СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого классного часа в форме игры на тему "Безопасный интернет"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровые моменты вызывают интерес к процессу обучения, в том числе и в воспитательной деятельности. Делают умственную работу более продуктивной. У школьников велика потребность в игре, она необходима им для развития воображения, инициативы, творчества.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого классного часа в форме игры на тему "Безопасный интернет"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Буйнакска»























Классный час

(игра-викторина)

на тему:



«Интернет- безопасность»















Подготовили и провели:

Заместитель директора по КБ,

учитель информатики Ахмедов М.М.

Заместитель директора по ИКТ

Халимбеков Т.Т.















г. Буйнакск

2022 г.





Классный час в форме игры “Игра- викторина”

по теме «Интернет-безопасность»

Игровые моменты вызывают интерес к процессу обучения, в том числе и в воспитательной деятельности. Делают умственную работу более продуктивной. У школьников велика потребность в игре, она необходима им для развития воображения, инициативы, творчества.

В игре участвуют две команды учащихся по равному количеству человек. Правила озвучиваются учителем во время проведения игры.

Форма классного часа: обобщающее занятие – игра с просмотром видеоролика с видеохостинговой компании YouTube.

Целевая аудитория: 9-10 класс

Цель: Обеспечение информационной безопасности учащихся путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-коммуникационной среде.

Задачи классного часа:

Образовательные:

  • Обобщение и расширение ранее полученных знаний.

  • Научить учащихся критически относиться к информационной продукции, распространяемой в сети Интернет; Уметь отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную информацию от безопасной; Избегать навязывания информации, способной причинить вред здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации учащихся; Распознавать признаки злоупотребления неопытностью и доверчивостью учащихся, попытки вовлечения их в противоправную деятельность;

  • Сформировать знание норм и правил поведения в сети Интернет.

  • Формирование представления об угрозах безопасности при работе в Интернете.

Развивающие:

  • Развитие коммуникативных способностей детей.

  • Развитие умений выступления перед аудиторией.

  • Повышение общеобразовательного уровня, уровня владения наукой.

Воспитательные:

  • Привитие навыков культурного общения.

  • Развитие творческой активности учащихся, самостоятельности, коллективизма.

  • Воспитание чувства личной ответственности за общее дело.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Продолжительность: 30 минут

Оборудование:

  • два ноутбука,

  • таблица протокола на доске для подсчета очков,

  • интерактивная доска (2 шт),

  • грамоты:

  • Колонки (2 шт)

  • Телефона 2 (шт)

Предварительная подготовка:

  • подбор соответствующих изображений и использование их для подготовки пазлов;

  • подготовка наградных материалов.



Ход классного часа.

Добрый день, ребята. Сегодня у нас необычный классный час. Пройдет он в форме игры викторины. Будут соревноваться две команды. Команда 10 класса «Касперский» и сборная команда учеников 9 классов «Доктор WEB». Итак, начнём игру.

Но для начала нам надо узнать о чем мы с вами будем говорить… Предлагаю провести первый раунд… Он нам и поможет определить тему классного часа.

Раунд «Тематический»

Р азные задания для капитанов команд. Команды получают 1 балл – за правильное название изображений и 1 балл.













Ответ: Интернет браузеры

: Яндекс, Opera, Google Chrome,  Internet Explorer.

























Ответ: Иконки социальных сетей мессенджеров:

Одноклассники, ВКонтакте, Телеграмм, Whatsapp

Задание для всей команды. Тест за ноутбуками для всех участников (10 вопросов): команды отвечают на вопросы. Время 5 минут.

Итак, команды! Ребята. У одной команды названия интернет браузеры, а у другой иконки социальных сетей и мессенджеров…. Что же их всех связывает, и о чем мы с Вами будем сегодня говорить? (ученики предлагают)

Верно, ребята, мы сегодня будем говорить об интернете. А зачем он нам нужен? Чего больше: пользы или вреда? (ученики рассуждают)

Живя в современном мире, многие из нас уже не представляют его без интернета — этой огромной, охватывающей весь мир информационной сети. Но интернет — это не только доступ к информации, не менее широкие возможности он предоставляет для общения, ведения бизнеса, оплаты всевозможных услуг и прочее, и прочее. Об интернете знают все, но лишь поверхностно, а вот многие удивительные факты об этом замечательном изобретении остаются для большинства его пользователей неизвестными. Некоторые из этих фактов я буду Вам сегодня приводить.

Игра-викторина «Безопасный интернет»

Перед вами игра по безопасному поведению в интернете. В ходе игры вы проверите свои знания по этой теме. И наверняка узнаете что-то новое.

Скорее читайте правила и давайте играть!

Правила игры

Выбираете иконку. За ней прячется вопрос. Нажимаете на него и отвечаете на вопрос.

За каждый правильный ответ ставьте себе 1 балл.

Для переключения слайдов, пользуйтесь кнопками

Чтобы проверить правильность ответа, надо нажать на сам ответ

Вопросы игры-викторины

    1. Что вы нарушаете, выдавая за свою информацию, скачанную из интернета (статью, презентацию)

  • Ничего, все так делают

  • Моральные законы

  • Авторское право

Пояснение. Можно копировать информацию из Интернета для личного использования, но присваивать авторство этой информации запрещено.

Например, при использовании материала в своей презентации необходимо указать источник.

Неразрешенное использование материала может привести к административному взысканию в судебном порядке, а также иметь прочие правовые последствия.

2. Чего ни в коем случае не стоит делать, если вам в сообщении пришла ссылка или вложение от незнакомца

  • Удалять это сообщение

  • Спрашивать в ответ что это такое

  • Переходить по этой ссылке или открывать вложение

Пояснение. Никогда не переходи по ссылкам и не открывай вложений от неизвестных людей. В них могут содержаться вирусы. Лучше такое письмо сразу удалить.

С осторожностью относись к таким письмам от друзей. Лучше скопировать ссылку в буфер обмена и вставить браузер.

3. Почему приложения в социальных сетях могут быть опасны?

  • В них могут содержаться вирусы или ошибки

  • Они запрашивают слишком много разрешений

  • Они часто присылают уведомления

Пояснение. В приложениях могут появиться ошибки, с помощью которых злоумышленники могут взломать страницу или распространять вирусы

4. Какой информацией не стоит делиться в социальных сетях, чтобы не стать жертвой воров и вымогателей

  • Фото из окна квартиры, планы на отпуск, личной информацией

  • Имена родственников

  • Интересными страницами и ссылками

Пояснение. Фотографии, сделанные из окна квартиры, фото дорогих вещей (телефон, бытовая техника), подробное описание планов на отпуск или выходные с указанием времени – отличная информация для воров и вымогателей.

5. Что такое спам?

  • Почтовый сервис, с его помощью можно отправлять письма

  • Массовая рассылка нежелательных сообщений электронной почты. Может содержать черви

  • Программа, с помощью которой можно делиться файлами

Пояснение. Спам – это навязчивая реклама. Она рассылается всем подряд. С ее помощью распространяются вирусы.

На спам не стоит отвечать и тем более проходить по ссылкам, которые там вложены. Такое письмо лучше всего удалить, не открывая.



6. Каким образом за нами следит наш собственный смартфон?

  • В него производителем встроена шпионская программа

  • Телефон «запоминает» где и что мы фотографировали, с кем и на каких сайтах общались

  • Это миф. Телефон не может шпионить за своим владельцем

Пояснение. Современные смартфоны также способны постоянно отслеживать наше местоположение с помощью функции «геолокация». Поэтому ее лучше отключать. В целях безопасности не стоит указывать место, где была сделана фотография при размещении ее в социальных сетях.

7. Лучшее средство для защиты от вирусов – это:

  • Лицензионная операционная система

  • Лицензионная антивирусная программа

  • Любая бесплатная антивирусная программа

Пояснение. Операционная система, даже лицензионная, не защищает от вирусов. А бесплатная антивирусная программа распознает не все вирусы. Лицензионная программа постоянно обновляет свои базы, благодаря чему она может распознавать и уничтожать новые вирусы

8. Что означает тот факт, что после поиска информации, например, о собаках, на следующий день на любых страницах в интернете вы видите рекламу, связанную с собаками?

  • Ничего не значит, это совпадение

  • Просто браузер запомнил то, что я искал

  • Это означает, что за всеми пользователями в интернете осуществляется слежка. В данном случае с рекламно-маркетинговыми целями

Пояснение. На самом деле в интернете за всеми пользователями ведется наблюдение. Оно может быть безобидным, например, с целью рекламы. Этим занимаются маркетинговые агентства. А могут следить спецслужбы, например, с целью выявления людей, распространяющих экстремистские материалы.

9. Как лучше поступить, если тебе пишут оскорбительные сообщения?

  • Написать оскорбление в ответ

  • Заблокировать обидчика или пожаловаться администратору. Сказать об этом взрослым

  • Попытаться выяснить, зачем этот человек пишет тебе оскорбления

Пояснение. Ни в коем случае не отвечайте оскорблениями на оскорбления. Единичный случай можно просто проигнорировать.

Выяснять, зачем так человек делает тоже не стоит. Это бесполезно. Лучше внести обидчика в «черный список»



10. Чем может быть опасно виртуальное общение с незнакомыми людьми?

  • Под незнакомцем может скрываться твой друг, который хочет подшутить над тобой

  • Собеседник может оказаться не тем, за кого себя выдает

  • Собеседник захочет встретиться с тобой лично

Пояснение. Последствиями общения с такими личностями могут быть следующие:

Втягивание в секту;

Потеря всех или части денег;

Разглашение личной информации (пароли, переписка, личная жизнь)

Попытки насилия со стороны интернет-знакомого (при встрече в реальности)

11. Что следует предпринять, если вы чувствуете, что за вами следят в интернете?

  • В первую очередь просканировать компьютер антишпионской программой

  • Поменять пароли в социальных сетях и почтовом ящике

  • Сказать о своих подозрениях родителям

Пояснение. На следующем этапе удалите свои страницы в социальных сетях. Скрытие страниц или изменение настроек конфиденциальности будет недостаточно.

Заведите новый почтовый ящик взамен старого.



12. Что такое кейлоггер?

  • Игровая клавиатура

  • Антихакерская программа

  • Клавиатурный шпион для кражи паролей

Пояснение. Эти программы перехватывают вводимую пользователями информацию и отсылают по адресу, указанному мошенниками.

Некоторые из таких программ активизируются только при посещении соответствующих сайтов: магазины, страницы онлайн-платежей и т.п.

13. Нужно ли просить у своих одноклассников разрешение, чтобы выложить фото с ними в интернете?

  • Да, нужно письменное разрешение

  • Нет, это не обязательно

  • Да, можно устное разрешение

Пояснение. Обязательно спрашивайте согласие. Об этом говорит статья 152.1 ГК РФ. Охрана изображения гражданина.

В противном случае человек может потребовать удалить эту фотографию.

14. Для чего используется брандмауэр?

  • Для защиты от вирусов

  • Для отслеживания подозрительных соединений, блокировки портов, ненужных для работы

  • Для поиска информации в интернете

Пояснение. Брандмауэр (или Firewall) – это программный комплекс, который служит для защиты компьютера от взлома хакерами, а также всевозможных вирусов и «троянов». Благодаря данной системе повышается степень безопасности работы в сети и отражаются многие атаки на компьютер за счёт фильтрации некоторых информационных пакетов. Именно поэтому настоятельно рекомендуется не отключать брандмауэр.

15. К чему может привести интернет-зависимость?

  • К потере денег, т.к. быстро заканчивается интернет-трафик

  • У человека теряется способность адекватно воспринимать ситуацию, принимать решения

  • К потере друзей

Пояснение. Это актуально для детей и взрослых, которые игнорируют работу, учебу, своих близких.

Человек впадает в панику, если не может проверить почту, обновить ленту в социальных сетях или ответить на сообщения.

Человек практически полностью теряет волю и не может отказаться от интернета.



16. Как правильно поступить, если на экране устройства появилось окно с требованием заплатить штраф за незаконное скачивание информации?

  • Закрыть страницу с этой надписью и проверить устройство на вирусы

  • Заплатить штраф по указанному адресу

  • Пройти по ссылкам, которые указаны в сообщении

Пояснение. Это обыкновенный шантаж. Требование заплатить штраф за скачивание информации или посещение каких-либо ресурсов – явный признак мошенничества.

Правоохранительные органы в подобных случаях действуют иначе: заводится дело о правонарушении, высылается повестка.



17. Нужно ли соблюдать в интернете правила вежливости?

  • Конечно, как и в реальной жизни

  • Только с друзьями

  • Нет, в интернете это необязательно

Пояснение. В интернете действуют такие же правила, как и в реальной жизни.

Существует такой термин – НЕТИКЕТ. Это свод правил для общения в Сети, ведения переписок, обмена мнениями, знаниями и прочее.

Помни, что в интернете находятся такие же люди, как и ты. Кому приятно общаться с грубияном?



18. К чему может привести бездумное выкладывание своих фото на странице в социальной сети?

  • Страница станет популярной

  • Эти фотографии могут использовать в своих целях злоумышленники

  • Будут удаляться друзья

Пояснение. Не пиши свое настоящее имя и фамилию, обычно принято писать ник. При регистрации не указывай свои ФИО, можно написать вымышленные.



19. Какое правило необходимо соблюдать при общении в чатах и форумах?

  • Использовать ник, а при регистрации – вымышленные ФИО

  • Со всеми здороваться

  • Обязательно делиться своим мнением

Пояснение. При общении в чатах и форумах не раскрывай свои настоящие ФИО. Всегда пользуйся ником. При регистрации укажи вымышленные данные. Помни о правилах вежливости.



20. Что можно сделать, чтобы тебе не писали незнакомые люди и не оставляли оскорбительных комментариев?

  • Отслеживать оскорбительные сообщения и комментарии и сразу их удалять

  • Не выкладывать фото на своей странице

  • Сделать профиль закрытым, чтобы твою страницу могли видеть только твои друзья

Пояснение. В настройках приватности сделай свой профиль таким, чтобы его могли просматривать только твои друзья.

И разреши только твоим друзьям оставлять комментарии к твоим фото и записям.



21. Как следует поступить, если к тебе в друзья хочет добавиться незнакомый человек

  • Зайти на его страницу. Если нет ничего подозрительного, то можно добавить в друзья

  • Отклонить приглашение

  • Спросить кто он (она) и что ему (ей) надо

Пояснение. Не стоит добавлять незнакомых тебе людей, особенно если они не объясняют причины, почему хотят с тобой дружить.



22. Как поступить, если участник одной из групп в социальных сетях просит тебя выполнить какие-либо действия во вред себе, а на твой отказ угрожают тебе и твоим родным?

  • Пожаловаться на группу и на тех, кто пишет. Рассказать взрослым

  • Заблокировать тех, кто пишет или отправить их в черный список

  • Выйти из этой группы

Пояснение. Лучше всего в этой ситуации пожаловаться администрации социальной сети на группу и на тех участников, кто угрожает или заставляет причинить вред себе или другим. А потом можно заблокировать или отправить в черный список.

Такие угрозы, как правило, лишь пустые слова. На самом деле обидчики ничего сделать не могут. Такие действия можно пресечь с помощью правоохранительных органов.



23. Как следует поступить, если на сайте появилось всплывающее окно с предложением пройти по ссылке?

  • Пройти по указанной ссылке, чтобы оно больше не появлялось

  • Закрыть это окно

  • Перезапустить браузер

Пояснение. Всплывающие окна лучше всего игнорировать.

А чтобы они не появлялись надо установить брандмауэр и антивирусную программу с блокировкой рекламы.



24. Как следует относиться к любой размещаемой в интернете информации?

  • Ей можно доверять

  • Полезной информацией нужно делиться

  • К ней нужно относиться критически: не стоит слепо верить всему

Пояснение. Не доверяй всему тому, что пишут в интернете. Если хочешь воспользоваться информацией, то ее надо сначала проверить.

25. Какой пароль считается надежным?

  • Состоящий из не менее 8 символов, включая буквы, цифры и другие символы

  • Состоящий из латинских букв и цифр

  • Состоящий из не менее 8 цифр

Пояснение. Именно такой пароль труднее взломать. Желательно, чтобы буквы были разного регистра (прописные и строчные)

26. Как можно защититься от кражи пароля в интернете?

  • Набрать пароль, а потом в настройках его поменять

  • Набрать пароль в документе Word или блокноте, скопировать и вставить в окно «пароль»

  • Разрешить браузеру запомнить пароль, чтобы больше не пришлось его вводить

Пояснение. Это защитит тебя от клавиатурного шпиона.

А вот браузеру лучше не разрешать запоминать пароль. Особенно на чужом компьютере. Если компьютер не защищен антихакерской программой, то злоумышленники могут похитить ваши данные.

27. Чем могут быть опасны общедоступные сети Wi-Fi?

  • Можно подцепить вирус

  • За тобой могут установить слежку

  • Через Wi-Fi можно украсть пароль, пин-код, логин и другую личную информацию

Пояснение. Через Wi-Fi передается вся информация, находящаяся на вашем устройстве. В телефоне лучше отключить функцию автоматического подключения к Wi-Fi.

28. Как можно защитить свой игровой аккаунт?

  • Устанавливать только официальные патчи и моды, не указывать в профиле личную информацию

  • Чаще менять пароль и логин

  • Не ссорится с другими игроками

Пояснение. Кроме того, не стоит отключать антивирус во время игры.

Если кто-то из игроков ведет себя плохо, то пожалуйся администратору и заблокируй в списке игроков.

29. Что может сделать администратор, если пользователь нарушает правила группы/форума?

  • Вынести предупреждение

  • Удалить аккаунт, «забанить»

  • Прислать файл с вирусами

Пояснение. Как правило в группах в социальных сетях и на форумах имеются определенные правила, которые указаны в отдельном сообщении.

Злостных нарушителей правил наказывает администратор группы или форума



30. За распространение какой информации в интернете могут наказать?

  • Экстремистские материалы, призывы к расизму

  • Сплетни о знакомых

  • Недостоверной информации о себе

Пояснение. В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 114-ФЗ от 25.07.2002 «О противодействии экстремистской деятельности» на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, запрещается разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, унижения достоинства человека в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а также их производство и хранение в целях распространения.

За эти действия предусмотрена административная либо уголовная ответственность.



Рефлексия:

Давайте подведем итоги нашего мероприятия. Сейчас каждый запишет на интерактивной доске по одному «плюсу» или «минусу» интернета.

Возможные ответы учащихся:

Плюсы интернета

1. Быстрый обмен информацией

2. Общение в реальном времени

3. Быстрый доступ к любой информации

4. Широкие возможности интернета

Минусы интернета

1. Мы стали меньше общаться вживую

2. Падает уровень образования

3. Дезинформация



Число подключенных к интернету устройств растет громадными темпами. В 2020 году количество компьютеров, смартфонов и прочих подключенных к сети устройств составляло около 8 миллиардов, в 2022 году это число может вырасти в 2 раз за счет быстро развивающихся IoT-технологий.

Интернет несет читателю тонны мусора и крупинки золотого песка, и умение выбрать самое интересное становится весьма востребованным талантом.

Марта Кетро, современная российская писательница

Ребята, желаю, чтобы интернет был Вам другом и помощником, а не врагом. Пользуйтесь им с умом.

До новых встреч!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!