СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка на тему: "Использование изобразительно-выразительных средств в художественном тексте"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок русского языка проходил в рамках районного семинара.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка на тему: "Использование изобразительно-выразительных средств в художественном тексте"»

Конспект урока

Аттестуемый педагог: Першина Оксана Владимировна

Предмет: русский язык

Класс: 9

Тема урока: Использование изобразительно-выразительных средств в художественном тексте

(один из этапов работы в рамках комплексного анализа текста).

Цель урока: углубить знания учащихся об использовании изобразительно – выразительных средств в тексте художественного стиля.

Задачи:

образовательные: 
- повторение и обобщение основных видов изобразительно-выразительных средств языка; 
- совершенствование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства в текстах художественного стиля; 
- подготовка к сдаче ОГЭ. 

Развивающие:
- продолжение работы по совершенствованию культуры речи; 
- дальнейшее развитие навыков работы с текстом художественного произведения.

Воспитательные:
- формирование и закрепление в сознании обучающихся бережного отношения к родной речи через осознание художественной ценности русской литературы. 

Тип урока: обобщение, систематизация знаний и способов деятельности.

Вид урока: анализ текста художественного стиля.

Вид контроля: контроль, самоконтроль, взаимоконтроль.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал (текст, план комплексного анализа текста).

Межпредметные связи: литература.

Этапы урока:
1. Организационный момент.
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу.
3. Объяснение нового учебного материала.
4. Закрепление учебного материала.
5. Задание на дом.



Этапы работы

Содержание этапа

1.



















2.


























































3.




























































































































































































4.



















































5.























Организационный момент.


ЦЕЛЬ ЭТАПА: психологически подготовить обучающихся к общению и предстоящему занятию.

ЗАДАЧИ:

- доброжелательный настрой учителя и обучающихся;

- готовность класса и оборудования к уроку;

- быстрое включение класса в деловой ритм;

- кратковременность организационного момента;

- озвучивание темы и цели урока;

МЕТОД: словесно-наглядный.

Обучающиеся слушают учителя, настраиваются на продуктивную работу во время урока.

ФОРМА: фронтальная.


Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

2.1. Терминологический диктант.

ЦЕЛЬ ЭТАПА: проверить и актуализировать знания учащихся.

ЗАДАЧИ: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания обучающимися, выявление пробелов и их коррекция, выявление причины появления обнаруженных недостатков в знаниях и умениях, организация познавательной деятельности учащихся.

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

МЕТОД: практический, письменная работа.


ФОРМЫ: индивидуальная и фронтальная.

Учитель организует и сопровождает деятельность обучающихся, контролирует правильность выполнения работы.

Обучающиеся анализируют, рассуждают, вступают в общение с учителем и одноклассниками.





2.2. Проверка.

ЦЕЛЬ: обобщение полученных сведений, оценивание работы.


2.3. Работа с презентацией.

ЦЕЛЬ: наглядно, доступно и ярко представить основную информацию.


МЕТОД: Объяснительно-иллюстративный.


Ученики формулируют собственные мысли, высказывают и самостоятельно обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Учитель выслушивает варианты ответов.


МЕТОДЫ:   эвристический, метод по применению знаний на практике и умений и навыков.










Объяснение нового учебного материала.


ЦЕЛЬ ЭТАПА: совершенствовать навык анализа текста, умение различать тропы и стилистические фигуры.

ЗАДАЧИ: раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся;

анализ изобразительно-выразительных средств русского языка на примере эпизода из рассказа.

МЕТОД: эвристический.


ФОРМА: фронтальная.


Перед обучающимися поставлена проблема, которую они должны решить в результате выполнения задания. Наблюдается активация мыслительной деятельности обучающихся.


3.1. Работа по плану

ЦЕЛЬ: дать чёткие рекомендации по выполнению предстоящей работы.

МЕТОД: словесно-наглядный.

ФОРМА: индивидуальная, групповая.




































3.2. Заполнение таблицы на рабочих листах. Озвучивание результатов.


ЦЕЛЬ: научиться работать в коллективе, уметь выслушивать мнение других в группе.


МЕТОДЫ: продуктивный и проблемный.


ФОРМА: групповая.


Обучающиеся самостоятельно формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.


Учитель выслушивает варианты ответов. Делает поправки, обращает внимание на то, что необходимо обобщить изложенный материал, чтобы применять знания на практике.








3.3. Работа с презентацией.


ЦЕЛЬ: наглядно, доступно и ярко представить основную информацию после ответов обучающихся.


МЕТОД: Объяснительно-иллюстративный.

Изложение материала с применением иллюстраций, демонстраций для активации мыслительной деятельности школьников. Обучающиеся проводят сопоставительный анализ таблиц.








































3.4. Выражение своего отношения к тексту.

ЦЕЛЬ: обобщение полученных сведений, способность использовать словесное рисование.


МЕТОД: словесно-наглядный.


Обучающиеся анализируют, обобщают всё сказанное. Делают самостоятельные выводы по проблеме. Осмысливают и усваивают терминологию.




3.5. Комментирование задания 3 из материалов ОГЭ.


ЦЕЛЬ: подготовка к сдаче ОГЭ.

ЗАДАЧА: научиться выполнять 3 задание.

МЕТОД: репродуктивный.

ФОРМА: фронтальная.












3.6. Проверка. Самооценка (в соответствии с критериями оценивания 3 задания ОГЭ).


ЦЕЛЬ:

совершенствовать навык анализа текста, умение различать тропы и стилистические фигуры, закрепить теоретические и практические навыки по теме.

ЗАДАЧИ:

1) проанализировать прозаический текст и дать характеристику изобразительно-выразительным средствам языка.

 2) закрепить умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать.


Закрепление учебного материала.


ЦЕЛЬ: закрепить умения самостоятельно подбирать выразительно-изобразительные средства русского языка с целью воздействовать на читателя.


ЗАДАЧИ:

- обеспечение восприятия осмысления и запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения;

- установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция;

- активные действия учащихся с объектом изучения;

- ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у обучающихся;

- повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, выработка соответствующих навыков и умений;

- самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и изменённой ситуации.

Обучающиеся снова решают проблемный вопрос. В случае затруднения советуются друг с другом.


4.1. Работа с картинами. Презентация.


ЦЕЛЬ: создание собственного текста с использованием ИВС.


ФОРМА: работа в парах.


Ученики формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.


Учитель выслушивает варианты ответов.


4.2. Итог урока.

ЦЕЛЬ: определить усвоение обучающимися нового учебного материала.





Задание на дом.

ЦЕЛЬ: сообщить о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать его необходимость и обязательность.

ЗАДАЧИ:

- обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

- Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми обучающимися в соответствии с уровнем их обученности.

- Анализ и оценка успешности достижения цели и перспектива последующей работы.

- Адекватность самооценки обучающегося оценке учителя.

- Получение обучающимися информации о реальных результатах.

Слово учителя.

- М. В. Ломоносов, блестящий оратор своего времени, теоретик ораторского искусства, писал: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению».

- Что значит говорить красно? Ответы учащихся. (В этом определении называется характерный признак красноречия и подчёркивается, что говорить «красно» (образно, выразительно, эмоционально) важно для того, чтобы с большей силой воздействовать на читателя. Выразительность речи усиливает её эффективность: яркая речь вызывает интерес, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие на разум и чувства, на воображение слушателей).

- Что же для этого необходимо? Ответы учащихся. (Прежде всего, знать, какими средствами выразительности обладает язык, что делает речь образной, красочной. Затем научиться пользоваться этими средствами и самому их создавать).

- Итак, откройте тетради и запишите тему нашего урока: «Использование изобразительно-выразительных средств в художественном тексте».



- Вспомним изобразительно-выразительные средства языка.

Терминологический диктант (1 ученик работает с обратной стороны доски).

Задание:

- Я читаю определения, вы записываете в столбик ИВС.

1. Одинаковое построение соседних предложений. (Синтаксический параллелизм).

2. С одной стороны речевая ошибка - неоправданное употребление однокоренных слов (случился случай), с другой стороны, в устной и художественной литературе - средство эмоционального воздействия на подчёркивание какого-либо явления, признака (черным-черно, думу думать). (Тавтология).

3. Обратный порядок слов. (Инверсия).

4. Художественное преуменьшение. (Литота).

5. Выражение, содержащее иной, скрытый смысл, аллегория. (Иносказание).

6. Сопоставление двух предметов или явлений на основании у них общего признака. (Сравнение).

7. Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и прочее. (Термины).

8. Скрытая насмешка. (Ирония).

9. Именно в контексте эти слова являются противоположными, вне контекста эта противоположность теряется. (Контекстуальные антонимы).

10. Противопоставление, приём контраста. (Антитеза).

11. Образное определение предмета. (Эпитет).

12. Перенос значения с одного слова на другое по сходству признаков. (Метафора).

13. Необычное соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга. (Оксюморон).



- Если вы успешно справились с заданием, то по начальным буквам понятий у вас должно получиться слово «СТИЛИСТИКА».


- Какое отношение имеет стилистика к перечисленным терминам? (Одним из аспектов стилистики является изучение выразительных средств, ресурсов языка).

- Перечисленные термины - наиболее встречаемые в КИМах ОГЭ изобразительно-выразительные средства.

- Уточним, какие из них относятся к тропам, какие к стилистическим фигурам речи, а какие к изобразительным возможностям лексики. (Устно. Работа с презентацией).


Тропы

Фигуры речи

Изобразительные возможности лексики

Литота

Иносказание

Сравнение

Ирония

Эпитет

Метафора

Синтаксический параллелизм

Инверсия

Антитеза

Оксюморон


Тавтология

Термины

Контекстуальные антонимы


- Что лежит в основе тропа?

- Продолжите перечень известных вам тропов.

- А что такое фигуры речи?

- Перечислите другие фигуры речи.

- Приведите примеры ИВС из текстов, с которыми работали дома.



Задание. - Какие тропы и стилистические фигуры используются в следующих примерах? Кратко обоснуйте.

Зима мягко и сыро лежала на крышах. (К. Паустовский) – метафора.

Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? ( Н. Гоголь) – метонимия.

Он громко рыдающе засмеялся. – оксюморон.

Как обходительна! Добра! Мила! Проста! – парцелляция.



- Тропы и фигуры, чтобы их полно и глубоко понять, должны рассматриваться не изолированно, а в связном тексте.

- Сейчас мы переходим к творческой части нашего урока, и наша цель - анализ изобразительно-выразительных средств русского языка на примере эпизода из рассказа И. Бунина «Косцы». (Текст у каждого на столе).







1. Давайте обратимся к плану нашей работы.

План анализа текста.

1. Выразительное чтение.

2. Идейно-содержательный анализ (формулирование основной идеи, темы текста).

3. Анализ изобразительно-выразительных средств.

4. Выражение своего отношения к тексту.


1). Прелесть её была в откликах, в звучности берёзового леса. 2) Прелесть её была в том, что никак не была она сама по себе: она была связана со всем, что видели, чувствовали и мы, и они, эти рязанские косцы. 3) Прелесть была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими и нами – и между ими, нами и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они, и мы с детства, этим предвечерним временем, этими облаками на уже розовеющем западе, этим свежим, молодым лесом, полным медвяных трав по пояс, диких несметных цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели, и этой большой дорогой, её простором и заповедной далью. 4) Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть. 5) И ещё в том была (уже совсем не осознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была - Россия, и что только eё любили мы; душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох в берёзовом лесу. 6) Прелесть была в том, что это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъёмы груди. 7) Пела одна грудь, как когда-то пелись песни только в России и с той непосредственностью, с той несравненной лёгкостью, естественностью, которая была свойственна только русскому человеку. 8) Чувствовалось – человек так свеж, крепок, так наивен в неведении своих сил и талантов и так полон песнью, что ему нужно только легонько вздыхать, чтобы отзывался на весь лес на ту добрую и ласковую, а порой дерзкую и мощную звучность, которой наполняли его эти вздохи. 9) Они подвигались, без малейшего усилия бросая вокруг себя косы, широкими полукругами обнажая перед собою поляны, окашивая, подбивая округ пней и кустов и без малейшего напряжения вздыхая, каждый по-своему, но в общем выражая одно, делая по наитию нечто единое, совершенно цельное, необыкновенно прекрасное. 10) И прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они своими вздохами и полусловами вместе с откликающейся далью, глубиной леса.



1. Выразительное чтение текста.


2. Тема. Образ Родины. Народная песня.

Идея. Рассказчик пытается понять сам и передать необыкновенное очарование народной песни, понять причину её необычайно сильного воздействия на душу.

3. Анализ ИВС.

- Если бы вы оказались там, какие бы запахи уловили? Какие звуки услышали?

- Какие художественно-изобразительные средства, используемые автором, помогают донести до нас эти краски, запахи, звуки?

- В чём была «дивная прелесть» и «очарование» песен косцов? Какие изобразительно-выразительные средства помогают передать это «очарование»?

- Чтобы ответить на данные вопросы, выполним следующую работу:


1 группа: - найти в тексте тропы, с помощью которых автор доносит до нас звуки;

2 группа: - найти в тексте тропы, с помощью которых автор доносит до нас чувства;

3 группа: - найти в тексте тропы, с помощью которых автор доносит до нас краски;

4 группа: - найти в тексте тропы, с помощью которых автор доносит до нас запахи;

5 группа: - найти в тексте стилистические фигуры и определить значение в тексте.


Тропы


Звуки

Чувства

Краски

Запахи

«звучность берёзового леса» (метафора);

«Это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъёмы молодой, здоровой, певучей груди» (сравнение);

«пелись… с непосредственностью, лёгкостью несравненной, естественностью» (эпитеты);

«человек… отзывался на ту добрую и ласковую … дерзкую и мощную» (метафора, антитеза);

«чувства.. рассказывали вздохами, полусловами» (метафора);

«откликающаяся даль» (метафора);

«глубиной леса» (метафора).

«были дети своей родины» (метафора);

«хорошо, спокойно и любовно» (эпитет);

«этот наш общий дом была - Россия» (метафора);

«… её душа могла петь так, как пели косцы» (сравнение);

«чувствовалось… свеж, крепок, так наивен.., полон песнью» (метафора).

«предвечернее время» (эпитет);

«этими облаками на уже розовеющем западе» (эпитет);

«широкими полукругами обнажая перед собою поляны» (метафоры).

«полевой воздух» (эпитет);

«свежий молодой лес, полный медвяных трав по пояс, диких несметных цветов» (метафора).


Стилистические фигуры


Пример

Значение


Анафора: 1,2,3,4,..6 предложения


Параллелизм: 1,2,3,4,5,6 предложения



Градация (восходящая): 1,2,3,4,5,6 предложения



Многосоюзие: 2,3,4,5,6,7,8,9,10 предложения


Повтор местоимений: 3 предложение

Эллипсис: 8 предложение


Парцелляция: 5 предложение


Периоды. Однородные члены предложения



Значительная, эмоциональная нагрузка, усиливает выразительность, параллелизм строения.


Резко выделяется содержание

Идет нарастание содержания: смыслового и эмоционального значения.


Придаёт тексту размеренное, плавное, мелодичное звучание.


Фиксирование внимание, подчёркивание важнейшей мысли.

Придаёт динамизм, интонацию естественного разговора.


Выделение основного, самого главного.


- Какое значение ИВС имеют в данном тексте?






Слово учителя.

- Рассказ написан в 1924 году в Париже. Однако русский язык, тот самый, который поддерживал «в дни тяжких сомнений о судьбах Родины» оставался при нём и продолжал быть лучшим проявлением его таланта. Язык Бунина состоит великого множества соединения красок, света и звуков. Так как Бунин и сам говорил: «Найти звук – это найти ритм прозы. Ибо проза обладает такой же внутренней мелодией, как стихи и музыка».


- Знание средств выразительности, как мы уже сказали, понадобится нам при выполнении 3 задания КИМов ОГЭ.

Задание звучит так:

- Выполним задание по тексту И. Бунина.

- Общий эмоциональный тон данного текста помогают передать такие синтаксические средства выразительности, как.... (1, 2, 3, 4, 6) в сочетании с ... (1, 2, 3, 4, 5, 6). Поэтичность речи придают... 9 («звучность берёзового леса», «глубиной леса») и... («хорошо, спокойно и любовно», «полевой воздух»).

Список терминов: - Подумайте, что необходимо выбрать.


1. Анафора.

2. Эпитет.

3. Олицетворение.

4. Параллелизм.

5. Метафора.

6. Риторический вопрос.

7. Инверсия.

8. Парцелляция.

9. Антонимы.

























- Посмотрим снова на презентацию.


- Художники и поэты искатели красоты. Они умеют увидеть прекрасное в том, к чему мы обычно остаёмся равнодушными.

- Рассмотрим изображение крестьянского труда в произведениях искусства. Посмотрим, как представлена эта тема в произведениях живописи. (Репродукции с картин художников Г. Г. Мясоедова «Страдная пора (Косцы)» и А. А. Пластова «Сенокос».

- Рассмотрите их.






Задание: - Составьте устный рассказ по одной из картин, используя ИВС.












- С какой темой познакомились? Что нового открыли для себя? Что было непонятным?

- Хотелось бы, чтобы знание средств выразительности было для вас потребностью говорить красиво, ярко, образно.

- Изобразительно-выразительные средства - это золотой запас наших слов.






- Напишите по тексту И. Бунина сочинение - рассуждение, используя высказывание К. Г. Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».





Руководитель РМО ________________ / Дебердеева В. Х.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!