Развитие логического мышления младших школьников
В последние несколько лет за Беларусью в Европе и мире прочно закрепилась репутация ведущей «IT-страны» в Восточно-Европейском регионе. Согласно рейтингу Global Services 100, РБ заняла 13-е место среди 20 стран-лидеров в сфере ИТ-аутсорсинга и высокотехнологичных услуг.
Таким образом, для современного общества нужны люди, подготовленные к новым социально-экономическим условиям, способные устанавливать причинно-следственные связи, умеющие сопоставлять факты, анализировать, быстро принимать решения и логически мыслить для достижения успехов в развитии производства и науки.
Математика занимает одно из центральных мест в системе образования как важное средство интеллектуального развития, формирования общей культуры, решения общеобразовательных и воспитательных задач. Математические знания необходимы практически во всех сферах деятельности человека.
Для определения уровня сформированности логического мышления учащихся мною совместно с психологом была проведена диагностика, результаты которой показали, что 77% учащихся не умеют решать нестандартные задачи, 19% учащихся испытывают затруднения при решении таких задач и только 4% учащихся могут справиться с решением данных задач. Нестандартные задачи способствуют развитию логического мышления и являются мощным средством активизации познавательной деятельности, т. е. вызывают у детей огромный интерес и желание работать .
Проблему формирования логического мышления изучали многие ученые такие, как Г.П. Антонова, Н.Б. Истомина, И. Румянцева, Н.Ф. Талызина и другие.
Основным направление формирования логического мышления учащихся является включение последовательно и поэтапно нестандартных задач различных видов. По мнению А.А.Столяра, главной задачей обучения математике является, причём с самого начала, с первого класса, - учить умению рассуждать, учить мыслить .
Учитывая актуальность проблемы, наиболее эффективным средством формирования логического мышления, на мой взгляд, является использование нестандартных задач на уроках математики на первой ступени общего среднего образования.
С первых дней обучения, сразу после курса «Введение в школьную жизнь», я начинаю работать над развитием логического мышления учащихся. Опираясь на составленную картотеку нестандартных задач, использую их на протяжении первой ступени общего среднего образования.
В теории и практике обучения математике выделяют два класса задач:
стандартные задачи – задачи репродуктивного характера, направленные на применение знаний и умений по шаблону, в знакомой ситуации;
нестандартные задачи – задачи, для которых в курсе математики не имеется общих правил и положений, определяющих точную программу их решения[.
При отборе нестандартных задач руководствуюсь следующими принципами:
• - принцип занимательности. Стараюсь вызвать у учащихся интерес к решению той или иной задачи. Для этого подбираю задачи – шутки, задачи-сказки, старинные задачи, задачи в стихах, превращения, математические фокусы, отгадывание чисел и т.д.
• - принцип доступности. На уроках использую посильные задачи, так как, не решив задачу или не разобравшись в ее решении, предложенном мною, учащиеся могут потерять интерес или веру в свои силы. По мере необходимости, оказываю помощь.
• - принцип исследования. Нахожу нестандартные задания, имеющие не единственное решение, чтоб учащиеся мыслили нестандартно.
• - принцип соответствия целям и задачам урока. Осуществляю подбор нестандартных задач для эффективной организации деятельности учащихся на уроке.
Каждый этап урок математики, по возможности, стараюсь разнообразить нестандартными задачами или заданиями. И уроки получаются полезными и интересными.