Тема: Орфограммы в приставках и корнях слов.
Цель: Повторить и систематизировать сведения о группах приставок и отрабатывать следующие умения: отличать орфограмму в приставке от орфограммы в корне слова; отличать приставки на З/С от приставки С-; применять правило написания слов с приставками на З/С; применять орфографические правила при написании корней с безударными и чередующимися гласными, а также с непроизносимыми и «сомнительными» согласными.
Ход урока:
I Актуализация знаний.Морфемная разминка ( для класса, 1 учащийся у доски, у остальных карточка ) :
сделать морфемный разбор слов.
Закружилась, пирожок, маленькая, елка, поезд, травами, подводный, забежит.
Объяснительный диктант (1 учащийся у доски ):
Запишите слова под диктовку:Беззаботная, сделать, подтянул, подсмотрел, бесчувственный, забежал, бесценный, здесь, собрал.Выделите приставки и объясните их правописание
III . Постановка цели и задач урока
IV. Применение знаний и умений в новой ситуации
- На какие группы можно разделить приставки русского языка?
(I -- пред-, пере-, в-/во-, об-/ обо-, под-/ подо-, над-/ надо-, с-/ со-, от-/ ото-, о-, до-, по-, про-, за-, на-;
II – раз-/рас-, без-/бес-, из-/ис-, вз-/вс-, воз-/вос-, низ-/нис-;
III – пре-/при-)
Отдать, разбежаться, подавать, распилить, прекрасный, подкрасить, придорожный, бесшумный, надстроить, пригорать, низвергать, прикрепить.
- Итак, по каким признакам мы разделим приставки?( Неизменяемые приставки, приставки на з- и с-, приставки пре- и при.)
- А теперь заполняем карточку самостоятельно предложенными приставками.
Неизменяемые | Приставки на з- и с- | Приставки пре- и при- |
| | |
- Что у вас получилось? - Взаимопроверка, проверьте по образцу.
1) Отдать, подавать, подкрасить, надстроить.
2) Разбежаться, распилить, бесшумный, низвергать.
3) Прикрепить, придорожный, прекрасный, пригорать.
Работа с текстом. Комментированное письмо
- Записываем текст, комментирует…
Многие вещи наших предков _горели, и_тлели, _гнили, ра_сыпались в пыль. Человек бе_заботно выкидывал ра_битую тарелку, и_точенный нож. Но не все и_чезает бе_следно: ра_копки археологов напоминают об ушедших эпохах.
Сегодня нам встретились слова с орфограммами не только в приставках, но и в корнях слов. Перечислите их.
проверяемые | чередующиеся | после шипящих и ц | непроверяемые |
безударные гласные «сомнительные» согласные непроизносимые согласные | лаг - – лож- раст- (ращ-) - рос- бир-/бер- мир-/мер- … | | словарные слова, слова-исключения |
Мы с товар..щем предпол..гали выехать до ра..света, но выехали по..дно. Со..нце подн..малось всё выше и выше и п..кло бе..жалос..но. В ст..пи ст..яла тишь. Р..стительность встречалась ре..ко. Лошади с трудом т..щили пово..ку. К вечеру жара стала сп..дать. Со..нце зашло за г..ризонт, когда мы под..ехали к с..лению. Т..жёлое путешествие под..шло к концу.
Карточка №2.Выделите корни с чередованием.
Листья растения , росток розы, расположились в лесу, сделать предложение, излагать план ,Ростислав уехал ,в отрасли промышленности, морские водоросли, выращенный цветок, большое изложение.
Карточка №3. «Исправь ошибку». Написаны слова с орфограммой «Буквы о- ё после шипящих в корне слова» с ошибкой. Исправьте ошибки.
Шолковый костюм, шорох в кустах, тихий шопот, бечовка порвалась, пришол домой, отрастил чолку, зеленый крыжевник, порвал шов на рукаве.
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении П. 124 . Упр. 719 или упр.720 , подготовиться к диктанту
VII. Итог урока. Рефлексия.-С какими морфемами мы работали на уроке?
Карточка№1.Вставьте пропущенные буквы, графически обозначая орфограммы в приставках и корнях слов.
Мы с товар..щем предпол..гали выехать до ра..света, но выехали по..дно. Со..нце подн..малось всё выше и выше и п..кло бе..жалос..но. В ст..пи ст..яла тишь. Р..стительность встречалась ре..ко. Лошади с трудом т..щили пово..ку. К вечеру жара стала сп..дать. Со..нце зашло за г..ризонт, когда мы под..ехали к с..лению. Т..жёлое путешествие под..шло к концу.
Карточка №2.Выделите корни с чередованием.
Листья растения , росток розы, расположились в лесу, сделать предложение, излагать план ,Ростислав уехал ,в отрасли промышленности, морские водоросли, выращенный цветок, большое изложение.
Карточка №3. «Исправь ошибку». Написаны слова с орфограммой «Буквы о- ё после шипящих в корне слова» с ошибкой. Исправьте ошибки.
Шолковый костюм, шорох в кустах, тихий шопот, бечовка порвалась, пришол домой, отрастил чолку, зеленый крыжевник, порвал шов на рукаве.
Карточка№1.Вставьте пропущенные буквы, графически обозначая орфограммы в приставках и корнях слов.
Мы с товар..щем предпол..гали выехать до ра..света, но выехали по..дно. Со..нце подн..малось всё выше и выше и п..кло бе..жалос..но. В ст..пи ст..яла тишь. Р..стительность встречалась ре..ко. Лошади с трудом т..щили пово..ку. К вечеру жара стала сп..дать. Со..нце зашло за г..ризонт, когда мы под..ехали к с..лению. Т..жёлое путешествие под..шло к концу.
Карточка №2.Выделите корни с чередованием.
Листья растения , росток розы, расположились в лесу, сделать предложение, излагать план ,Ростислав уехал ,в отрасли промышленности, морские водоросли, выращенный цветок, большое изложение.
Карточка №3. «Исправь ошибку». Написаны слова с орфограммой «Буквы о- ё после шипящих в корне слова» с ошибкой. Исправьте ошибки.
Шолковый костюм, шорох в кустах, тихий шопот, бечовка порвалась, пришол домой, отрастил чолку, зеленый крыжевник, порвал шов на рукаве.
Карточка№1.Вставьте пропущенные буквы, графически обозначая орфограммы в приставках и корнях слов.
Мы с товар..щем предпол..гали выехать до ра..света, но выехали по..дно. Со..нце подн..малось всё выше и выше и п..кло бе..жалос..но. В ст..пи ст..яла тишь. Р..стительность встречалась ре..ко. Лошади с трудом т..щили пово..ку. К вечеру жара стала сп..дать. Со..нце зашло за г..ризонт, когда мы под..ехали к с..лению. Т..жёлое путешествие под..шло к концу.
Карточка №2.Выделите корни с чередованием.
Листья растения , росток розы, расположились в лесу, сделать предложение, излагать план ,Ростислав уехал ,в отрасли промышленности, морские водоросли, выращенный цветок, большое изложение.
Карточка №3. «Исправь ошибку». Написаны слова с орфограммой «Буквы о- ё после шипящих в корне слова» с ошибкой. Исправьте ошибки.
Шолковый костюм, шорох в кустах, тихий шопот, бечовка порвалась, пришол домой, отрастил чолку, зеленый крыжевник, порвал шов на рукаве.
Карточка№1.Вставьте пропущенные буквы, графически обозначая орфограммы в приставках и корнях слов.
Мы с товар..щем предпол..гали выехать до ра..света, но выехали по..дно. Со..нце подн..малось всё выше и выше и п..кло бе..жалос..но. В ст..пи ст..яла тишь. Р..стительность встречалась ре..ко. Лошади с трудом т..щили пово..ку. К вечеру жара стала сп..дать. Со..нце зашло за г..ризонт, когда мы под..ехали к с..лению. Т..жёлое путешествие под..шло к концу.
Карточка №2.Выделите корни с чередованием.
Листья растения , росток розы, расположились в лесу, сделать предложение, излагать план ,Ростислав уехал ,в отрасли промышленности, морские водоросли, выращенный цветок, большое изложение.