СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку «Односоставные предложения. Определенно-личные предложения», 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку «Односоставные предложения. Определенно-личные предложения», 8 класс

Цель урока: 

- дать понятие об односоставных предложениях и  определенно-личных предложениях;

- формировать умения различать односоставные и двусоставные предложения;

- находить определенно-личные предложения по их значению;

-использовать определенно-личные предложения в разных стилях речи.

   Воспитательные цели:                                                                                                            

- воспитывать любовь к художественной литературе

- совершенствовать культуру речи учащихся

Тип урока: комбинированный.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку «Односоставные предложения. Определенно-личные предложения», 8 класс»

Разработка урока по русскому языку

Класс: 8 – Г

Дата: 21.12.2020 г.

Составила : Староверова Л.С., учитель русского языка и литературы


Тема: «Односоставные предложения. Определенно-личные предложения»

Цель урока: 

- дать понятие об односоставных предложениях и определенно-личных предложениях;

- формировать умения различать односоставные и двусоставные предложения;

- находить определенно-личные предложения по их значению;

-использовать определенно-личные предложения в разных стилях речи.

   Воспитательные цели:                                                                                                            

- воспитывать любовь к художественной литературе

- совершенствовать культуру речи учащихся

Тип урока: комбинированный.

Технология и приемы:

Работа с учебником, опорной таблицей, решение проблемных вопросов, практическая работа, цифровой диктант, игра « Шаг за шагом», игра « Да»/ « Нет», кластер, проблемные вопросы.

Оборудование: учебник по русскому языку, таблицы на доске, раздаточный материал, тетрадь для правил.

Термины: односоставные и двусоставные предложения, грамматическая основа предложения (подлежащее, сказуемое), грамматические признаки, определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное, назывное предложения.


«Умолчание местоимений перед спрягаемыми

формами глагола к «упражнению и важности служит»»

                                              (М.В. Ломоносов)



ХОД УРОКА 


I. Организационный момент

На столе у каждого лежит лист самооценки. По мере выполнения заданий вы будете оценивать себя самостоятельно. Если вы выполнили задание без ошибок, поставьте себе «5» баллов; если 1-2 ошибки, то «4» балла, а если 3 и более ошибок – «3» балла. Все результаты заносите в лист самооценки. В конце урока каждый подведет итоги и сам оценит свою работу.



Вид работы

«5»

«4»

«3»

1. Анализ предложений (комментированное письмо)




2. Цифровой диктант .




3. Упражнение 171, с. 99




4. Игра « Да/Нет»




Итоговая оценка





1. Вводное слово учителя.

Добрый день, ребята. Особенностью нашего урока будет служить переплетение теории и практики, многих разделов лингвистики, исследование нового материала. Это урок обобщения, систематизации, расширения знаний и «приложения сил».

2. Определение целей и задач урока ( целепологание )

Учитель. На английском это звучит: «Good morning!».  По-немецки скажут так: «Guten Tag!». Французы сказали бы: «Bon jours!». А японцы: «Каннитива!». А как это будет звучать на русском языке? Ответ запишите.

Ученики. Здравствуйте!

Учитель. Охарактеризуйте это предложение. Сделайте его синтаксический разбор.

Ученики. Это предложение односоставное, так как грамматическая основа состоит из одного сказуемого.

Учитель. Обратите внимание, ребята, предложение короткое, из одного главного члена  состоящее, а как много мы сказали, произнеся его. Мы пожелали всем быть здоровыми, благополучно существовать.

Какие же цели и задачи мы будем сегодня с вами решать? ( Учащиеся ставят самостоятельно цели и задачи урока)

-вспомнить отличие односоставных и
двусоставных предложений;
-дать понятие определенно-личных предложений;
-научиться находить определенно-личные предложения;
определять вид односоставных предложений.


II Мотивация учебной деятельности 
Учитель. Скажите, пожалуйста, как вы думаете, что лучше режет: нож или ножницы? 
Оба инструмента режут одинаково, только абсолютно разные предметы. Нож действует так же хорошо, как и ножницы, хотя состоит из одной режущей части, а не из двух. 
Условно можно рассматривать нож и ножницы как символы односоставных и двусоставных предложении. Первые имеют один член предложения, вторые – два. Но вы не думайте, односоставные предложения так же хорошо справляются с обязанностями сообщать, как и двусоставные. Им еще в большей степени свойственны экспрессивные возможности. 

Итак, мы продолжаем работу над односоставными предложениями. Для того чтобы определить тему урока , давайте
проведем зарядку для мышления, освежим знания, которые нам потребуются на уроке.

III. Актуализация знаний

Игра « Шаг за шагом» ( учащиеся отвечают на вопросы и шагают вперед, если ответят правильно. Если учащийся не может вспомнить событие, то пропускает ход. Побеждает тот, кто быстрее дойдет к доске)


1.Назовите местоимения 1 лица (я, мы)

2.Как называются предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена? (односоставными)

3. Является ли обращение членом предложения?

4. Как называется предложение, грамматическая основа которого состоит из двух главных членов?

5. Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени?

6.Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

7. К какому стилю можно отнести уведомительную записку (официально-деловой стиль)

8. В каком стиле может быть написана заметка в газету, репортаж?(публицистический)

9. Для какого стиля характерно яркое, поэтическое описание? (художественный)

10. Какой стиль используется в неофициальной обстановке? (разговорный)

11. Назовите местоимения 2 лица.( ты-вы)

12. Что мы должны знать о постановке знаков препинания при обращении?

13. Какие наклонения имеет глагол?

14. Могут ли глаголы в прошедшем времени изменяться по лицам?

15. Назовите местоимения 3 лица.



IV .Новый материал.

  1. - Переходим к практической части. Запишите дату. Оставьте строку для записи темы урока.

Я хочу начать новую тему со слов М.В. Ломоносова. Они и послужат эпиграфом к уроку.


«Умолчание местоимений перед спрягаемыми формами глагола к «упражнению и важности служит»»

                                              (М.В. Ломоносов)

О каких предложениях говорил М.В. Ломоносов?

Перед вами стихотворение А.С. Пушкина, послушайте его.


Фонтан любви, фонтан живой!

Принес я в дар тебе две розы.

Люблю немолчный говор твой

И поэтические слезы.

Твоя серебряная пыль

Меня кропит росой холодной:

Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!

Журчи, журчи свою мне быль…                                  (А.С. Пушкин)  


  • О чем это стихотворение? (О самом возвышенном человеческом чувстве - любви)

  • В чем смысл  стихотворения? Почему именно к фонтану обращается лирический герой?

(Главный герой сравнивает земную любовь с фонтаном, не зря он называет фонтан – фонтаном любви, фонтан живой. Как фонтан бьет ключом, даря живительную влагу, так и жизнь, когда приходит настоящая  любовь, она наполняет все наше существо, дарит много прекрасных минут).

  • Каков стиль этого текста? Почему?

(Художественный; лирическое произведение, рифмовка, стих жанр; насыщен эпитетами: фонтан живой, серебряная пыль, холодная роса, ключ отрадный, немолчный говор, поэтические слезы; метафорами: журчи мне быль, фонтан любви)

  • Для чего нужны художественные средства?

(Для того, чтобы можно было образно нарисовать картинку; показать состояние души лирического героя. )

  • Каким настроением наполнено стихотворение

(счастьем радостью, все в мире героя стремиться к любви)

  • Приступим к разбору. Найдите односоставные предложения из стихотворения.

(ученик у доски)

  • - Почему односоставные?

  • - Чем выражены сказуемые?

  • - В какой форме употреблены глаголы? (1 л., ед.ч., н.в., изъяв. накл., 2 л, ед ч. повел накл, )

  • - От какого лица идет повествование? (от 1, 2 лица)

  • -Можно ли в этих предложениях представить определенное лицо? (Да, это сам говорящий; я люблю, ты лейся, ты журчи)

Раз в предложении нет подлежащего, но на присутствие подлежащего указывает глагол – сказуемое своей формой, раз можно подставить определенное лицо вместо отсутствующего подлежащего, как можно назвать такие предложения? (Определенно-личные)

Сегодня будем говорить об определенно-личных предложениях.

- Запишите тему урока и подумайте, как вы можете определить цели урока. (Уч-ся определяют цели урока. Учитель вывешивает их на доску)

-Итак. Почему предложения так названы?

Нет ли подсказки в самом названии предложений? (Лицо определено, деятель мыслится конкретно).

Для этого важно знать, чем может быть выражено сказуемое в о/л предложении.

2. Синтаксический разбор ( один ученик выходит к доске, остальные работают в тетради, стараясь самостоятельно выполнить задание)

Анализ предложений (комментированное письмо)

1.Люблю немолчный говор твой и поэтические слезы.

- разбираем предложение (главные члены предложения). Охарактеризуйте предложение (повест, невосклиц., простое, односостав.)

2. Ах, лейся, лейся, ключ отрадный! (Побудительное, восклицательное, простое, односоставное и определенно- личное).

3.  Журчи, журчи свою мне быль (Простое, односоставное, побудительное, невосклицательное, определенно-личное)

Вывод: Определенно- личные – главный член только сказуемое, вместо подлежащего подразумевается определенное лицо.

Будем исследователями.

Ваша задача – найти односоставное предложение, указать, чем выражено сказуемое. Записать свой пример на доске

Примеры. Способы выражения сказуемого

  1. РАБОТА В ТЕТРАДИ ДЛЯ ПРАВИЛ

Значит, на  какие местоимения может указывать глагол – сказуемое в определенно-личных предложениях.

1л. - Я   МЫ

    2л.-  Ты      Вы)

Значит, в какой форме употребляется глагол в определенно- личных предложениях? (в форме 1 и 2 лица, ед. и мн. числа, наст. и будущ. времени, изъявительное и повелительное наклонение)




4 . Цифровой диктант (1-если предложения односоставные, 2-если предложения двусоставные.)


Я помню чудное мгновенье. Яд каплет сквозь его кору. Зима. И я судьбу

Благословил. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! Отчизне

Посвятим души прекрасные порывы! Приветствую тебя, пустынный уголок.

Я гимны прежние пою. (22121112) (слайд )

- Ребята, не забудьте оценить себя. (результат в лист самооценки).

5. Работа по учебнику упр 171,с. 99


6. Игра «ДА. НЕТ»


1.Определенно- личные предложения - это односоставные предложения. (Да)
2. Это предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению со сказуемым. (Да)

3Определенно-личные предложения могут использоваться только в художественном стиле (Нет)

4. Определенно-личные предложения нужны для того чтобы избегать ненужные повторы, речь была более свободная, лаконичная (Да)

5. Глаголы в определенно личных предложениях употребляются в форме 1,2,3 лица (Нет)

6.Определенно- личные предложения никогда на употребляются в диалогах (Нет)

7. В Определенно- личных предложениях глагол употребляется в форме сослагательного наклонения ( Нет)

8. Односоставные предложения делятся на 2 группы ( Да)

9. Главный член односоставных предложений подчеркивается тремя линиями ( Да)

10. Односоставные предложения могут быть только нераспространенными ( Нет)


 V. Лингвофизминутка.

- Немного отдохнем. Я называю двусоставное предложение – вы хлопаете, односоставное – поднимаете руки вверх. Будьте внимательны! (слайд )

Утро в деревне (односост.), Я услышала странный шум (двусост.), В дверь стучали (односост.), Сердце замирало от страха (двусост.), Внезапно небо потемнело. (двусост.), Цыплят по осени считают (односост.).

VI . Рефлексия

- Я запомнил…

- Я задумался…

- Я научился …

- Мне было сложно…

- Я наконец-то запомнил…

- Я узнал, что…

-Что унесете вы сегодня с собой с урока?

- Чему научились?

- Над чем задумались?


VII. Подведение итогов урока


  1. Составление кластера по теме « Односоставные предложения»

( Учащиеся самостоятельно заполняют кластер и зачитывают свои результаты.


Ориентировочные ответы:



2.Оценивание учащихся.


VIII. Домашнее задание 

  1. Чит. пар. 30-31, с. 99-105. Читать тетрадь для правил.

  2. Выполнить упр.189, с. 107

  3. Дополнительные задания ( для сильных учащихся )
    Необходимо использовать односоставные предложения при выполнении задания.

Написать письмо, поздравление, приглашение (выбрать одно) другу, родственнику, знакомому, используя определенно-личные предложени.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!