Тема. Глагол как часть речи. Правописание тся и ться в глаголах
Цели урока: повторить и систематизировать имеющиеся у детей знания о глаголе как части речи; совершенствовать умение находить в тексте глаголы, определять их морфологические признаки.
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
За окном веселый день.
Заниматься вам не лень?
Посмотрите: все ль в порядке?
Есть учебники, тетрадки?
Приготовьтесь: подтянитесь,
Улыбнитесь и садитесь.
II. Актуализация опорных знаний
Смотрим презентацию «Глагол»
Название «глагол» происходит от старославянского слова «глаголить – говорить».
Глаголы по частоте употребления занимают второе место (после существительных). Среди 9000 слов, являющихся наиболее употребительными, глаголов около 2500. Самые частотные из них — мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.
Ребята, исходя из темы урока, давайте сформулируем его цели.
-Повторить и систематизировать знания по теме «Глагол».
-Совершенствовать умение определять части речи, их морфологические признаки.
IV. Работа по теме урока ( на экране стихотворение)
Мы будем изучать глагол: его значенье,
Морфологические признаки и синтаксическую роль.
Я пожелаю всем вам вдохновенья
В работе с важной темою «Глагол».
1)Выпишите в тетрадь глаголы, которые встречаются в этом стихотворении (1 человек у доски) (дети выписывают глаголы в таблицу)
Глагол | Время | Число | Лицо |
Бушуют | | | |
Стонут | | | |
Уходят | | | |
Собрались | | | |
Будем изучать | | | |
Пожелаю | | | |
2. Работа с учебником.
Проверим себя: прочитаем определение глагола как части речи в учебнике ( стр.97, параграф 106)
Глагол — часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени — по родам (в единственном числе) и числам.
В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим
4.Физминутка
Встаньте прямо, улыбнитесь,
Поскачите, потянитесь.
Руки кверху поднимите,
Помашите, опустите.
Тихо сядьте, не шумите,
Быть прилежными старайтесь.
Вы рифмовку услыхали…
А глаголы вы узнали?
-Запишите 3 глагола, которые вы запомнили
5.Игра «Глаголы речи»
А теперь пора немного поиграть. Ранее я уже говорила, что глагол происходит от старославянского слова «глаголить – говорить». Я буду кидать поочерёдно мяч любому учащемуся. Задача ученика, который поймает мяч, назвать глагол речи.
( Спросить, сказать, молвить, кричать, шептать, подсказывать, просить, произносить, бурчать, мямлить )
6.Выполнение упражнения
7.Самостоятельная работа
1. Тест с взаимопроверкой
Вопрос 1
Глагол –это часть речи, которая обозначает:
А.Действие Б. Признак В.Предмет
Вопрос 2
Найдите глагол?
А. До свидания Б. Впереди В.Приход Г.Был
Вопрос 3
Укажи глагол, в котором пишется ь?
А. Решает…ся вопрос Б. Колосит…ся пшеница
В. Колют…ся иголки Г. Сложно познакомит…ся
Вопрос 4
Суффикс –л- имеют глаголы
А. Настоящего времени Б. Прошедшего времени В. Будущего времени
Вопрос 5
Укажите строку, где все глаголы настоящего времени
А. Напишу, придёшь, построит, выучим, споёте.
Б. Жил, ловил, закинул, пришёл, вымолвил.
В. Хотят, велят, идёт, плывёт, говорит ( взаимопроверка)
VI. Рефлексия
Посмотрите на цель нашего урока.
Как вы думаете, мы ее достигли?
Закончите предложение
- Сегодня на уроке...
-Я научился…
Наш урок подошел к концу. Поднимите тот символ, который соответствует вашему настроению. У меня такое настроение, а у вас?
VII. Домашнее задание: всем -параграф 106, упр. 604;
учащимся с высоким и достаточным уровнем - подготовить тексты стихотворений с орфограммой «Не с глаголами»