Просмотр содержимого документа
«Разработка урока. Фонетика. Гласные звуки. Согласные звуки.»
07.12. Тема: Фонетика. гласные звуки. Согласные звуки.
Цели:Формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; умение составлять транскрипцию.Формировать умения:
– формулировать тему урока, ставить цель урока самостоятельно (Регулятивные УУД);
– оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД);
– ориентироваться в своей системе знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую; вычитывать все виды текстовой информации (Познавательные УУД).
Ход урока
I. Синтаксическая пятиминутка.На слух определить грамматические основы, составить схемы предложений в тетрадях и на доске.Опустели поля, и потянулись в осеннем небе косяки журавлей. Ветер носил листья по воздуху и швырял их на землю.1.[= –], и [ = –]. 2)[– = и =].
II. Изучение нового.На доске записано 2 столбика:
– Что изображено в этих двух столбиках? (Буквы.)
– Что изменится, если я начну их произносить? (Это уже будут звуки.)
– Сделайте, исходя из этого наблюдения, вывод: что такое звуки, что такое буквы?
– А какая наука изучает звуки? (Фонетика.)
В природе, в окружающем мире много самых различных звуков: приятных и неприятных для нашего слуха.
– Изучает ли их фонетика? (Нет.)
– Почему? (Фонетика – наука о звуках речи).
– Сформулируем первую часть темы нашего урока (ФОНЕТИКА) (Запись в словарики с выделением опасных мест.)
Детьми производиться подбор (устно) однокоренных слов с корнем -ФОН-.
– Чем же отличаются звуки речи от других звуков? (Из них образуются слова.)
– А как мы можем доказать, что слова образуются из звуков? (У каждого слова есть свой смысл, своё значение.) Если заменить 1 звук в слове на другой, можно изменить смысл и значение слова:
ЧАЙКА, ГАЙКА, ЗАЙКА, МАЙКА, ЛАЙКА, ШАЙКА, БАЙКА и т.д.
– Возвращаемся к столбикам на доске.
– На какие 2 группы мы можем разделить звуки? (Гласные и согласные.)
– В каком столбике гласные, а в каком согласные звуки? Как вы догадались?
– Как вы думаете, как будет звучать вторая часть темы нашего урока? (Записываем.)
– Чем отличаются гласные буквы от гласных звуков? (Звуков 6.)
– А теперь еще раз послушайте 1 предложение, с которого мы начали урок, и подумайте, какие слова зашифрованы в этих двух столбиках из этого предложения?
– По какому столбику вам легче было ориентироваться?
– Какой вывод можно сделать? (Согласные звуки более информативны, они отчетливее показывают полный состав слова.)
– Попытайтесь расшифровать имена и фамилии известных вам поэтов:
ИАИ ЕОО МХЛ ЛРМНТВ
АЕИ УИ ЛКСНДР ПШКН
– Итак, какова разница между буквами и звуками?
– Какая же тема урока сегодня?
– Чему будем учиться на уроке?
III. Закрепление нового.– А всегда ли слова по произношению совпадают с написанием? Что нам помогает отчетливо увидеть эту разницу? (Транскрипция.)
– Дайте определение этому понятию.
– Чтение параграфов 50–51–52.– С какого звука не начинается ни одного слова? ([Ы]).На откидной доске метограмма (дети её записывают в словарики).
С “о” во мне уроки учишь,
С “а” нужна при измереньи.
“Ш” на “с” смени – получишь
Горный выступ ты в мгновенье(Школа, шкала, скала.)
– Упражнение № 236 (письменно) – работа по заданию вместе (составление транскрипции).
– На усмотрение учителя следующим этапом используется приём звукописи.
IV. Итог урока.– Какая тема урока была?
– Что нового сегодня на уроке мы с вами узнали?
V. Домашнее задание.В зависимости от уровня класса учитель выбирает задание сам.