СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока. Чередование звуков. Беглые гласные

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: формирование  понятия о чередовании звуков и беглых гласных путем наблюдения за словами; знаний о беглости гласных как варианте чередования, формирование умения разбирать по составу слова с беглыми гласными. Развитие умения выделять морфемы, в которых есть беглые гласные ведение в активный словарь и познавательную деятельность учащихся термина «беглые гласные»

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока. Чередование звуков. Беглые гласные»

Чередование звуков. Беглые гласные»

Цели:формирование понятия о чередовании звуков и беглых гласных путем наблюдения за словами;знаний о беглости гласных как варианте чередования, формирование умения разбирать по составу слова с беглыми гласными. Развитие умения выделять морфемы, в которых есть беглые гласные ведение в активный словарь и познавательную деятельность учащихся термина «беглые гласные»;

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работайте старательно,

Слушайте внимательно.

1. Разбор слов по составу(Выполнение морфемного разбора слов)). комната- комнатный, въехал-поехал, новый-новость, строим-выстроим, орех-орешник

2 записать однокоренные слова к слову орех однокоренное (орешник)подорешник), пекарь- (печь)

Учитель: Выделите корень, что заметили? (Произошла замена одних звуков другими в одной и той же части слова)

В результате чередования звуков образуются варианты одной и той же значимой части слова . Какой мы можем сделать вывод?( Значит в словах пекарь- печь один и тот же корень, в котором есть чередование согласных)Учитель: Проверяем, читая по цепочке. Называем корни в парах слов. Измените форму слова , падеж слова огурец, день и запишите. (огурец-огурца, день-дня)Какие изменения произошли в корне слова? (Убежала гласная е) Учитель:Все эти слова однокоренные или нет? Ответ аргументируйте (Безусловно, лексическое значение, заключённое в корне, одно.)Учитель: Что происходит с буквами в корнях у некоторых из этих слов?( Звуки заменяют друг друга по очереди. Чередование – очередь звуков. Значение корня при этом не меняется.)

Можно ли использовать слова с чередующимися звуками в качестве проверочных?

Какие орфограммы в данных морфемах вы нашли? ( Мы не достаточно знаем о чередовании звуков и примерах чередования, том, куда и почему исчезают гласные в словах).

III.Выявление места и причины затруднения.- Как называются эти слова? (Однокоренными словами с чередующимися звуками).-Какова же проблема? (Чередование звуков в данных корнях, исчезновение и появление гласных при изменении формы слова).

Проверка задания: дети читают записанные слова, называют корень, отмечают чередование согласных.( круг-кружок г//ж, луг-лужок г//ж, снег-снежок г//ж)

ЗАМЕНА ОДНОГО СОГЛАСНОГО ЗВУКА ДРУГИМ В КОРНЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ НАЗЫВАЕТСЯ ЧЕРЕДОВАНИЕМ.

Послушайте рифмовку. Вовремя паузы постарайтесь подобрать однокоренное слово с чередующейся согласной.

Корни могут изменяться,

Но родными оставаться,

Бок-…(бочок), друг-…(дружок),

Ухо-…(уши), пух-…(пушок),

Пишу-…(писать), лечу-…(летать)

Учитель:Какими нам слова считать?

Их будем однокоренными звать.


Понаблюдайте за формами следующих слов ( каждой зоне раздаются карточки со словами)1- Берег, береговой - брег, прибрежный

2-Ворота, подворотня – врата, вратарь

3-Голова, головной, заголовок – глава, главенство, главный

4-Здоровье, здоровый – здравие, здравствовать

Один ученик работает у доски:- Молодёжь, молодой – младенец, младший

Вывод: Следовательно, в словах могут чередоваться не только согласные, но и гласные. Гласные, которые то появляются, то «убегают» из корня, называются беглыми гласными.

Учитель: Как сформулируем тему нашего урока? (Чередование звуков. Беглые гласные).

Как вы понимаете значение слова беглый? Назовите свои ассоциации (исчезающий, убегающий)

По толковому словарю Ожегова найдет и прочитает значение слова «беглый»,

( БЕГЛЫЙ, ая, ое; бегл. 1. полн. Спасающийся бегством, убежавший откуда н. Б. крепостной. 2. Быстрый, не задерживающийся. Б. взгляд. Беглое чтение (без затруднений). Б. просмотр рукописи (сделанный наскоро). Бегло (нареч.) играть на рояле (умело толковый словарь Ожегова)

- Встречается ли это понятие в русском языке?(Да)

- Когда? (когда мы говорим о беглом гласном)

- Сколько беглых гласных в русском языке? Назовите их. (О и Е)

- Почему их называют беглыми? (Чередуются с нулевым звуком). С. 125.

- Где встречались нам беглые гласные? (В корне слов).

- О чём мы с вами будем сегодня говорить?

- Предположите, могут ли беглые гласные встречаться в других частях слова? Каких?

Сегодня мы проведем лингвистическое исследованиеи каждая зона выполняет часть общего задания на тему «Беглые гласные» .Работать будем по зонам( группам) Задание для 1 зоны: Пользуясь материалом из книги «Занимательно о русском языке» , обратитесь к истории языка и ответьте на вопрос: «Почему убежали гласные?»

План работы: -Прочитайте самостоятельно статью

-Назовите языковой процесс, который привел к беглости гласных

- Поясните, что произошло.

2 зона: Какие гласные могут убежать?

План работы:

1.Сравните слова Зоркий-зрение, полдень-полдня,

2. Назовите гласные, которые убегают

3.Приведи свои примеры, используй материал учебника ( беру-брать, ветер-ветра)

3-я зона:

В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?

План работы:

Рассмотрите примеры правила

Ответьте на вопрос: «В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?»

3. Приведите примеры учебника, дополните их своими собственными

4-я зона.

С каким орфографическим правилом связана беглость гласных?

План работы:

Понаблюдайте за склонением следующих слов: мешочек, ключик.

2. Выделите суффиксы в словах, подчеркните гласные

3. Какой вывод можно сделать о правописании гласной в суффиксах-ек,-ик?( при склонении –ик сохраняется, а –ик- становится беглой гласной.

Откройте учебник на странице 99, упражнение 298. -Прочитайте внимательно текст. О каком случае чередования звуков узнали? (- Такие звуки называют «беглыми». Потому что они «убегают» при изменении слова (чаще всего достаточно поставить существительное в родительный падеж) Сон – сна, пень – пня, день – дня, отец – отца, кусок – куска, рот – рта, пёс – пса.

Отчего же зависит беглость гласных? Можно сделать вывод? ( От изменения формы слова).- Молодцы! Вы очень наблюдательны.- Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим эталон. Кто попробует?


На доске: I шаг. Измени форму слова.

II шаг. Определи, «убегает» ли гласный.



Да Нет


Пиши Е или О Пиши И

1вариант. Сон-сна (беглая гласная О в корне , «убегает», если поставим слово в родительный падеж).

2 вариант. Кубанец-кубанца (беглая гласная Е в суффиксе , «убегает», если поставим слово в родительный падеж


Примеры

Пиши Е

Пиши О

Пиши И

Дом..к



+

Песоч..к

+



Диванч..к



+

Кружоч..к

+



Лап..ть


+


Ключ..к



+

Камеш..к

+



Ножич..к

+



Ребён..к


+


Зайч..к



+

- Задание для всех: Помогите вернуть беглые гласные., что для этого нужно сделать ? (. Изменить форму слова)

окно – окон

пушинка – пушинок

близкий – близок

громкий – громок

пёрышко – пёрышек

песня – песен

полотенце – полотенец

пятно – пятен


2)Являются ли однокоренными данные пары слов? Опоздать – опаздывать ,Влезть – влазить, Готовить - готовлю. 3) Являются ли однокоренными слова? Пень-пня. Флажок – флажка

4)Найдите слово, в котором возможно чередование звуков в корне:

1) дубочек, 2) успех, 3) ночной, 4) гитара

5) Найдите слово с беглым гласным:

1) замочек, 2) смотреть, 3) стрельба, 4) птица


6)Выделите части слова и сделайте вывод, в каких частях слова могут возникнуть беглые гласные? зову - звать, ров - рвы, беру - брать, лев - льва, лен – льна –(в корне)

2. собрать - сбор, подогнуть - подгибать, надорвать - надрыв, отозваться – отзыв (в приставке),

3. подарок - подарки, овражек - овражка, прекрасен – прекрасны(в суффиксе)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!