1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность Планируемые результаты: формировать мотивацию на исследование темы |
Слово учителя. Здравствуйте ,ребята! - Отгадайте загадку: Его не видно, в руки не взять, но зато слышно. ( Звук.) - А сколько же звуков в природе? (Не сосчитать) Ответ-стихотворение Сколько на свете звуков? Сколько звуков у речи? Сколько в лесу – снежинок, Сколько струек у речки. Сколько в дождике – дождинок. Сколько в песке – песчинок. - Звуки, которые мы будем изучать, помогают различать слова по смыслу. Сделать вывод о роли играют звуков в языке нам поможет стихотворение. Жили-были КОТ и КИТ. КОТ - огромный, просто страшный! КИТ был маленький, домашний. КОТ плывет по океану, КИТ из блюдца ест сметану. Какие звуки изменились? [ко́т] [к'и́т] (изменили звук, а поменялось значение всего слова) Вывод: у звуков в языке смыслоразличительная роль. Звуки помогают различать смысл слова.А какие именно звуки, мы с вами и повторим. - Сегодня на уроке мы повторим систему гласных звуков русского языка. Помните ли вы, сколько букв в русском алфавите? (Ответ: 33) А сколько из них гласных? Назовите их (Ответ: 10 гласных букв - А,О, У, И, Ы, Э, Е, Ё, Ю, Я). Теперь давайте узнаем, почему гласные получили такое название, и какую роль они играют в русском языке? Послушайте стихотворение современного автора и ответьте на эти вопросы: Что такое гласные? Ох, пока не ясно мне! Объясните поскорей, Чтобы стал я поумней! «Голос» называли «глас» - Вот и гласные у нас: А, О, И, Е, У, Я, Ы – Голосом протянем мы. Иль, к примеру, буква Ё - Тянем голосом её. Гласные зачем нужны? Для чего они важны? Нету гласных - нет слогов, Без слогов не будет слов. Вместе повторим, друзья: Десять гласных знаю я: А, Я, У, Ю, О, Ё, И, Е, Э и, конечно, Ы ! (Мария Лэнг https://stihi.ru/2006/07/31-769) |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний Планируемые результаты: выделять и характеризовать существенные признаки гласных звуков |
Формы организации учебной деятельности - беседа, работа над языковым материалом, устный фронтальный опрос. |
Начнем с повторения признаков твердости-мягкости. Прочитайте четверостишие по ролям. Сравните звучание гласных и согласных звуков. В каких случаях согласные звучат твёрдо, а в каких – мягко? Встре́тил в ча́ще ёж ежа́, Как пого́да, ёж? – Свежа́. И пошли́ домо́й, дрожа́, Сго́рбясь, съёжась, два ежа́. (Эдуард Угрюмов https://stihi.ru/2017/04/19/4253) (Ответ: Согласные звучат твёрдо перед гласными буквами О, А, Ы, У, Э, + Ъ и другим согласными или в конце слова. Согласные звучат мягко перед гласными И, Е, Ё, Ю, Я + Ь) Интересно, насколько хорошо вы знаете гласные звуки. Давайте проверим. Посмотрите на рисунки, определите звук по его артикуляции(Приложение № 1): (Ответ – А,Ы,Э,О,И,У) Запишите транскрипцию следующих слов(работа у на доски): В саду́ [фсаду] – ся́ду [с’аду] Клуб [клуп] - клюв [кл’уф] нос [нос] — нёс [н’ос] мы́ло [мыла] – ми́ло [м’ила] мэр [мэр] – ме́ра [м’эра] Сравните звучание гласных и согласных звуков. Сопоставьте твёрдое и мягкое произношение звуков. - Скажите, где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я (Ответ - После согласных). -Какие звуки обозначают эти буквы?(А, У,О,Ы, И, Э) Сколько звуков они обозначают? (Ответ - Один) - После каких согласных они стоят? (Ответ - После мягких) - Как вы думаете, зачем мы повторили гласные звуки и буквы? (Ответ: Гласных букв больше, чем звуков, буквы Е, Ё, Ю, Я после мягкого согласного обозначаются звуками [э], [о], [у], [а]) - Знаете ли вы, почему так происходит, что гласных букв 10, а звуков – 6? (Ответ: Потому что буквы Ё, Е, Ю, Я образуются путём слияния двух звуков: Е= [Й’]+ [Э]; Ё= [Й’]+ [О]; Ю= [Й’]+ [У]; Я= [Й’]+ [А].Но не всегда ) |
Этап 1.3. Целеполагание Планируемые результаты: самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации |
Цель урока - систематизировать знания о гласных (в том числе йотированных) |
Слово учителя. Тема нашего урока «Система гласных звуков русского языка». Мы повторили звуки и буквы. Вы знаете, что гласных букв 10, а звуков – 6. Таким образом, в транскрипции буквы Е, Ё, Ю, Я представлены иначе, чем на письме. |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала Планируемые результаты: выявлять причинно-следственные связи языковых явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных методов анализа. |
- Как мы уже выяснили, гласных букв больше, чем звуков. В некоторых случаях гласные обозначают два звука. Определим, в каких именно ситуациях так происходит. Сравните следующие слова: 1) если, ёлка, юла, яблоко; 2) поезд, моё, играю, пояс 3) зелье, объём, вьюга, семья - Попробуйте самостоятельно сформулировать вывод. - По правилам русского языка, буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука [й’э], [й’о], [й’у], [й’а], если они находятся в начале слова (1), после гласных (2) или после Ь и Ъ (3). Также эти гласные называют йотированными, так как в их составе есть звук [й]. |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения Планируемые результаты: обнаруживать сходства и различия звуков, сопоставлять свои суждения с суждениями других учеников. |
1. Просмотр видеоурока //resh.edu.ru/subject/lesson/7655/ 2. - На странице 13 учебника Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова есть интересное упражнение №23. Приступим к его выполнению: Разделитесь на две группы. Пусть первая группа составит слова из букв слова уголёк, а вторая – из звуков этого слова. Какие ответы у вас получились – одинаковые или разные? Определите лексическое значение трёх слов (на выбор) [Ладыженская 2023: 13] |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях Планируемые результаты: самостоятельно решать ребусы, составлять транскрипцию, аргументировать предлагаемые варианты решений. |
В раздаточном материале представлен ребус(Приложение № 2). С помощью игровой формы учащиеся вспоминают правило и учатся разделять йотированные гласные и буквы О, А, И, У, Ы, обозначающие только один звук. - Выполните следующие задания: 1) Составьте слово из начальных букв, данных на рисунках. Ответ: Ярмарка (якорь, радио, маяк, айсберг, рояль, компьютер, аист) 2) Запишите транскрипцию всех слов: ярмарка, якорь, радио, маяк, айсберг, рояль, компьютер, аист. (слова записаны на доске) Ответ: Я́рмарка - [й’армарка] 1.Я́корь - [й’акар’] 2.Ра́дио - [рад’иа] 3.Мая́к - [май’ак] 4.А́йсберг - [а́й'зб'ирк] 5.Роя́ль - [рай’ал’] 6.Компью́тер - [камп’й’ут’ир] 7. А́ист - [аист] 3) Объясните, в каких словах нет гласных, обозначающих два звука? Ответ: радио, айсберг, аист. Два звука могут давать только буквы Е, Ё, Ю, Я, если они находятся в начале слова (якорь), после гласных (маяк, рояль) или после Ь и Ъ (компьютер ). Буквы О, А, И, У, Ы, Э не дают два звука. А теперь мы немного отдохнем Физминутка. Кузнечики. Поднимите плечики, Прыгайте кузнечики. Выше, выше, высоко Прыгай на носках легко. А теперь травушку покушайте, Тишину послушайте. Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, И кружимся потом. Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки разведём. |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни Планируемые результаты: самостоятельно искать информацию и делать выводы |
Изучите картинки(Приложение № 3). Назовите предметы, в названии которых есть гласные, обозначающие два звука. Ответ: по́езд, пла́тье, юла́, я́блоко Запишите транскрипцию этих слов на доске. |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) Планируемые результаты: самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений. |
1. В каких словах буква А находится под ударением? (выберите несколько ответов)(устно)Приложение № 4 Малина Полка Корабль Лошадь Заяц Люстра 2. В каком ряду во всех словах есть шипящие согласные? дом, соска, фартук мир, шар, лицо щука, чайник, башня 3. Как правильно разделить на слоги слово «приятели»? При-яте-ли Прия-те-ли При-я-те-ли П-ри-я-те-ли |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности Планируемые результаты: самостоятельно реализовать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема) |
Выполните упражнение 249(1) из учебника на странице 128 письменно(один ученик работает у доски) |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений Планируемые результаты: самостоятельно делать выводы и выбирать способ решения учебной задачи. |
Пришло время закрепить полученные знания. 1. Распределите данные слова в 2 колонки, обозначьте двойные звуки(Приложение № 5) Гласная обозначает один звук | Гласная обозначает два звука | | | бежит, кафе, его, пью, люблю, яма отвёртка, часы, съехал. |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика Планируемые результаты: владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого) |
- Дайте определение гласных. Приведите примеры. -Какую роль выполняют гласные звуки? - Почему гласных букв больше, чем звуков? - В каких ситуациях гласная может обозначать два звука? - Какие гласные всегда обозначают один звук? - Понятна ли вам тема? Есть ли у вас вопросы? - Что нового вы сегодня узнали? Со всеми ли заданиями справились? - Достигли ли мы цели сегодняшнего урока? Как вы поняли, какая цель была поставлена? |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия Планируемые результаты: владеть разными способами рефлексии |
Закончите предложения: Сегодня мы узнали…; Было трудно…; Мы поняли , что…; Теперь мы умеем… |
Этап 5.2. Домашнее задание Планируемые результаты: распознавать слова, в которых гласные обозначают два звука, уметь транскрибировать их. |
- Запишите домашнее задание. Для слабых учащихся:1) Запишите транскрипцию слов: астра, ястреб, клён, ель, сел, съел. Чем отличаются гласные звуки? В каких словах гласные обозначают два звука? Почему? Для сильных учащихся: 2) Напишите небольшое письмо другу о том, как вы с семьёй ходили в зоопарк, где живут обезьяны, ёж, заяц, енот, ястреб, ящерица, змея и другие животные. Выпишите из своего рассказа слова, в которых гласные обозначают два звука, и распределите их в три столбика: 1) гласная стоит в начале слова, 2) гласная стоит после гласной, 3) гласная стоит после Ъ или Ь. |