СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока по математике "Координатная плоскость" 6 класс.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок позволяет закрепить знания по данной теме и расширить кругозор учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по математике "Координатная плоскость" 6 класс.»

Разработка открытого урока по математике. 6 класс

Тема: Координатная плоскость. (учитель Кретинина Ю.М.)

Цель урока:
Отрабатывать умение строить координатные оси, отмечать точку по заданным ее координатам, определять координаты точки, отмеченной на координатной плоскости; развивать интерес к изучению математики.


Задачи:
образовательная:
углубление и систематизация теоретических знаний, отработка умений и навыков при построении фигур с помощью точек координат;
развивающая:
развитие умения строить координатные оси, отметить точку по заданным координатам, определять координаты точки, отмеченной на координатной плоскости;

воспитательная:

воспитание активности;

побуждение познавательного интереса;

воспитание настойчивости в достижении цели.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята!

Парты составлены попарно на 5 групп. На каждой – листы

I четверть, II четверть, III четверть, IV четверть.

Для пятой группы названия нет (учащиеся должны сами, определить, по какому принципу составлена их группа). На столе разложить карточки, дети поочередно вытягивают карточки и садятся на свои места.
Учащимся предлагается карточки с координатами точек вида (-1;3), (1;11), (-5;-45),(45;-1) (в каждой группе по 5 учеников). Учащимся пятой группы (наиболее сильные учащиеся) необходимо раздать карточки типа (1;0), (0;-4), (-5;0), (0;-11) (соответственно их группа имеет название: «точки, лежащие на координатных осях») 
После определения учащихся в группы необходимо задать вопрос: «Почему вы вместе?» 
- мы точки I четверти;

- мы точки II четверти;

- мы точки III четверти;

- мы точки IV четверти;

- мы точки, лежащие на координатных осях – эта группа сегодня назначается моими помощниками, вы будете следить за ответами своей группы и помогать им в случае затруднений.



(ставим в листы +)


Начать урок я хочу с вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле? (выслушиваются варианты ответов учеников).

Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал, известный учёный Аль – Бируни, преуспевший в самых разных областях научных знаний своей эпохи, говорил и писал на пяти-шести языках и готов был учиться до самого конца жизни.



«Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит». (Слайд 1).

Пусть эти слова станут девизом нашего урока. А, теперь ребята, давайте улыбнемся друг другу и настроимся на хорошую плодотворную работу. (Слайд 2 Я желаю вам сегодня на уроке удачи, новых открытий и точных построений.

  1. Актуализация опорных знаний.

  1. Устная работа

Начнем наш урок с вопросов, на которые отвечает каждая группа в отдельности, а

На столах в каждой группе лежит лист с заданиями на устную работу. Учащимся предлагается обсудить вопросы и ответы на них в группе, а затем учитель работает фронтально с классом. 
Вопросы: (Слайд 3)

1.Как называются две координатные прямые в системе координат? 
(оси) 
2. Как проводят координатные прямые на плоскости? 
(перпендикулярно) 
3. Как называется точка пересечения координатных осей? 
(начало) 
4. Как называется вертикальная ось? Ось… 
(ординат) 
5. Как называется горизонтальная ось? Ось… 
(абсцисс) 
6. Как называются числа, характеризующие местоположение точки в координатной плоскости? 
( координаты) 
7. Как называются части, на которые поделена координатная плоскость? 
(четверти) 

(ставим в листы +)


3.Контроль понимания изученного.

Итак, ребята! Кто определил и скажет тему нашего урока? Каковы цели и задачи? (открыли тетради записали число и тему урока слайд4 )



Сегодня на уроке мы с вами продолжим работу по применению координат и координатной плоскости. 
1.Практическая работа (слайд5) (читать задание)
На острове Сокровищ была пещера, в которой капитан Флинт спрятал свои сокровища. Вход в пещеру был тщательно замаскирован. Пред смертью капитан решил оставить для потомков зашифрованное письмо – описание пути, ведущего к кладу и место где он спрятан. Поскольку старый пират получил в своё время неплохое образование, он решил для своих целей воспользоваться методом координат. Он взял карту острова, нарисовал на ней оси координат и выбрал единичный отрезок. В общем, сделал всё как положено. 
Чтобы определить, в каком месте находится клад, вам необходимо выполнить следующее задание: 

 А). Определить, что является ориентиром для местонахождения клада. 
Для этого выполните рисунок по заданным координатам точек. 
1 группа: 1 линия: (-2;1),(-3;3),(-4;5) 
2 линия; (-2;3), (-3;4), (-4;5) 
3 линия; (-1;4),(-2;5), (-3;5),(-4;5) 
4 линия (-1;6),(-3;6),(-4;5) 
5 линия; (-7;5),(-6;6), (-5;6), (-4;5) 
6 линия; (-7;3), (-6;4), (-5;5), (-4;5) 
2 группа: 1 линия: (0;-2),(0;0),(2;2),(3;5) 
2 линия; (-1;2), (0;3), (3;5) 
3 линия; (-2;2),(0;4), (1;5),(3;5) 
4 линия (3;2),(5;3),(3;5) 
5 линия; (6;0), (6;4), (4,6),(3,5) 
6 линия; (-1;4), (1,6), (3;5) 
3 группа: 1 линия:(2;0),(3;1),(2;3), (4;3) 
2 линия; (1;2), (1;3), (2;4) (4;3) 
3 линия; (0;2), (1;4), (2;5) (4;3) 
4 линия (0;5),(1;6), (3;6) (4;3) 
5 линия; (6;3), (5;4), (4;3) 
6 линия; (6;5), (4;6), (4;3) 
4 группа: 1 линия: (-1;0),(-2;1),(-2;2), (-3;3) 
2 линия; (-3;-2), (-4;-1), (-3;1), (-3;3)
3 линия; (-6;4), (-4;5), (-3;3)
4 линия (-7;0),(-6;2),(-5;1), (-3;3)
5 линия; (2;3), (0;4), (-3;3)
6 линия; (-1;2), (-3;3)

5 группа (каждый отдельно выполняет, учитель проверяет, затем ученик консультирует, ту группу, чьё задание выполнил)

задание Б) выполняют все команды

(ставим в листы +)



Б) Нанесите на карту координаты этих четырёх ориентиров. 
(-4;5), (3;5), (4;3), (-3;3) 
Клад находится в точке пересечения прямых, соединяющих 1 и 3, 2 и 4 ориентиры. Определите координаты его местонахождения. (0;4)
(какая группа правильно и быстро Определит координаты) ставим в листы +)





2.ТЕСТ 

Как вы поняли, капитан Флинт обладал очень хорошими знаниями по математике. 
Вашему вниманию предлагается тест, который поможет оценить ваши знания. (РАБОТА В ГРУППЕ)
1. В какой четверти расположена точка с координатами (2;-4)? 
Это год образования Самары? 
а) I б) II в) III г) IV д)V 
1583,1584, 1585, 1586, 1587
2. Координаты точек А (-1;2) и В(2;5). В какой точке отрезок АВ пересекает ось абсцисс? 
Какой детский фильм снимали в Самаре в 1940 году? 
а)(0;-5); б)(0;3); в)(-5;0); г) нет точек пересечения; д)(0;2). 
Золушка, Королевство кривых зеркал, Том Сойер, Тимур и его команда, Приключения Электроника
3. Какие из данных точек расположены выше оси абсцисс: А(2;4), В(3;-1), С(0;2), D(4;0)? 
Корсак – животное, обитающее на юге Самарской области.
а) А, В и D; б) А и С ; в) В и D; г) А и D; д) В и А. 
кулан, степная лисица, косуля, степной кот, джейран 
4. Отметьте на координатной плоскости точки А (-4;6), В(1;5), С(4;2) и D(-1;-1). На какой из прямых лежит точка К(3;3)? 
Самое глубокое озеро Самарской области?
а) АВ; б) ВС; в) СD; г) АD; д) АС. 
Васильевские озера, Голубое озеро, Черное озеро, озеро Пляжное, озеро Боровое.

5. Измерьте длину отрезка АВ, если А (-3;2), В(1;1). Длина единичного отрезка – 1см. 
Глубина самого глубокого озера Самарской области. 
а) 3; б) 4; в) 5; г) 1; д) 2. 
28м; 18м; 13м; 16м; 21 м
(РАБОТА В ГРУППЕ, взаимопроверка через слайд 6) (ставим в листы +)

3.ФИЗМИНУТКА (Слайд 7)

Дети на местах «Игра верно ли».

Учитель: Если утверждение, верно, то хлопаем в ладоши. Если не верно, то делаем наклоны влево, вправо при этом руки на поясе.

Верно ли, что

-надо указать пару чисел, чтобы задать положение точки на координатной плоскости (да)

-первое число, задающее положение точки на координатной плоскости называется ординатой. (нет)

-если точка лежит на оси ординат, то абсцисса этой точки равна нулю (да)

-систему координат ввел Евклид. (нет)

-мне нравится чертить рисунки на координатной плоскости. (да)

Зарядка закончена, садимся за парты, продолжаем работу.

Совсем скоро наша страна отметит 74-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне. Вам, ребята, надо гордиться подвигами своего народа выигравших неимоверными усилиями войну, и знать их историю. Это праздник всей нашей страны. И в честь победы в Великой Отечественной войне произведём наш “ Звёздный салют Победы”.

Задание 4. (На столах карточки с координатной плоскостью и точками. Работа в парах. Получившиеся фигуры раскрасить карандашами. Выставка на доске.) «Звезда»

(-9;2), (-3;3), (0;8), (3;3), (9;2), (5;-3), (6;-9), (0;-7), (-6;-9), (-5;-3)

Рисунок-ЗВЕЗДА, который мы получили, говорит о том, что мы помним о тех, кто жизни не жалел, приближая Победу.(ставим в листы +)

Что означает звезда? (вопрос детям)

Звезда - символ Красной армии

Звезда - это в переносном значении человек, который прославился и получил очень широкую известность в какой-то определённой сфере деятельности.

Звезда — это небесные тела обладающие свойством светиться. Звездой ближайшей к Земле является Солнце.

В древности люди очень сильно увлекались астрологией. В наше время она не считается наукой, однако звёзды говорят, что каждый ребёнок рождается талантливым. А теперь вы должны свои умения и знания проявить при выполнении практического задания с элементами творчества.

Задание 5. Представьте, что вы художники. Вам предстоит на координатной плоскости нарисовать зодиакальные созвездия. (слайд8)

Созвездие «Малой Медведицы» (6,6), (3,7),(0,8),(-3,5),(-6,3), (-8,5),(-5,7) (ставим в листы +)



Итак, ребята посчитаем +.

(пока записывают д/з собрать листы+ поставить оценки в листы )

4.Домашнее задание: 1)Созвездие «Большой Медведицы» (-15,-7),(-10,-5),(-6,-5), (-3,-6),(-1,-10),(5,-10),(6,-6) нарисовать на координатной плоскости.

2) найти миф или легенду о созвездиях «Большой и Малой Медведицы»

5.Рефлексия. (Отметить работу каждого ученика) Продолжи предложение:

Сегодня на уроке я узнал…, я научился…, я повторил…, я закрепил…

РЕЗЕРВ. Отметьте точки на координатной плоскости:(-3; -1), (-3; -3), (3; -3), (3; 2), (-3; 2), (-3;7), (3; 7).Соедините все точки по порядку. Те ребята, у кого получилась«5», сразу ставят себе 5 в дневник.

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились.



ЗАДАНИЕ 1. ВОПРОСЫ (работа в группе):


1.Как называются две координатные прямые в системе координат? __________________________

2. Как проводят координатные прямые на плоскости? _____________________________________

3. Как называется точка пересечения координатных осей? _________________________________

4. Как называется вертикальная ось? Ось__________________________

5. Как называется горизонтальная ось? Ось _________________________

6. Как называются числа, характеризующие местоположение точки в координатной плоскости? 


____________________________________


7. Как называются части, на которые поделена координатная плоскость? _____________________
















ЗАДАНИЕ 1. ВОПРОСЫ (работа в группе):


1.Как называются две координатные прямые в системе координат? __________________________

2. Как проводят координатные прямые на плоскости? _____________________________________

3. Как называется точка пересечения координатных осей? _________________________________

4. Как называется вертикальная ось? Ось__________________________

5. Как называется горизонтальная ось? Ось _________________________

6. Как называются числа, характеризующие местоположение точки в координатной плоскости? 


____________________________________


7. Как называются части, на которые поделена координатная плоскость? _____________________



ЗАДАНИЕ 2. Определить, что является ориентиром для местонахождения клада. 
Для этого выполните рисунок по заданным координатам точек.

1 группа:

1 линия: (-2;1),(-3;3),(-4;5) 
2 линия; (-2;3), (-3;4), (-4;5) 
3 линия; (-1;4),(-2;5), (-3;5),(-4;5) 
4 линия (-1;6),(-3;6),(-4;5) 
5 линия; (-7;5),(-6;6), (-5;6), (-4;5) 
6 линия; (-7;3), (-6;4), (-5;5), (-4;5) 



ЗАДАНИЕ 2. Определить, что является ориентиром для местонахождения клада. 
Для этого выполните рисунок по заданным координатам точек.

2 группа: 

1 линия: (0;-2),(0;0),(2;2),(3;5) 
2 линия; (-1;2), (0;3), (3;5) 
3 линия; (-2;2),(0;4), (1;5),(3;5) 
4 линия (3;2),(5;3),(3;5) 
5 линия; (6;0), (6;4), (4,6),(3,5) 
6 линия; (-1;4), (1,6), (3;5) 



ЗАДАНИЕ 2. Определить, что является ориентиром для местонахождения клада. 
Для этого выполните рисунок по заданным координатам точек. 
3 группа: 

1 линия:(2;0),(3;1),(2;3), (4;3) 
2 линия; (1;2), (1;3), (2;4) (4;3) 
3 линия; (0;2), (1;4), (2;5) (4;3) 
4 линия (0;5),(1;6), (3;6) (4;3) 
5 линия; (6;3), (5;4), (4;3) 
6 линия; (6;5), (4;6), (4;3) 



ЗАДАНИЕ 2. Определить, что является ориентиром для местонахождения клада. 
Для этого выполните рисунок по заданным координатам точек. 
4 группа: 

1 линия: (-1;0),(-2;1),(-2;2), (-3;3) 
2 линия; (-3;-2), (-4;-1), (-3;1), (-3;3)
3 линия; (-6;4), (-4;5), (-3;3)
4 линия (-7;0),(-6;2),(-5;1), (-3;3)
5 линия; (2;3), (0;4), (-3;3)
6 линия; (-1;2), (-3;3)



ЗАДАНИЕ 3. ТЕСТ:

Отвечая на один вопрос, получаете ответ и на второй вопрос.



1. В какой четверти расположена точка с координатами (2;-4)? 

Год образования Самары?

а) I

1583

б) II

1584

в) III

1585

г) IV 

1586

д)V 

1587

2. Координаты точек А (-1;2) и В(2;5). В какой точке отрезок АВ пересекает ось абсцисс? 

Какой детский фильм снимали в Самаре в 1940 году? 

а)(0;-5)

Золушка

б)(0; 3)

Королевство кривых зеркал

в)(-5;0)

Том Сойер

г) нет точек пересечения

Тимур и его команда

д)(0;2)

Приключения Электроника

3. Какие из данных точек расположены выше оси абсцисс: А(2;4), В(3;-1), С(0;2), D(4;0)? 

Корсак – животное, обитающее на юге Самарской области.

а) А, В и D

кулан

б) А и С 

степная лисица

в) В и D

косуля

г) А и D

степной кот

д) В и А

джейран

4. Отметьте на координатной плоскости точки А (-4;6), В(1;5), С(4;2) и D(-1;-1). На какой из прямых лежит точка К(3;3)? 

Самое глубокое озеро Самарской области?

а) АВ

Васильевские озера

б) ВС

Голубое озеро

в) СD

Черное озеро

г) АD

озеро Пляжное

д) АС

озеро Боровое

5. Измерьте длину отрезка АВ, если А (-3;2), В(1;1). Длина единичного отрезка – 1см. 

Глубина самого глубокого озера Самарской области. 

а) 3

28м

б) 4

18м

в) 5

13м

г) 1,2

16м

д) 2

21 м







ЗАДАНИЕ 4.

Соединить точки:

(-9;2), (-3;3), (0;8), (3;3), (9;2), (5;-3), (6;-9), (0;-7), (-6;-9), (-5;-3)



ЗАДАНИЕ 4.

Соединить точки:

(-9;2), (-3;3), (0;8), (3;3), (9;2), (5;-3), (6;-9), (0;-7), (-6;-9), (-5;-3)



Агарков (1;2)


(-2;4)

Васильева (-4;-1)

Кирюшкин (2;-3)

Феткуллова

(2;4)

Долгова

(-3;5)

Лобанова (-5;-2)

Мартиросян (1;-4)

Носов (6;5)

Москаева

(-1;2)

Морозов

(-6;-5)

Мжельская (3;-5)

Петаева (7;8)

Подкорытников (-4;3)

Павлович

(-2;-3)


(6;-2)


(3;7)

Тарасов (-6;5)

Ширков

(-1;-4)

Сараев

(5;-1)

Кудряшов

(-5;0)

Костомарова (0;5)

Вишняков (5;0)

Шимчак

(0;-5)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!