СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературы в 11 классе по теме «Максим Горький «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном занятии учащиеся знакомятся с особенностями композиции рассказа «Старуха Изергиль» как средства раскрытия идейного содержания рассказа; формируют навык анализа художественного текста, развивают внимание к своеобразию формы и содержания рассказа; развивают чувства ответственности за свой жизненный выбор, внимательного и бережного отношения к окружающим людям.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы в 11 классе по теме «Максим Горький «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа».»

Тема учебного занятия


Максим Горький «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа.

(учебное занятие проводится в рамках изучения предмета «Литература)

Класс

11 класс

Цель
деятельности
учителя

Познакомить учащихся с особенностями композиции рассказа «Старуха Изергиль» как средства раскрытия идейного содержания рассказа; формировать навык анализа художественного текста, развивать внимание к своеобразию его формы и содержания; создать условия для развития чувства ответственности за свой жизненный выбор, внимательного и бережного отношения к окружающим людям.

Тип урока

Урок открытия нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать содержание изучаемого рассказа; уметь анализировать текст, раскрывающий силу воли, жажду жизни, накал страстей и стремление к подвигу; давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении; использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; находить в тексте средства художественной выразительности и определять их роль.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: знание нравственно-этических ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор; потребность работать в коллективе, проявлять готовность к сотрудничеству с другими людьми; стремление к речевому самосовершенствованию.

методы и формы
обучения

Аналитическая беседа; проблемный метод; исследовательский метод; формы обучения - индивидуальная, групповая, фронтальная.

Образовательные
ресурсы

  1. Максим Горький: Старуха Изергиль. Рассказы. Издательство: Феникс, 2019 – 125 с.

  2. http://www.uroki.net

  3. http://www.zavuch.info

  4. http://festival.1september.ru/subjects

  5. https://grammarian.ru/literature/11klass/15.html


Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: интерактивные упражнения «Мозговой штурм» (для работы в группах), «Пресс»(для работы в парах)


Основные понятия
и термины

Тема, идея рассказа, конфликт, проблематика, композиции рассказа ,система действующих лиц, автор и рассказчик, романтизм.

организационная структура (сценарий) урока



Этапы
урока

Обучающие и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы органи-зации
совзаимодействия на уроке

Развиваемые умения (универсальные
учебные действия)

Промежуточный контроль


1

2

3

4

5

6

7


1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

- Добрый день, ребята. Добро пожаловать на урок литературы. Проверьте своё рабочее место. Как и на других наших занятиях, вы сегодня будете работать в группах, в парах, поэтому я желаю вам успешного сотрудничества, уважайте и слушайте друг друга, будьте внимательны и активны. И тогда у вас всё получится.










В начале занятия предлагаю вам заполнить Лист ожидания.

  • Что хотите узнать на уроке? 





  • Как будете узнавать новое?  Обратить внимание на слово «анализировать»









  • Что вы должны понять в результате вашего анализа?  Обратите внимание на слово «идея».



  • И сделать вывод для кого?  Обратите внимание на слово «умозаключение»



Итак, цели и способы их достижения поставлены. Можно начинать работать.



















Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Активно слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Эмоционально настраиваются на урок



-примерные ответы:

-новое о героях

- новые слова

-что-то интересное


- читать , пересказывать,давать характеристику героям, обсуждать поступки героев, рассуждать, анализировать


-идею произведения, позицию автора



-вывод для себя, умозаключение







Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей).


Листы ожидания


2. Актуализация и пробное учебное действие.

3. Выявление места и причины затруднения

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Создание проблемной ситуации, эвристическая беседа.

Организует выполнения задания по карточке «Философские и эстетические представления Ницше»

-Идея Бога сковывает человека, отсюда тезис: « Бог умер!

Да здравствует сверхчеловек»

-Человек имеет право находиться «По ту сторону добра и зла», то есть быть вне этических принципов(поэтому он и есть сверхчеловек)»

-Подвиг- сопротивление общему течению жизни.

-«Сила есть добродетель»; красота в силе и подвиге.

Организует обсуждение:

  • Какое влияние оказали на становление М.Горького идеи Ф.Ницше?

  • Покажите это на примерах из ранних произведеий писателя.

В итоге ребята делают вывод, что одной из основных проблем творчества Горького стал поиск нового человеческого идеала, гармонии в этом мире. Само время-рубеж столетий, столкновение эпох-делает такие вопросы актуальными, ставит человека перед нравственным выбором. Для романтических рассказов Горького характерно, что среди людей, обладающих сильными характерами, писатель различает силу, действующую во имя добра, и силу, приносящую зло.



Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы

Создание проблемной ситуации.

  • В чем смысл человеческой жизни в рассказе «Старуха Изергиль»?

  • Как тема сильной, неординарной личности связана с идеей произведения?

  • Какую роль играют в раскрытии идеи рассказа сюжет и композиция ?



Почему же возникли затруднения, ребята?








Слушают вопросы учителя и отвечают на них; осуществляют актуализируют личный жизненный опыт

Контролируют правильность ответов обучающихся, заполняют оценочный лист

Логически выстраивают свой ответ; участвуют в коллективном обсуждении проблемы и принятии решения

Активно погружаются в тему

Обдумывают ответы на вопросы, участвуют в диалоге с учителем, осознают, что знаний
у них недостаточно для полных ответов












Фронтальная, индивидуальная

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;проявляют способность к самооценке своих действий, поступков . Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации,

устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации , слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Устные ответы, задают вопросы для уточнения информации














4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной

-Важнейшим вопросом, составляющим идейное содержание рассказа «Старуха Изергиль», является смысл человеческой жизни. Тема сильной личности, неординарной личности, непосредственно связана с идеей произведения-служение людям, как великий смысл жизни, высшее предназначение. Раскрытию идеи служат сюжет и композиция произведения, а также особый, героический пафос.

М. Горький писал: «Мечтать- это не значит жить. Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. Пусть будет ясное сознание ошибок и стыд за прошлое. Пусть отвращение к настоящему будет беспокойной, острой болью и жажда будущего-страшным мучением».

- Как вы понимаете эти слова? Как они будут связаны с нашим уроком? Сформулируйте тему нашего урока.


Формулируют тему учебной деятельности в диалоге с учителем.

Фронтальная

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или не успеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач

Устные ответы вопросы, оценочные листы



Беседа по вопросам


Выслушивает возможные варианты ответов обучающихся. Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.


- Сегодня мы познакомимся с особенностями композиции рассказа «Старуха Изергиль» как средством раскрытия идейного содержания рассказа; выясним смысл противопоставления героев рассказа; проведем параллель между библейской легендой о Моисее и легендой о Данко, отметим сходство и различие; на примере анализа художественного текста раскроем своеобразие формы и содержания изучаемого произведения.


Организует беседу.


  1. Итак, мы выяснили, что рассказ «Старуха Изергиль» имеет романтический характер. Давайте вспомним черты романтизма?

  2. В какое время суток происходят события в рассказе? Почему?

  3. Какие природные образы вы могли бы выделить?

  4. Какие художественные средства использовал автор в изображении природы?

  5. Почему именно таким показан пейзаж в природе?

  6. Ваши впечатления от рассказа? Как он построен и в чем смысл изображенной автором композиционной формы?

— Давайте послушаем пересказы легенд о Ларре, о Данко, библейскую историю о Моисее в исполнении заранее подготовленных учеников

— По ходу слушания я прошу вас, ребята, заполнить оценочный лист.

ФИ

Самооценка

Взаимооценка

Оценка учителя

Макс.балл

1.работа с карточкой





2.Инд.работа





3.Групповая работа№1





4.Групповая работа№2





5.Парная работа







Организует и сопровождает деятельность учащихся

Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним, определяют цель урока













Строят сообщения в устной форме; строят простые рассуждения

Логически выстраивают свой ответ; участвуют в коллективном обсуждении вопросов







Контролируют правильность ответов и заполняют оценочный лист









5.творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.



Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.Обсуждение результатов проекта, подготовленного учащимися

Организует и сопровождает совместную деятельность





























Сообщения учеников (индивидуализированные задания)

Слушают пересказы учеников, контролируют правильность ответов и заполняют оценочный лист






Групповая,ииндивидуальная

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.



Устные сообщения, ответы на вопросы.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи










7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.







































































8. Включение в систему знаний и повторение









































































9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

































10.Домашнее задание

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.

















Составление таблицы «Концепция жизни Ларры и Данко» на основе художественного текста , групповая работа













Интерактивное упражнение «Мозговой штурм», работа в группах













































Обобщение полученных на уроке участие в мини-дискуссии , оценивание за работу на уроке





































































































































































Обобщают и систематизируют знания, оценивают учебную деятельность. Выражают эмоции по поводу урока

























Дают развернутый ответ на вопрос

Анализ легенда о Ларе.

-Каким внешним событием рождена легенда?

-Почему Ларра так себя ведет, чем это мотивировано?

-Племя его приговорило к олиночеству. А это самый страшный «зверь2 на земле. Справедливо ли было решение? Подтверди свое мнение цитатами из текста.

-А что добавила Изергиль непосредственно от себя?

-Что ты можешь сказать о таком качестве человека, как гордость?

-Есть такое слово-гордыня. Подумай, чем различаются эти 2 слова.?

-Поняла ли Изергиль подлинную сущность Ларры? Подтверди свое мнение цитатами из рассказа.




Создание и решение проблемной ситуации: сопоставление библейской истории и легенды о Данко.

Сопоставление легенды о Данко и библейской истории о Моисее.

-В чем сходство библейской истории и легендо о Данко?

-Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории?

-Каким изображен Данко в рассказе Изергиль?

-Как складываются отношения между Данко и толпой?




- Итак, мы с вами выяснили, что главная черта героев – гордость, но мы с вами доказали, что герои совсем разные. Легенды о Ларре и Данко раскрывают 2 концепции жизни. Определите их, заполнив таблицу.

Критерий

Ларра

Данко

Внешность



Жизненная позиция



Итог жизни



Послесловие



Вывод





Выводы.

-Как вы думаете, почему легендой о Данко заканчивается рассказ?

-Какие нравственные начала утверждает Горький в легенде о Данко?

-Всегда ли можно и нужно искать в жизни подвиги? Какая разница между долгом и подвигом?



1 группа.

Прочитайте портретные характеристики старухи Изергиль в молодости и старости. На кого из героев она похожа? Подтвердите свое мнение, обращаясь к тексту.





















2 группа.

Расскажите о жизни старухи Изергиль. Чему она посвятила свою жизнь? Кому из героев близка старуха Изергиль: Данко или Ларе?

















Обобщение

1.Чем необычен рассказ «Старуха Изергиль» с композиционной точки зрения?

2. Какую роль играют легенды в повествовании рассказа?

3.Какие библейские сюжеты положены в основу легенд?

4.Как отражается идея Ницше о богочеловеке в легендах о Ларре и Данко?

































































































































Мини-дискуссия «В чем смысл жизни- в неограниченной личной свободе или в героической борьбе за счастье людей?»



-Многие рассказы Горького построены по рамочному принципу («рассказ в рассказе»), и поэтому важную композиционную роль в них играет образ рассказчика. Типологически близки друг другу старуха Изергиль, Рагим, Макар Чудра. В чём сходство их характеров и жизненной философии?



























Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Данко нашего времени. Кто он?».

  


























































отвечают на вопросы учителя

записывают в тетрадь :Гордость-чувство собственного достоинства

Гордыня-чрезмерно высокое мнение о себе, непомерная гордость.

Логически выстраивают свой ответ; участвуют в коллективном обсуждении вопросов и принятии решений

Активно погружаются в тему





Принимают участие в работе, знакомят с результатами работы группы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения





Записывают в тетрадь выводы по работе группы







Принимают участие в работе, знакомят с результатами работы группы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Примерный ответ 1 группы. Старуха Изергиль и Лара - оба красивы в мололости, но от них остались только тени. Они прошли по жизни. не оставили после себя ничего. Индивидуализм древней старухи роднит ее с героем легенды.

Примерный ответ 1 группы.

Её жизнь. Так же, как и жизнь Данко, посвящена любви. Но любила она только себя. Она с легкостью забывала старую любовь ради новой, оставляла любимых. Её равнодушие поражает и сближает с Ларрой.





Отвечают на вопросы, озвучивают свои выводы, оценивают работы одноклассников.

Примерные ответы.

1.Рассказ «Старуха Изергиль» необычен прежде всего с композиционной точки зрения: реалистическое обрамление, то есть беседа автора-повествователя с Изергиль включает романтический сюжет. Он, в свою очередь, имеет трёхчленную структуру и представляет собой две легенды, о Ларре и о Данко, противопоставленные друг другу и объединённые рассказом старой Изергиль о своей жизни.

2. Легенды, повествующие о чувствах, о страстях, о сильных людях, привлекают первостепенное внимание — без них было бы невозможно понять авторскую идею.

3. В их основе лежат библейские сюжеты. Ларра, как и Агасфер, Вечный Жид, обречён на вечные страдания, а Данко, подобно Моисею, который вывел свой народ из Египта, спасает людей своего племени. Но Агасфер, отказав в помощи Христу, шедшему на Голгофу, совершает преступление против Бога, Ларра — против человека. Моисей выполняет волю Господа, а Данко сам принимает решение принести себя в жертву людям. Так, по Горькому, человек становится равным Богу, значит, человечество призвано на землю выполнить какую-то высшую миссию.

4. «Сверхлюди» - Ларра, сын орла, и Данко, вождь, «лучший из всех», — гордые, сильные и красивые люди. Но их гордость неодинакова. В Ларре, «первом на земле», говорит гордыня, он презирает людей, смотрит на них, как на рабов. Данко же гордится именно званием человека, он по-настоящему верит в людей. В итоге Ларра, который, «кроме себя, не видит ничего», преступает нравственный закон, убивает прекрасную девушку, а Данко совершает подвиг, отдав своё сердце людям в тот момент, когда они, охваченные злобой и страхом, собираются убить его. Данко погибает, но он остаётся в памяти потомков героем, и его сердце становится голубыми искрами, «языками огня» в тёмной степной дали. Ларра превращается в вечную неприкаянную тень — «ему нет жизни, и смерть не улыбается ему».

Так из рассказа «Старуха Изергиль» вырастает тема первородности греха и подвига, исходной морали человечества.



Участвуют в дискуссии





Выполняют интерактивное упражнение «Пресс» (в парах), заполняют оценочные листы, определяют свое эмоциональное состояние на уроке.





























Творчески перерабатывают изученную информацию

Групповая, индивидуальная











































































































Фронтальная, индивидуальная









































































































































































Парная индивидуальная



































Индивидуальная

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.



























































Личностные: понимают значение знаний для человека Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.





























































































































Личностные: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний и умений. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.





Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Устные ответы на вопросы, составление таблицы, интерактивное упражнение «Мозговой штурм»



































































































Устные ответы на вопросы,участие в дискуссии согласно целей и задач регламентированной дискуссии

























































































































































Выполнение интерактивного упражнения «Пресс», оценочные листы























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!