СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Система гласных звуков. Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Система гласных звуков. Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я».»



Муниципальное бюджетное общеобазовательное учреждение Новоключевская средняя общеобразовательная школа Купинского района






Разработка технологической карты урока русского языка
по теме: «Система гласных звуков. Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я».

для обучающихся 5 класса






Разработала: Сливкина Мария Александровна,

учитель русского языка и литературы

1 категория










Новоключи 2024



Разработка технологической карты урока

(по обновленным ФГОС)


1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Сливкина Мария Александровна

Место работы

МБОУ Новоключевская СОШ Купинского района

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

5

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Фонетика. 1 четверть

Тема урока

Система гласных звуков русского языка

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

урок освоения новых знаний и умений

☐ урок-закрепление

☐ урок-повторение

☐ урок систематизации знаний и умений

☐ урок развивающего контроля

☐ комбинированный урок

☐ другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные

Стремиться к речевому самосовершенствованию, обогащению словарного запаса, грамотному изложению своих мыслей; осознавать эстетическую ценность русского языка; формировать уважительное отношение к родному языку, понимать его роли в развитии нравственных качеств личности.


Метапредметные

Владеть устной и письменной речью, уметь воспроизводить содержание прослушанного текста, анализировать и сравнивать информацию.

Предметные

Различать гласные буквы и звуки, уметь находить в словах гласные, обозначающие два звука, правильно соотносить произношение и написание слова.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):

гласные, звук, буква, слог, слова, йотированные гласные

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Доска, мел, раздаточный материал, учебник «Русский язык: 5-й класс: учебник в 2 частях» / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. – М. : Просвещение, 2023. - Ч.1. - 240 с.

Коллективная работа, фронтальный опрос, работа в парах, самостоятельная работа, работа с учебником.


3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Планируемые результаты: формировать мотивацию на исследование темы

Слово учителя.

Здравствуйте ,ребята!

- Отгадайте загадку:

Его не видно, в руки не взять, но зато слышно. ( Звук.)

- А сколько же звуков  в природе? (Не сосчитать)

Ответ-стихотворение

Сколько на свете звуков?

Сколько звуков у речи?

Сколько в лесу – снежинок,

Сколько струек у речки.

Сколько в дождике – дождинок.

Сколько в песке – песчинок.

- Звуки, которые мы будем изучать, помогают различать слова по смыслу. Сделать вывод о роли играют звуков в языке нам поможет стихотворение. 

Жили-были КОТ и КИТ.                                 

КОТ - огромный, просто страшный!            

КИТ был маленький, домашний.                    

КОТ плывет по океану, 

КИТ из блюдца ест сметану.

Какие звуки изменились? [ко́т] [к'и́т]

(изменили  звук, а поменялось значение всего слова)

Вывод: у звуков в языке смыслоразличительная роль. Звуки помогают различать смысл слова.А какие именно звуки, мы с вами и повторим.

- Сегодня на уроке мы повторим систему гласных звуков русского языка. Помните ли вы, сколько букв в русском алфавите? (Ответ: 33) А сколько из них гласных? Назовите их (Ответ: 10 гласных букв - А,О, У, И, Ы, Э, Е, Ё, Ю, Я). Теперь давайте узнаем, почему гласные получили такое название, и какую роль они играют в русском языке? Послушайте стихотворение современного автора и ответьте на эти вопросы:

Что такое гласные?
Ох, пока не ясно мне!
Объясните поскорей,
Чтобы стал я поумней!
«Голос» называли «глас» -
Вот и гласные у нас:
А, О, И, Е, У, Я, Ы –
Голосом протянем мы.
Иль, к примеру, буква Ё -
Тянем голосом её.
Гласные зачем нужны?
Для чего они важны?
Нету гласных - нет слогов,
Без слогов не будет слов.
Вместе повторим, друзья:
Десять гласных знаю я:
А, Я, У, Ю, О, Ё, И,
Е, Э и, конечно, Ы !

(Мария Лэнг https://stihi.ru/2006/07/31-769)


Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Планируемые результаты: выделять и характеризовать существенные признаки гласных звуков

Формы организации учебной деятельности - беседа, работа над языковым материалом, устный фронтальный опрос.

Начнем с повторения признаков твердости-мягкости.

Прочитайте четверостишие по ролям. Сравните звучание гласных и согласных звуков. В каких случаях согласные звучат твёрдо, а в каких – мягко?

Встре́тил в ча́ще ёж ежа́,

Как пого́да, ёж? –

Свежа́.

И пошли́ домо́й, дрожа́,

Сго́рбясь, съёжась, два ежа́.

(Эдуард Угрюмов https://stihi.ru/2017/04/19/4253)


(Ответ: Согласные звучат твёрдо перед гласными буквами О, А, Ы, У, Э, + Ъ и другим согласными или в конце слова. Согласные звучат мягко перед гласными И, Е, Ё, Ю, Я + Ь)


Интересно, насколько хорошо вы знаете гласные звуки. Давайте проверим.

Посмотрите на рисунки, определите звук по его артикуляции(Приложение № 1):

(Ответ – А,Ы,Э,О,И,У)



Запишите транскрипцию следующих слов(работа у на доски):

В саду́ [фсаду] – ся́ду [с’аду]

Клуб [клуп] - клюв [кл’уф]

нос [нос] — нёс [н’ос]

мы́ло [мыла] – ми́ло [м’ила]

мэр [мэр] – ме́ра [м’эра]

Сравните звучание гласных и согласных звуков. Сопоставьте твёрдое и мягкое произношение звуков.

- Скажите, где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я (Ответ - После согласных).

-Какие звуки обозначают эти буквы?(А, У,О,Ы, И, Э) Сколько звуков они обозначают? (Ответ - Один)

- После каких согласных они стоят? (Ответ - После мягких)

- Как вы думаете, зачем мы повторили гласные звуки и буквы?

(Ответ: Гласных букв больше, чем звуков, буквы Е, Ё, Ю, Я после мягкого согласного обозначаются звуками [э], [о], [у], [а])


- Знаете ли вы, почему так происходит, что гласных букв 10, а звуков – 6?

(Ответ: Потому что буквы Ё, Е, Ю, Я образуются путём слияния двух звуков: Е= [Й’]+ [Э]; Ё= [Й’]+ [О]; Ю= [Й’]+ [У]; Я= [Й’]+ [А].Но не всегда )


Этап 1.3. Целеполагание

Планируемые результаты: самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации

Цель урока - систематизировать знания о гласных (в том числе йотированных)

Слово учителя.

Тема нашего урока «Система гласных звуков русского языка». Мы повторили звуки и буквы. Вы знаете, что гласных букв 10, а звуков – 6. Таким образом, в транскрипции буквы Е, Ё, Ю, Я представлены иначе, чем на письме.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Планируемые результаты: выявлять причинно-следственные связи языковых явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных методов анализа.

- Как мы уже выяснили, гласных букв больше, чем звуков. В некоторых случаях гласные обозначают два звука. Определим, в каких именно ситуациях так происходит. Сравните следующие слова:

1) если, ёлка, юла, яблоко;

2) поезд, моё, играю, пояс

3) зелье, объём, вьюга, семья

- Попробуйте самостоятельно сформулировать вывод.

- По правилам русского языка, буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука [й’э], [й’о], [й’у], [й’а], если они находятся в начале слова (1), после гласных (2) или после Ь и Ъ (3). Также эти гласные называют йотированными, так как в их составе есть звук [й].

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Планируемые результаты: обнаруживать сходства и различия звуков, сопоставлять свои суждения с суждениями других учеников.

1. Просмотр видеоурока //resh.edu.ru/subject/lesson/7655/

2. - На странице 13 учебника Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова есть интересное упражнение №23. Приступим к его выполнению:

Разделитесь на две группы. Пусть первая группа составит слова из букв слова уголёк, а вторая – из звуков этого слова. Какие ответы у вас получились – одинаковые или разные? Определите лексическое значение трёх слов (на выбор) [Ладыженская 2023: 13]


БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Планируемые результаты: самостоятельно решать ребусы, составлять транскрипцию, аргументировать предлагаемые варианты решений.

В раздаточном материале представлен ребус(Приложение № 2). С помощью игровой формы учащиеся вспоминают правило и учатся разделять йотированные гласные и буквы О, А, И, У, Ы, обозначающие только один звук.

- Выполните следующие задания:

1) Составьте слово из начальных букв, данных на рисунках.

Ответ: Ярмарка (якорь, радио, маяк, айсберг, рояль, компьютер, аист)

2) Запишите транскрипцию всех слов: ярмарка, якорь, радио, маяк, айсберг, рояль, компьютер, аист. (слова записаны на доске)

Ответ:

Я́рмарка - [й’армарка]

1.Я́корь - [й’акар’]

2.Ра́дио -  [рад’иа]

3.Мая́к -  [май’ак]

4.А́йсберг -  [а́й'зб'ирк] 

5.Роя́ль - [рай’ал’]

6.Компью́тер - [камп’й’ут’ир]

7. А́ист - [аист]


3) Объясните, в каких словах нет гласных, обозначающих два звука?

Ответ: радио, айсберг, аист.

Два звука могут давать только буквы Е, Ё, Ю, Я, если они находятся в начале слова (якорь), после гласных (маяк, рояль) или после Ь и Ъ (компьютер ). Буквы О, А, И, У, Ы, Э не дают два звука.  

А теперь мы немного отдохнем

Физминутка.

  Кузнечики.

     Поднимите плечики,

      Прыгайте кузнечики.

       Выше, выше, высоко

       Прыгай на носках легко.

       А теперь травушку покушайте,

       Тишину послушайте.

       Мы топаем ногами,

       Мы хлопаем руками,

       Киваем головой.

       Мы руки поднимаем,

       И кружимся потом.

       Мы топаем ногами,

       Мы хлопаем руками,

       Киваем головой.

       Мы руки разведём.


Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Планируемые результаты: самостоятельно искать информацию и делать выводы

Изучите картинки(Приложение № 3). Назовите предметы, в названии которых есть гласные, обозначающие два звука.



Ответ: по́езд, пла́тье, юла́, я́блоко

Запишите транскрипцию этих слов на доске.

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Планируемые результаты: самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений.

1. В каких словах буква А находится под ударением? (выберите несколько ответов)(устно)Приложение № 4

  1. Малина

  2. Полка

  3. Корабль

  4. Лошадь

  5. Заяц

  6. Люстра

2. В каком ряду во всех словах есть шипящие согласные?

  1. дом, соска, фартук

  2. мир, шар, лицо

  3. щука, чайник, башня

3. Как правильно разделить на слоги слово «приятели»?

  1. При-яте-ли

  2. Прия-те-ли

  3. При-я-те-ли

  4. П-ри-я-те-ли

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Планируемые результаты: самостоятельно реализовать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема)

Выполните упражнение 249(1) из учебника на странице 128 письменно(один ученик работает у доски)

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Планируемые результаты: самостоятельно делать выводы и выбирать способ решения учебной задачи.

Пришло время закрепить полученные знания.

1. Распределите данные слова в 2 колонки, обозначьте двойные звуки(Приложение № 5)


Гласная обозначает один звук

Гласная обозначает два звука

 

 

 


бежит, кафе, его, пью, люблю, яма отвёртка, часы, съехал.


БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Планируемые результаты: владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого)


- Дайте определение гласных. Приведите примеры.

-Какую роль выполняют гласные звуки?

- Почему гласных букв больше, чем звуков?

- В каких ситуациях гласная может обозначать два звука?

- Какие гласные всегда обозначают один звук?


- Понятна ли вам тема? Есть ли у вас вопросы?

- Что нового вы сегодня узнали? Со всеми ли заданиями справились?

- Достигли ли мы цели сегодняшнего урока? Как вы поняли, какая цель была поставлена?


БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Планируемые результаты: владеть разными способами рефлексии

Закончите предложения:

  1. Сегодня мы узнали…;

  2. Было трудно…;

  3. Мы поняли , что…;

  4. Теперь мы умеем…

Этап 5.2. Домашнее задание

Планируемые результаты: распознавать слова, в которых гласные обозначают два звука, уметь транскрибировать их.

- Запишите домашнее задание.

Для слабых учащихся:1) Запишите транскрипцию слов: астра, ястреб, клён, ель, сел, съел. Чем отличаются гласные звуки? В каких словах гласные обозначают два звука? Почему?

Для сильных учащихся: 2) Напишите небольшое письмо другу о том, как вы с семьёй ходили в зоопарк, где живут обезьяны, ёж, заяц, енот, ястреб, ящерица, змея и другие животные. Выпишите из своего рассказа слова, в которых гласные обозначают два звука, и распределите их в три столбика:

1) гласная стоит в начале слова, 2) гласная стоит после гласной, 3) гласная стоит после Ъ или Ь.




14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!