- дать представление о Великой Отечественной войне, жизни и ее восприятии детьми, отображенных в поэтических текстах;
- познакомить со стихотворением А.Т. Твардовского, посвящённое теме военного детства;
- раскрывать творческий потенциал учащихся.
- воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.
- развитие творческих способностей обучающихся, в частности ассоциативно-творческого мышления;
- готовность к нравственному самосовершенствованию, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (базовые ценности).
- формирование умений мыслить, делать самостоятельные выводы, аргументировано высказывать своё мнение (устно или письменно);
- владение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
- совершенствование навыков характеристики героев в произведении Твардовского А.Т. “Рассказ танкиста”.
- овладение такими приёмами работы с текстом, как: понимание, выразительное чтение, анализ и интерпретация.
учебник “Литература. 5 класс. Авт.-сост. В.Я. Коровина”. - М.: Просвещение, 2012.
Дети военных лет! Детство и война слились в единое целое для мальчишек и девчонок 1941–1945 годов. Как рано они повзрослели. Тысячи детей и подростков совершили в те годы подвиги. В боевую летопись нашей Родины навсегда внесены имена сыновей полков и партизанских соединений, маленьких разведчиков и подпольщиков.
Им, маленьким героям жестокой войны, бесстрашным защитникам Отечества, посвящено стихотворение А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста».
На данном уроке мы поднимаем тему Детей и война. Совместимы ли эти понятия?
Урок начинается с ассоциативного ряда слов к словам ДЕТСТВО, ВОЙНА. Под музыку «Священная война» вспоминаем о начале военных действий, нападении Германии на Советский Союз. Слушаем рассказы детей о пионерах-героях, которые наравне со взрослыми участвовали в сражениях, были разведчиками.
Знакомимся с биографией А.Т.Твардовского. Читаем стихотворение «Рассказ танкиста», анализируем текст.
Отвечаем на вопрос, поставленный в начале урока, «Детей и война. Совместимы ли эти понятия?» Смотрим видеоклип «Дети против войны». На память учитель раздаёт георгиевские ленточки.
Домашнее задание: выучить стихотворение «Рассказ танкиста» наизусть.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Предметные | УУД. Личностные результаты |
Оргмомент. Проверка готовности к уроку. | Приветствие. Эмоциональное вхождение в урок | Воспринимают на слух информацию, принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку. | осознают учебно-познавательную задачу. | |
Актуализация опорных знаний и умений. Проблемная ситуация. | Вступительное слово учителя. -Ребята, произнесите слово ДЕТСТВО. – Какие ассоциации у вас возникают? -А теперь произнесите слово война. Какие ассоциации сейчас у вас возникли? Ребята, обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока. Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? Да, вы правы, речь пойдет о Великой Отечественной войне, о детях и взрослых на этой войне. Дети и война – это слова-антонимы. - Что такое антонимы? | (составление ассоциативного куста на + и - ) Беспечность, счастье, друзья, родители, покой, веселье, радость Мужество победа гордость верность стойкость героизм Война страх трусость предательство боль кровь жертвы Война прошлась по детским судьбам грозно, Всем было трудно, трудно для страны, Но детство изувечено серьёзно: Страдали тяжко дети от войны… Анатолий Болутенко | выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. | имеют мотивацию к учебной деятельности. проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию. формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Постановка цели и определение темы. | Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. - Ребята, сегодня у нас необычный урок. Вспомним всем до боли известные и знакомые строки (звучит песня В.И. Лебедева-Кумача «Священная война»). 2. Беседа. - Какому историческому событию посвящена данная композиция? - Когда она началась? - Какой город первым принял на себя удар врага? | Формулируют собственные ответы. Обдумывают ответы на вопросы и отвечают устно. | осознают учебно-познавательную задачу. | умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. |
Работа над темой урока. | 3.Слово учителя. Известно, что война затронула каждого, не обошла ни женщин, ни стариков, ни детей. В этой войне погибло 13 миллионов детей. У одних она отняла жизнь, у других – родителей, у многих – детство. Война заставила рано повзрослеть мальчиков и девочек, таких же, как вы, ваших сверстников. Маленькие герои большой войны… | Краткие доклады учащихся о детях -героях войны (портрет, Имя и фамилия, подвиг) Марат Казей, Валя Котик, Леня Голиков, Валя Зенкина, Павлик Морозов, Володя Дубинин, Валерий Волков, Витя Коробкин и др. Все эти юные участники войны погибли в боях или были казнены немцами. Ряд детей был занесён в «Книгу почёта Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина» и возведён в ранг «пионеров-героев». | Использование для решения познавательных задач различных источников информации; поиск и выделение необходимой информации из текста; преобразование и интерпретация текста с целью анализа. | Внимание, пробуждение образного творческого мышления; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; активность, инициативность, умение делать выбор; совершенствование навыков выразительного чтения. |
| И взрослые не остались равнодушными к тем, кто был рядом, за кого они отвечали, кто им помогал. А поскольку в годы войны лирика была одним из самых популярных жанров, поднимала боевой дух у каждого, появляются стихотворения, посвященные детям. Для детей и о них писали А.Т. Твардовский, К.М. Симонов и другие (М.В. Исаковский А.А. Сурков. М.И. Алигер) | видеоролик по творчеству А.Т. Твардовского. Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году на Смоленщине в семье кузнеца. Стихи начал писать с раннего детства, когда еще не знал букв. С отличием окончил Московский институт истории, философии и литературы. С 1939 года он служит в армии. Великую Отечественную войну прошел с первого до последнего дня. Вот почему, когда читаешь его стихи и поэмы о войне, то особенно ярко представляешь себе картины боев, подвиги людей. |
Выразительное чтение стихотворения | Обобщающее слово учителя по итогам выступления ученика. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста» выразительное чтение | ученики прослушивают текст стихотворения посредством выразительного чтения по ролям подготовленных учеников | саморегуляция; уметь слушать в соответствии с целевой установкой; осуществлять взаимоконтроль; выделение и осознание усвоенного. | Проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию. |
Беседа с учениками по содержанию стихотворения. | - Отступлению или наступлению советских войск посвящено стихотворение? Докажите. - О каком событии рассказывается в стихотворении? Образ танкиста -В чем сложность боя? -Как танкист относится к мальчику? Образ мальчонки -Танкист рассказывает об одном мальчике. А почему во 2 строфе он использует глаголы мн.числа: 2-3 строфы? -Почему он испытывает чувство тревоги? -Думал ли он в тот момент об опасности? - Что мы узнаем о мальчике? Почему его называют «бедовым»? - Почему командир принял помощь ребенка? Не прогнал, а посадил в танк и продолжил бой? Образ боя. - Какие звуки мы слышим, когда читаем описание боя? -Чем может закончиться бой для человека? Ситуация была драматическая, некогда было предаваться рассуждениям. Слишком большую плату приходилось платить за любое промедление. - После уничтожения пушки с расчетом командир пожимает руку мальчику, как товарищу и говорит «спасибо». Объясните такое отношение танкиста к ребенку. - Стихотворение называется «Рассказ танкиста». От чьего имени ведется повествование? Какие слова передают живую речь танкиста? - О чем жалеет танкист? Почему рассказчик не может себе простить, что забыл спросить мальчика, как его зовут? - Стихотворение начинается и заканчивается одинаково (кольцевая композиция). Как вы думаете, почему? - Жанр стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста» - баллада. Вспомните определение баллады и докажите принадлежность стихотворения к этому жанру. | Формулируют собственные ответы. Обдумывают ответы на вопросы и отвечают устно. Обосновывают свою точку зрения. Письменно заполняют карточку. Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. - Мальчик помог солдатам в бою, совершил настоящий подвиг. Он разведал, где находится вражеское орудие и помог танкистам его уничтожить. - Мы знаем приблизительный возраст мальчика. Ему 10 - 12 лет. Он часто возглавляет детские компании, озорной и смышленый. Внешность мальчика не описывается. Мы видим только рубаху пузырем. - Таких мальчишек было много - Боится, что не успеют, вдруг немец спрячется в другом месте - Бой был трудный и жестокий, и помощь мальчика, возможно, спасла многие жизни. - Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен, Мы прорывались к площади вперед. А он гвоздит - не выглянуть из башен, И черт его поймет, откуда бьет. - Помощь мальчика оказалась очень важной. Танкист пожимает ему руку без снисхождения, с уважением и благодарностью. - Поэт рассказывает историю от лица бывалого танкиста, участника этого боя. Мы слышим живую речь, так как рассказчик употребляет слова разговорного стиля (нынче, спросонку, мальчонка, городишко, гвоздит, хлопец и др.) - Танкист чувствует себя неблагодарным, потому что не знает имени того, кому, может быть, обязан своей жизнью и жизнью своих товарищей. Он забыл спросить имя мальчика, потому что не думал о славе, просто выполнял свой долг - защищал Родину. Он узнал бы этого мальчика теперь среди тысячи лиц, но найти его невозможно. - Такое построение подчеркивает трудность военного пути, еще не скорую, но обязательную победу. - Баллада – это стихотворение с повествовательным сюжетом на легендарную, сказочную или бытовую тему. В центре всегда человек героический, активный. Одна из особенностей – это чувства и эмоции автора и героя. Все это мы наблюдаем в «Рассказе танкиста» - Баллада – это стихотворение с повествовательным сюжетом на легендарную, сказочную или бытовую тему. В центре всегда человек героический, активный. Одна из особенностей – это чувства и эмоции автора и героя. | устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы; извлекают необходимую информацию, систематизируют знания. контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. | осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков формулируют собственные мысли |
Работа с репродукцией картины | - Как вы думаете, в какой ситуации боец мог рассказать об отважном мальчишке и кому? (Перед вами репродукция картины Ю.Непринцева «Отдых после боя» | Описывают события репродукции картины Ю.Непринцева «Отдых после боя» | умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. | развитие эстетического сознания, восприятие различных видов искусства; оценивают содержание с нравственно-эстетической позиции |
Словарная работа. | -Все нынче, как спросонку… - Бедовой, из тех, что главарями у детей… - А он гвоздит – не выглянуть из башен… - Заходим в тыл и полный газ даем. И эту пушку, заодно с расчетом, Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем. | - спустя много времени кажется, что этот тяжелый бой приснился во сне. - озорной, все время придумывает новое, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишечьих компаниях. - он немец (т.е. немецкая пушка), беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка. – Танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили ее. | планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Владеют приёмами отбора и систематизации материала. | Проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию. |
Рефлексия. | Слово учителя. Нельзя забывать о войне, надо знать, какой ценой завоевано счастье, надо стараться, чтобы ни одно имя не осталось забытым… -Благодаря кому был выигран бой? Благодаря кому остались в живых и танкист, и другие солдаты, и жители этого города? -Можно ли сказать, что мальчик совершил подвиг? -Так о чем нам хотел сказать автор стихотворения? В разных местах кабинета прикреплены слова: ДА, НЕТ, НЕ ЗНАЮ) -Послушайте вопрос: есть ли место детям на войне? - Встаньте рядом с вашим ответом. -Прокомментируйте вашу точку зрения (вашу позицию). -Спасибо за ваши ответы. | Дети на войне совершали подвиги, приближали победу наравне со взрослыми (высказывания детей) | | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. |
Заключительное слово учителя | - Ребята, спасибо всем за урок! Я ещё раз хочу вернуться к стихотворению А.Т. Твардовского. Поэт пронёс историю о храбром мальчике и страшном бое через годы и поведал нам. Для чего? Для того чтобы мы помнили безымянных героев Великой Отечественной войны и никогда не забывали, что защита Родины была долгом каждого гражданина! Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда Об этом не забудем. Пусть память верную о ней Хранят, об этой муке, И дети нынешних детей, И наших внуков внуки. -Вы знаете, что это у нас? Это символ победы в Великой Отечественной войне. Мы с вами прикрепили георгиевскую ленту, это значит, мы говорим: «Я помню, я горжусь!» | Георгиевская ленточка | | |
Домашнее задание | выучить наизусть стихотворение стр.156 - 160. дополнительное задание: иллюстрацию к произведению. | | | |