задание.
У каждой группы на столе лежит конверт с набором слов (приложение № 3). Пожалуйста, составьте из этих слов пословицы.
Обучающиеся из каждой группы составляют пословицы и зачитывают, что у них получилось.
Не деньги богатство — бережливость да разум.
Нелегко деньги нажить, а легко прожить.
Без нужды живет, кто деньги бережет.
Учитель предлагает обучающимся ответить на вопросы:
1. Какая мысль объединяет все эти пословицы? И как они связаны с тем, что вы изучали самостоятельно?
Ответ: что деньги нужно тратить с умом и семейный бюджет нужно обязательно планировать.
И сегодняшнего наш классный час называется «Бережливость лучше богатства».
В течение классного часа, вам необходимо будет в личных чек-листах фиксировать самое главное, продолжая фразы (приложение № 4, 5).
В первую очередь запишите тему сегодняшнего классного часа.
Этап входного контроля:
Задаются вопросы по материалу домашнего задания.
Теперь я хотела бы узнать, как вы поняли материал, который изучили.
Кто мне может ответить, почему одни люди, имея приличный доход, еле дотягивают до зарплаты, а другие, зарабатывая меньше, всегда при деньгах?
Ответ: значит они не умеют управлять своими деньгами.
Для того чтобы приобрести товар или заплатить за услуга, что нам необходимо иметь?
Ответ: деньги.
Откуда в семье берутся деньги?
Ответ: их можно заработать, получить от государства и т.д.
Как можно одним словом называть все деньги, которые есть у семьи?
Ответ: доход.
На что тратится доход?
Ответ: на питание, одежду, оплату коммунальных услуг и т.д.
Как называют все эти траты?
Ответ: расходы.
Как называют план семейных доходов и расходов?
Ответ: семейный бюджет.
Основной этап:
Слово «бюджет» произошло от старофранцузского слова «бугетт», означавшего кошелёк, сумку, кожаный мешок, мешек с деньгами. В бюджете указывают все планируемые статьи доходов и расходов. Ребята, допишите в чек-листах «семейный бюджет». Он помогает семье правильно рассчитать свои финансовые возможности и не оказаться «в долгах как в шелках». Чтобы составить проект бюджета семьи, нужно ответить на три вопроса: сколько денег у семьи имеется? как их правильно потратить? какие покупки надо сделать срочно, а какие отложить?
Бюджет можно представить в виде весов. На одну их чашу помещаем доходы, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши пришли в полное равновесие. А какие виды семейного бюджета бывают, мы сейчас узнаем.
Учитель раздаёт каждой группе кейс (приложение № 6, 7).
На основе результатов работы каждой из групп, в чек-листы записываются виды бюджета: профицитный (избыточный), сбалансированный и дефицитный.
У первой группы ДР. Что это означает?
Предложите, как семья может распорядиться лишними деньгами?
Обучающиеся предлагают варианты ответов (возможность приобретения в будущем дорогостоящих товаров, отсутствие необходимости брать деньги в долг для удовлетворения первостепенных потребностей).
Такой вид бюджета называется профицитным (избыточным). Запишите в чек-лист первый вид бюджета.
У второй группы Д=Р. Что это означает?
Обучающиеся предлагают варианты ответов (текущие расходы равны доходам, то есть семья живёт по средствам, а денег хватает на всё, что ей по карману).
И такой бюджет называется сбалансированным. Фиксируйте в чек-листах.
Но если каждый месяц тратить все деньги, то на большую покупку ни за что не накопить! И как же быть с расходами, которые делаются раз в год?
Для таких случаев в бюджете есть особая строка, которая называется «Накопления» или «Сбережения». Она тоже является «гирькой» расходов, а её «вес» зависит от возможностей семьи.
Семья может копить деньги на какую-то крупную покупку, например, на бытовую технику. Конечно, её можно купить и в кредит, но тогда она обойдётся дороже, потому что за кредит банк берёт дополнительную плату.
Статья «Накопления» (или «Сбережения») в бюджете должна быть обязательно. Даже если деньги и не откладываются на что-то конкретное.
Предусмотреть всё заранее невозможно, поэтому очень важно, чтобы в бюджете была статья «Непредвиденные расходы». Могут срочно понадобиться деньги на лекарства или неотложный ремонт. Или, к примеру, куртка вдруг зацепится за гвоздь и порвётся. Ходить в ней уже будет нельзя, и придётся покупать новую.
У третьей группы Д
Обучающиеся предлагают свои варианты ответов (это означает, что у семьи долги).
Бюджет называется дефицитным. Запишите данный вид.
Планируемые расходы не должны превышать доходов семьи. В противном случае образуются долги.
Деньги можно занять у родственников или знакомых, или взять кредит в банке. В любом случае деньги берутся на определённый срок и надо быть уверенным, что по истечении этого срока семья сможет вернуть деньги.
Избежать этого можно двумя способами:
Например, найти дополнительные источники дохода.
Ребята, предложите возможные дополнительные законные источники дохода семьи.
Обучающиеся предлагают свои варианты ответов (продажа неиспользуемых вещей, подработка сына – студента и т.д.)
А второй способ - сократить свои расходы.
Например, отказаться от лишних расходов, их еще называют необязательные.
Чтобы выявить какие расходы обязательные, а какие нет, выполним задание. От каждой группы по очереди к интерактивной доске будет выходить один участник и распределять расходы по корзинам.
Обучающиеся выполняют задание.
Также мы можем сократить свои расходы, если будем экономить.
Существует немало простых способов это сделать.
Устроим «Мозговой штурм». Обсудите в группах и запишите все варианты на рабочих листах, а потом по 2 способа от каждой команды мы запишем на доске. Правило этого задания: нужно будет поочерёдно записывать по одному способу, повторяться при этом нельзя.
После обсуждения, подходящие способы записываются в чек-листах.
Этап подведения итогов:
Учитель подводит итоги работы.
Ребята, давайте прочитаем, что мы с вами записали в чек-листах.
В завершение нашего занятия продолжите фразы:
На занятии я узнал (а) …
Интересным для меня было …
Полученные знания помогут мне …
Надеюсь, что наше занятие поможет вам стать более грамотными в вопросах бюджета семьи: теперь вы понимаете, что не все заработанные деньги можно потратить на свои желания, ведь у семьи есть еще много потребностей и обязанностей! Но вы поняли что, не зарабатывая пока денег, тоже можете помочь семье откладывать деньги на что-то задуманное, экономя и не прося у родителей ненужных расходов.
Приложение № 1
Видеоролик «Что такое бюджет и как его составлять»
https://disk.yandex.ru/d/kwx5eTT-uqbneQ/Что%20такое%20бюджет%20и%20как%20его%20составлять%20(2-4%20классы).mp4
Приложение № 2
Карточки с началом пословиц
Не деньги богатство | Нелегко деньги нажить | Без нужды живет |
Не деньги богатство | Нелегко деньги нажить | Без нужды живет |
Не деньги богатство | Нелегко деньги нажить | Без нужды живет |
Не деньги богатство | Нелегко деньги нажить | Без нужды живет |
Не деньги богатство | Нелегко деньги нажить | Без нужды живет |
Не деньги богатство | Нелегко деньги нажить | Без нужды живет |
Не деньги богатство | Нелегко деньги нажить | Без нужды живет |
Не деньги богатство | Нелегко деньги нажить | Без нужды живет |
Приложение № 3
Набор слов для пословицы
Для 1 группы
Не | деньги | богатство |
- бережливость | да | разум. |
Для 2 группы
Нелегко | деньги | нажить, |
а | легко | прожить. |
Для 3 группы
Без | нужды | живет, |
кто | деньги | бережет. |
Приложение № 4
ЧЕК-ЛИСТ
Тема занятия: ____________________________________________
Деньги, которые члены семьи получают (зарплата, стипендия, пенсия, премии...) – это _____________________________________________________________________
Деньги, которые семья тратит (продукты, коммунальные услуги, одежда, оплата сотовой связи и т.д.) - это ______________________________________
Общий план семейных доходов и расходов - это ______________________________
Новые понятия:
Когда доходы превышают расходы - это ____________________ вид бюджета.
Когда доходы равны расходам - это _____________________________вид бюджета.
Когда расходы превышают доходы - это _______________________вид бюджета.
Деньги, которые откладываются каждый месяц, чтобы была возможность приобрести дорогостоящую покупку - это _____________________.
Статья в бюджете, в которую откладываются деньги, которыми можно воспользоваться при возникновении непредвиденных ситуаций - это _______________________________________.
Пример: _______________________________________________________________________________
Расходы, которые обеспечивают то, в чем семья нуждаемся в первую очередь, без чего она не может обойтись - это __________________________________.
Пример: ______________________________________________________________________________
Расходы на удовлетворение наших потребностей, связанных с получением удовольствия – это _________________________________________________.
Пример: _______________________________________________________________________________
СПОСОБЫ ЭКОНОМИИ:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение № 5
ЧЕК-ЛИСТ
Тема занятия: «Бережливость лучше богатства»
Деньги, которые члены семьи получают (зарплата, стипендия, пенсия, премии...) – это доходы.
Д еньги, которые семья тратит (продукты, коммунальные услуги, одежда, оплата сотовой связи и т.д.) - это расходы.
Общий план семейных доходов и расходов - это семейный бюджет.
Н овые понятия:
Когда доходы превышают расходы - это профицитный вид бюджета.
К огда доходы равны расходам - это сбалансированный вид бюджета.
Когда расходы превышают доходы - это дефицитный вид бюджета.
Деньги, которые откладываются каждый месяц, чтобы была возможность приобрести дорогостоящую покупку - это накопления.
С татья в бюджете, в которую откладываются деньги, которыми можно воспользоваться при возникновении непредвиденных ситуаций - это непредвиденные расходы.
Пример: деньги на лекарства, неотложный ремонт, куртка вдруг зацепится за гвоздь и порвётся.
Р асходы, которые обеспечивают то, в чем семья нуждаемся в первую очередь, без чего она не может обойтись - это обязательные расходы.
П ример: продукты, одежда, коммунальные услуги, транспортные услуги.
Расходы на удовлетворение наших потребностей, связанных с получением удовольствия – это необязательные расходы.
Пример: новая компьютерная игра, новый телефон, билет в кино.
СПОСОБЫ ЭКОНОМИИ:
1. Составить список покупок перед походом в магазин.
(Покупайте по этому списку. Это убережёт от приобретения того, без чего семья может обойтись.)
2. Гасить свет и выключайте электроприборы, если ими никто не пользуется в этот момент.
(Счет за электроэнергию будет гораздо ниже. Замена обычных ламп на энергосберегающие поможет сэкономить немало денег.)
3. Принимать душ, а не ванну. Не лить попусту воду.
4. Покупать продукты в супермаркетах, предлагающих наибольшие скидки и низкие цены.
5. Внимательно читать кассовый чек.
(Если цена товара, пробитая в чеке, выше той, что указана на прилавке. Увидев ошибку, обязательно скажите кассиру. Магазин обязан продать товар по цене, указанной на ценнике).
6. Покупать подарки заранее, а не в последний момент.
(Дает возможность найти то, что нужно, по разумной цене, в том числе и на распродажах).
Приложение № 6
Кейс № 1
Папа (работает): зарплата 50 тыс. руб. в месяц, получил премию 40 тыс. руб.
Мама (работает): зарплата 40 тыс. р. в месяц, получила премию 40 тыс. руб.
Бабушка (пенсионерка): пенсия 12 тыс. руб. в месяц., выиграла в лотерею
10 тыс. руб.
Сын (студент): стипендия 2 тыс. руб. в месяц, участвовал в проекте и получил
грант 30 тыс. р.
На текущие покупки тратили 65 тыс. руб. в месяц, на коммунальные
услуги, транспорт и лечение — 15 тыс. руб. в месяц. Купили холодильник за
45 тыс. руб. и компьютер за 60 тыс. руб. Отдых всех членов семьи обошёлся
в 200 тыс. руб.
Задание
1. Заполните в таблице столбик «Доходы».
2. Заполните в таблице столбик «Расходы».
3. Определите годовой бюджет семьи.
Доходы | Сумма (тыс. руб.) | Расходы | Сумма (тыс. руб.) |
в месяц | в год | в месяц | в год |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Итого: | | Итого: | |
| | | |
Кейс № 2
Папа (работает): зарплата 100 тыс. руб. в месяц, получил премию - 200 тыс.руб.
Мама (работает): зарплата 60 тыс. руб. в месяц.
Бабушка (пенсионер): пенсия 12 тыс. руб.
Сын (студент): стипендия 2 тыс. руб. в месяц., за участие в проекте получил грант 20 тыс. руб.
На текущие расходы (продукты, одежду, лечение) тратят за месяц 90 тыс. руб.;
за коммунальные услуги заплатили 10 тыс. руб. в месяц.; на транспортные расходы (проездные и бензин для автомобиля) уходит 20 тыс. руб. в месяц.
Отдых для всех членов семьи обошелся 400 ты. руб.
Сломался компьютер и семья приобрела новый за 30 тыс. руб.
И в этом году в связи с переменой места работы папы появилась необходимость в автомобиле, его приобрели за 2000 тыс. руб.
Задание
1. Заполните в таблице столбик «Доходы».
2. Заполните в таблице столбик «Расходы».
3. Определите годовой бюджет семьи.
Доходы | Сумма (тыс. руб.) | Расходы | Сумма (тыс. руб.) |
в месяц | в год | в месяц | в год |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Итого: | | Итого: | |
| | | |
Кейс № 3
Папа (работает): зарплата 100 тыс. руб. в месяц, получил премию - 202 тыс.руб.
Мама (работает): зарплата 60 тыс. руб. в месяц.
Бабушка (пенсионер): пенсия 12 тыс. руб.
Сын (студент): стипендия 2 тыс. руб. в месяц
На текущие расходы (продукты, одежду, лечение) тратят за месяц 105 тыс. руб.;
за коммунальные услуги заплатили 10 тыс. руб. в месяц.; на транспортные расходы (проездные и бензин для автомобиля) уходит 20 тыс. руб. в месяц.
Отдых для всех членов семьи обошелся 400 ты. руб.
Сломался компьютер и семья приобрела новый за 30 тыс. руб.
На оплату парковочного места для автомобиля уходит 12 тыс. руб. в месяц, оплата кружка робототехники для младшего брата составляет 8 тыс. руб. в месяц.
Задание
1. Заполните в таблице столбик «Доходы».
2. Заполните в таблице столбик «Расходы».
3. Определите годовой бюджет семьи.
Доходы | Сумма (тыс. руб.) | Расходы | Сумма (тыс. руб.) |
в месяц | в год | в месяц | в год |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Итого: | | Итого: | |
| | | |
Приложение № 7
Кейс № 1
Папа (работает): зарплата 50 тыс. руб. в месяц, получил премию 40 тыс. руб.
Мама (работает): зарплата 40 тыс. р. в месяц, получила премию 40 тыс. руб.
Бабушка (пенсионерка): пенсия 12 тыс. руб. в месяц., выиграла в лотерею
10 тыс. руб.
Сын (студент): стипендия 2 тыс. руб. в месяц, участвовал в проекте и получил
грант 30 тыс. р.
На текущие покупки тратили 65 тыс. руб. в месяц, на коммунальные
услуги, транспорт и лечение — 15 тыс. руб. в месяц. Купили холодильник за
45 тыс. руб. и компьютер за 60 тыс. руб. Отдых всех членов семьи обошёлся
в 200 тыс. руб.
Задание
1. Заполните в таблице столбик «Доходы».
2. Заполните в таблице столбик «Расходы».
3. Определите годовой бюджет семьи.
Доходы | Сумма (тыс. руб.) | Расходы | Сумма (тыс. руб.) |
в месяц | в год | в месяц | в год |
Зарплата папы | 50 | 600 | Продукты, одежда | 65 | 780 |
Премия папы | | 40 |
Зарплата мамы | 40 | 480 | Коммунальные услуги, транспорт, лечение | 15 | 180 |
Премия мамы | | 40 |
Пенсия бабушки | 12 | 144 |
Выигрыш | | 10 | Холодильник | | 45 |
Стипендия сына | 2 | 24 | Компьютер | | 60 |
Грант сына | | 30 | Отдых | | 200 |
Итого: | 1368 | Итого: | 1265 |
| | | +103 |
Кейс № 2
Папа (работает): зарплата 100 тыс. руб. в месяц, получил премию - 200 тыс.руб.
Мама (работает): зарплата 60 тыс. руб. в месяц.
Бабушка (пенсионер): пенсия 12 тыс. руб.
Сын (студент): стипендия 2 тыс. руб. в месяц., за участие в проекте получил грант 20 тыс. руб.
На текущие расходы (продукты, одежду, лечение) тратят за месяц 90 тыс. руб.;
за коммунальные услуги заплатили 10 тыс. руб. в месяц.; на транспортные расходы (проездные и бензин для автомобиля) уходит 20 тыс. руб. в месяц.
Отдых для всех членов семьи обошелся 400 ты. руб.
Сломался компьютер и семья приобрела новый за 30 тыс. руб.
И в этом году в связи с переменой места работы папы появилась необходимость в автомобиле, его приобрели за 2000 тыс. руб.
Задание
1. Заполните в таблице столбик «Доходы».
2. Заполните в таблице столбик «Расходы».
3. Определите годовой бюджет семьи.
Доходы | Сумма (тыс. руб.) | Расходы | Сумма (тыс. руб.) |
в месяц | в год | в месяц | в год |
Зарплата папы | 100 | 1200 | Продукты Одежда, лечение | 90 | 1080 |
Премия папы | | 200 |
Зарплата мамы | 60 | 720 | Коммунальные услуги | 10 | 120 |
Пенсия бабушки | 12 | 144 | Транспорт | 20 | 240 |
Стипендия брата | 2 | 24 | Отдых | | 400 |
Грант брата | | 20 | Компьютер | | 30 |
Автомобиль | | 2000 |
Итого: | 2308 | Итого: | 3 870 |
| | | -1562 |
Кейс № 3
Папа (работает): зарплата 100 тыс. руб. в месяц, получил премию - 202 тыс.руб.
Мама (работает): зарплата 60 тыс. руб. в месяц.
Бабушка (пенсионер): пенсия 12 тыс. руб.
Сын (студент): стипендия 2 тыс. руб. в месяц
На текущие расходы (продукты, одежду, лечение) тратят за месяц 105 тыс. руб.;
за коммунальные услуги заплатили 10 тыс. руб. в месяц.; на транспортные расходы (проездные и бензин для автомобиля) уходит 20 тыс. руб. в месяц.
Отдых для всех членов семьи обошелся 400 ты. руб.
Сломался компьютер и семья приобрела новый за 30 тыс. руб.
На оплату парковочного места для автомобиля уходит 12 тыс. руб. в месяц, оплата кружка робототехники для младшего брата составляет 8 тыс. руб. в месяц.
Задание
1. Заполните в таблице столбик «Доходы».
2. Заполните в таблице столбик «Расходы».
3. Определите годовой бюджет семьи.
Доходы | Сумма (тыс. руб.) | Расходы | Сумма (тыс. руб.) |
в месяц | в год | в месяц | в год |
Зарплата папы | 100 | 1200 | Продукты Одежда, лечение | 105 | 1260 |
Премия папы | | 202 |
Зарплата мамы | 60 | 720 | Коммунальные услуги | 10 | 120 |
Пенсия бабушки | 12 | 144 | Транспорт | 20 | 240 |
Стипендия брата | 2 | 24 | Отдых | | 400 |
| | | Компьютер | | 30 |
| | | Оплата парковочного места | 12 | 144 |
| | | Оплата кружка робототехники | 8 | 96 |
Итого: | 2290 | Итого: | 2290 |
| | | |