СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока. Орфограммы в приставках и корнях слов.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  Повторить и систематизировать сведения о группах приставок и отрабатывать следующие умения: отличать орфограмму в приставке от орфограммы в корне слова; отличать приставки на З/С от приставки С-; применять правило написания слов с приставками на З/С; применять орфографические правила  при написании корней с безударными  и чередующимися гласными, а также с непроизносимыми и «сомнительными» согласными.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока. Орфограммы в приставках и корнях слов.»

Тема: Орфограммы в приставках и корнях слов.

Цель: Повторить и систематизировать сведения о группах приставок и отрабатывать следующие умения: отличать орфограмму в приставке от орфограммы в корне слова; отличать приставки на З/С от приставки С-; применять правило написания слов с приставками на З/С; применять орфографические правила при написании корней с безударными и чередующимися гласными, а также с непроизносимыми и «сомнительными» согласными.

Ход урока:

I Актуализация знаний.Морфемная разминка ( для класса, 1 учащийся у доски, у остальных карточка ) :

сделать морфемный разбор слов.

  • Закружилась, пирожок, маленькая, елка, поезд, травами, подводный, забежит.

  1. Объяснительный диктант (1 учащийся у доски ):

Запишите слова под диктовку:Беззаботная, сделать, подтянул, подсмотрел, бесчувственный, забежал, бесценный, здесь, собрал.Выделите приставки и объясните их правописание

III . Постановка цели и задач урока

IV. Применение знаний и умений в новой ситуации

- На какие группы можно разделить приставки русского языка?

(I -- пред-, пере-, в-/во-, об-/ обо-, под-/ подо-, над-/ надо-, с-/ со-, от-/ ото-, о-, до-, по-, про-, за-, на-;

II – раз-/рас-, без-/бес-, из-/ис-, вз-/вс-, воз-/вос-, низ-/нис-;

III – пре-/при-)

    1. Распределительный диктант.

Отдать, разбежаться, подавать, распилить, прекрасный, подкрасить, придорожный, бесшумный, надстроить, пригорать, низвергать, прикрепить.

- Итак, по каким признакам мы разделим приставки?( Неизменяемые приставки, приставки на з- и с-, приставки пре- и при.)

- А теперь заполняем карточку самостоятельно предложенными приставками.

Неизменяемые

Приставки на з- и с-

Приставки пре- и при-




- Что у вас получилось? - Взаимопроверка, проверьте по образцу.

1) Отдать, подавать, подкрасить, надстроить.

2) Разбежаться, распилить, бесшумный, низвергать.

3) Прикрепить, придорожный, прекрасный, пригорать.

Работа с текстом. Комментированное письмо

- Записываем текст, комментирует…

Многие вещи наших предков _горели, и_тлели, _гнили, ра_сыпались в пыль. Человек бе_заботно выкидывал ра_битую тарелку, и_точенный нож. Но не все и_чезает бе_следно: ра_копки археологов напоминают об ушедших эпохах.

  1. Сегодня нам встретились слова с орфограммами не только в приставках, но и в корнях слов. Перечислите их.


проверяемые

чередующиеся

после шипящих и ц

непроверяемые

  1. безударные гласные

  2. «сомнительные» согласные

  3. непроизносимые согласные

лаг - – лож-

раст- (ращ-) - рос-

бир-/бер-

мир-/мер- …


словарные слова,

слова-исключения

    1. Работа по карточкам ( в парах)

      1. Карточка№1.Вставьте пропущенные буквы, графически обозначая орфограммы в приставках и корнях слов.

Мы с товар..щем предпол..гали выехать до ра..света, но выехали по..дно. Со..нце подн..малось всё выше и выше и п..кло бе..жалос..но. В ст..пи ст..яла тишь. Р..стительность встречалась ре..ко. Лошади с трудом т..щили пово..ку. К вечеру жара стала сп..дать. Со..нце зашло за г..ризонт, когда мы под..ехали к с..лению. Т..жёлое путешествие под..шло к концу.

      1. Карточка №2.Выделите корни с чередованием.

Листья растения , росток розы, расположились в лесу, сделать предложение, излагать план ,Ростислав уехал ,в отрасли промышленности, морские водоросли, выращенный цветок, большое изложение.

      1. Карточка №3. «Исправь ошибку». Написаны слова с орфограммой «Буквы о- ё после шипящих в корне слова» с ошибкой. Исправьте ошибки.

Шолковый костюм, шорох в кустах, тихий  шопот,   бечовка порвалась,  пришол домой, отрастил чолку, зеленый крыжевник, порвал шов на рукаве.

VI. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении П. 124 . Упр. 719 или упр.720 , подготовиться к диктанту

VII. Итог урока. Рефлексия.-С какими морфемами мы работали на уроке?

Карточка№1.Вставьте пропущенные буквы, графически обозначая орфограммы в приставках и корнях слов.

Мы с товар..щем предпол..гали выехать до ра..света, но выехали по..дно. Со..нце подн..малось всё выше и выше и п..кло бе..жалос..но. В ст..пи ст..яла тишь. Р..стительность встречалась ре..ко. Лошади с трудом т..щили пово..ку. К вечеру жара стала сп..дать. Со..нце зашло за г..ризонт, когда мы под..ехали к с..лению. Т..жёлое путешествие под..шло к концу.


Карточка №2.Выделите корни с чередованием.

Листья растения , росток розы, расположились в лесу, сделать предложение, излагать план ,Ростислав уехал ,в отрасли промышленности, морские водоросли, выращенный цветок, большое изложение.

Карточка №3. «Исправь ошибку». Написаны слова с орфограммой «Буквы о- ё после шипящих в корне слова» с ошибкой. Исправьте ошибки.

Шолковый костюм, шорох в кустах, тихий  шопот,   бечовка порвалась,  пришол домой, отрастил чолку, зеленый крыжевник, порвал шов на рукаве.

Карточка№1.Вставьте пропущенные буквы, графически обозначая орфограммы в приставках и корнях слов.

Мы с товар..щем предпол..гали выехать до ра..света, но выехали по..дно. Со..нце подн..малось всё выше и выше и п..кло бе..жалос..но. В ст..пи ст..яла тишь. Р..стительность встречалась ре..ко. Лошади с трудом т..щили пово..ку. К вечеру жара стала сп..дать. Со..нце зашло за г..ризонт, когда мы под..ехали к с..лению. Т..жёлое путешествие под..шло к концу.


Карточка №2.Выделите корни с чередованием.

Листья растения , росток розы, расположились в лесу, сделать предложение, излагать план ,Ростислав уехал ,в отрасли промышленности, морские водоросли, выращенный цветок, большое изложение.

Карточка №3. «Исправь ошибку». Написаны слова с орфограммой «Буквы о- ё после шипящих в корне слова» с ошибкой. Исправьте ошибки.

Шолковый костюм, шорох в кустах, тихий  шопот,   бечовка порвалась,  пришол домой, отрастил чолку, зеленый крыжевник, порвал шов на рукаве.

Карточка№1.Вставьте пропущенные буквы, графически обозначая орфограммы в приставках и корнях слов.

Мы с товар..щем предпол..гали выехать до ра..света, но выехали по..дно. Со..нце подн..малось всё выше и выше и п..кло бе..жалос..но. В ст..пи ст..яла тишь. Р..стительность встречалась ре..ко. Лошади с трудом т..щили пово..ку. К вечеру жара стала сп..дать. Со..нце зашло за г..ризонт, когда мы под..ехали к с..лению. Т..жёлое путешествие под..шло к концу.


Карточка №2.Выделите корни с чередованием.

Листья растения , росток розы, расположились в лесу, сделать предложение, излагать план ,Ростислав уехал ,в отрасли промышленности, морские водоросли, выращенный цветок, большое изложение.

Карточка №3. «Исправь ошибку». Написаны слова с орфограммой «Буквы о- ё после шипящих в корне слова» с ошибкой. Исправьте ошибки.

Шолковый костюм, шорох в кустах, тихий  шопот,   бечовка порвалась,  пришол домой, отрастил чолку, зеленый крыжевник, порвал шов на рукаве.

Карточка№1.Вставьте пропущенные буквы, графически обозначая орфограммы в приставках и корнях слов.

Мы с товар..щем предпол..гали выехать до ра..света, но выехали по..дно. Со..нце подн..малось всё выше и выше и п..кло бе..жалос..но. В ст..пи ст..яла тишь. Р..стительность встречалась ре..ко. Лошади с трудом т..щили пово..ку. К вечеру жара стала сп..дать. Со..нце зашло за г..ризонт, когда мы под..ехали к с..лению. Т..жёлое путешествие под..шло к концу.


Карточка №2.Выделите корни с чередованием.

Листья растения , росток розы, расположились в лесу, сделать предложение, излагать план ,Ростислав уехал ,в отрасли промышленности, морские водоросли, выращенный цветок, большое изложение.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!