СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Почему я выбрала такую тему для своего опыта написано в данной статье

Просмотр содержимого документа
«Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики»

Развитие логического мышления младших школьников

В последние несколько лет за Беларусью в Европе и мире прочно закрепилась репутация ведущей «IT-страны» в Восточно-Европейском регионе. Согласно рейтингу Global Services 100, РБ заняла 13-е место среди 20 стран-лидеров в сфере ИТ-аутсорсинга и высокотехнологичных услуг.

Таким образом, для современного общества нужны люди, подготовленные к новым социально-экономическим условиям, способные устанавливать причинно-следственные связи, умеющие сопоставлять факты, анализировать, быстро принимать решения и логически мыслить для достижения успехов в развитии производства и науки.

Математика занимает одно из центральных мест в системе образования как важное средство интеллектуального развития, формирования общей культуры, решения общеобразовательных и воспитательных задач. Математические знания необходимы практически во всех сферах деятельности человека.

Для определения уровня сформированности логического мышления учащихся мною совместно с психологом была проведена диагностика, результаты которой показали, что 77% учащихся не умеют решать нестандартные задачи, 19% учащихся испытывают затруднения при решении таких задач и только 4% учащихся могут справиться с решением данных задач. Нестандартные задачи способствуют развитию логического мышления и являются мощным средством активизации познавательной деятельности, т. е. вызывают у детей огромный интерес и желание работать .

Проблему формирования логического мышления изучали многие ученые такие, как Г.П. Антонова, Н.Б. Истомина, И. Румянцева, Н.Ф. Талызина и другие.

Основным направление формирования логического мышления учащихся является включение последовательно и поэтапно нестандартных задач различных видов. По мнению А.А.Столяра, главной задачей обучения математике является, причём с самого начала, с первого класса, - учить умению рассуждать, учить мыслить .

Учитывая актуальность проблемы, наиболее эффективным средством формирования логического мышления, на мой взгляд, является использование нестандартных задач на уроках математики на первой ступени общего среднего образования.

С первых дней обучения, сразу после курса «Введение в школьную жизнь», я начинаю работать над развитием логического мышления учащихся. Опираясь на составленную картотеку нестандартных задач, использую их на протяжении первой ступени общего среднего образования.

В теории и практике обучения математике выделяют два класса задач:

стандартные задачи – задачи репродуктивного характера, направленные на применение знаний и умений по шаблону, в знакомой ситуации;

нестандартные задачи – задачи, для которых в курсе математики не имеется общих правил и положений, определяющих точную программу их решения[.

При отборе нестандартных задач руководствуюсь следующими принципами:

• - принцип занимательности. Стараюсь вызвать у учащихся интерес к решению той или иной задачи. Для этого подбираю задачи – шутки, задачи-сказки, старинные задачи, задачи в стихах, превращения, математические фокусы, отгадывание чисел и т.д.

• - принцип доступности. На уроках использую посильные задачи, так как, не решив задачу или не разобравшись в ее решении, предложенном мною, учащиеся могут потерять интерес или веру в свои силы. По мере необходимости, оказываю помощь.

• - принцип исследования. Нахожу нестандартные задания, имеющие не единственное решение, чтоб учащиеся мыслили нестандартно.

• - принцип соответствия целям и задачам урока. Осуществляю подбор нестандартных задач для эффективной организации деятельности учащихся на уроке.

Каждый этап урок математики, по возможности, стараюсь разнообразить нестандартными задачами или заданиями. И уроки получаются полезными и интересными.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!