МАТЕМАТИКА 4 класс
« Начальная школа 21 век»
Тема: Операции с многозначными числами. Закрепление.
Цели: совершенствовать навык письменного умножения на двузначное число; повторить смысл умножения, переместительное и сочетательное свойства умножения; закреплять умения решать задачи; развивать внимание, логическое мышление, математическую речь.
Познавательные УУД:
общеучебные – работать с числовой и текстовой информацией, выделять опорные слова;
логические – умение анализировать,
проблемные — освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; построение алгоритма.
Регулятивные УУД:
целеполагание — принятие, сохранение и удержание учебной задачи;
контроль и коррекция — выявление места затруднения, нахождение и исправление ошибок;
оценка — соотнесение собственного результата решения с эталоном.
Коммуникативные УУД:
умение работать в паре, находить общее решение, сохранять доброжелательное отношение друг другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
речевая деятельность — формулирование математически грамотных высказываний.
Организация пространства:
фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование урока: ПК, проектор, экран, презентация к уроку, раздаточный материал
ХОД УРОКА
Организация класса.
(перед началом урока девочка вбегает и говорит)
Эй, ребята,
Математика пришла,
Занимай свои места!
Математика сложна,
Но скажу с почтением:
Математика нужна
Всем без исключения….
-Здравствуйте ребята, садитесь.
-Повернитесь друг к другу лицом и пожелайте приятного дня.
Слово учителя:
Математический урок я начинаю.
Всем успехов пожелаю.
Думать, мыслить, не зевать,
Быстро всё в уме считать.
-А вот девиз нашего урока давайте прочитаем вслух:
Повторяем, то что знаем
Что забыли, вспоминаем….
Вводная беседа.
Любой ученик, который учиться в школе, не раз задавал себе вопрос:
- «Зачем же нужна математика?»
-А я вот уверена, что математика нужна всем и каждому. Вы не встретите в жизни ни одного человека, который бы не использовал математические знания в своей жизни.
-Сейчас мы попробуем доказать, что без математики человеку не прожить в современном мире!
- Ребята, нас пригласили на день рождение к одному сказочному герою. А кто он узнаете, отгадав загадку. Послушайте внимательно…
ЗАГАДКА
Алексей Толстой когда-то
Книжку подарил ребятам
«Приключения Буратино».
В ней Пьеро есть и………. (Мальвина)
Актулизация пройденного материала.
1)устный счет.
-Мальвина прислала нам приглашение а адрес свой не указала 9раздать приглашение)
- А теперь наша задача узнать адрес этой героини.
А для этого надо решить примеры на карточках. (взяли белые карточки)
( Сказочная -9 страна -6)
6*7=42 с | 7*6=42 с |
9*5=45 к | 7*4=28 т |
7*3=21 а | 27:3=9 р |
10*6=60 з | 21*1 =21 а |
54:9=6 о | 24:3=8 н |
40:8=5 ч | 9*6= 21 а |
28:7=8 н | |
3*7=21 а | |
6*6=36 я …… | |
| |
8 | 9 | 5 | 6 | 21 | 28 | 42 | 45 | 60 | 36 |
н | р | ч | о | а | т | с | к | з | я |
Сказочная страна
- Так где же она живет? ( в сказочной стране)
-Ребята, а какой у нее номер дома?
- А чтобы узнать номер дома Мальвины, мы выполним задание в тетрадях.
2) –Откройте тетрадь и запишите число классная работа.
- запишите все ответы в строчку в порядке возрастания.
5,6,8,9,21, 28,36,42, 45,60 (3числа, 5 и 8)
-На какие 2 группы можно разделить эти числа? (однозн и двузнач)
-Назовите сумму чисел 3, 5 и 8 числа? (71)
-Вот наша героиня живет в доме, который на 68 больше чем число 71? (3)
- И так адрес мы с вами узнали, теперь дело за малым…
3) Повторение пройденного.
-Чтобы пойти на день рождение, надо купить какой то подарок. Сейчас мы этим и займемся. А чтобы купить подарок надо пойти в магазин и взять с собой что? (деньги)
-Ребята, а все умеют считать деньги? А может есть такие ,которые не умеют считать деньги?
- Это уже радует.. Так давайте же скорее поспешим. Девочки будут дарить книги, т к Мальвина у нас любит читать. А мальчики шоколадки, она ведь у нас еще и сластена…
-Готовы?
-Возьмите приглашение и прочитайте задачу №1 жужжащим чтением……
ЗАДАЧА №1
Для подарка дети купили 4книги по 345 руб и 7 шоколадок по 59 рублей. Сколько денег нам надо взять с собой магазин? ( напечатать на карточках)
- Скажите как будем решать эту задачу? ( таблицей)
-Какие слова возьмем в таблице?
- Какие опорные слова? Что мы будем покупать?
Цена Количество Стоимость
К.. 345р 4к. ?р
Ш. 59р 7ш. ?р. ?р
1) 345 *4= 1.380(р)- заплатили за книги
2) 59*7=413 (р)- заплатили за шоколадки
3) 1380+413 =1793 (р) – стоит вся покупка
Ответ: нам надо взять 1793 рубля .
-Хорошо .Молодцы. Подарок куплен.
-Ребята, все для посещения дня рождения у нас готово.
Но у героини приключилась беда, она стала гладить своё платье и сожгла юбочку.
-Сможем мы ей помочь и как? (сошьем новую юбку)
-Хорошо. А давайте займемся этим делом ……..
Практическая работа. (белые фигуры)
-Возьмите белые фигуры.
…..Представим…. перед нами кусок ткани….
-Кукую фигуру он напоминает ? (прямоугольник)
-Почему вы так думаете. Назовите свойства прямоугольника?
-Скажите, как найти площадь этой фигуры? (а*б)
- Измерьте стороны, запишите в тетрадях и выполните решение (один у доски работает)
- Так чему же равна площадь? S=а*б= ……*……=
(Хорошо, молодцы)
- Ребята посмотрите ; если мы сложим этот кусок вот так и сошьём,
Красиво будет? (нет)
-Мальвина, любит пышные расклешенные юбочки, которые собираются из треугольников.
- Скажите, как этот прямоугольник можно разделить на 2 одинаковых треугольника, чтобы один угол у каждого был прямой?
-Что надо провести в нем? ( диагональ)
-Напомните, что это такое? (Диагональ – это отрезок, который соединяет две противолежащие вершины прямоугольника)
-Давайте попробуем…
- И так у нас получилось 2 прямоугольных треугольника из которых можно сшить юбку)
- А теперь сложите, так чтоб получилась юбка.
- Украсьте нашу юбку разноцветными геометрическими фигурами.
-Какие фигуры вы использовали?
- Молодцы, надеюсь наша модель понравится хозяйке..
- Хозяйка готова, подарок купили- можно отправляться в гости.
ФИЗМИНУТКА. ( включить музыку)
-Стоп…Ребята , а какое день рождение без танцев… Мы с вами не повторили движения.
3)Решение примеров
- Ребята время осталось мало, давайте поспешим.
- А теперь чтобы подняться в квартиру к Мальвине мы должны посчитать ступеньки до ее квартиры.
- А чтобы подняться на ступеньку надо решить пример.
Красные - карточки-сложный уровень
Оранжевый - менее сложный
( карточки с примерами разноуровневые лежат на столе, один подходит берет , записывает пример и объясняет его решение, остальные в тетрадях)
(оранжевые карточки)
737246 + 54337 = 358219 - 12275 = 392476 - 1346 = 28238 + 5468 =
77246 + 54337 = 2338 + 5468 = 392476 - 1346 = 392476 -51346 =
(красные карточки)
500000 – 13777= 801300-23905= 500000-453644= 5463:3=
224*75= 168*27= 824*4= 3705*8=
-Здравствуйте, вот мы и пришли…
4) Решение задачи.
-Хозяйка удивлена. Она не ожидала увидеть столько много народу. Как же нас рассадить за стол???
- И опять мы поспешим ей на помощь…
- Для этого надо решить задачу.
-Прочитайте в приглашении задачу №2 про себя.
ЗАДАЧА 2
-В комнате было несколько стульев. Сначала из комнаты вынесли 15 стульев, потом еще 2 стула. После этого в комнате осталось 27 стульев. Сколько стульев было в комнате.
- О чем говорится в задаче?
-Что делали со стульями?(выносили)
-Сколько раз их выносили?(2)
-Какие опорные слова возьмем в задаче?
Было-?ст
Вынесли-15ст. и 2ст.
Осталось-27ст.
- Что нужно узнать в задаче?
-Можем ли сразу ответить на главный вопрос задачи?
-А что нужно сделать в первую очередь?
-Запишите решение задачи выражением? (15+2)+27= 44(ст)
- Запишите ответ.
5 ИТОГ УРОКА
- Наш урок подошел к концу, скажите какой вывод мы можем сделать.?
1 Наука в школе есть одна. ВЕРШИНИНА
Во всех профессиях нужна
Учителям, врачам и поварам.
Бухгалтерам, певцам и продавцам.
2.Всем математика важна. Ертулова
Царица всех наук она.
Куда б не захотел пойти,
Профессию хорошую найти,
Сначала выучи таблицу,
Чтоб с губ слетала словно птица.
3.Без счета не будет на улице света. ЛАЗАРЕВА
Без счета не может подняться ракета.
Без счета письмо не найдет адресата.
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа!
4.И пусть пора сейчас настала Варанкина
«Компьютер знает наш немало».
Но, если сам всё будешь знать,
Успешным в жизни можешь стать
Учитель.
- Математика – это мир чисел, формул и новых машин. Если бы не было математики, не было многих профессий. Математика нужна в любом деле, в любой профессии. Математика нужна всем!
4 РЕФЛЕКСИЯ. «Корзина идей»
-Перед вами лежат цветочки 3х цветов.
Красный- урок мне очень понравился…….
Зеленый- были трудные задания…….
Белый- на уроке было скучно……
- Возьмите 1 цветок того цвета, который соответствует вашему мнению и положите его в мою корзину.
А я попробую ваши пожелания применить при составлении дальнейших уроков…Всем спасибо…. Вы молодцы
ДОПОЛНЕНИЕ
А между тем, математика встречается везде, иногда мы ее используем, даже не задумываясь об этом. Утром встаем и смотрим на часы – который час? Покупаем продукты в магазине, когда есть хочется! Готовим себе пищу, например, яблочный пирог – ведь необходимо знать, сколько муки, воды и других компонентов нужно взять для замеса теста.
Нам все время приходиться выполнять простые и сложные математические операции – отсчитывать деньги и получать сдачу, узнать через сколько минут начнется киносеанс, когда отправляется автобус или поезд, сколько нужно заплатить за коммунальные услуги, планировать семейный бюджет на месяц.
Даже расстановка мебели в квартире или офисе, рассаживание растений на даче и разбивка парка или сквера, размещение картин в музее, стратегия футбольного матча и его счет, и еще многое – многое - многое …
11