СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока: Множественное число имен существительных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: познакомить учащихся с особенностями образования множественного числа существительных; освоение правописания окончаний имен существительных множественного числа.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока: Множественное число имен существительных»

Тема урока: Множественное число имен существительных

Цели урока: познакомить учащихся с особенностями образования множественного числа существительных; освоение правописания окончаний имен существительных множественного числа.

Ход урока

Оргмомент. целеполагание. Проверка домзадания

II.Актуализация знаний вспомнив правило «Правописание окончаний –Е и –И в именах существительных единственного числа», определите окончания данных существительных. У каждого варианта – 10 слов.

1вариант 2 вариант

В секци… о жизн…

к лошад… об урожа…

о лотере.. к зате…

До сетк… о тёт…

У Ксени… на здани…

В Япони… на берез…

О случа… в Карели…

В постел… в постельк…

В госпитал… петь от радост…

О помощ… о топол…

Орфографическая разминка Разд..ваться в тиш..не, тихий ш…пот, прол…жить шоссе, выр…стить крыж…вник, на этой нед…л.., назв..ть по фамили…, рассм..триватьрепродукци.., распол…жениебатаре…, ош…баться при решени… задач….

III.Определение темы урока- Посмотрите, пожалуйста, на эту фразу и подумайте, как сказать правильно:У рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей, у рыб нет зуб.- Что же здесь перепутано?

Цель нашего урока: Ознакомиться с особенностями правописания и употребления форм множественного числа имен существительных

Слово учителя.- В речи мы часто употребляем существительные во множественном числе. Но не всегда это делаем правильно. Нужно запомнить грамматические формы некоторых существительных. Полученные знания по теме нашего урока помогут вам в будущем, потому что эта тема встречается в тестовых заданиях государственной итоговой аттестации.

V.Проблема: Как определить окончания у имен существительных множественного числа?

VI. Решение проблемы.Ребята, есть определённые особенности в образовании множ. числа. Чтобы их увидеть и запомнить, мы с вами построим дом, будем складывать его из разных кирпичиков.

Ребёнок – дети, человек – люди.

Во мн.числе может меняться даже вся основа слова. Это первая особенность при образовании мн.числа. Закладываем основание нашего дома.

Чтобы увидеть вторую особенность, давайте вспомним правило «Правописание е-и в безударных падежных окончаниях существительных». Скажите, при изменении по падежам в ед.ч. обязательно учитывается ЧТО?……..СКЛОНЕНИЕ.

А во мн.числе.? Давайте проверим.

VII. Работа с учебником.- Откройте с. 73 вашего учебника. Давайте выразительно прочитаем литературное произведение. - Здесь выделены слова. Определите падеж и склонение 3 существительных:

На ветвях (3 скл, П.п)На дорожках (1скл, П.п)В облаках (2 скл, П.п)И что же мы скажем о склонении? Играет оно роль во множ.числе?Вывод: При изменении сущ. по падежам во мн.числе склонение не учитывается! Второй кирпичик нашего дома.О третьей особенности сделайте выводы, выполнив задания упр. 552.Под какой картинкой вы подпишете листы, под какой – листья; под какой – зубы, под какой – зубья; под какой – корни, под какой – коренья. Составьте и запишите словосочетания с этими существительными.

Коренья — корнеплоды, содержащие эфирные масла, придающие аромат, цвет и вкус блюдам (репчатый лук, морковь, петрушка, сельдерей). Суп с кореньями

Вывод: при образовании мн.числа надо иногда учитывать лексическое значение слова. Кирпичик!

V III. Физкультминутка

Кошка утречком проснулась,

Вверх изящно потянулась,

Вниз красиво наклонилась,

Вправо-влево покрутилась,

И тихонько удалилась!

IX. Дом наш почти готов. Не хватает только крыши, и для этого нам поможет следующее задание.

Давайте внимательно изучим таблицу на стр. 74 нашего учебника.

- Как различить окончания мужского рода?

По произношению: - `а ( - `я) под ударением

Выполним упр.№550

- Что нужно ещё учитывать при образовании форм множ.числа?Вывод: при образовании слов во мн.числе нужно обязательно учитывать ударение и окончание. 

X. Дом наш готов. Однако почти у каждого дома есть или сад, или огород. Я вас приглашаю посетить их. А для этого – задание. Посмотрите, пожалуйста, на слайд очень внимательно. В чём разница между словами с точки зрения русского языка?Верно, у одних слов нулевое окончание, у других – ОВ.

Не все твёрдо знают окончания некоторых имен существительных в род.падеже мн. ч. Как, например, правильно: пара чулок-чулков или пара носок-носков?

Итак, познакомимся с особенностями образования род.пад. мн. ч. у некоторых имен существительных.- Обратимся за помощью к учебнику, стр. 75, упр. 554.

- Понаблюдайте, когда окончание нулевое, а когда -ов, -ев? -Заполним памятку № 2.

Памятка № 2

Родительный падеж множественного числа

Нулевое окончание

Окончания –ов, -ев

1)

1)

2)

2)

3)

3)

4)


Предполагаемые письменные ответы учеников:

Нулевое окончание:

  1. парные предметы – сапог, чулок (но: носков);

  2. средний род – яблок, мест;

  3. названия лиц по нац. признаку с сновой на -н, -р – болгар, армян;

  4. войсковые наименования военная служба– солдат

Окончание -ов, -ев:

  1. плоды – помидоров;

  2. названия некоторых профессий – инженеров;

  3. единицы измерения – граммов, ярдов.

XII. Словарная работа-Запомни! Пара чулок, носков; нет простынь, полотенцев, кедов и кед, кружев, блюдец, дел. Носков – чулокКак запомнить написание слов чулок и носков?Мнемоприем: (запись в словарь) Чулки длинные, а в Р.п.мн.ч. слово короткое (чулок□). Носки короткие, а в Р.п.мн.ч. слово длинное (носк-ов).Записывают словарные слова в словарики

XIII. Пользуясь памяткой, разложите в корзинки, лежащие у вас на партах, ФРУКТЫ и ОВОЩИ, устно образовав форму род.п.мн.ч.

Вишня, груша, лимон, мандарин, апельсин, яблоко, персик, арбуз, баклажан, помидор, огурцы, слива, абрикос.

XIV. Рефлексия. наш урок подошёл к концу.Узнали ли вы на уроке что-то новое? Трудно вам было?

XV. Д/ЗПараграф 98, упр. 551 или 555 (на выбор)Индивидуальное задание (карточка):Образовать от данных слов множественное число И.п. и множественное число Р.п. Поставить ударение во всех формах.Лектор, инженер, шофёр, бухгалтер, инспектор, слесарь, токарь, конюх, договор, возраст, крем, суп, госпиталь,  директор, профессор, доктор, веер, тетерев, окорок, якорь, катер.

Дополнительные упражненияПоставьте слова в Родительном падеже мн.ч.

Консервы –

Туфли –

Башкиры –

Яблони –

Кухни –

Вафли –

Полотенца –

Сосиски –

Джинсы –

Пельмени -

2.  Найдите четвертое лишнее, объясните.

Пара ботинок, сапог, чулок, носок;

много мест, дел, консерв, макарон;

килограмм апельсинов, яблоков, абрикосов, помидоров;

группа инженеров, партизанов, офицеров, тренеров;

песни грузинов, цыганов, таджиков, татаров.

1. Какая форма мн. ч. образована неправильно?

1) учителя
2) торты
3) партизанов
4) шофёры

1. Какая форма мн. ч. образована неправильно?

1) повара
2) торты
3) офицеры
4) тренера

2. -А(-Я) в форме И.п. мн.ч имеет слово

1) выбор
2) мастер
3) тренер
4) месяц

2. -Ы(-И) в форме И.п. мн.ч имеет слово

1) столяр
2) купол
3) сторож
4) доктор

3. Какая форма мн. ч. образована неправильно?

1) учителя
2) торты
3) докторы
4) шофёры

3. Какая форма мн. ч. образована неправильно?

1) повара
2) торты
3) офицеры
4) инженера

4. -А(-Я) в форме И.п. мн.ч имеет слово

1) выбор
2) директор
3) тренер
4) месяц

4. -Ы(-И) в форме И.п. мн.ч имеет слово

1) герб
2) купол
3) сторож
4) доктор

5. Речевая ошибка допущена в словах
1) 100 граммов
2) пляска цыган
3) нет сапог
4) пара носок

5. Речевая ошибка допущена в словах
1) группа кадет
2) много ананасов
3) 1 кг помидор
4) 1 кг яблок




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!