6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8. Включение в систему знаний и повторение 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). 10.Домашнее задание | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Составление таблицы «Концепция жизни Ларры и Данко» на основе художественного текста , групповая работа Интерактивное упражнение «Мозговой штурм», работа в группах Обобщение полученных на уроке участие в мини-дискуссии , оценивание за работу на уроке Обобщают и систематизируют знания, оценивают учебную деятельность. Выражают эмоции по поводу урока Дают развернутый ответ на вопрос | Анализ легенда о Ларе. -Каким внешним событием рождена легенда? -Почему Ларра так себя ведет, чем это мотивировано? -Племя его приговорило к олиночеству. А это самый страшный «зверь2 на земле. Справедливо ли было решение? Подтверди свое мнение цитатами из текста. -А что добавила Изергиль непосредственно от себя? -Что ты можешь сказать о таком качестве человека, как гордость? -Есть такое слово-гордыня. Подумай, чем различаются эти 2 слова.? -Поняла ли Изергиль подлинную сущность Ларры? Подтверди свое мнение цитатами из рассказа. Создание и решение проблемной ситуации: сопоставление библейской истории и легенды о Данко. Сопоставление легенды о Данко и библейской истории о Моисее. -В чем сходство библейской истории и легендо о Данко? -Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? -Каким изображен Данко в рассказе Изергиль? -Как складываются отношения между Данко и толпой? - Итак, мы с вами выяснили, что главная черта героев – гордость, но мы с вами доказали, что герои совсем разные. Легенды о Ларре и Данко раскрывают 2 концепции жизни. Определите их, заполнив таблицу. Критерий | Ларра | Данко | Внешность | | | Жизненная позиция | | | Итог жизни | | | Послесловие | | | Вывод | | | Выводы. -Как вы думаете, почему легендой о Данко заканчивается рассказ? -Какие нравственные начала утверждает Горький в легенде о Данко? -Всегда ли можно и нужно искать в жизни подвиги? Какая разница между долгом и подвигом? 1 группа. Прочитайте портретные характеристики старухи Изергиль в молодости и старости. На кого из героев она похожа? Подтвердите свое мнение, обращаясь к тексту. 2 группа. Расскажите о жизни старухи Изергиль. Чему она посвятила свою жизнь? Кому из героев близка старуха Изергиль: Данко или Ларе? Обобщение 1.Чем необычен рассказ «Старуха Изергиль» с композиционной точки зрения? 2. Какую роль играют легенды в повествовании рассказа? 3.Какие библейские сюжеты положены в основу легенд? 4.Как отражается идея Ницше о богочеловеке в легендах о Ларре и Данко? Мини-дискуссия «В чем смысл жизни- в неограниченной личной свободе или в героической борьбе за счастье людей?» -Многие рассказы Горького построены по рамочному принципу («рассказ в рассказе»), и поэтому важную композиционную роль в них играет образ рассказчика. Типологически близки друг другу старуха Изергиль, Рагим, Макар Чудра. В чём сходство их характеров и жизненной философии? Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Данко нашего времени. Кто он?». | отвечают на вопросы учителя записывают в тетрадь :Гордость-чувство собственного достоинства Гордыня-чрезмерно высокое мнение о себе, непомерная гордость. Логически выстраивают свой ответ; участвуют в коллективном обсуждении вопросов и принятии решений Активно погружаются в тему Принимают участие в работе, знакомят с результатами работы группы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Записывают в тетрадь выводы по работе группы Принимают участие в работе, знакомят с результатами работы группы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Примерный ответ 1 группы. Старуха Изергиль и Лара - оба красивы в мололости, но от них остались только тени. Они прошли по жизни. не оставили после себя ничего. Индивидуализм древней старухи роднит ее с героем легенды. Примерный ответ 1 группы. Её жизнь. Так же, как и жизнь Данко, посвящена любви. Но любила она только себя. Она с легкостью забывала старую любовь ради новой, оставляла любимых. Её равнодушие поражает и сближает с Ларрой. Отвечают на вопросы, озвучивают свои выводы, оценивают работы одноклассников. Примерные ответы. 1.Рассказ «Старуха Изергиль» необычен прежде всего с композиционной точки зрения: реалистическое обрамление, то есть беседа автора-повествователя с Изергиль включает романтический сюжет. Он, в свою очередь, имеет трёхчленную структуру и представляет собой две легенды, о Ларре и о Данко, противопоставленные друг другу и объединённые рассказом старой Изергиль о своей жизни. 2. Легенды, повествующие о чувствах, о страстях, о сильных людях, привлекают первостепенное внимание — без них было бы невозможно понять авторскую идею. 3. В их основе лежат библейские сюжеты. Ларра, как и Агасфер, Вечный Жид, обречён на вечные страдания, а Данко, подобно Моисею, который вывел свой народ из Египта, спасает людей своего племени. Но Агасфер, отказав в помощи Христу, шедшему на Голгофу, совершает преступление против Бога, Ларра — против человека. Моисей выполняет волю Господа, а Данко сам принимает решение принести себя в жертву людям. Так, по Горькому, человек становится равным Богу, значит, человечество призвано на землю выполнить какую-то высшую миссию. 4. «Сверхлюди» - Ларра, сын орла, и Данко, вождь, «лучший из всех», — гордые, сильные и красивые люди. Но их гордость неодинакова. В Ларре, «первом на земле», говорит гордыня, он презирает людей, смотрит на них, как на рабов. Данко же гордится именно званием человека, он по-настоящему верит в людей. В итоге Ларра, который, «кроме себя, не видит ничего», преступает нравственный закон, убивает прекрасную девушку, а Данко совершает подвиг, отдав своё сердце людям в тот момент, когда они, охваченные злобой и страхом, собираются убить его. Данко погибает, но он остаётся в памяти потомков героем, и его сердце становится голубыми искрами, «языками огня» в тёмной степной дали. Ларра превращается в вечную неприкаянную тень — «ему нет жизни, и смерть не улыбается ему». Так из рассказа «Старуха Изергиль» вырастает тема первородности греха и подвига, исходной морали человечества. Участвуют в дискуссии Выполняют интерактивное упражнение «Пресс» (в парах), заполняют оценочные листы, определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Творчески перерабатывают изученную информацию | Групповая, индивидуальная Фронтальная, индивидуальная Парная индивидуальная Индивидуальная | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Личностные: понимают значение знаний для человека Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Личностные: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний и умений. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Устные ответы на вопросы, составление таблицы, интерактивное упражнение «Мозговой штурм» Устные ответы на вопросы,участие в дискуссии согласно целей и задач регламентированной дискуссии Выполнение интерактивного упражнения «Пресс», оценочные листы |