1. 2. 3. 4. 5. | Организационный момент. ЦЕЛЬ ЭТАПА: психологически подготовить обучающихся к общению и предстоящему занятию. ЗАДАЧИ: - доброжелательный настрой учителя и обучающихся; - готовность класса и оборудования к уроку; - быстрое включение класса в деловой ритм; - кратковременность организационного момента; - озвучивание темы и цели урока; МЕТОД: словесно-наглядный. Обучающиеся слушают учителя, настраиваются на продуктивную работу во время урока. ФОРМА: фронтальная. Опрос учащихся по заданному на дом материалу. 2.1. Терминологический диктант. ЦЕЛЬ ЭТАПА: проверить и актуализировать знания учащихся. ЗАДАЧИ: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания обучающимися, выявление пробелов и их коррекция, выявление причины появления обнаруженных недостатков в знаниях и умениях, организация познавательной деятельности учащихся. Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов. МЕТОД: практический, письменная работа. ФОРМЫ: индивидуальная и фронтальная. Учитель организует и сопровождает деятельность обучающихся, контролирует правильность выполнения работы. Обучающиеся анализируют, рассуждают, вступают в общение с учителем и одноклассниками. 2.2. Проверка. ЦЕЛЬ: обобщение полученных сведений, оценивание работы. 2.3. Работа с презентацией. ЦЕЛЬ: наглядно, доступно и ярко представить основную информацию. МЕТОД: Объяснительно-иллюстративный. Ученики формулируют собственные мысли, высказывают и самостоятельно обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Учитель выслушивает варианты ответов. МЕТОДЫ: эвристический, метод по применению знаний на практике и умений и навыков. Объяснение нового учебного материала. ЦЕЛЬ ЭТАПА: совершенствовать навык анализа текста, умение различать тропы и стилистические фигуры. ЗАДАЧИ: раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся; анализ изобразительно-выразительных средств русского языка на примере эпизода из рассказа. МЕТОД: эвристический. ФОРМА: фронтальная. Перед обучающимися поставлена проблема, которую они должны решить в результате выполнения задания. Наблюдается активация мыслительной деятельности обучающихся. 3.1. Работа по плану ЦЕЛЬ: дать чёткие рекомендации по выполнению предстоящей работы. МЕТОД: словесно-наглядный. ФОРМА: индивидуальная, групповая. 3.2. Заполнение таблицы на рабочих листах. Озвучивание результатов. ЦЕЛЬ: научиться работать в коллективе, уметь выслушивать мнение других в группе. МЕТОДЫ: продуктивный и проблемный. ФОРМА: групповая. Обучающиеся самостоятельно формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Учитель выслушивает варианты ответов. Делает поправки, обращает внимание на то, что необходимо обобщить изложенный материал, чтобы применять знания на практике. 3.3. Работа с презентацией. ЦЕЛЬ: наглядно, доступно и ярко представить основную информацию после ответов обучающихся. МЕТОД: Объяснительно-иллюстративный. Изложение материала с применением иллюстраций, демонстраций для активации мыслительной деятельности школьников. Обучающиеся проводят сопоставительный анализ таблиц. 3.4. Выражение своего отношения к тексту. ЦЕЛЬ: обобщение полученных сведений, способность использовать словесное рисование. МЕТОД: словесно-наглядный. Обучающиеся анализируют, обобщают всё сказанное. Делают самостоятельные выводы по проблеме. Осмысливают и усваивают терминологию. 3.5. Комментирование задания 3 из материалов ОГЭ. ЦЕЛЬ: подготовка к сдаче ОГЭ. ЗАДАЧА: научиться выполнять 3 задание. МЕТОД: репродуктивный. ФОРМА: фронтальная. 3.6. Проверка. Самооценка (в соответствии с критериями оценивания 3 задания ОГЭ). ЦЕЛЬ: совершенствовать навык анализа текста, умение различать тропы и стилистические фигуры, закрепить теоретические и практические навыки по теме. ЗАДАЧИ: 1) проанализировать прозаический текст и дать характеристику изобразительно-выразительным средствам языка. 2) закрепить умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать. Закрепление учебного материала. ЦЕЛЬ: закрепить умения самостоятельно подбирать выразительно-изобразительные средства русского языка с целью воздействовать на читателя. ЗАДАЧИ: - обеспечение восприятия осмысления и запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения; - установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция; - активные действия учащихся с объектом изучения; - ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у обучающихся; - повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, выработка соответствующих навыков и умений; - самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и изменённой ситуации. Обучающиеся снова решают проблемный вопрос. В случае затруднения советуются друг с другом. 4.1. Работа с картинами. Презентация. ЦЕЛЬ: создание собственного текста с использованием ИВС. ФОРМА: работа в парах. Ученики формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Учитель выслушивает варианты ответов. 4.2. Итог урока. ЦЕЛЬ: определить усвоение обучающимися нового учебного материала. Задание на дом. ЦЕЛЬ: сообщить о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать его необходимость и обязательность. ЗАДАЧИ: - обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. - Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми обучающимися в соответствии с уровнем их обученности. - Анализ и оценка успешности достижения цели и перспектива последующей работы. - Адекватность самооценки обучающегося оценке учителя. - Получение обучающимися информации о реальных результатах. | Слово учителя. - М. В. Ломоносов, блестящий оратор своего времени, теоретик ораторского искусства, писал: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению». - Что значит говорить красно? Ответы учащихся. (В этом определении называется характерный признак красноречия и подчёркивается, что говорить «красно» (образно, выразительно, эмоционально) важно для того, чтобы с большей силой воздействовать на читателя. Выразительность речи усиливает её эффективность: яркая речь вызывает интерес, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие на разум и чувства, на воображение слушателей). - Что же для этого необходимо? Ответы учащихся. (Прежде всего, знать, какими средствами выразительности обладает язык, что делает речь образной, красочной. Затем научиться пользоваться этими средствами и самому их создавать). - Итак, откройте тетради и запишите тему нашего урока: «Использование изобразительно-выразительных средств в художественном тексте». - Вспомним изобразительно-выразительные средства языка. Терминологический диктант (1 ученик работает с обратной стороны доски). Задание: - Я читаю определения, вы записываете в столбик ИВС. 1. Одинаковое построение соседних предложений. (Синтаксический параллелизм). 2. С одной стороны речевая ошибка - неоправданное употребление однокоренных слов (случился случай), с другой стороны, в устной и художественной литературе - средство эмоционального воздействия на подчёркивание какого-либо явления, признака (черным-черно, думу думать). (Тавтология). 3. Обратный порядок слов. (Инверсия). 4. Художественное преуменьшение. (Литота). 5. Выражение, содержащее иной, скрытый смысл, аллегория. (Иносказание). 6. Сопоставление двух предметов или явлений на основании у них общего признака. (Сравнение). 7. Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и прочее. (Термины). 8. Скрытая насмешка. (Ирония). 9. Именно в контексте эти слова являются противоположными, вне контекста эта противоположность теряется. (Контекстуальные антонимы). 10. Противопоставление, приём контраста. (Антитеза). 11. Образное определение предмета. (Эпитет). 12. Перенос значения с одного слова на другое по сходству признаков. (Метафора). 13. Необычное соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга. (Оксюморон). - Если вы успешно справились с заданием, то по начальным буквам понятий у вас должно получиться слово «СТИЛИСТИКА». - Какое отношение имеет стилистика к перечисленным терминам? (Одним из аспектов стилистики является изучение выразительных средств, ресурсов языка). - Перечисленные термины - наиболее встречаемые в КИМах ОГЭ изобразительно-выразительные средства. - Уточним, какие из них относятся к тропам, какие к стилистическим фигурам речи, а какие к изобразительным возможностям лексики. (Устно. Работа с презентацией). Тропы | Фигуры речи | Изобразительные возможности лексики | Литота Иносказание Сравнение Ирония Эпитет Метафора | Синтаксический параллелизм Инверсия Антитеза Оксюморон | Тавтология Термины Контекстуальные антонимы | - Что лежит в основе тропа? - Продолжите перечень известных вам тропов. - А что такое фигуры речи? - Перечислите другие фигуры речи. - Приведите примеры ИВС из текстов, с которыми работали дома. Задание. - Какие тропы и стилистические фигуры используются в следующих примерах? Кратко обоснуйте. Зима мягко и сыро лежала на крышах. (К. Паустовский) – метафора. Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? ( Н. Гоголь) – метонимия. Он громко рыдающе засмеялся. – оксюморон. Как обходительна! Добра! Мила! Проста! – парцелляция. - Тропы и фигуры, чтобы их полно и глубоко понять, должны рассматриваться не изолированно, а в связном тексте. - Сейчас мы переходим к творческой части нашего урока, и наша цель - анализ изобразительно-выразительных средств русского языка на примере эпизода из рассказа И. Бунина «Косцы». (Текст у каждого на столе). 1. Давайте обратимся к плану нашей работы. План анализа текста. 1. Выразительное чтение. 2. Идейно-содержательный анализ (формулирование основной идеи, темы текста). 3. Анализ изобразительно-выразительных средств. 4. Выражение своего отношения к тексту. 1). Прелесть её была в откликах, в звучности берёзового леса. 2) Прелесть её была в том, что никак не была она сама по себе: она была связана со всем, что видели, чувствовали и мы, и они, эти рязанские косцы. 3) Прелесть была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими и нами – и между ими, нами и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они, и мы с детства, этим предвечерним временем, этими облаками на уже розовеющем западе, этим свежим, молодым лесом, полным медвяных трав по пояс, диких несметных цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели, и этой большой дорогой, её простором и заповедной далью. 4) Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть. 5) И ещё в том была (уже совсем не осознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была - Россия, и что только eё любили мы; душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох в берёзовом лесу. 6) Прелесть была в том, что это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъёмы груди. 7) Пела одна грудь, как когда-то пелись песни только в России и с той непосредственностью, с той несравненной лёгкостью, естественностью, которая была свойственна только русскому человеку. 8) Чувствовалось – человек так свеж, крепок, так наивен в неведении своих сил и талантов и так полон песнью, что ему нужно только легонько вздыхать, чтобы отзывался на весь лес на ту добрую и ласковую, а порой дерзкую и мощную звучность, которой наполняли его эти вздохи. 9) Они подвигались, без малейшего усилия бросая вокруг себя косы, широкими полукругами обнажая перед собою поляны, окашивая, подбивая округ пней и кустов и без малейшего напряжения вздыхая, каждый по-своему, но в общем выражая одно, делая по наитию нечто единое, совершенно цельное, необыкновенно прекрасное. 10) И прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они своими вздохами и полусловами вместе с откликающейся далью, глубиной леса. 1. Выразительное чтение текста. 2. Тема. Образ Родины. Народная песня. Идея. Рассказчик пытается понять сам и передать необыкновенное очарование народной песни, понять причину её необычайно сильного воздействия на душу. 3. Анализ ИВС. - Если бы вы оказались там, какие бы запахи уловили? Какие звуки услышали? - Какие художественно-изобразительные средства, используемые автором, помогают донести до нас эти краски, запахи, звуки? - В чём была «дивная прелесть» и «очарование» песен косцов? Какие изобразительно-выразительные средства помогают передать это «очарование»? - Чтобы ответить на данные вопросы, выполним следующую работу: 1 группа: - найти в тексте тропы, с помощью которых автор доносит до нас звуки; 2 группа: - найти в тексте тропы, с помощью которых автор доносит до нас чувства; 3 группа: - найти в тексте тропы, с помощью которых автор доносит до нас краски; 4 группа: - найти в тексте тропы, с помощью которых автор доносит до нас запахи; 5 группа: - найти в тексте стилистические фигуры и определить значение в тексте. Тропы Звуки | Чувства | Краски | Запахи | «звучность берёзового леса» (метафора); «Это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъёмы молодой, здоровой, певучей груди» (сравнение); «пелись… с непосредственностью, лёгкостью несравненной, естественностью» (эпитеты); «человек… отзывался на ту добрую и ласковую … дерзкую и мощную» (метафора, антитеза); «чувства.. рассказывали вздохами, полусловами» (метафора); «откликающаяся даль» (метафора); «глубиной леса» (метафора). | «были дети своей родины» (метафора); «хорошо, спокойно и любовно» (эпитет); «этот наш общий дом была - Россия» (метафора); «… её душа могла петь так, как пели косцы» (сравнение); «чувствовалось… свеж, крепок, так наивен.., полон песнью» (метафора). | «предвечернее время» (эпитет); «этими облаками на уже розовеющем западе» (эпитет); «широкими полукругами обнажая перед собою поляны» (метафоры). | «полевой воздух» (эпитет); «свежий молодой лес, полный медвяных трав по пояс, диких несметных цветов» (метафора). | Стилистические фигуры Пример | Значение | Анафора: 1,2,3,4,..6 предложения Параллелизм: 1,2,3,4,5,6 предложения Градация (восходящая): 1,2,3,4,5,6 предложения Многосоюзие: 2,3,4,5,6,7,8,9,10 предложения Повтор местоимений: 3 предложение Эллипсис: 8 предложение Парцелляция: 5 предложение Периоды. Однородные члены предложения | Значительная, эмоциональная нагрузка, усиливает выразительность, параллелизм строения. Резко выделяется содержание Идет нарастание содержания: смыслового и эмоционального значения. Придаёт тексту размеренное, плавное, мелодичное звучание. Фиксирование внимание, подчёркивание важнейшей мысли. Придаёт динамизм, интонацию естественного разговора. Выделение основного, самого главного. | - Какое значение ИВС имеют в данном тексте? Слово учителя. - Рассказ написан в 1924 году в Париже. Однако русский язык, тот самый, который поддерживал «в дни тяжких сомнений о судьбах Родины» оставался при нём и продолжал быть лучшим проявлением его таланта. Язык Бунина состоит великого множества соединения красок, света и звуков. Так как Бунин и сам говорил: «Найти звук – это найти ритм прозы. Ибо проза обладает такой же внутренней мелодией, как стихи и музыка». - Знание средств выразительности, как мы уже сказали, понадобится нам при выполнении 3 задания КИМов ОГЭ. Задание звучит так: - Выполним задание по тексту И. Бунина. - Общий эмоциональный тон данного текста помогают передать такие синтаксические средства выразительности, как.... (1, 2, 3, 4, 6) в сочетании с ... (1, 2, 3, 4, 5, 6). Поэтичность речи придают... 9 («звучность берёзового леса», «глубиной леса») и... («хорошо, спокойно и любовно», «полевой воздух»). Список терминов: - Подумайте, что необходимо выбрать. 1. Анафора. 2. Эпитет. 3. Олицетворение. 4. Параллелизм. 5. Метафора. 6. Риторический вопрос. 7. Инверсия. 8. Парцелляция. 9. Антонимы. - Посмотрим снова на презентацию. - Художники и поэты искатели красоты. Они умеют увидеть прекрасное в том, к чему мы обычно остаёмся равнодушными. - Рассмотрим изображение крестьянского труда в произведениях искусства. Посмотрим, как представлена эта тема в произведениях живописи. (Репродукции с картин художников Г. Г. Мясоедова «Страдная пора (Косцы)» и А. А. Пластова «Сенокос». - Рассмотрите их. Задание: - Составьте устный рассказ по одной из картин, используя ИВС. - С какой темой познакомились? Что нового открыли для себя? Что было непонятным? - Хотелось бы, чтобы знание средств выразительности было для вас потребностью говорить красиво, ярко, образно. - Изобразительно-выразительные средства - это золотой запас наших слов. - Напишите по тексту И. Бунина сочинение - рассуждение, используя высказывание К. Г. Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». |