Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Грамматическая основа предложения"»
Русский язык 4 класс
Тема: Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения.
Тип урока: ОНЗ (Открытие новых знаний).
Цель: формирование понятий грамматическая основа, подлежащее, сказуемое, развитие умений находить грамматическую основу предложения, графически её обозначать, определять способ выражения главных членов – подлежащего и сказуемого.
Задачи:
Предметные: находить в словах грамматическую основу, отличать подлежащее от сказуемого.
Метапредметные: формирование универсальных учебных действий
регулятивные: развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму;
личностные: развивать умение аргументировать свою точку зрения;
познавательные: преобразование информации, выделение главного;
коммуникативные: оформление мыслей в устной форме, овладение монологической и диалогической формами речи;
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация,
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
Мотивация самоопределение к у учебной деятель ьнноости Ι. Актуализация зн знаний. | Начинаем наш урок девизом: «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому». - Почему сегодня у нас такой девиз? - Тогда подарите улыбку и пожелайте друг - другу удачи! -Для начала мы должны повторить то, что уже знаем. Для этого нужно из данных словосочетаний составить предложение: Лесные полянки пестреют веселыми цветами Л…сные полянки В…селыми цв…тами П…стреют полянки Что такое предложение? Определите тип этого предложения по цели высказывания и по интонации. | Самостоятельная работа Лесные полянки пестреют веселыми цветами. Фронтальная работа |
II. Формулирование проблемы. | Назовите основу предложения. Кто догадался о чем мы с вами будем говорить на уроке? Определите тему нашего урока Сформулируйте цели урока. СЛАЙД 4 | Забарабанил дождь |
III. Проектирование и фиксация новых знаний. | На прошлом уроке мы подробно говорили об одном из главных членов. Чтобы проверить, как хорошо вы усвоили, что такое подлежащее, проведем тест. Заполните таблицу, работая в парах: На какие вопросы отвечает подлежащее? | КТО? ЧТО? | Какой частью речи оно выражено? | Существительным, местоимением | В каком падеже стоит подлежащее? | Им. падеже | Как графически выделяется подлежащее? | Одной чертой | Самопроверка по «ключу» А сейчас продолжим разговор о другом главном члене предложения Для этого поиграем в игру «Подбери словечко» БЕЖИТ ЛЕТИТ ПОЕТ КАЧАЕТСЯ К какой части речи мы подбирали слова? Что обозначает глагол? Какую роль в предложении выполняет глагол? Так что же такое сказуемое? Более точную информацию о сказуемом поможет рубрика «Узелки на память» стр 60 Сделайте вывод: | Работа в парах Самопроверка Индивидуальная работа (вслух) |
IV. Первичное закрепление с проговариванием. Развитие умений. V. Закрепление пройденного материала | Для применения полученных знаний в практической деятельности, выполним упражнение 90 на стр 61 Спишите два первых предложения и подчеркните главные члены. В работе будем использовать наши памятки: • Прочитай предложение. • Определи вид предложения по цели высказывания и по интонации. • О ком или о чём говорится в предложении? • Задай вопрос (кто? или что?) Найди подлежащее. • Подчеркни одной чертой. • Какой частью речи выражено? • Задай вопросы (что делает? что сделает?..). Найди сказуемое. • Какой частью речи выражено? • Подчеркни двумя чертами. • Прочитай грамматическую основу. А сейчас настало время проверить, как вы самостоятельно готовы применять полученные знания. 1 группа: подчеркнуть главные члены Пронесся свежий ветерок. 2 группа: выбрать основу предложения На вершине сосны стучит дятел. А) На вершине сосны В) Стучит на вершине С) Стучит дятел 3 группа: подчеркните подлежащее и сказуемое, определите части речи. Над землей занималась тихая заря. | Коллективная работа с комментированием. Работа в группах |
V. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. VI. Самооценка. | Вернёмся к девизу нашего урока: «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому». - Удалось ли вам «открыть» новое знание? Назовите «ключевые» слова Грамматическая основа предложения. Что такое подлежащее? Что такое сказуемое? - Оцените свою работу на уроке. – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? - Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами. | |
VII. Домашнее задание. | 1. Упр. 91, с. 61 2. Выучить определение на с. 60. Спасибо за урок! | |