Разработка плана конспекта урока для 5 класса по теме «Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов»
Тема 2. Подготовка текстов на компьютере (9 часов)
Урок № 1
Тема урока. Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов
Образовательная цель:
дать учащимся представление о понятиях текстовая информация, текстовый процессор;
закрепить представления о разных формах представления текстовой информации;
продемонстрировать важность умения работать с текстом.
Деятельностная цель: развивать коммуникационные навыки, принимать самостоятельные решения.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, практический.
Оборудование: компьютеры, проектор, индивидуальный раздаточный материал
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
- Ребята, посмотрите на экран и скажите, что объединяет все эти картинки.
- Определить тему урока нам поможет следующая закодированная информация, давайте ее декодируем
Записывают тему урока в тетради.
- Как выдумаете, что мы сегодня узнаем на уроке?
- Чему мы должны сегодня научиться?
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
С понятием информация мы уже знакомы. Давайте вспомним:
Что такое информация? (сведения об окружающем нас мире)
Какие формы представления информации вы знаете? (числовая, символьная, графическая)
Как человек хранит информацию?
Как человек передает информацию?
Что понимается под кодированием информации?
Работа в парах
Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, второе – номер строки следующей кодовой таблицы:
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | к | л | м | н | о | ь | ъ | ы | э | ю | я | |
2 | п | р | с | т | у | ф | х | ч | ц | ш | щ | , |
3 | а | б | в | г | д | е | ё | ж | з | и | й | . |
Расшифруйте следующее сообщение:
(9,3) (1,3) (12,1) (5,3) (5,1) (2,3) (2,2) (5,1) (12,1) (5,3) (5,1) (2,3) (2,2) (5,1) (3,1) (12,1) |
За добро добром |
(10,3) (12,1) (1,2) (2,1) (1,3) (4,2) (11,1) (4,2) (12,3) |
и платят. |
III. Проблемное объяснение нового знания
Очень давно люди изобрели специальную систему знаков для кодирования звуков человеческой речи. Так зародилась письменность. Народы населяющие Землю делали это по-разному.
В начале урока мы уже видели, как отличалась письменность у разных народов.
Для того чтобы получить еще один экземпляр рукописи, требовалось переписать ее заново. Поэтому каждая книга становилась самостоятельным произведением искусства.
Тиражирование рукописей стало возможным лишь с изобретением книгопечатания. О том, как и когда возникло книгопечатание в России, нам расскажет …
Сообщение учащегося о книгопечатании в России.
А теперь попробуйте самостоятельно поработать с текстом.
Работа в группах.
Выполняем задание с карточками. Из половинок составить слова.
Половинки записаны вразнобой. Ваша задача соединить эти половинки между собой так, чтобы текст состоял из слов.
Мел-одия, три-буна, фарт-ук, мед-ведь, ураг-ан, пар-ад, драк-он, гор-шок, мол-око, вор-она |
Подвести итог (какая группа быстрее справилась с заданием).
Любой из вас согласится с тем, как много сил и времени затрачивается на многочисленные записи, которые приходится делать в разных ситуациях. На уроке вы записываете в тетради объяснение учителя; дома – домашнее задание; пишите письма родственникам или друзьям; кто-то занимается литературным творчеством и пр. При ручной записи или даже при использовании пишущей машинки часто неприятной проблемой становится необходимость исправлять ошибки или вносить какие-то изменения в текст. При этом приходится зачеркивать, стирать, заклеивать, что портит вид текста. Необходимость переписывать текст ведет к лишнему расходу бумаги.
Компьютер коренным образом изменил технологию письма.
Компьютер, это универсальное средство для работы с текстовой информацией.
С помощью специальных программ можно набрать текст, внести в него изменения, записать текст в память компьютера для длительного хранения, отпечатать на принтере нужное количество экземпляров без повторного ввода и отправить текст по электронной почте на другие компьютеры.
IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
1. Работа с учебником
- Откройте параграф 8 учебника и найдите определение. Что же такое текст? А что такое текстовая информация?
- Что помогает современному человеку работать с текстовой информацией?
Физкультминутка
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро-быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились.
2. Работа в парах
Познакомьтесь с названиями составляющих диалогового окна текстового процессора и, пользуясь раздаточным материалом, расскажите друг другу, какие названия вы запомнили
V. Самостоятельная работа с самопроверкой
Работа с компьютером
Выполнение интерактивных упражнений:
1) Текстовая информация
https://learningapps.org/1044477
2) Элементы текстового редактора WordPad
https://learningapps.org/1044421
VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение
- Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке? (ответы учащихся)
- Таким образом, на сегодняшнем уроке мы больше узнали о формах представления информации, выяснили, что текст – это наиболее распространенная форма представления информации, что смысл текста меняется при изменении всего лишь одного символа, поэтому впредь мы будем аккуратнее относиться к работе с текстом, написанию, чтению и формулировке текстовых фрагментов.
- За работу с интерактивными заданиями получили оценки: озвучить оценки.
- За активную работу на уроке получают оценки: озвучить оценки за урок.
VII. Рефлексия учебной деятельности
- Что на сегодняшнем уроке вам понравилось? Что удивило, запомнилось? О чем вы сегодня обязательно расскажете дома?
- Перед вами на столах лежат смайлики, нарисуйте им то настроение, которое у вас осталось после урока
VIII. Домашнее задание
Выполнить одно из заданий:
Приведите примеры текстов, различающихся по размеру, по оформлению, по начертанию.
Какой способ создания текста – компьютерный или рукописный – вам нравится больше? Свой выбор обоснуйте.