СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока. Правописание гласных и согласных в приставках

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: дать понятие о неизменяемых и изменяемых приставках; учить обнаруживать орфограммы в приставках, проверять гласные и согласные в приставках; формировать мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научаться различать изменяемые и неизменяемые приставки; находить и проверять орфограммы в приставках; применять правила написания гласных и согласных в приставках

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока. Правописание гласных и согласных в приставках»

Урок русского языка в 5 классе  по теме: «Правописание гласных и согласных в приставках».

Цели: дать понятие о неизменяемых и изменяемых приставках; учить обнаруживать орфограммы в приставках, проверять гласные и согласные в приставках; формировать мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научаться различать изменяемые и неизменяемые приставки; находить и проверять орфограммы в приставках; применять правила написания гласных и согласных в приставках.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  1. Назовите слова из домашнего упражнения 432, которые в составе имеют:

  1. ∩^□: трактористы, синеватая, сарафанчике, шерстяным

  2. ¬∩□: привозим, вносишь, уходит

  3. ¬∩^□: сварщик, безлунная

  4. ∩^^□: парашютистка

  5. ∩□ : тихая

  1. Самостоятельная работа.

Морфемный анализ слова:

Радость, перевозчик, вносишь, подбежать, синеватый, пришкольный.

 (дети сверяют с эталоном – запись на доске)

  1. Самоопределение к деятельности.

Игра «Змейка»

(Играют три команды по рядам: 1- приставка, 2 – корень, 3 суффикс)

  1. Запишите любое слово, обозначив ту часть слова, с которой работает команда.

Образец.

  1. Сбежать

  2. Сосновый

  3. Лучок.

Образуйте слова.

  1. ¬ход^□ (походный)

  2. ¬снеж^□ (подснежник)

Обозначьте в словах приставки.

Ситуация: что мы знаем о правописании данных приставок?

(Данные приставки неизменяемые)

Нам известно, что многие гласные и согласные в корнях слов можно проверить, поставив их в сильные позиции: гласные – под ударение, согласные – перед гласными или сонорными согласными.

  1. Работа по теме урока.Беседа. 

Можно ли проверить правописание приставок? Все зависит от того, изменяемые приставки или неизменяемые. Большинство приставок, кроме приставок на –з, -с и приставок пре-, при-, пишутся одинаково независимо от их произношения, и их правописание можно проверить:

Надколоть – надорвать, надрубить;

Подпилить – подождать, поднимать; п`одпол;

Промахнуться пр`омах и т.д.

  1. Чтение теоретического материала учебника (п. 82, стр.28)Комментарий.

Обратим внимание на приставку с-. Перед звонким согласным слышится [з], перед глухим - [с]. Вспомним, что по законам русской фонетики последующий звук влияет на предыдущий. Это касается парных согласных по звонкости/ глухости и твердости/ мягкости. Сонорные же не меняют качества предыдущего звонкого или глухого согласного звука, поэтому проверить правописание лучше всего именно сонорным согласны Одинаковое написание приставок не подразумевает отмены вариантов морфемы: приставки над-, под-, с-, в-, об-, пред-, от- имеют варианты (беглые гласные): надо-, подо-, со-, во-, обо-, предо-, ото- (надорвать, подождать, сорвать, войти, обогнуть, предоставить, отогнать).

  1.  Составление таблицы приставок с беглыми гласными (на доске и в тетрадях).


приставка

примеры

Над- (надо-)

Надкусить, надорвать

Под- (подо-)

Подбежать, подобраться

С- (со-)

Сверить, собрать

В- (во-)

Втереть, вогнать

Об- (обо-)

Обзор, обозрение

Пред- (предо-)

Предложение, предоставить

От- (ото-)

Отбор, отозвать

Рассмотрите примеры и решите, в каких случаях употребляются варианты приставок с гласной. (Гласная на конце приставок появляется, если за ней следуют два согласных)

  1. Закрепление изученного материала.

  1. Упр.433 – комментированное письмо. (выполняют по цепочке)

  1. Упр.435 – выполнение заданий (самостоятельная работа,  взаимопроверка)

  1. Выполнение тренировочных упражнений.

  1. Словарный диктант

Сделать, сгноить, спросить, здание, надписать, отдохнуть, сбить, отбить, подслушать, содействовать, перетянуть, вперед, сохранить, пожнет, согнуть.

  • Как называют явление, когда согласный звук уподобляется последующему, меняясь на звонкий? (озвончение)

  • Приведите примеры слов из словарного диктанта, где в приставке произошло озвончение. (слова с озвончением выделены жирным шрифтом)

  • В каких словах в приставке произошло оглушение? (в подчеркнутых словах)

  • Выборочный диктант

  1. Рифмограмма.

Запомни: З приставки не бывает.

Сбить, сбор, сберечь пиши с приставкой С.

З пишем в тех словах, что корень начинают:

Ни зги, здоровье, здание и здесь!

«Этимологические загадки»

Ни зги – ничего не видно. О происхождении этого выражения и конкретно слова зга спорят до сих пор. Одни ученые считают, что оно произошло от слова стезя, то есть дорога: так темно, что и дороги не видно. Другие, что зга произошло от згра – искра, то есть на видно искры, света – зги Божьей на видно. Третьи предполагают, что зга образовалось от стега (стегать) – прут, хлыст. То есть на видно даже хлыста в руке, который нужно поднести к глазам. Четвертые утверждают, что зга – это мелкая деталь на колокольчике лошади в упряжи.

Кто из них прав, мы не рассудим, однако точно должны знать, что это слово пишут через букву З.

  1. Выпишите слова с неизменяемыми приставками. Берестяная трубочка.

Я нашел удивительную берестяную трубочку. Когда человек вырежет себе кусок бересты на березе, остальная береста около пореза начинает свертываться в трубочку. Трубочка высыхает.

Сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке.

И вот в первой же трубочке я нашел хороший орех. Я с трудом вытолкнул его. Вокруг березы не было орешника.

«Наверное, белка его туда спрятала, делая зимние свои припасы», подумал я.

  1. Распределительный диктант.

Записать слова в два столбика:

  1. приставки, не изменяющимися на письме;

  2. без приставок.

Наслаждение, роскошный, заменить, работа, отблеск, вьюга, портфель, покрывало, подберезовик, подушка, доставить, доска, облака, обжарить, доклад, кормить, мудрость, мокрый, вымокнуть.

  1. Рефлексия - Как можно проверить гласные и согласные в приставках?

(Надколоть – надорвать, надрубить);(Промахнуться -  пр`омах)

Домашнее задание.П.82 Упр. 436 (доп. - В какой пословице есть антонимы? К какой части речи они относятся?)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!