Конспект урока по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными времени»
Цели:
образовательные: дать учащимся понятие о сложноподчиненных предложениях с придаточными обстоятельственными; акцентировать внимание на сложноподчиненных предложениях с придаточными обстоятельственными места и времени; совершенствовать пунктуационные навыки.
развивающие: способствовать развитию мыслительных операций, внимательности, наблюдательности и орфографической зоркости.
коррекционные: учить различать виды придаточных при помощи сопоставительного анализа, расширять словарный запас детей; учить точному употреблению слов в словосочетаниях и предложениях.
воспитательные: воспитывать уважительное отношение к родному языку, к родному краю, прививать навыки дружеского общения.
Оборудование: учебник “Русский язык. 9 класс” компьютер, проектор, экран, презентация.
Ход урока:
Организационный момент
Ошибок не пугайся,
С ошибками справляйся,
Найти верный путь
Всегда готовым будь.
- Пусть эти слова станут девизом нашего урока.
- В течение урока вы будете выполнять задания и заполнять листы самооценки. Урок начнём с повторения изученного
Актуализация знаний.
Задание 1. Укажите виды придаточных предложений. Назовите их особенности.
1 гр. | (1) В деревню принесли пятерых волчат, посадили их в высокий ящик, из которого малышам самим ни за что было не выбраться. (2) Ящик поставили в амбар, а к утру в амбаре волчат не оказалось. (3)Утром мне показали следы волков, что вели из леса в деревню, и глубокий подкоп под амбар. |
2гр. | (4) По отпечаткам лап я без труда разобрал, что выручать щенков ночью приходили волчица и волк.(5) Меня удивило и то, что вместе с ними в деревню приходили и два прошлогодних волчонка. |
3гр | (6) Этим волчатам выделялось в тайге собственное хозяйство и запрещалось ходить туда, где подрастали их младшие братья. (7) Когда наступила ночь, родственники объединились и отправились на выручку волчат. |
| (8) Поход удался, чувство стаи сработало, оно и привело к победе. |
- Можете ли вы назвать особенности СПП с придаточными времени?
2. Формулирование темы урока. Целеполагание
УЗНАТЬ (каковы особенности данного вида придаточного предложения)
НАУЧИТЬСЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ
НАУЧИТЬСЯ РАЗЛИЧАТЬ
НАУЧИТЬСЯ ПРАВИЛЬНО СТАВИТЬ
Тема урока
СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ВРЕМЕНИ.
- Запишем число, классная работа и тему урока.
-Можете ли вы назвать особенности СПП с придаточными времени? Почему?
- Опираясь на тему, сформулируйте цель, в этом вам помогут опорные слова
4. Мотивация
5. Открытие нового знания. Исследовательская работа в группах
Задание 3. Опираясь на предложения задания 3, установите:
Мы выбежали босиком на улицу, как только кончился теплый летний ливень.
После бури, когда все успокоилось, мы стали убирать сломанные ветки деревьев.
После того как мы пообедали, дети пошли гулять.
группа: Постройте схемы предложений. К чему относятся придаточные в главном предложении, на какие вопросы отвечают, на что указывают?
группа:Постройте схемы предложений. С помощью чего присоединяются придаточные времени (союза или союзного слова), каких именно?
группа: Постройте схемы предложений. Место положения придаточной части и знаки препинания.
Ответ иллюстрировать примерами, записи делать в таблице.
- Итак, вы готовы назвать особенности СПП с придаточными времени?
Проверка (отчёт групп):
1 группа. Придаточные предложения относятся ко всей главной части, отвечают на вопросы когда, с каких пор. Придаточные времени указывают на время совершения действия, о котором говорится в главном предложении.
2 группа. Придаточные времени присоединяются к главному предложению с помощью союзов: как только, когда, как, после того как
3 группа.Придаточная часть может стоять после главного предложения и перед главным предложением. В этом случае в предложении ставится одна запятая. Также придаточное предложение может разрывать главное предложение, и тогда придаточное предложение выделяется с двух сторон запятыми.
- Где можно узнать правильность сделанных выводов? (учебник стр. 243)
Скажите, чем СПП с придаточными времени отличаются от уже изученных других видов СПП. ( Части СПП предложений с придаточными времени связываются только союзами)
- Проверьте, так ли вы построили схемы предложений.
Оцените себя.
- Итак, какие придаточные предложения называются придаточными времени? На какие вопросы отвечают? К чему относятся в главной части? Обратите внимание на таблицу стр. 242, в которой указаны и другие союзы, связывающие придаточное и главное предложение.
Первичное закрепление
- Посмотрите на поставленные цели, скажите, знаем ли мы теперь особенности СПП с придаточными времени?
- Что будем делать дальше?
Вспомним алгоритм при работе со СПП
Найти грамматические основы СП.
Найти главное и придаточное предложение.
Указать средство связи
Задать вопрос от главного предложения к придаточному.
Определить вид придаточного
Первичное закрепление
Упр. 52 (стр. 245)
1 группа – предложения 1-2 (Когда наступают тёплые весенние дни, щеглы вновь возвращаются в свои места. Ученик получает аттестат о неполном среднем образовании, когда успешно сдаёт государственную итоговую аттестацию.)
2 группа – предложения 3-4(Когда наступает весна, в горах ожидается массовый сход лавин. Пианист подготовил интересную концертную программу, когда решил возвратиться на родину.)
3 группа – предложения 5-6 (Когда начинается период дождей, река заполняется большой водой. Когда с крыш здания падал снег, автомобиль был пуст.)
- Проверим, что у вас получилось( Читают получившиеся предложения, называют грамматические основы, главную и придаточную части, задают вопрос от главного к придаточному предложению.)
-Что пришлось изменить в составе придаточной части?
- Обратимся к заданию 4 на рабочих листах.
Задание 4. Среди данных предложений найдите лишнее и выпишите его. Объясните свой выбор.
1 группа.Когда нетерпеливые угомонились, я уселся поудобнее.
Подошёл момент, когда надо прощаться.
Когда я проходил мимо него, он отвернулся.
2 группа. Но самое трудное нас ожидало в лесу, когда мы вышли на поляну.
Скажите, когда отправляется поезд?
Контуры острова становились чётче, когда мы подъехали ближе.
3 группа.
Я видел Ялту в том году, когда её покинул Чехов.
Я думал, когда наступит лето.
Когда этот человек улыбается, он становится привлекательным
Проверяем.
1 гр. Подошёл момент, когда надо прощаться.(СПП с придаточным определительным)
2гр. Скажите, когда отправляется поезд?(СПП с придаточным изъяснительным)
2 гр. Когда этот человек улыбается, он становится привлекательным. (СПП с придаточным времени. Два других предложения с придаточным определительным и изъяснительным.)
-Какой вывод можно сделать после выполнения этого задания? ( Следует различать придаточные предложения, присоединяющиеся к главному с помощью слова КОГДА, которое в СПП с придаточным изъяснительным и определительным является союзным словом, а СПП с придаточным времени - союзом)
Задание 5.
Критерии
1.Умею определять главную и придаточную часть в СПП.
2. Знаю условия постановки знаков препинания в СПП.
3. Умею определять смысловые отношения в СПП .
4. Умею находить в тексте СПП с придаточными места и времени.
5. Умею составлять схемы СПП с придаточными места и времени.
Лист самооценки работы в группе
Номер группы. | Фамилия имя | Оцени работу своей группы. Отметь вариант ответа, с которым ты согласен. | |
| | Все ли члены группы принимали участие в работе над заданием? | А) да, все работали одинаково. |
Б) кто-то работал больше, а кто-то меньше. |
В) нет. Работал только один. |
Дружно ли вы работали? Были ли ссоры? | А) работали дружно, ссор не было. |
б) работали дружно, спорили, но не ссорились. |
В) очень трудно было договориться, не всегда получалось. |
Тебе понравился результат работы группы? | А)да, все получилось хорошо. |
б) нравится, но можно было бы лучше. |
В) нет, не нравится. |
Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужный бал в строке.
(Почти все сделали без меня),1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 (Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась).
Лист самооценки работы в группе
Номер группы. | Фамилия имя | Оцени работу своей группы. Отметь вариант ответа, с которым ты согласен. | |
| | Все ли члены группы принимали участие в работе над заданием? | А) да, все работали одинаково. |
Б) кто-то работал больше, а кто-то меньше. |
В) нет. Работал только один. |
Дружно ли вы работали? Были ли ссоры? | А) работали дружно, ссор не было. |
б) работали дружно, спорили, но не ссорились. |
В) очень трудно было договориться, не всегда получалось. |
Тебе понравился результат работы группы? | А)да, все получилось хорошо. |
б) нравится, но можно было бы лучше. |
В) нет, не нравится. |
Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужный бал в строке.
(Почти все сделали без меня),1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 (Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась).