СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока. Приставки

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:  актуализация знаний о приставке как словообразующей морфеме; об отличии приставки от предлога; совершенствование правописных умений обозначать приставку

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока. Приставки»

Тема урока: «Приставки»

Цели урока: актуализация знаний о приставке как словообразующей морфеме; об отличии приставки от предлога; совершенствование правописных умений обозначать приставку

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка дом задания

II. Введение в тему. Слайд

Ребята обратите внимание на доску, прочитайте данные слова (предзимний, перезимовать, заморозило).  Если вы  внимательно прочитали их, то вы сможете найти ту морфему, которую мы еще не изучали. Что это за морфема?

Совершенно верно “Приставка”. Откройте тетради и запишите число, классная работа, “Приставки”.

- Поставьте цели  занятия. Чему мы будем учиться? (Будем учиться образовывать новые слова при помощи приставок, находить приставки в словах)

III. Повторение пройденного.

-Что такое морфема?

Чем отличаются однокоренные слова от форм слова?

-Что такое суффикс? Назовите известные вам суффиксы

Какие уменьшительно-ласкательные суффиксы вам известны? Приведите примеры.


IV. Объяснение новой темы.

- Сегодня мы поговорим о приставках. Как вы думаете, все ли знаете о них? Проверим.

Прием “Верные и неверные утверждения”.

Учитель: Положите перед собой листочки, на которых есть таблица.

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов “Верите ли вы, что….”. Если вы верите, то во второй строчке ставьте знак “+”, если нет, то “-”. Третья строчка остается пустой.

Вопросы:

1. Верите ли вы, что слов без приставок не бывает?

2. Верите ли вы, что приставка – значимая часть слова, т.е. имеет значение?

3. Верите ли вы, что с помощью приставки образуются новые слова?

4. Верите ли вы, что приставка может стоять перед любой морфемой?

5. Верите ли вы, что приставка может изменить лексическое значение слова?

Языковая разминка.( работа в парах)

-Поиграем в игру «Золушка». Соберите в « корзину» слова с приставками.

Поездка, полоса, полено, подпилить, порох, подписать, поросенок, добраться, доверять, домашний, росчерк, роскошь, рослый, разный, разлука, разиня, разбросать.

- Какой вывод мы сделаем? Что надо сделать чтобы правильно найти приставку в слове?

-Прочитайте правило на 21.

Учитель: Обратили ли вы внимание на слово “значимая”?

Почему приставка – это значимая часть?

(Ученики высказывают свое предположение)

Учитель: Как найти приставку в слове?

(Ученики высказывают свое мнение)

Учитель: Проверим ваши знания.

Работа в парах (с раздаточным материалом)

Из перечисленных признаков подчеркнуть те, которые характеризуют приставку

  • часть слова

  • служит для связи слов

  • стоит перед корнем

  • неизменяемая часть слова

  • неизменяемая часть речи

  • общая часть родственных слов

  • указывает на различные формы слова

  • значимая часть слова

  • служит для образования слов



ЗАПОМНИТЬ! «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла» К.И.Чуковский



-Докажем правильность слов К.Чуковского, образовав с помощью приставок однокоренные слова от глаголов: давать,звенеть, бежать, лететь, кричать, говорить.

с-, вы-, пере- Составьте предложение с одним из этих слов.

V. Тренировочные упражнения.

1. Выполним задание: Упражнение415(устно)

2.Работа в тетрадях. (у 416) Слайд

Спишите текст, обозначая приставки.

1.Час обеда приближался,

Топот по двору ра..дался:

Входят семь бог..тырей,

Семь румяных ус..чей.

Старший молвил: Что за диво!

Всё так чисто и красиво.

Кто-то терем прибирал

Да х..зяев поджидал».

2. Перед утренней зарёю

Братья дружн..ю толпою

Выезжают п..гулять,

Серых уток п..стрелять.

3. Восстановление деформированных слов. - Ребята, слова “рассыпались” на части. Пожалуйста, восстановите нужный порядок следования морфем в каждом слове, и запишите получившиеся слова. (На доске и в тетрадях)

ок, лес, пере         ___________________(перелесок)
к, беж, про, а       ____________________(пробежка)
ок, гор, при         ____________________(пригорок)
ушк, корм, а        _____________________(кормушка)
за,енн,снеж, ый    ____________________(заснеженный)
н , зим, ий             _____________________(зимний)

VI. Разминка «Перед телевизором» представьте себе, что вы сидите перед телевизором , расслабьтесь, откиньтесь на спинку стула. Я буду называть только приставки, а вы догадайтесь, что вам надо сделать, и громко произнесите это слово. Итак, в-(ключить)_, пере-( ключить), вы-(ключить) -Почему вы все сделали правильно? Какая морфема помогла?

VII. Самостоятельная работа.

Карточка №1 Прочитай внимательно текст. В подчеркнутых словах выдели приставку. Слова снежинки, пушистый разбери по составу. Озаглавь текст.
Пришла зима. Первые снежинки закружились в воздухе. Лес весь пушистый и белый. Теперь тетеревам незачем прятаться в лесную чащу. Прямо с деревьев нырнули вниз, в мягкий пушистый снег, и закопались в нем. Ветер не дует, и от врагов спрятаться можно. Хорошо там!





Карточка №2 Составить текст из 3-5 предложений по иллюстрации на тему “Зимний лес”

Карточка №3 Вставить подходящие по смыслу приставки и суффиксы.

Вдруг лес ..гудел, все в нем ..шипело. По лесу .. бежала позем..а. .. летел ветер, деревья ..качались. С еловых лапок ..летели сугроб..и.

Началась пурга. Она ..должалась день и ночь, весь лес ..лепила снегом.



Записать слова в таблицу , распределяя в нужный столбик.

Влить, вниз, взболтать, взбудоражить , взор, взорвать, взобраться, вмешаться, взбираться, взмахнуть, вывод.






карточка №4 Проверка работ по карточкам

Подведение итога.- Над какой темой работали  на занятии? - Давайте вернемся к табличке “верные и неверные утверждения” и снова ответим на вопросы, ответы вносить в последнюю строчку. Учитель: Ответы на какие вопросы совпали, а на какие – нет?

Задание на дом: пр. с.21; упр.417,418

XI. Рефлексия.И напоследок…- составим синквейн про приставку



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!