СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературы в 6 классе с использованием технологии групповой работы по теме "Краски и звуки в пейзажной лирике Афанасия Афанасьевича Фета"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока литературы с использованием технологии групповой работы по теме "Краски и звуки в пейзажной лирике Афанасия Афанасьевича Фета" предназначена для обучающихся 6 класса. Она направлена на развитие у шестиклассников способности выразительно читать лирическое произведение, уметь его анализировать, а также взаимодействовать в группе для решения общей задачи. 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы в 6 классе с использованием технологии групповой работы по теме "Краски и звуки в пейзажной лирике Афанасия Афанасьевича Фета"»

Яна Георгиевна Судакова

Урок литературы в 6 классе

с использованием технологии групповой работы по теме:

Краски и звуки в пейзажной лирике

Афанасия Афанасьевича Фета

Цели:

1) познакомить обучающихся с основными фактами биографии А.А. Фета, со стихотворениями «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Учись у них – у дуба, у берёзы…», «Ещё майская ночь…»;

2) осваивать выразительное чтение поэтического текста; анализировать стихотворения;

3) воспитывать эстетический вкус, любовь и сознательное отношение к родной природе и русской литературе.


Ход урока

  1. ОНУ

  2. Мотивация и целеполагание (Приём «Три вопроса»)

Посмотрите на тему сегодняшнего урока и ответьте на три связанных с ней вопроса: «Что? Как? Зачем?» (Что мы сегодня изучаем? Как мы будем это делать? Зачем?)

  1. Актуализация знаний

  1. Работа над ассоциативным мышлением

- Сейчас мы поиграем в ассоциации. Знаете, что это такое? Это те картины и образы, которые возникают в нашем воображении, когда мы слышим о каком-то понятии. Ассоциации могут быть самыми неожиданными. Итак, запишите в тетрадь те ассоциации, которые возникают в вашем сознании, когда вы слышите слово «пейзаж».

2. Чтение известных стихотворений Фета обучающимися

- Замечательно, у вас очень разнообразные представления о родной природе и пейзаже. И эти представления сформированы не только нашими собственными наблюдениями, но и различными произведениями искусства, в том числе и поэтическими. Вспомните, какие стихотворения А.А. Фета вы изучали в предыдущих классах, какие можете прочесть наизусть?

3. Работа с биографическим фильмом

- Спасибо, замечательные стихи, прекрасное исполнение. А что мы знаем о самом поэте, этом тончайшем лирике, певце русской природы?

А) Просмотр видеофильма о поэте

Б) Аукцион по фактам биографии поэта

Один ученик выбирает карточку и читает вопрос, остальные обучающиеся на него отвечают.

      1. Где и когда родился Фет?

      2. Почему первоначально фамилия поэта звучала Шеншин?

      3. Какие учебные заведения Фет окончил и где?

      4. Какой писатель похвалил стихотворения Фета?

      5. Кто такая Мария Лазич? Каково её значение в судьбе Фета?

      6. Кто такая Мария Боткина? Как она связана с Фетом?

      7. Что известно о смерти Фета?

      8. Назовите сборники стихотворений Фета.

4. Фет – певец русской природы (прослушивание романса «На заре ты её не буди…»)

- Фет был одним из самых музыкальных русских поэтов. Чайковский писал о Фете: «Считаю его поэтом абсолютно гениальным… Фет в лучшие свои минуты переходит из пределов, указанных в поэзии, и смело делает шаг в нашу область». Сам Фет писал: «Поэзия и музыка не только родственны, но и нераздельны». Салтыков-Щедрин сказал: «Романсы его распевает чуть ли не вся Россия». Стихотворение «На заре ты её не буди», положенное на музыку А. Варламовым, стало почти народною песней. Давайте послушаем романс и убедимся в том, как необыкновенно музыкальны стихи Афанасия Фета.

  1. Работа в группах по анализу стихотворений

- Давайте обратимся к стихотворениям. Откройте учебники на стр. 207-214. Сегодня предлагаю поработать в группах.

Правила работы в группе, листы-задания и справочные материалы лежат у вас на столах (Приложение №1, №2, №3).

1. Распределение ролей в группе (2 минуты)

2. Работа в группе (7-10 минут, играет классическая музыка)

I группа – готовит выразительное чтение и выполняет задания по стихотворению «Ель рукавом мне тропинку завесила».

II группа – работает со стихотворением «Учись у них – у дуба, у берёзы…».

III группа – «Ещё майская ночь…».

3. Выступление групп.

4. Самооценка и взаимооценка выступлений каждой группы

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия (приём «Рефлексивная шкатулка»)

- Вы довольны своей работой на уроке?

- Что понравилось и что не понравилось во время работы в группе?

- Кто работал очень хорошо? А кто работал вполсилы? Как вы думаете, почему?

- Считаете ли вы продуктивной работу в группе?

Приложение №1


Задания для 1 группы.

Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

1) Выразительно прочитайте стихотворение. Проиллюстрируйте его на бумаге.

2) О каком времени года говорится в стихотворении? Какие слова помогли вам это понять?

3) Какие чувства испытывает герой в начале стихотворения? Чем вызваны эти чувства? Как вы понимаете, почему герою «и грустно, и весело» одновременно?

4) Обратите внимание на разную длину строк. Как это связано с теми чувствами, которые передаёт поэт?

5) Сколько раз поэт произносит слово «ветер»? Для чего он это делает?

6) Когда наступил перелом в настроении? Как вы понимаете выражение «Сладостен зов мне глашатая медного»?

7) Отметьте художественные приёмы, использованные автором в этом стихотворении. Выпишите примеры эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений.

8) Понаблюдайте над лексикой стихотворения. Дайте определение словам «глашатай», «странник». Найдите слова, которые кажутся вам простонародными. Найдите слова, которые кажутся высокими и обычно не употребляются в устной речи. Как появление слов высокого стиля связано с изменением настроения в стихотворении?

9) Определите способ рифмовки в стихотворении с помощью памятки.


Задания для 2 группы.

Стихотворение «Учись у них – у дуба, у берёзы…»

1) Выразительно прочитайте стихотворение. Проиллюстрируйте его на бумаге.

2) О каком времени года говорится в стихотворении? Какие признаки этого времени года показаны?

3) Что видит и слышит в природе поэт?

4) Какие чувства он испытывает, наблюдая картины природы?

5) Отметьте художественные приёмы, использованные автором в этом стихотворении. Выпишите примеры эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений.

6) Из скольких строф состоит стихотворение?

7) Подумайте, только ли о зиме и весне, о дубе и берёзе идёт речь в стихотворении. К чему призывает Фет?

8) Как вы понимаете строки: «Учись у них – у дуба, у берёзы…», «Напрасные на них застыли слёзы, И треснула, сжимаяся, кора…», «Не верь весне. Её промчится гений…»?

9) Определите способ рифмовки в стихотворении с помощью памятки.


Задания для 3 группы.

Стихотворение «Еще майская ночь»

1) Выразительно прочитайте стихотворение. Проиллюстрируйте его на бумаге.

2) О каком времени года в нём говорится?

3) Что видит и слышит в природе поэт?

4) Какие чувства передаёт автор? Как он их выражает?

5) Отметьте художественные приёмы, использованные автором в этом стихотворении. Выпишите примеры эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, обращений. С какой целью автор использует их?

6) Понаблюдайте над лексикой стихотворения. Отметьте слова высокого стиля, которые не употребляются в обычной речи. Зачем, по вашему мнению, использует их поэт?

7) Обратите внимание на обилие восклицательных предложений в стихотворении. С какой целью они используются автором?

8) В каких строках говорится о том, что и грусть, и восторг есть у поэта, созерцавшего ночь, и эти настроения он хочет передать читателю?

9) Определите способ рифмовки в стихотворении с помощью памятки.




Приложение №2

Памятка

Как определить способ рифмовки

Созвучие окончаний стихотворных строк называется рифмой. По-гречески слово «рифмос» обозначает «стройность, соразмерность». Рифмы бывают разными.

П е р е к р ё с т н а я – когда рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки. Схема рифмовки: АБАБ

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом

П а р н а я – рифмуются две строки подряд. Схема рифмовки: ААББ

Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама собой

К о л ь ц е в а я, или о п о я с ы в а ю щ а я – рифмуются первая и четвертая строки. Схема рифмовки: АББА

И там я был, и мед я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

Памятка

Как определить способ рифмовки

Созвучие окончаний стихотворных строк называется рифмой. По-гречески слово «рифмос» обозначает «стройность, соразмерность». Рифмы бывают разными.

П е р е к р ё с т н а я – когда рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки. Схема рифмовки: АБАБ

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот учёный

Все ходит по цепи кругом

П а р н а я – рифмуются две строки подряд. Схема рифмовки: ААББ

Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама собой

К о л ь ц е в а я, или о п о я с ы в а ю щ а я – рифмуются первая и четвертая строки. Схема рифмовки: АББА

И там я был, и мед я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

Памятка

Как определить способ рифмовки

Созвучие окончаний стихотворных строк называется рифмой. По-гречески слово «рифмос» обозначает «стройность, соразмерность». Рифмы бывают разными.

П е р е к р ё с т н а я – когда рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки. Схема рифмовки: АБАБ

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот учёный

Все ходит по цепи кругом

П а р н а я – рифмуются две строки подряд. Схема рифмовки: ААББ

Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама собой

К о л ь ц е в а я, или о п о я с ы в а ю щ а я – рифмуются первая и четвертая строки. Схема рифмовки: АББА

И там я был, и мед я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.


Приложение №3

Правила работы в группе

А. У вас есть руководитель группы. Его обязанности:

- распределить роли в группе;

- внимательно выслушивать ответы членов группы;

- выбрать отвечающего;

- в конце урока проанализировать деятельность каждого из членов группы на уроке.

Б. Роли в группе:

1) Тот, кто знакомит с заданием (читает его)

2) Тот, кто записывает ответ

3) Тот, кто высказывает мнение группы

4) Тот, кто выдвигает идеи

5) Тот, кто следит за временем

6) Тот, кто рисует иллюстрацию к стихотворению

7) Тот, кто выразительно читает стихотворение

В. Не забывайте!:

Выслушать всех.

Говорить тихо, не мешая другим, не перебивая другого.

Закончить обсуждение по сигналу.

Правила работы в группе

А. У вас есть руководитель группы. Его обязанности:

- распределить роли в группе;

- внимательно выслушивать ответы членов группы;

- выбрать отвечающего;

- в конце урока проанализировать деятельность каждого из членов группы на уроке.

Б. Роли в группе:

1) Тот, кто знакомит с заданием (читает его)

2) Тот, кто записывает ответ

3) Тот, кто высказывает мнение группы

4) Тот, кто выдвигает идеи

5) Тот, кто следит за временем

6) Тот, кто рисует иллюстрацию к стихотворению

7) Тот, кто выразительно читает стихотворение

В. Не забывайте!:

Выслушать всех.

Говорить тихо, не мешая другим, не перебивая другого.

Закончить обсуждение по сигналу.

Правила работы в группе

А. У вас есть руководитель группы. Его обязанности:

- распределить роли в группе;

- внимательно выслушивать ответы членов группы;

- выбрать отвечающего;

- в конце урока проанализировать деятельность каждого из членов группы на уроке.

Б. Роли в группе:

1) Тот, кто знакомит с заданием (читает его)

2) Тот, кто записывает ответ

3) Тот, кто высказывает мнение группы

4) Тот, кто выдвигает идеи

5) Тот, кто следит за временем

6) Тот, кто рисует иллюстрацию к стихотворению

7) Тот, кто выразительно читает стихотворение

В. Не забывайте!:

Выслушать всех.

Говорить тихо, не мешая другим, не перебивая другого.

Закончить обсуждение по сигналу.

Приложение №4


Вопросы для аукциона по фактам биографии Афанасия Фета


Где и когда родился

Афанасий Фет?

Почему первоначально фамилия поэта

звучала Шеншин?

Какие учебные заведения Афанасий Фет окончил

и где?

Какой писатель похвалил стихотворения Афанасия Фета?

Кто такая Мария Лазич? Каково её значение в судьбе Афанасия Фета?

Кто такая Мария Боткина? Как она связана с Афанасием Фетом?

Что известно о смерти Афанасия Фета?

Назовите сборники стихотворений Афанасия Фета.



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!