Яна Георгиевна Судакова
Урок литературы в 6 классе
с использованием технологии групповой работы по теме:
Краски и звуки в пейзажной лирике
Афанасия Афанасьевича Фета
Цели:
1) познакомить обучающихся с основными фактами биографии А.А. Фета, со стихотворениями «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Учись у них – у дуба, у берёзы…», «Ещё майская ночь…»;
2) осваивать выразительное чтение поэтического текста; анализировать стихотворения;
3) воспитывать эстетический вкус, любовь и сознательное отношение к родной природе и русской литературе.
Ход урока
ОНУ
Мотивация и целеполагание (Приём «Три вопроса»)
Посмотрите на тему сегодняшнего урока и ответьте на три связанных с ней вопроса: «Что? Как? Зачем?» (Что мы сегодня изучаем? Как мы будем это делать? Зачем?)
Актуализация знаний
Работа над ассоциативным мышлением
- Сейчас мы поиграем в ассоциации. Знаете, что это такое? Это те картины и образы, которые возникают в нашем воображении, когда мы слышим о каком-то понятии. Ассоциации могут быть самыми неожиданными. Итак, запишите в тетрадь те ассоциации, которые возникают в вашем сознании, когда вы слышите слово «пейзаж».
2. Чтение известных стихотворений Фета обучающимися
- Замечательно, у вас очень разнообразные представления о родной природе и пейзаже. И эти представления сформированы не только нашими собственными наблюдениями, но и различными произведениями искусства, в том числе и поэтическими. Вспомните, какие стихотворения А.А. Фета вы изучали в предыдущих классах, какие можете прочесть наизусть?
3. Работа с биографическим фильмом
- Спасибо, замечательные стихи, прекрасное исполнение. А что мы знаем о самом поэте, этом тончайшем лирике, певце русской природы?
А) Просмотр видеофильма о поэте
Б) Аукцион по фактам биографии поэта
Один ученик выбирает карточку и читает вопрос, остальные обучающиеся на него отвечают.
Где и когда родился Фет?
Почему первоначально фамилия поэта звучала Шеншин?
Какие учебные заведения Фет окончил и где?
Какой писатель похвалил стихотворения Фета?
Кто такая Мария Лазич? Каково её значение в судьбе Фета?
Кто такая Мария Боткина? Как она связана с Фетом?
Что известно о смерти Фета?
Назовите сборники стихотворений Фета.
4. Фет – певец русской природы (прослушивание романса «На заре ты её не буди…»)
- Фет был одним из самых музыкальных русских поэтов. Чайковский писал о Фете: «Считаю его поэтом абсолютно гениальным… Фет в лучшие свои минуты переходит из пределов, указанных в поэзии, и смело делает шаг в нашу область». Сам Фет писал: «Поэзия и музыка не только родственны, но и нераздельны». Салтыков-Щедрин сказал: «Романсы его распевает чуть ли не вся Россия». Стихотворение «На заре ты её не буди», положенное на музыку А. Варламовым, стало почти народною песней. Давайте послушаем романс и убедимся в том, как необыкновенно музыкальны стихи Афанасия Фета.
Работа в группах по анализу стихотворений
- Давайте обратимся к стихотворениям. Откройте учебники на стр. 207-214. Сегодня предлагаю поработать в группах.
Правила работы в группе, листы-задания и справочные материалы лежат у вас на столах (Приложение №1, №2, №3).
1. Распределение ролей в группе (2 минуты)
2. Работа в группе (7-10 минут, играет классическая музыка)
I группа – готовит выразительное чтение и выполняет задания по стихотворению «Ель рукавом мне тропинку завесила».
II группа – работает со стихотворением «Учись у них – у дуба, у берёзы…».
III группа – «Ещё майская ночь…».
3. Выступление групп.
4. Самооценка и взаимооценка выступлений каждой группы
Подведение итогов урока. Рефлексия (приём «Рефлексивная шкатулка»)
- Вы довольны своей работой на уроке?
- Что понравилось и что не понравилось во время работы в группе?
- Кто работал очень хорошо? А кто работал вполсилы? Как вы думаете, почему?
- Считаете ли вы продуктивной работу в группе?
Приложение №1
Задания для 1 группы. Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила…» 1) Выразительно прочитайте стихотворение. Проиллюстрируйте его на бумаге. 2) О каком времени года говорится в стихотворении? Какие слова помогли вам это понять? 3) Какие чувства испытывает герой в начале стихотворения? Чем вызваны эти чувства? Как вы понимаете, почему герою «и грустно, и весело» одновременно? 4) Обратите внимание на разную длину строк. Как это связано с теми чувствами, которые передаёт поэт? 5) Сколько раз поэт произносит слово «ветер»? Для чего он это делает? 6) Когда наступил перелом в настроении? Как вы понимаете выражение «Сладостен зов мне глашатая медного»? 7) Отметьте художественные приёмы, использованные автором в этом стихотворении. Выпишите примеры эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений. 8) Понаблюдайте над лексикой стихотворения. Дайте определение словам «глашатай», «странник». Найдите слова, которые кажутся вам простонародными. Найдите слова, которые кажутся высокими и обычно не употребляются в устной речи. Как появление слов высокого стиля связано с изменением настроения в стихотворении? 9) Определите способ рифмовки в стихотворении с помощью памятки. |
Задания для 2 группы. Стихотворение «Учись у них – у дуба, у берёзы…» 1) Выразительно прочитайте стихотворение. Проиллюстрируйте его на бумаге. 2) О каком времени года говорится в стихотворении? Какие признаки этого времени года показаны? 3) Что видит и слышит в природе поэт? 4) Какие чувства он испытывает, наблюдая картины природы? 5) Отметьте художественные приёмы, использованные автором в этом стихотворении. Выпишите примеры эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений. 6) Из скольких строф состоит стихотворение? 7) Подумайте, только ли о зиме и весне, о дубе и берёзе идёт речь в стихотворении. К чему призывает Фет? 8) Как вы понимаете строки: «Учись у них – у дуба, у берёзы…», «Напрасные на них застыли слёзы, И треснула, сжимаяся, кора…», «Не верь весне. Её промчится гений…»? 9) Определите способ рифмовки в стихотворении с помощью памятки. |
Задания для 3 группы. Стихотворение «Еще майская ночь» 1) Выразительно прочитайте стихотворение. Проиллюстрируйте его на бумаге. 2) О каком времени года в нём говорится? 3) Что видит и слышит в природе поэт? 4) Какие чувства передаёт автор? Как он их выражает? 5) Отметьте художественные приёмы, использованные автором в этом стихотворении. Выпишите примеры эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, обращений. С какой целью автор использует их? 6) Понаблюдайте над лексикой стихотворения. Отметьте слова высокого стиля, которые не употребляются в обычной речи. Зачем, по вашему мнению, использует их поэт? 7) Обратите внимание на обилие восклицательных предложений в стихотворении. С какой целью они используются автором? 8) В каких строках говорится о том, что и грусть, и восторг есть у поэта, созерцавшего ночь, и эти настроения он хочет передать читателю? 9) Определите способ рифмовки в стихотворении с помощью памятки. |
Приложение №2
Памятка Как определить способ рифмовки Созвучие окончаний стихотворных строк называется рифмой. По-гречески слово «рифмос» обозначает «стройность, соразмерность». Рифмы бывают разными. П е р е к р ё с т н а я – когда рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки. Схема рифмовки: АБАБ У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом… П а р н а я – рифмуются две строки подряд. Схема рифмовки: ААББ Там ступа с Бабою Ягой Идет, бредет сама собой… К о л ь ц е в а я, или о п о я с ы в а ю щ а я – рифмуются первая и четвертая строки. Схема рифмовки: АББА И там я был, и мед я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил. |
Памятка Как определить способ рифмовки Созвучие окончаний стихотворных строк называется рифмой. По-гречески слово «рифмос» обозначает «стройность, соразмерность». Рифмы бывают разными. П е р е к р ё с т н а я – когда рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки. Схема рифмовки: АБАБ У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот учёный Все ходит по цепи кругом… П а р н а я – рифмуются две строки подряд. Схема рифмовки: ААББ Там ступа с Бабою Ягой Идет, бредет сама собой… К о л ь ц е в а я, или о п о я с ы в а ю щ а я – рифмуются первая и четвертая строки. Схема рифмовки: АББА И там я был, и мед я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил. |
Памятка Как определить способ рифмовки Созвучие окончаний стихотворных строк называется рифмой. По-гречески слово «рифмос» обозначает «стройность, соразмерность». Рифмы бывают разными. П е р е к р ё с т н а я – когда рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки. Схема рифмовки: АБАБ У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот учёный Все ходит по цепи кругом… П а р н а я – рифмуются две строки подряд. Схема рифмовки: ААББ Там ступа с Бабою Ягой Идет, бредет сама собой… К о л ь ц е в а я, или о п о я с ы в а ю щ а я – рифмуются первая и четвертая строки. Схема рифмовки: АББА И там я был, и мед я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил. |
Приложение №3
Правила работы в группе А. У вас есть руководитель группы. Его обязанности: - распределить роли в группе; - внимательно выслушивать ответы членов группы; - выбрать отвечающего; - в конце урока проанализировать деятельность каждого из членов группы на уроке. Б. Роли в группе: 1) Тот, кто знакомит с заданием (читает его) 2) Тот, кто записывает ответ 3) Тот, кто высказывает мнение группы 4) Тот, кто выдвигает идеи 5) Тот, кто следит за временем 6) Тот, кто рисует иллюстрацию к стихотворению 7) Тот, кто выразительно читает стихотворение В. Не забывайте!: Выслушать всех. Говорить тихо, не мешая другим, не перебивая другого. Закончить обсуждение по сигналу. |
Правила работы в группе А. У вас есть руководитель группы. Его обязанности: - распределить роли в группе; - внимательно выслушивать ответы членов группы; - выбрать отвечающего; - в конце урока проанализировать деятельность каждого из членов группы на уроке. Б. Роли в группе: 1) Тот, кто знакомит с заданием (читает его) 2) Тот, кто записывает ответ 3) Тот, кто высказывает мнение группы 4) Тот, кто выдвигает идеи 5) Тот, кто следит за временем 6) Тот, кто рисует иллюстрацию к стихотворению 7) Тот, кто выразительно читает стихотворение В. Не забывайте!: Выслушать всех. Говорить тихо, не мешая другим, не перебивая другого. Закончить обсуждение по сигналу. |
Правила работы в группе А. У вас есть руководитель группы. Его обязанности: - распределить роли в группе; - внимательно выслушивать ответы членов группы; - выбрать отвечающего; - в конце урока проанализировать деятельность каждого из членов группы на уроке. Б. Роли в группе: 1) Тот, кто знакомит с заданием (читает его) 2) Тот, кто записывает ответ 3) Тот, кто высказывает мнение группы 4) Тот, кто выдвигает идеи 5) Тот, кто следит за временем 6) Тот, кто рисует иллюстрацию к стихотворению 7) Тот, кто выразительно читает стихотворение В. Не забывайте!: Выслушать всех. Говорить тихо, не мешая другим, не перебивая другого. Закончить обсуждение по сигналу. |
Приложение №4
Вопросы для аукциона по фактам биографии Афанасия Фета
Где и когда родился Афанасий Фет? | Почему первоначально фамилия поэта звучала Шеншин? |
Какие учебные заведения Афанасий Фет окончил и где? | Какой писатель похвалил стихотворения Афанасия Фета? |
Кто такая Мария Лазич? Каково её значение в судьбе Афанасия Фета? | Кто такая Мария Боткина? Как она связана с Афанасием Фетом? |
Что известно о смерти Афанасия Фета? | Назовите сборники стихотворений Афанасия Фета. |
5