Урок русского языка в 5 классе
Терминологический диктант
- 11)Раздел русского языка, который изучает части слова. 2) Части слова. 3) Значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение. 4) Часть слова перед корнем, которая служит для образования новых слов.5
- 5) Изменяемая часть слова
Проверь себя:
- 1.Морфемика
- 2. Корень,суффикс, приставка, окончание
- 3.Корень
- 4.Приставка
- 5.Окончание
Корзина идей:
Давайте соберем в корзину все наши морфемы.
Корень, приставка, суффикс, основа, окончание
Основа
- Основа –не является морфемой- это значимая часть слова без окончания
Лингвистическом эксперимент
Предлагаю вам поучаствовать в лингвистическом эксперименте . Посмотрите на доску и ответьте на вопросы:
- Что потеряли эти слова? Почему они не всем понятны? Помогите им
- ( - ключатель, - бавить, - бывчивый)
- - Какая морфема помогла выполнить задание?
Практическая работа.
А сейчас мы с вами выполним практическую работу.
Мы будем выполнять действия с бумагой.
Ваша задача – рассказать, что вы делали.
- Возьмите бумагу, начнём её резать.
-Отрежьте кусочек бумаги. (уголок)
-Теперь вырежем кружок.
-А теперь разрежем кружок пополам.
- Перечислите действия, которые мы совершили
Проверьте, выделите приставки
- РЕЗАЛИ, ОТРЕЗАЛИ, ВЫРЕЗАЛИ, РАЗРЕЗАЛИ .
Построение проекта
Прочитайте стихотворение Я. Козловского «Веснушки».
Веснушкам нету (с)носа,
Не исчезают (с)носа,
Я не жалея мыла,
Нос терпеливо мыла,
Зависело б (от)мыла,
Веснушки я б (от)мыла.
Вывод
- Учитель: Какие слова использует автор, чтобы вызвать у нас улыбку?
- Учитель: Выберите из них слова с приставками, прочитав строку из стихотворения
- Учитель: Выберите из них слова с предлогами, прочитав строку из стихотворения.
- Учитель: Испытывали вы затруднения при выполнении задания? Чему мы должны научиться
сегодня на уроке?
Проверь себя
- Где в слове расположена морфема приставка?
- Для чего служит приставка?
- Т.о., приставка - это какая морфема?
- -У какой морфемы мы уже выделяли такую функцию?
- Вывод: приставка – это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов
.
Работа с учебником
- Чтение правила. Учебник с.182
Словарная работа
- Грамотный
- Гpaмoтный cмoтpит в книгy, yчeный cмoтpит нa мyдpoгo, a мyдpый cмoтpит в нeбo . (Aфopизм, aвтop: Mилopaд Пaвич)
- Паркет- Плaнки из твёpдыx пopoд дepeв …
- Cкaжи: Kaкoй ты cлeд ocтaвишь? Cлeд, Чтoбы вытepли пapкeт И пocмoтpeли кoco вcлeд, Или Heзpимый пpoчный cлeд B чyжoй дyшe нa мнoгo лeт? Cтиxoтвopeниe Л.Mapтынoвa.
Физминутка
С ПРИ - приставкою присесть,
С ПО - приставкою подняться,
С ПОД - подпрыгнуть, подмигнуть,
С ПО - приставкой посмеяться,
С ВЫ - вытягиваем руки,
С О - опустим их опять.
Вот и все настало время
С ЗА - зарядку завершать .
Работа в рабочих листах. ответ: да или нет
Приставка – часть речи?
Приставка – значимая часть слова?
Приставка служит для образования новых слов?
Приставка располагается перед корнем?
С помощью приставки образуются формы слова?
Проверь себя:
- Ответы: нет, да, да, да, нет)
Приём «Удивляйка!»
Запишите слова, выделите приставки:
- В каких словах спряталась одна приставка? Две? Три?
Переходить
поназачеркивать
поразмыслить
Алгоритм нахождения приставки в слове .
- Возьмем слово походка.
- - Что будем делать сначала?
- - Далее?
- - А теперь?
- - Выделим её и назовем
У нас получился алгоритм
«Как найти приставку»
Синквейн «Приставка»
Синквейн «Приставка»
- Образует, прячется, меняет
- Помогает образовать новые слова
Гимнастика для глаз
- Нарисуйте глазами части слова:
- Приставка
- Корень
- Суффикс
- Окончание
Следующее задание к упражнению вы должны придумать сами .
- Дайте сами себе задание к написанному
- На слайде слова: с -, вы -, пере - : давать, бежать, лететь,.
- Выполняем задание в тетради, два ученика у доски.
Рабочий лист
В данном тексте (текст распечатан и лежит у каждого ученика на столе) найдите все слова с приставками и выделите их. Вспомните, как найти приставку, где стоит приставка в слове.
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии,
они не слушались. Он велел принести веник и говорит: «Сломайте!»
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал
веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили
Рабочий лист
- И вы сейчас поработаете вместе, в парах. На столах лежат карточки с частями слова. Нужно составить слова. Посмотрим, кто составит больше слов.
-
- По, ход, сад, к, и,пере, под, коп, цвет, ник, празд, двор, бег, кот, ик, стол, ок.
- ( Поход, посадки, садик, переход, цветник,праздник, дворник, побег, котик, коток, столик)
- По, ход, сад, к, и,пере, под, коп, цвет, ник, празд, двор, бег, кот, ик, стол, ок.
Проверь себя
Поход, посадки, садик, переход, цветник, праздник,
дворник, побег, котик, коток, столик
Подведение итогов
- Над какой темой мы сегодня работали на уроке?
- – Как определить, есть ли в слове приставка?
- – Какие приставки знаете?
Рефлексия
- На ваших столах карточки с тучкой и солнышком. «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось. Покажите ту, которая соответствует вашему настроению.
Домашнее задание:
- Написать рассказ на тему “ Скоро зимушка-зима”, используя приставки, изученные на этом уроке.
- Выучить правило на стр.182