СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка плана конспекта урока для 5 класса по теме «Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка плана конспекта урока для 5 класса по теме «Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов»»

Разработка плана конспекта урока для 5 класса по теме «Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов»

Тема 2. Подготовка текстов на компьютере (9 часов)

Урок № 1

Тема урока. Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов

Образовательная цель:

  • дать учащимся представление о понятиях текстовая информация, текстовый процессор;

  • закрепить представления о разных формах представления текстовой информации;

  • продемонстрировать важность умения работать с текстом.

Деятельностная цель: развивать коммуникационные навыки, принимать самостоятельные решения.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, практический.

Оборудование: компьютеры, проектор, индивидуальный раздаточный материал

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

Я рада нашей новой встрече,

Мне с вами интересно, друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

- Ребята, посмотрите на экран и скажите, что объединяет все эти картинки.


- Определить тему урока нам поможет следующая закодированная информация, давайте ее декодируем

Записывают тему урока в тетради.

- Как выдумаете, что мы сегодня узнаем на уроке?

- Чему мы должны сегодня научиться?

II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

С понятием информация мы уже знакомы. Давайте вспомним:

  • Что такое информация? (сведения об окружающем нас мире)

  • Какие формы представления информации вы знаете? (числовая, символьная, графическая)

  • Как человек хранит информацию?

  • Как человек передает информацию?

  • Что понимается под кодированием информации?

Работа в парах

Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, второе – номер строки следующей кодовой таблицы:


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

к

л

м

н

о

ь

ъ

ы

э

ю

я

2

п

р

с

т

у

ф

х

ч

ц

ш

щ

,

3

а

б

в

г

д

е

ё

ж

з

и

й

.


Расшифруйте следующее сообщение:

(9,3) (1,3) (12,1) (5,3) (5,1) (2,3) (2,2) (5,1) (12,1) (5,3) (5,1) (2,3) (2,2) (5,1) (3,1) (12,1)

За добро добром

(10,3) (12,1) (1,2) (2,1) (1,3) (4,2) (11,1) (4,2) (12,3)

и платят.


III. Проблемное объяснение нового знания

Очень давно люди изобрели специальную систему знаков для кодирования звуков человеческой речи. Так зародилась письменность. Народы населяющие Землю делали это по-разному.

В начале урока мы уже видели, как отличалась письменность у разных народов.

Для того чтобы получить еще один экземпляр рукописи, требовалось переписать ее заново. Поэтому каждая книга становилась самостоятельным произведением искусства.

Тиражирование рукописей стало возможным лишь с изобретением книгопечатания. О том, как и когда возникло книгопечатание в России, нам расскажет …

Сообщение учащегося о книгопечатании в России.

А теперь попробуйте самостоятельно поработать с текстом.

Работа в группах.

Выполняем задание с карточками. Из половинок составить слова.

Половинки записаны вразнобой. Ваша задача соединить эти половинки между собой так, чтобы текст состоял из слов.

Мел-одия, три-буна, фарт-ук, мед-ведь, ураг-ан, пар-ад, драк-он, гор-шок, мол-око, вор-она


Подвести итог (какая группа быстрее справилась с заданием).

Любой из вас согласится с тем, как много сил и времени затрачивается на многочисленные записи, которые приходится делать в разных ситуациях. На уроке вы записываете в тетради объяснение учителя; дома – домашнее задание; пишите письма родственникам или друзьям; кто-то занимается литературным творчеством и пр. При ручной записи или даже при использовании пишущей машинки часто неприятной проблемой становится необходимость исправлять ошибки или вносить какие-то изменения в текст. При этом приходится зачеркивать, стирать, заклеивать, что портит вид текста. Необходимость переписывать текст ведет к лишнему расходу бумаги.

Компьютер коренным образом изменил технологию письма.

Компьютер, это универсальное средство для работы с текстовой информацией.

С помощью специальных программ можно набрать текст, внести в него изменения, записать текст в память компьютера для длительного хранения, отпечатать на принтере нужное количество экземпляров без повторного ввода и отправить текст по электронной почте на другие компьютеры.

IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

1. Работа с учебником

- Откройте параграф 8 учебника и найдите определение. Что же такое текст? А что такое текстовая информация?

- Что помогает современному человеку работать с текстовой информацией?

Физкультминутка

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро-быстро поморгаем

И немножечко потрем.


Посмотри на кончик носа

И в «межбровье» посмотри.

Круг, квадрат и треугольник

По три раза повтори.


Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.


А сейчас расслабились

На места отправились.


2. Работа в парах

Познакомьтесь с названиями составляющих диалогового окна текстового процессора и, пользуясь раздаточным материалом, расскажите друг другу, какие названия вы запомнили

V. Самостоятельная работа с самопроверкой

Работа с компьютером

Выполнение интерактивных упражнений:

1) Текстовая информация

https://learningapps.org/1044477

2) Элементы текстового редактора WordPad

https://learningapps.org/1044421

VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение

- Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке? (ответы учащихся)

- Таким образом, на сегодняшнем уроке мы больше узнали о формах представления информации, выяснили, что текст – это наиболее распространенная форма представления информации, что смысл текста меняется при изменении всего лишь одного символа, поэтому впредь мы будем аккуратнее относиться к работе с текстом, написанию, чтению и формулировке текстовых фрагментов.

- За работу с интерактивными заданиями получили оценки: озвучить оценки.

- За активную работу на уроке получают оценки: озвучить оценки за урок.

VII. Рефлексия учебной деятельности

- Что на сегодняшнем уроке вам понравилось? Что удивило, запомнилось? О чем вы сегодня обязательно расскажете дома?

- Перед вами на столах лежат смайлики, нарисуйте им то настроение, которое у вас осталось после урока

VIII. Домашнее задание

Выполнить одно из заданий:

  1. Приведите примеры текстов, различающихся по размеру, по оформлению, по начертанию.

  2. Какой способ создания текста – компьютерный или рукописный – вам нравится больше? Свой выбор обоснуйте.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!