СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока. Спряжение глаголов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока. Спряжение глаголов»

Организационный момент

Тема «Спряжение глаголов», учебные задачи (ответы уч-ов)

Проверка дом задания

2.Актуализация знаний

Сейчас открываем тетради, записываем число, классная работа и оставим строчку для темы.

Внимание на экран. Прочитайте с выражением стих, который вы видите на экране.

В классе все всегда мы вид..м,

И учителя мы слыш..м,

Головою не верт..м,

На доску мы все глядим,

Лень душою ненавид..м,

Но друг друга не обид..м.

Гон..м мы на всех порах

Поезд знаний и добра!

Почему наше стихотворение оформлено особым образом?

Зачем нужны эпиграфы?

Сегодня это стихотворение стало эпиграфом к нашему уроку, потому что скрывает в себе загадку! Давайте ее разгадаем.

В каких словах вы видите пропущенные орфограммы?

Как вы это поняли?


Давайте вспомним грамматические признаки глагола, я предлагаю вам поработать с карточкой (устно). Внимание на экран.

В предложения вместо ….. вставить подходящие по смыслу слова.

1)Часть речи, которая обозначает…. и отвечает на вопросы …. называется глаголом.

2) Не с глаголами пишется ….

3) Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы….

4) Глаголы в неопределенной форме имеют окончания ….

5) Глаголы изменяются в прошедшем времени по…., а в единственном числе по …. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по ....

6) В предложении глагол обычно бывает …. и согласуется с ….

7) Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос…., а несовершенного вида….

А сейчас определим тему нашего сегодняшнего урока. На доске записаны две римские цифры І и ІІ. Эти знаки вам знакомы еще с четвертого класса. Что означают эти римские цифры?

Теперь мы можем записать тему сегодняшнего урока в тетрадь.

Сейчас постараемся определиться с целями на этот урок. У вас на столах есть красные и синие карточки. Я буду задавать вам вопрос, а вы поднимете красную, если ответ «да» и синюю, если ответ «нет». После каждого ответа карточку откладывайте в сторону, чтобы потом мы смогли увидеть результат и посчитать поставленные задачи.

-Считаете ли вы, что нам необходимо уметь находить глагол в тексте?

-Нужно ли нам научиться определять вид глагола?

-Научиться определять спряжение глагола?

-Уметь различать первое и второе спряжение?

-Уметь определять окончания глаголов?

Посчитайте свои ответы. Интересный результат получился.

Нам необходимо научиться спрягать глагол. Слово «спрягать» исконно русское, устаревшее. Оно обозначало «соединять вместе, объединяться».

Например: спрягать лошадей с телегой, т.е. объединять их для работы: сейчас говорят «запрягать лошадь в телегу».

Постановка учебной задачи

Для того чтобы понять, как спрягать глагол, нам необходимо посмотреть на его изменение.

Запишите в тетрадь глаголы: желать и пилить. Учтите, что глагол желать относится к первому спряжению, а глагол пилить ко второму. Попытайтесь их изменить, ответы записывайте в столбик для наглядности.

Поменяйтесь тетрадями и проверьте, что получилось у вашего соседа, корректно скажите, где он неправ, если увидите ошибку.

Теперь давайте сделаем выводы.

-Как изменяются глаголы?

-Как назовем изменение глагола по лицам и числам?

-Какая морфема меняется при спряжении глагола?

4.Открытие нового знания

-В глаголах первого спряжения в окончание вставляем буквы?

-В глаголах второго спряжения в окончание вставляем буквы?

Разделимся на четыре группы. Не забываем правила работы в группах!

ПРОЯВЛЯТЬ УВАЖЕНИЕ К ОДНОГРУППНИКАМ, СЧИТАТЬСЯ С МНЕНИЕМ КАЖДОГО, ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ, ОКАЗЫВАТЬ ВЗАИМОПОМОЩЬ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ.

На экране вы видите список глаголов, как вам кажется, что необходимо с ними сделать?

Совершенно верно! Приступайте.

Наступает, веет, дуют, исчезаешь, чувствуете, летают, синеют, таят, оживаешь, любим, пробегаешь, светят, испытывают, прибавляете, растопят, прилетаете, любуется, чистишь, молвите, портят, мылит.

Физминутка

Давайте немного отдохнем и разомнем наши ножки и ручки. Класс делится на две группы по вариантам. Я буду называть глаголы. Если вы услышали глагол первого спряжения, то первый вариант делает приседание с вытянутыми вперед руками и ровной спиной. Если вы услышали глагол второго спряжения, то второй вариант поднимает ручки вверх, тянется к солнышку и делает красивый наклон вниз. Потом поменяемся заданиями.

Этап закрепления знаний и способов действий

Теперь давайте вернемся к эпиграфу и постараемся вставить пропущенные буквы в личные окончания глагола.

Почему нам сложно это сделать?

Я предлагаю вам самим сформулировать правило. Внимание на экран.

Колоть – колет, колем, колете, колешь, колют.

Остыть-остынем, остынет, остынете, остынут.

Заглянуть-заглянет, заглянешь, заглянете, заглянут.

Играть-играет, играете, играешь, играют.

Выделять-выделяет, выделяем, выделяешь, выделяют.

Подогреть-подогреет, подогреем, подогреешь, подогреете, подогреют.

Мыслить-мыслите, мыслит, мыслим, мыслишь, мыслят.

Озарить–озарит, озарите, озаришь, озарим, озарят.


Какие закономерности вы наблюдаете?

Верно. Что еще вы видите?

Я предлагаю вам записать алгоритм определения спряжения глагола, чтобы уже никогда его не забыть.

Алгоритм.

1)Поставить глагол в неопределенную форму и посмотреть, какая гласная стоит перед –ть, т.е мы смотрим на глагольный суффикс.
2) Если глагольный суффикс и –
ІІ спряжение. Все остальные – а, – у, – е, – о – -ы-,-я- І спряжение.

Давайте проверим наш алгоритм в действии. Определим спряжение глаголов и правильно вставим гласную в его личное окончание. Двоих я приглашаю поработать у доски (алгоритм находится на экране перед глазами).

Он ход…т-

ты игра…шь-

котёнок мурлыч…т-

лень вал…т с ног-

кто расскаж…т-

мы не скуча…м-

У меня такое ощущение, что мы что-то забыли!

Так давайте снова к нему вернемся.

Совершенно верно, ребята! В каждом спряжении есть глаголы-исключения. Я дам вам стих, который содержит глаголы-исключения из первого спряжения, вам будет легко их запомнить в таком виде. Гнать, держать, дышать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть и зависеть, и терпеть, и еще смотреть, вертеть. А исключений из второго спряжения всего два: брить, стелить. Запишите глаголы-исключения в свой алгоритм.

Теперь у нас точно получится закончить работу с эпиграфом. Вставляем гласные, графически их объясняя.

авайте поменяемся тетрадями с соседом и проверим друг друга. Вот что должно было у вас получиться, внимание на экран.


Рефлексия



Домашнее задание

Наш урок подходит к концу, давайте составим синквейн о том, что мы узнали на уроке. Как мы его озаглавим?Что мы узнали о спряжении глаголов?



Выучить алгоритм определения спряжения глагола. Упражнение из учебника по заданию.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!