Правописание мягкого знака после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа
Цели урока: организовать поисковую обучающихся и подвести их к самостоятельному открытию новых знаний; формировать орфографические умения правописания мягкого знака в глаголах в форме 2 лица единственного числа;
Ход урока.
I. Организационный момент. Ребята, сегодня на уроке мы будем использовать знания, полученные на предыдущих уроках.
Мягкий знак - хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
II . Актуализация знаний. - Скажите, для чего нужен в слове мягкий знак? - Мягкий знак в слове нужен для обозначения мягкости согласных. - Приведите примеры. - Камень, угорь, кафель и т. д.
- Еще какую роль выполняет мягкий знак в слове? - Разделительный мягкий знак. - Примеры? - Вьюга, деревья, семья, компьютер и т. д.
- В каких же случаях ставим разделительный мягкий знак?
-Разделительный мягкий знак ставится после мягких согласных перед е, ё, ю, я, и.
- Сейчас, ребята, посмотрите на доску. На доске слова, написанные в два столбика.
речь ночь глушь степь | Беречь Стеречь Жечь Уберечь |
- Скажите, обозначает ли мягкость Ь в данных слова? Почему?
- Нет, не обозначает, потому что шипящие ж и ш всегда твердые, а ч и щ всегда мягкие.
- Почему же ставится мягкий знак в этих словах?
- В первом столбике написаны слова женского рода, а во втором столбике – глаголы неопределенной формы.
III. Постановка темы и целей урока. Формирование умений и навыков.
- В каких глаголах после шипящих ставится мягкий знак? (Мягкий знак ставится в глаголах неопределенной формы и 2-го лица единственного числа, Ь является грамматическим показателем).
- На доске задание: нужно поставить данные глаголы, во втором лице, ед. ч.
прыгать хочу
пью кричу
застрять лить
бороться забыть
кормить говорю
Проспрягайте глагол пью.
(Я) пью (ТЫ) пьешь (ОН) пьет | (МЫ) пьем (ВЫ) пьете (ОНИ) пьют | |
- Какое окончание имеет глагол во II лице единственном числе?- -ёшь- После шипящего Ш ставим Ь. Какую роль выполняет мягкий знак в этом слове? Выделим орфограмму.
- Здесь Ь является грамматическим показателем.-В глаголах 2-го лица единственного числа после Ш ставим Ь…
V. Работа по карточкам /слайды
VI. Физкультминутка.- Если я назову глаголы 2-го лица единственного числа – приседаем, нет хлопок в ладоши. Пляшешь, построишь, рисуешь, пишете, решает, выполнишь, скучает, грохочет, греешь, замираешь, догорает, печатаешь.
VIII. Работа с учебником. Выполнение упр.690 (списать, поставить глаголы во 2-ом лице единственного числа, располагая их в порядке постепенного усиления действия, выделить окончания) стр.131.
IX. Игра «Отредактируй текст».- Перед вами пословицы и вам следует отредактировать их. Что означает слово редактировать?
- Редактировать. Проверять и исправлять текст при подготовке к печати.
1. Любиш кататься люби и саночки возить. 2. Что посееш, то и пожнеш. 3. Слово не воробей: вылетит – не поймаеш. 4. Шила в мешке не утаиш. 5. Упустиш минуту – потеряеш час.
XI. Самостоятельная работа. 1. Замени фразеологизмы одним словом (глаголом 2 лица единственного числа), выдели окончание.Баклуши бить – (бездельничаешь)Воды в рот набрал – (молчишь)Как в воду канул – (пропадешь)Надуть губы – (обидишься)Клевать носом – (засыпаешь)
XII. Итог урока.- Какую орфограмму мы с вами изучили?- Для чего нам нужно знать, как правильно писать окончания 2-го лица единственного числа?
XIII. Рефлексия.- В каких глаголах после шипящих ставится мягкий знак?
XIV. Выставление оценок.
XV. Домашнее задание: стр. 131 упр. 691 (списать, расставить знаки препинания, подчеркнуть глаголы), упр.692 заменить 1-е лицо единственного числа глаголов на 2-е, а затем списать), 693 (устно).