СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по литературе. А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературе. А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.»

ФИО разработчика Смирнова Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы

Место работы: МБОУ «Красносельской средней школы» Красносельского муниципального района Костромской области

Класс 5

Место урока (по тематическому планированию): Литература XX–XXI веков. Произведения отечественной литературы на тему «Человек на войне»

Тема: Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945 г.г.). А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Уровень изучения: базовый.

Тип урока: Урок освоения новых знаний и умений

Цели:

Образовательные:

- дать представление о Великой Отечественной войне, жизни и ее восприятии детьми, отображенных в поэтических текстах;

- познакомить со стихотворением А.Т. Твардовского, посвящённое теме военного детства;

- повышать интерес к изучению русской истории через литературное произведение;

Развивающие:

- развивать познавательные способности учащихся;

- раскрывать творческий потенциал учащихся.

- развивать навыки анализа поэтического произведения;

- - способствовать развитию связной речи, памяти, внимания.

Воспитательные:

- способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся;

- воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.


Планируемые результаты:

Личностные:

- привитие литературного вкуса;

- развитие творческих способностей обучающихся, в частности ассоциативно-творческого мышления;

- готовность к нравственному самосовершенствованию, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (базовые ценности).

Метапредметные:

- планирование и регуляция деятельности;

- формирование умений мыслить, делать самостоятельные выводы, аргументировано высказывать своё мнение (устно или письменно);

- владение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Предметные:

- совершенствование навыков характеристики героев в произведении Твардовского А.Т. “Рассказ танкиста”.

- овладение такими приёмами работы с текстом, как: понимание, выразительное чтение, анализ и интерпретация.

Формы и методы работы: слово учителя, выступление учеников, анализ поэтического текста, беседа, работа с репродукцией картины, словарная работа. Словесный, наглядный, исследовательский, практический методы.

Оборудование: портреты А.Твардовского и его семьи, портреты пионеров-героев ВОВ, фотографии времён ВОВ, репродукция картины Ю. Непринцева «Отдых после боя», видеоклип «Дети против войны», отрывок из к/ф «Мама, я жив» (1985), видеоролик по творчеству А.Т. Твардовского, аудиозапись песни В.И. Лебедева-Кумача «Священная война», таблички ДА, НЕТ, НЕ ЗНАЮ, георгиевские ленточки;

учебник “Литература. 5 класс. Авт.-сост. В.Я. Коровина”. - М.: Просвещение, 2012.

Ключевые слова: Твардовский, война, дети, пионеры-герои, память, мир

Краткое описание: Война… Страшная, жестокая, злая. Она не жалела никого, воевали взрослые и старики, женщины и мужчины, юноши и девушки. Дети.

Дети военных лет! Детство и война слились в единое целое для мальчишек и девчонок 1941–1945 годов. Как рано они повзрослели. Тысячи детей и подростков совершили в те годы подвиги. В боевую летопись нашей Родины навсегда внесены имена сыновей полков и партизанских соединений, маленьких разведчиков и подпольщиков.

Им, маленьким героям жестокой войны, бесстрашным защитникам Отечества, посвящено стихотворение А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста».

На данном уроке мы поднимаем тему Детей и война. Совместимы ли эти понятия?

Урок начинается с ассоциативного ряда слов к словам ДЕТСТВО, ВОЙНА. Под музыку «Священная война» вспоминаем о начале военных действий, нападении Германии на Советский Союз. Слушаем рассказы детей о пионерах-героях, которые наравне со взрослыми участвовали в сражениях, были разведчиками.

Знакомимся с биографией А.Т.Твардовского. Читаем стихотворение «Рассказ танкиста», анализируем текст.

Отвечаем на вопрос, поставленный в начале урока, «Детей и война. Совместимы ли эти понятия?» Смотрим видеоклип «Дети против войны». На память учитель раздаёт георгиевские ленточки.

Домашнее задание: выучить стихотворение «Рассказ танкиста» наизусть.


Этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД.

Личностные результаты

Оргмомент. Проверка готовности к уроку.

Приветствие.

Эмоциональное вхождение в урок

Воспринимают на слух информацию, принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку.

осознают учебно-познавательную задачу.


Актуализация опорных знаний и умений. Проблемная ситуация.

Вступительное слово учителя.

-Ребята, произнесите слово ДЕТСТВО.

– Какие ассоциации у вас возникают?

-А теперь произнесите слово война. Какие ассоциации сейчас у вас возникли?




Ребята, обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока. Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? Да, вы правы, речь пойдет о Великой Отечественной войне, о детях и взрослых на этой войне. Дети и война – это слова-антонимы.

- Что такое антонимы?

(составление ассоциативного куста на + и - )

Беспечность, счастье, друзья, родители, покой, веселье, радость

Мужество победа гордость верность стойкость героизм

Война

страх трусость предательство боль кровь жертвы


Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны…

Анатолий Болутенко

выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

имеют мотивацию к учебной деятельности.

проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию. формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Постановка цели и определение темы.

  1. Поэтическая летопись Великой Отечественной войны.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Вспомним всем до боли известные и знакомые строки (звучит песня В.И. Лебедева-Кумача «Священная война»).

2. Беседа.

- Какому историческому событию посвящена данная композиция?

- Когда она началась?

- Какой город первым принял на себя удар врага?

Формулируют собственные ответы. Обдумывают ответы на вопросы и отвечают устно.

осознают учебно-познавательную задачу.


умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Работа над темой урока.

3.Слово учителя.

Известно, что война затронула каждого, не обошла ни женщин, ни стариков, ни детей. В этой войне погибло 13 миллионов детей. У одних она отняла жизнь, у других – родителей, у многих – детство. Война заставила рано повзрослеть мальчиков и девочек, таких же, как вы, ваших сверстников.

Маленькие герои большой войны…


Краткие доклады учащихся о детях -героях войны (портрет, Имя и фамилия, подвиг)

Марат Казей, Валя Котик, Леня Голиков, Валя Зенкина, Павлик Морозов, Володя Дубинин, Валерий Волков, Витя Коробкин и др. Все эти юные участники войны погибли в боях или были казнены немцами. Ряд детей был занесён в «Книгу почёта Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина» и возведён в ранг «пионеров-героев».







Использование для решения познавательных задач различных источников информации; поиск и выделение необходимой информации из текста; преобразование и интерпретация текста с целью анализа.







Внимание, пробуждение образного творческого мышления; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; активность, инициативность, умение делать выбор; совершенствование навыков выразительного чтения.


И взрослые не остались равнодушными к тем, кто был рядом, за кого они отвечали, кто им помогал. А поскольку в годы войны лирика была одним из самых популярных жанров, поднимала боевой дух у каждого, появляются стихотворения, посвященные детям. Для детей и о них писали А.Т. Твардовский, К.М. Симонов и другие (М.В. Исаковский

А.А. Сурков. М.И. Алигер)

видеоролик по творчеству А.Т. Твардовского.

Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году на Смоленщине в семье кузнеца. Стихи начал писать с раннего детства, когда еще не знал букв. С отличием окончил Московский институт истории, философии и литературы. С 1939 года он служит в армии. Великую Отечественную войну прошел с первого до последнего дня. Вот почему, когда читаешь его стихи и поэмы о войне, то особенно ярко представляешь себе картины боев, подвиги людей.

Выразительное чтение стихотворения

Обобщающее слово учителя по итогам выступления ученика.


А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста» выразительное чтение




ученики прослушивают текст стихотворения посредством выразительного чтения по ролям подготовленных учеников

саморегуляция; уметь слушать в соответствии с целевой установкой; осуществлять взаимоконтроль; выделение и осознание усвоенного.

Проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию.

Беседа с учениками по содержанию стихотворения.



- Отступлению или наступлению советских войск посвящено стихотворение? Докажите.




















- О каком событии рассказывается в стихотворении?





Образ танкиста

-В чем сложность боя?

-Как танкист относится к мальчику?

Образ мальчонки

-Танкист рассказывает об одном мальчике.









А почему во 2 строфе он использует глаголы мн.числа: 2-3 строфы?

-Почему он испытывает чувство тревоги?

-Думал ли он в тот момент об опасности?


- Что мы узнаем о мальчике? Почему его называют «бедовым»?

- Почему командир принял помощь ребенка? Не прогнал, а посадил в танк и продолжил бой?

Образ боя.

- Какие звуки мы слышим, когда читаем описание боя?

-Чем может закончиться бой для человека?


Ситуация была драматическая, некогда было предаваться рассуждениям. Слишком большую плату приходилось платить за любое промедление.

- После уничтожения пушки с расчетом командир пожимает руку мальчику, как товарищу и говорит «спасибо». Объясните такое отношение танкиста к ребенку.

- Стихотворение называется «Рассказ танкиста». От чьего имени ведется повествование? Какие слова передают живую речь танкиста?






- О чем жалеет танкист? Почему рассказчик не может себе простить, что забыл спросить мальчика, как его зовут?












- Стихотворение начинается и заканчивается одинаково (кольцевая композиция). Как вы думаете, почему?


- Жанр стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста» - баллада.

Вспомните определение баллады и докажите принадлежность стихотворения к этому жанру.



Формулируют собственные ответы. Обдумывают ответы на вопросы и отвечают устно. Обосновывают свою точку зрения.

Письменно заполняют карточку.

Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза.

Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

- Мальчик помог солдатам в бою, совершил настоящий подвиг. Он разведал, где находится вражеское орудие и помог танкистам его уничтожить.




- Мы знаем приблизительный возраст мальчика. Ему 10 - 12 лет. Он часто возглавляет детские компании, озорной и смышленый. Внешность мальчика не описывается. Мы видим только рубаху пузырем.

- Таких мальчишек было много


- Боится, что не успеют, вдруг немец спрячется в другом месте






- Бой был трудный и жестокий, и помощь мальчика, возможно, спасла многие жизни.

- Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперед.

А он гвоздит - не выглянуть из башен,

И черт его поймет, откуда бьет.






- Помощь мальчика оказалась очень важной. Танкист пожимает ему руку без снисхождения, с уважением и благодарностью.


- Поэт рассказывает историю от лица бывалого танкиста, участника этого боя. Мы слышим живую речь, так как рассказчик употребляет слова разговорного стиля (нынче, спросонку, мальчонка, городишко, гвоздит, хлопец и др.)

- Танкист чувствует себя неблагодарным, потому что не знает имени того, кому, может быть, обязан своей жизнью и жизнью своих товарищей. Он забыл спросить имя мальчика, потому что не думал о славе, просто выполнял свой долг - защищал Родину. Он узнал бы этого мальчика теперь среди тысячи лиц, но найти его невозможно.

- Такое построение подчеркивает трудность военного пути, еще не скорую, но обязательную победу.

- Баллада – это стихотворение с повествовательным сюжетом на

легендарную, сказочную или бытовую тему. В центре всегда человек

героический, активный. Одна из особенностей – это чувства и эмоции автора

и героя. Все это мы наблюдаем в «Рассказе танкиста»

- Баллада – это стихотворение с повествовательным сюжетом на легендарную, сказочную или бытовую тему. В центре всегда человек героический, активный. Одна из особенностей – это чувства и эмоции автора и героя.

устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы;

извлекают необходимую информацию, систематизируют знания.

контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.


осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков

формулируют собственные мысли

Работа с репродукцией картины

- Как вы думаете, в какой ситуации боец мог рассказать об отважном мальчишке и кому?

(Перед вами репродукция картины Ю.Непринцева «Отдых после боя»

Описывают события репродукции картины Ю.Непринцева «Отдых после боя»

умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

развитие эстетического сознания, восприятие различных видов искусства;

оценивают содержание с нравственно-эстетической позиции

Словарная работа.

-Все нынче, как спросонку



- Бедовой, из тех, что главарями у детей







- А он гвоздит – не выглянуть из башен







- Заходим в тыл и полный газ даем.

И эту пушку, заодно с расчетом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.

- спустя много времени кажется, что этот тяжелый бой приснился во сне.

- озорной, все время придумывает новое, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишечьих компаниях.

- он немец (т.е. немецкая пушка), беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка.

– Танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили ее.

планируют необходимые действия, операции, действуют по плану;

 формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Владеют приёмами отбора и систематизации материала.

Проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию.

Рефлексия.


Слово учителя.

Нельзя забывать о войне, надо знать, какой ценой завоевано счастье, надо стараться, чтобы ни одно имя не осталось забытым…

-Благодаря кому был выигран бой? Благодаря кому остались в живых и танкист, и другие солдаты, и жители этого города?

-Можно ли сказать, что мальчик совершил подвиг?

-Так о чем нам хотел сказать автор стихотворения?


В разных местах кабинета прикреплены слова: ДА, НЕТ, НЕ ЗНАЮ)

-Послушайте вопрос: есть ли место детям на войне?

- Встаньте рядом с вашим ответом.

-Прокомментируйте вашу точку зрения (вашу позицию).

-Спасибо за ваши ответы.
















Дети на войне совершали подвиги, приближали победу наравне со взрослыми






(высказывания детей)


Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Заключительное слово учителя

- Ребята, спасибо всем за урок! Я ещё раз хочу вернуться к стихотворению А.Т. Твардовского. Поэт пронёс историю о храбром мальчике и страшном бое через годы и поведал нам. Для чего? Для того чтобы мы помнили безымянных героев Великой Отечественной войны и никогда не забывали, что защита Родины была долгом каждого гражданина!

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

-Вы знаете, что это у нас?

Это символ победы в Великой Отечественной войне. Мы с вами прикрепили георгиевскую ленту, это значит, мы говорим: «Я помню, я горжусь!»






















Георгиевская ленточка





Домашнее задание


  1. выучить наизусть стихотворение стр.156 - 160.

  2. дополнительное задание: иллюстрацию к произведению.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!