Урок усвоения новых знаний по теме «Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие»
Тип урока: Повторительно-обобщающий урок
Ход урока
Форма урока - урок-семинар. Специфика оценивания результатов и участия в уроке-семинаре заключается в том, что деятельность каждого ученика оценивается тремя отметками: за устное выступление на семинаре (освещение теоретического вопроса), проектно-исследовательскую работу по энной теме (дополнительно подготовленный материал) и за практическое задание, выполненное на уроке.
Конечный результат семинара - орфографическая и пунктуационная грамотность. В процессе подготовки к семинару учащиеся делятся на группы, которым предлагаются дифференцированные задания. Учитель консультирует учащихся, помогает в выборе литературы и т.д.
Вопросы к семинару:
1. Вопрос о месте причастия в системе частей речи. Мнения ученых-лингвистов о причастии. |Роль причастий в тексте.
2. Причастный оборот. Место причастного оборота в предложении. Интонация предложений с причастным оборотом.
3. Ошибки, связанные с употреблением причастий и причастных оборотов в устной и письменной речи.
4. Система правил и орфограмм причастия (сводная таблица орфограмм, опорных сигналов, кем и т.п.).
Рекомендуемая литература:
1. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь лингвистических терминов. - М., 1985
2. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Этимологический словарь. - М., 1975
3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Глагол. Причастие. -М., 19874. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М., 1979
5. Волина В. Веселая грамматика. -М., 1995
6. Иванов В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. - М., 1990
7. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. - СПб, 1997
I. Эпиграф к уроку:
«Причастие - это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного» (В.Даль)
1. Выступления групп - сообщения учащихся.
2. Практические задания. Лингвистический эксперимент: сравните тексты без причастий и с причастиями. Сопоставьте с авторским текстом.
Есть дожди (моросящие), слепые, обложные, грибные, спорые, полосовые, (идущие полоса- ми), косые, сильные, окатные дожди и, наконец, ливни (проливни). Спорый дождь льется отвеяв сильно. Он всегда приближается с (надвигающимся) шумом. Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.
О слепом дожде (идущем при солнце) в народе говорят: «Царевна плачет». (Свергающие на солнце) капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими (сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне! (К.Паустовский)
3. Употребление причастий и причастных оборотов. Анализ текста и его редакторская правка. Объяснение орфограмм.
Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся и вающейся граблями, а также толкающиеся, приставающие к гуляющим, бросающиеся в поль щихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на пр щих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, грязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися. - Как с данным текстом соотносится высказывание М.В.Ломоносова о роли причастий: «Весьма надлежит производить причастия от тех глаголов, которые только в простых разговорах употребительны, ибо причастия имеют в себе некоторую высокость, и для того пристойно их употреблять в высоком роде стихов».
- В какой речи (устной или письменной) более употребительны причастия и причастные обороты?
4. Анализ предложений с допущенными ошибками в употреблении причастий. Редакторская правка.
Ученик, напишущий изложение без единой ошибки, получит высокую оценку. (Нарушение видовременных отношений.)
Каждый, пожелавший бы участвовать в соревнованиях, может это сделать. (У причастий нет категории наклонения.)
Фрукты нового урожая, отправляющегося с юга, уже поступают на север. (Нарушение в выборе действительного причастия с возвратным значением вместо страдательного.)
5. Орфоэпическое задание. Расставьте ударения и их варианты в причастиях: озлобленный ободрённый, обобщенный, раскрепленный, разлученный, позолоченный, повторенный, повторен, повторена, повторены.
II. После подведения итогов семинара учащиеся выполняют тестовые задания
- Какое словосочетание соответствует схеме «причастие + существительное»?
1 вариант
|
2 вариант
|
лаявшая собака
|
дремучий лес
|
волнистые волосы
|
дремлющий]эебенок
|
крикливый ребенок
|
шершавые руки
|
солнечное утро
|
старший брат
|
|
|
- Найдите словосочетание «причастие +существительное»
1 вариант
|
2 вариант
|
слышащийся шорох.
|
обидевшийся человек
|
слышавший шорох
|
обидевший друга
|
построенный дом
|
растаявший снег
|
движущийся обоз
|
встретившиеся друзья
|
3.В каком причастии суффиксы -АЩ-, -ЯЩ-?
1 вариант
|
2 вариант
|
'ПИШ...ЩИЙ человек
|
бор...щиеся спортсмены
|
се... щийся дождик
|
шепч...щиеся соседки
|
ПеН...ЩИЙСЯ ПОТОК
|
стро. . . щийся стадион
|
кол... щийся предмет
|
скач...щие кони
|
4.В каком причастии суффиксы -УЩ-, -ЮЩ-?
Е 1 вариант
|
2 вариант
|
леч...щий врач
|
вер... щий всему
|
служ. . . щий чиновник
|
терп...щий боль
|
тревож...щий щепот
|
КЛ...ЩИЙ бумагу
|
колыш...ийся камыш
|
стел... щийся туман
|
5.В каком причастии суффикс -ЕМ-?
|
1 вариант
|
|
2 вариант
|
колебл...мый
|
|
ЧИТа .МЫИ
|
|
СЛЫШ...МЫЙ
|
ВИД...МЫИ
|
МНОЖ...МЫЙ
|
ДВИЖ...МЫИ
|
6.В каком слове -Н-?
1 вариант
|
2 вариант
|
отправле...ые
|
засея...ая
|
отправлены
|
засея...а
|
собра...ые
|
связа...ая
|
ДЛИ...ЫЙ
|
пусты... ый
|
7..Какие причастия пишутся с НЕ раздельно?
1 вариант
|
2 вариант
|
(не)отправленное письмо
|
(не)проверенная работа
|
(не)отправленное мною
|
(не)проверенная учителем
|
(не)выполненное задание
|
(не)скошена трава
|
(не)замечена ошибка
|
(не)прочитанная книга
|
8. Какое предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом (запятые не поставлены)?
1. Мы вошли в лес освещенный осенним солнцем.
2. Расчищенная дорожка вела к морю.
3. Ветер гнал по дорожкам сорванные с деревьев листья.
4. На пожелтевшей траве лежали опавшие уже давно листья.
Домашнее задание: Упр. 204. Ответить на вопрос: что изменилось с введением в текст опре-делений, выраженных причастиями и причастными оборотами?
Просмотр содержимого документа
«РАЗРАБОТКИ ОТКРЫТЫХ УРОКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ»
Урок усвоения новых знаний по теме «Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие»
Тип урока: Повторительно-обобщающий урок
Ход урока
Форма урока - урок-семинар. Специфика оценивания результатов и участия в уроке-семинаре заключается в том, что деятельность каждого ученика оценивается тремя отметками: за устное выступление на семинаре (освещение теоретического вопроса), проектно-исследовательскую работу по энной теме (дополнительно подготовленный материал) и за практическое задание, выполненное на уроке.
Конечный результат семинара - орфографическая и пунктуационная грамотность. В процессе подготовки к семинару учащиеся делятся на группы, которым предлагаются дифференцированные задания. Учитель консультирует учащихся, помогает в выборе литературы и т.д.
Вопросы к семинару:
1. Вопрос о месте причастия в системе частей речи. Мнения ученых-лингвистов о причастии. |Роль причастий в тексте.
2. Причастный оборот. Место причастного оборота в предложении. Интонация предложений с причастным оборотом.
3. Ошибки, связанные с употреблением причастий и причастных оборотов в устной и письменной речи.
4. Система правил и орфограмм причастия (сводная таблица орфограмм, опорных сигналов, кем и т.п.).
Рекомендуемая литература:
1. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь лингвистических терминов. - М., 1985
2. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Этимологический словарь. - М., 1975
3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Глагол. Причастие. -М., 19874. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М., 1979
5. Волина В. Веселая грамматика. -М., 1995
6. Иванов В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. - М., 1990
7. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. - СПб, 1997
I. Эпиграф к уроку:
«Причастие - это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного» (В.Даль)
1. Выступления групп - сообщения учащихся.
2. Практические задания. Лингвистический эксперимент: сравните тексты без причастий и с причастиями. Сопоставьте с авторским текстом.
Есть дожди (моросящие), слепые, обложные, грибные, спорые, полосовые, (идущие полоса- ми), косые, сильные, окатные дожди и, наконец, ливни (проливни). Спорый дождь льется отвеяв сильно. Он всегда приближается с (надвигающимся) шумом. Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.
О слепом дожде (идущем при солнце) в народе говорят: «Царевна плачет». (Свергающие на солнце) капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими (сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне! (К.Паустовский)
3. Употребление причастий и причастных оборотов. Анализ текста и его редакторская правка. Объяснение орфограмм.
Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся и вающейся граблями, а также толкающиеся, приставающие к гуляющим, бросающиеся в поль щихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на пр щих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, грязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися. - Как с данным текстом соотносится высказывание М.В.Ломоносова о роли причастий: «Весьма надлежит производить причастия от тех глаголов, которые только в простых разговорах употребительны, ибо причастия имеют в себе некоторую высокость, и для того пристойно их употреблять в высоком роде стихов».
- В какой речи (устной или письменной) более употребительны причастия и причастные обороты?
4. Анализ предложений с допущенными ошибками в употреблении причастий. Редакторская правка.
Ученик, напишущий изложение без единой ошибки, получит высокую оценку. (Нарушение видовременных отношений.)
Каждый, пожелавший бы участвовать в соревнованиях, может это сделать. (У причастий нет категории наклонения.)
Фрукты нового урожая, отправляющегося с юга, уже поступают на север. (Нарушение в выборе действительного причастия с возвратным значением вместо страдательного.)
5. Орфоэпическое задание. Расставьте ударения и их варианты в причастиях: озлобленный ободрённый, обобщенный, раскрепленный, разлученный, позолоченный, повторенный, повторен, повторена, повторены.
II. После подведения итогов семинара учащиеся выполняют тестовые задания
Какое словосочетание соответствует схеме «причастие + существительное»?
1 вариант | 2 вариант |
лаявшая собака | дремучий лес |
волнистые волосы | дремлющий]эебенок |
крикливый ребенок | шершавые руки |
солнечное утро | старший брат |
| |
Найдите словосочетание «причастие +существительное»
1 вариант | 2 вариант |
слышащийся шорох. | обидевшийся человек |
слышавший шорох | обидевший друга |
построенный дом | растаявший снег |
движущийся обоз | встретившиеся друзья |
3.В каком причастии суффиксы -АЩ-, -ЯЩ-?
1 вариант | 2 вариант |
'ПИШ...ЩИЙ человек | бор...щиеся спортсмены |
се... щийся дождик | шепч...щиеся соседки |
ПеН...ЩИЙСЯ ПОТОК | стро. . . щийся стадион |
кол... щийся предмет | скач...щие кони |
4.В каком причастии суффиксы -УЩ-, -ЮЩ-?
Е 1 вариант | 2 вариант |
леч...щий врач | вер... щий всему |
служ. . . щий чиновник | терп...щий боль |
тревож...щий щепот | КЛ...ЩИЙ бумагу |
колыш...ийся камыш | стел... щийся туман |
5.В каком причастии суффикс -ЕМ-?
| 1 вариант | | 2 вариант |
колебл...мый | | ЧИТа .МЫИ | |
СЛЫШ...МЫЙ | ВИД...МЫИ |
МНОЖ...МЫЙ | ДВИЖ...МЫИ |
6.В каком слове -Н-?
1 вариант | 2 вариант |
отправле...ые | засея...ая |
отправлены | засея...а |
собра...ые | связа...ая |
ДЛИ...ЫЙ | пусты... ый |
7..Какие причастия пишутся с НЕ раздельно?
1 вариант | 2 вариант |
(не)отправленное письмо | (не)проверенная работа |
(не)отправленное мною | (не)проверенная учителем |
(не)выполненное задание | (не)скошена трава |
(не)замечена ошибка | (не)прочитанная книга |
8. Какое предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом (запятые не поставлены)?
1. Мы вошли в лес освещенный осенним солнцем.
2. Расчищенная дорожка вела к морю.
3. Ветер гнал по дорожкам сорванные с деревьев листья.
4. На пожелтевшей траве лежали опавшие уже давно листья.
Домашнее задание: Упр. 204. Ответить на вопрос: что изменилось с введением в текст опре-делений, выраженных причастиями и причастными оборотами?