- развитие умения осознанно строить речевое высказывание, формулировать и выводить правила правописания
-совершенствовать навыки работы в группе, самостоятельность, самоконтроль и самооценивание
Этап урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Организация Мотивационный момент (1 мин) | Регулятивные УУД (Самостоятельно организовывать свое рабочее место; следовать режиму организации учебной деятельности.) | Здравствуйте, ребята! Я очень рада, видеть вас! Я очень люблю русский язык. А вы любите? А как вы понимаете слова: любить русский язык? Что это значит? (грамотно писать, правильно высказывать свои мысли, красиво говорить) Вот я сегодня и посмотрю, как вы любите русский язык, как вы грамотно умеете писать. А девизом нашего урока будут слова К.Паустовского «С русским языком можно творить чудеса!» И я постараюсь вам это доказать. Слайд 1 | Деи отвечают учителю |
2.Актуализации знаний (3 мин) | Познавательные УУД: (Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг,) | Словрная работа. (лист самооценки) Я предлагаю вам выполнить такое задание. Возьмите планшеты. Я буду показывать вам слова, а вы должны написать пропущенную букву на экране. В.ршина, мес.ность, лё.кий, жуч.к, з.болел, з.ма, нян.чка, баш.нка. (печать) После каждого слова: Назовите орфограмму. -Почему вы не назвали орфограмму в последнем слове? А где мы можем найти информацию об этом? Что нам помогает? Но прежде чем мы будем работать с учебником оцените свою работу в листах достижений. | Дети записывают на планшетах пропущенную букву в слове. Называют орфограмму. ещё не учили (учебник) Оценивают свою работу |
3.Постановка темы и цели урока (8 мин) | Регулятивные УУД.(Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.) Приём «Акровербальность» | -Ребята, вспомните, какие сочетания букв в словах вы уже знаете? В русском языке встречаются и другие сочетания в словах. -инк- и –енк-. Послушайте слова и скажите: «Одинаково ли звучание таких сочетаний –инк – и –енк в безударном положении? Как они звучат? ( одинаково) Посмотрите, а как они записаны? ( по разному) проталинка башенка Слайд 2 -Какова же будет тема нашего урока? -Откройте учебники, прочитайте тему урока. -В каком разделе находится наша тема? -Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? Воспользуйтесь словами на доске: научимся выясним запомним (печать) А сейчас, каждый прочитает в учебнике правило написания сочетаний –инк-, енк-. -Что же вы узнали о написании сочетаний –инк, -енк? Трудное правило, не сразу запоминается. Но с русским языком можно ведь творить чудеса и быстро выучить это правило. Помогут нам в этом вот такие стихи – подсказки. Слайд 3 Если слышишь в слове «ИНА» (проталИНА, смородИНА). Пиши всегда ты правильно: ПроталИНКа, смородИНКА! Запомните друзья слова на «НЯ» и «НА» (вишНЯ и сосНА,) Дружат вместе на ровне, Они только с буквой «Е». (вишЕНКаи сосЕНКа) В таких словах мы «ЕНК» писать должны: Вот вишЕНКа и башЕНКа, БасЕНКа и сосЕНКа. -Прочитайте ещё раз про себя, а затем расскажите соседу по парте. -Кто сможет повторить и объяснить правописание сочетания -инк? -Кто запомнил и объяснит, когда пишется в словах сочетание -енк? Чтобы ещё лучше понять это правило, предлагаю выполнить такое задание. Прочитайте эти слова: Вершина сосна Слайд 4,5 Мои ученики решили, что эти слова оканчиваются на «на». А вы как думаете? -Как же не ошибиться? Что вы предложи ли бы своим одноклассникам? Молодцы! |
(ечк – ичк)
Сочетания –инк и енк в словах звучат одинаково, а пишутся по разному. Учимся писать сочетания –инк и –енк Правописание сочетаний инк, енк в словах Правописание Научиться правильно писать сочетания –инк,- енк в словах Дети читают правило. Сочетание –инк нужно писать тогда, когда в слове слышится -ина Дети объясняют павило Если встретятся слова на –ня -на (вишня, сосна), то нужно писать соч етание – енк нужно посмотреть, есть ли перед «Н» буква «И» |
4.Первичное закрепление (12 мин) | Регулятивные УУД (Работая по плану, сверять свои действия с целью.) | Ребята, чтобы не ошибиться при написании слов с сочетаниями –инк и енк, нужно составить алгоритм рассуждений. Например, дано слово царап[инк]а Слайд 6,7 -Что сначала надо определить? (От какого слова образовалось) -От какого? ( царапина) Что увидели и услышали? (ина) Что из этого следует? (пишем сочетание -инк-) (Разбор слова башенка) Этот алгоритм можно оформить вот так: Слайд 7 1.Образовалось от слова….. 2.Если –ИНА – пишем -ИНК. 3.Если –НЯ или – НА - пишем –ЕНК Работа в парах (самооценка) -А теперь я хочу, чтобы вы поработали над новым материалом в парах. Ведь одна голова хорошо, а две лучше. Откройте стр.40, упр.1, можно пользоваться алгоритмом. Слайд 8 Проверка. Пары защищают своё слово. -Были ли такие слова, которые вызвали затруднение в написании? Молодцы! -Оцените свою работу в листах самооценки. | От какого слова образовалось? царапина слово на -ина пишем сочетание –инк Дети комментируют правописание слов на изученную орфограмму у доски и с места. Выходит ученик Дети работают в парах |
5. Физминутка (1 мин.) | Познавательные УУД: (Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг,) | Физминутка Слайд 9 -Давайте отдохнём и за одно повторим наши правила. Если слышишь в слове «ИНА» Слайд 2 (проталИНА, смородИНА). Пиши всегда ты правильно: ПроталИНКа, смородИНКА! Запомните друзья слова на «НЯ» и «НА» (вишНЯи сосНА,) Дружат вместе на ровне, Они только с буквой «Е». (вишЕНКа и сосЕНКа) | Повторяют движения за учителем. |
6.Повторение и систематизация знаний (10 мин)
| Познавательные УУД: (Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг,) Приём: «Ассоциограмма» фонетическая | Самостоятельная работа. (самооценка) А теперь я хочу убедиться, что каждый из вас понял новую тему. Поработайте самостоятельно в тетрадях на с.8 упр.1 1 ряд -1 столбик, 2 ряд – 2 столбик, 3 ряд – 3 столбик Проверка. -Оцените свою работу. -Ребята, давайте поиграем. Попробуйте отыскать в своём классе такие слова. Кто найдёт, приносит и вставляет букву. Игра «Найди слово» (по классу развешаны слова ) 1.Я слово на «на», тянусь я в лесу в облака. (сос.нка) -Почему слово с сочетанием –енк? (потому что, слова сосна ) 2.Я слово на «ина», это бывает от кота Гуталина.(царап.нка) Почему слово с сочетанием –инк? (царапина) 3.Я слово на «ня», в саду я расту листвой шелестя. (виш.нка) -Объясните, почему –енк?(вишня) 4. Я слово на «ина», в стручке я живу за малиной. (горош.нка) -Почему – инк? (горошина) Молодцы! | Работают самостоятельно. Взаимоправерка. Дети ходят по классу и находят слова и объясняют написание. |
Физминутка для глаз | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг,
Приём «Визуальный секрет»
Работает зрительная память, формируется контрольно-оценочное действие, ребёнок контролирует сам себя. | Работа в группах. (оценочный лист) -Ребята, к сожалению некоторые дети, не совсем ещё разобрались с темой урока и поэтому я предлагаю поработать в группах и выполнить интересное и творческое задание, которое называется «Визуальный секрет». Визуальный – значит видимый, а секрет должен нам подсказать, как правильно писать это слово. -Посмотрите на экран. Кто узнал, какое зашифровано слово? Слайд 10 Можно ли по этому графическому рисунку понять, как пишется слово? Объясните. Попробуйте и вы зашифровать слово в группах. Каждому будет дано своё слово. 1. башенка 2.песенка 3. жемчужинка 4.сосенка 5.смородинка 6.горошенка Используйте фломастеры. Демонстрация работ по одному человеку от группы. -Оцените свою работу в оценочных листах. | Повторяют за учителем Правописание этих словарных (вишенка) (здесь есть «ня» т.е. вишня и буквы «е» в вишенках, значит вишенка)слов. |
7.Домашнее задание (2 мин) | | Домашнее задание. Ребята, дома вы доделаете упражнение 1 с.8 в рабочей тетради. -Попробуйте, нарисовать другие слова с визуальным секретом. -Выучите стихотворения- подсказки, которые мы читали на уроке. | |
8. Рефлексия деятельности (3 мин) | Регулятивные УУД(В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнен своей работы и работы всех, исходя из имеющ. критериев.) | -Давайте подведём итог нашей работы. -Объясните, почему Паустовский писал «С русским языком можно творить чудеса» - Что нового узнали? - Как действовать при встрече с орфограммой –инк, -енк? - Какое задание было самым трудным? - Самыми интересным? -А сейчас мы с вами вырастим цветы, они будут разные. Один цветок – неудачи, другой цветок – непонимания, третий цветок – успеха. Возьмите лепестки и прикрепите к тому цветку, которому вы себя сегодня отнесёте. Что же оказалось? ( итог ) | Ответы детей Дети делают выбор |
| | - Спасибо за урок! |
|