Семинар учителей-логопедов района и воспитателей коррекционных групп ДОУ. Выступление с презентацией: «Развитие речи детей через знакомство с художественной литературой»
Учитель-логопед Кузнецова Е.А.
МБДОУ № 5 ст. Отрадная
1 Сегодня мне хотелось бы остановиться на таком вопросе, как «Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой», поделиться нашим опытом работы в этом направлении .
2 В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. Уже в дошкольном возрасте, к сожалению, дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер. Нам, педагогам , важно заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге.
3 4 Ведь художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
5 Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе, общение с людьми. В первую очередь это коррекция звукопроизношения, развитие фонематического слуха, пополнение словарного запаса, преодоление грамматических нарушений и развитие связной речи. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. В восприятии художественного произведения участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение.
6 Поэтому в своей педагогической деятельности мы с воспитателями считаем важным развитие речи детей речевой группы при ознакомлении с художественной литературой и для достижения цели поставили перед собой следующие задачи:
• Сформировать интерес к художественной литературе.
• Расширить и активизировать словарный запас детей.
• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;
• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
• Развивать творческие способности у детей.
7 Мы используем следующие методы работы по приобщению детей к чтению:
Словесные:
• Чтение художественных произведений.
• Беседы по прочитанному.
• Заучивание наизусть стихов, потешек ,чистоговорок ,пословиц
• Пересказ произведений.
• Выразительное чтение детьми.
Практические:
• Игры – драматизации.
• Дидактические игры.
• Элементы инсценирования.
• Изображение прочитанного в изобразительной деятельности (лепке, рисовании, аппликации).
• Театрализованная деятельность.
Использование мнемотаблиц , схем ,символов
Участие в олимпиадах, викторинах, конкурсах
Наглядные:
• Показ иллюстраций, картинок, игрушек.
• Просмотр видеороликов, фильмов.
• Оформление тематических выставок, уголка книжки, театрального уголка
8 Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, мы с воспитателями группы определили основные направления деятельности:
• Создание предметно-развивающей среды.
• Работа с детьми.
• Работа с родителями.
9 В группе и логопедическом кабинете создана необходимая предметно-развивающая среда для самостоятельной и совместной с педагогами деятельности детей при ознакомлении с художественной литературой.
10 У нас оформлен хороший театральный уголок. В нем есть разные виды театров: «Пальчиковый театр», «Деревянный театр», «Кукольный театр», маски с изображением героев сказок для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей.
11 12 В речевой и книжный уголки вошли книги отечественных писателей, сказки ,рассказы, потешки, скороговорки, поговорки, загадки, прибаутки, песенки, считалки.
13 Мы регулярно с детьми оформляем тематические писательские выставки ( в подготовительной группе проводится неделя писателя – например, Агнии Барто, Корнея Чуковского и т.д.)
14 В своей работе я использую замечательную подборку книг «Уроки логопеда в детском саду» ,в основе которой лежат детские литературные произведения, поддерживая таким образом читательский интерес детей.
15 Так же нами подобраны и используются дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас, развивающие связную речь, память, мышление, воображение у наших воспитанников.
16 Во всех видах занятий, где от ребенка требуется связно пересказать прочитанное или составить собственный рассказ, мы используем наглядный план - мнемотаблицы. Такой план попросту интересен , а так же помогает детям соблюсти логику пересказываемого произведения и научиться самостоятельно рассказывать в дальнейшем.
17 Для развития ммр и соответственно речи, я составила собственные комплексы пальчиковой гимнастики, состоящие из упражнений для пальцев и кисти руки , а так же в каждый комплекс включила русскую народную потешку, что способствует развитию фонематического слуха, развитию у детей общей и мелкой моторики, активизирует словарный запас .
18 19 Работа с детьми разнообразна ,но прежде всего включает в себя и на занятиях и в свободное время чтение художественной литературы, народных сказок, беседы на этические темы: «Хорошо ли быть таким?», «Правильно ли поступил герой» и др., умение задавать вопросы и отвечать на них ,пересказы по ролям.
20 Эта работа в нашей группе проводится и на индивидуальных и на подгрупповых занятиях по развитию речи.
21 Большую роль играет в развитии речи и приобщению к знакомству с литературными произведениями просмотр видеороликов, фильмов, снятых по литературным произведениям и затем их совместное обсуждение.
22 Неподдельный интерес всегда вызывает у детей создание иллюстраций к прочитанному и увиденному. Вот где простор для развития фантазии и способностей.
23 Как продолжение к прочитанному, очень любят ребята изображать литературных героев с помощью геометрических фигур,(например, Заяц, Лиса, Колобок) и счетных палочек «Изобрази героев сказки».
24 25 26 27 Особенно популярны и нравятся детям инсценировки литературных произведений , игры-драматизации во время занятий, развлечений, в свободное время в группе и даже на прогулке.
28 Очень дети любят сочинять собственные сказки и создавать иллюстрации к ним. Вот мы придумали в рамках совместного с родителями проекта «Артикуляционная гимнастика» свои сказки Веселого Язычка и сделали к ним иллюстрации.
29 Изготовление книжек-сказок своими руками всегда было делом увлекательным и полезным. Дети узнают как рождается книга, какой это труд и ,кстати, очень сплочаются.
30 31 Большую роль в побуждении у детей интереса к литературным произведениям, привитии любви к художественному слову, уважения к книге играет сотрудничество с районной детской библиотекой.
Мы приглашаем к себе в гости сотрудников библиотеки, а так же посещаем библиотеку, где дети с удовольствием знакомятся с книгами, участвуют в викторинах, конкурсах, инсценировках.
32 Участие наших детей в литературных конкурсах является результатом успешной работы по развитию речи и приобщению к литературному наследию.
Наши воспитанники принимают активное участие в традиционных конкурсах в детском саду «Алло, мы ищем таланты». Вот это наши чтецы Элизбарова София и Позоян Валера.
33 А так же наши дети участвуют в литературных интернет-конкурсах, викторинах, олимпиадах. В прошлом учебном году нас порадовала Логвинова Даша , занявшая 2- е место в интернет-викторине по творчеству А.С. Пушкина, а Оганджанян Алексан стал победителем всероссийской интернет-олимпиады по логопедии «Раз словечко, два словечко».
34 Принимают участие наши воспитанники и в районных литературных конкурсах . Кулешов Кирилл и Петросян Маша были участниками конкурса чтецов к 9 мая «Если птицы поют и не слышно войны». Кирилл получил диплом призера, а Маша –победителя.
35 Успешным фактором работы с детьми для побуждения у детей интереса к литературным произведениям, любви к художественному слову, является повышение знаний родителей о применении художественной литературы для развития речи детей.
36 Мы регулярно проводим тематические родительские собрания, даем индивидуальные консультации , советы, например : «Что и как читать детям», «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи», «Родители-книга-ребенок» и т.д.
37 Оформляем наглядную информацию :уголки, папки-передвижки, памятки на тему воспитания культуры чтения, развития речи и приобщения к знакомству с литературными произведениями. Родители наших выпускников Петросян Маши и Гречко Степы с большим интересом приняли участие в апрельском краевом конкурсе «Читающая мама- читающая страна».
- Подводя итоги нашей работы , можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказ художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника. Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность.
- Литературные произведения, как правило, лишены прямого нравоучения. Через чтение художественной литературы постепенно, не навязчиво мы, педагоги, вырабатываем и формируем художественный вкус у ребёнка, улучшаем его речь, прививаем любовь к художественному слову, уважение к книге, воспитываем чувство родного языка.
Просмотр содержимого документа
««Развитие речи детей через знакомство с художественной литературой»»
Семинар учителей-логопедов района и воспитателей коррекционных групп ДОУ. Выступление с презентацией: «Развитие речи детей через знакомство с художественной литературой»
Учитель-логопед Кузнецова Е.А.
МБДОУ № 5 ст. Отрадная
1 Сегодня мне хотелось бы остановиться на таком вопросе, как «Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой», поделиться нашим опытом работы в этом направлении .
2 В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. Уже в дошкольном возрасте, к сожалению, дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер. Нам, педагогам , важно заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге.
3 4 Ведь художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
5 Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе, общение с людьми. В первую очередь это коррекция звукопроизношения, развитие фонематического слуха, пополнение словарного запаса, преодоление грамматических нарушений и развитие связной речи. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. В восприятии художественного произведения участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение.
6 Поэтому в своей педагогической деятельности мы с воспитателями считаем важным развитие речи детей речевой группы при ознакомлении с художественной литературой и для достижения цели поставили перед собой следующие задачи:
• Сформировать интерес к художественной литературе.
• Расширить и активизировать словарный запас детей.
• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;
• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
• Развивать творческие способности у детей.
7 Мы используем следующие методы работы по приобщению детей к чтению:
Словесные:
• Чтение художественных произведений.
• Беседы по прочитанному.
• Заучивание наизусть стихов, потешек ,чистоговорок ,пословиц
• Пересказ произведений.
• Выразительное чтение детьми.
Практические:
• Игры – драматизации.
• Дидактические игры.
• Элементы инсценирования.
• Изображение прочитанного в изобразительной деятельности (лепке, рисовании, аппликации).
• Театрализованная деятельность.
Использование мнемотаблиц , схем ,символов
Участие в олимпиадах, викторинах, конкурсах
Наглядные:
• Показ иллюстраций, картинок, игрушек.
• Просмотр видеороликов, фильмов.
• Оформление тематических выставок, уголка книжки, театрального уголка
8 Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, мы с воспитателями группы определили основные направления деятельности:
• Создание предметно-развивающей среды.
• Работа с детьми.
• Работа с родителями.
9 В группе и логопедическом кабинете создана необходимая предметно-развивающая среда для самостоятельной и совместной с педагогами деятельности детей при ознакомлении с художественной литературой.
10 У нас оформлен хороший театральный уголок. В нем есть разные виды театров: «Пальчиковый театр», «Деревянный театр», «Кукольный театр», маски с изображением героев сказок для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей.
11 12 В речевой и книжный уголки вошли книги отечественных писателей, сказки ,рассказы, потешки, скороговорки, поговорки, загадки, прибаутки, песенки, считалки.
13 Мы регулярно с детьми оформляем тематические писательские выставки ( в подготовительной группе проводится неделя писателя – например, Агнии Барто, Корнея Чуковского и т.д.)
14 В своей работе я использую замечательную подборку книг «Уроки логопеда в детском саду» ,в основе которой лежат детские литературные произведения, поддерживая таким образом читательский интерес детей.
15 Так же нами подобраны и используются дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас, развивающие связную речь, память, мышление, воображение у наших воспитанников.
16 Во всех видах занятий, где от ребенка требуется связно пересказать прочитанное или составить собственный рассказ, мы используем наглядный план - мнемотаблицы. Такой план попросту интересен , а так же помогает детям соблюсти логику пересказываемого произведения и научиться самостоятельно рассказывать в дальнейшем.
17 Для развития ммр и соответственно речи, я составила собственные комплексы пальчиковой гимнастики, состоящие из упражнений для пальцев и кисти руки , а так же в каждый комплекс включила русскую народную потешку, что способствует развитию фонематического слуха, развитию у детей общей и мелкой моторики, активизирует словарный запас .
18 19 Работа с детьми разнообразна ,но прежде всего включает в себя и на занятиях и в свободное время чтение художественной литературы, народных сказок, беседы на этические темы: «Хорошо ли быть таким?», «Правильно ли поступил герой» и др., умение задавать вопросы и отвечать на них ,пересказы по ролям.
20 Эта работа в нашей группе проводится и на индивидуальных и на подгрупповых занятиях по развитию речи.
21 Большую роль играет в развитии речи и приобщению к знакомству с литературными произведениями просмотр видеороликов, фильмов, снятых по литературным произведениям и затем их совместное обсуждение.
22 Неподдельный интерес всегда вызывает у детей создание иллюстраций к прочитанному и увиденному. Вот где простор для развития фантазии и способностей.
23 Как продолжение к прочитанному, очень любят ребята изображать литературных героев с помощью геометрических фигур,(например, Заяц, Лиса, Колобок) и счетных палочек «Изобрази героев сказки».
24 25 26 27 Особенно популярны и нравятся детям инсценировки литературных произведений , игры-драматизации во время занятий, развлечений, в свободное время в группе и даже на прогулке.
28 Очень дети любят сочинять собственные сказки и создавать иллюстрации к ним. Вот мы придумали в рамках совместного с родителями проекта «Артикуляционная гимнастика» свои сказки Веселого Язычка и сделали к ним иллюстрации.
29 Изготовление книжек-сказок своими руками всегда было делом увлекательным и полезным. Дети узнают как рождается книга, какой это труд и ,кстати, очень сплочаются.
30 31 Большую роль в побуждении у детей интереса к литературным произведениям, привитии любви к художественному слову, уважения к книге играет сотрудничество с районной детской библиотекой.
Мы приглашаем к себе в гости сотрудников библиотеки, а так же посещаем библиотеку, где дети с удовольствием знакомятся с книгами, участвуют в викторинах, конкурсах, инсценировках.
32 Участие наших детей в литературных конкурсах является результатом успешной работы по развитию речи и приобщению к литературному наследию.
Наши воспитанники принимают активное участие в традиционных конкурсах в детском саду «Алло, мы ищем таланты». Вот это наши чтецы Элизбарова София и Позоян Валера.
33 А так же наши дети участвуют в литературных интернет-конкурсах, викторинах, олимпиадах. В прошлом учебном году нас порадовала Логвинова Даша , занявшая 2- е место в интернет-викторине по творчеству А.С. Пушкина, а Оганджанян Алексан стал победителем всероссийской интернет-олимпиады по логопедии «Раз словечко, два словечко».
34 Принимают участие наши воспитанники и в районных литературных конкурсах . Кулешов Кирилл и Петросян Маша были участниками конкурса чтецов к 9 мая «Если птицы поют и не слышно войны». Кирилл получил диплом призера, а Маша –победителя.
35 Успешным фактором работы с детьми для побуждения у детей интереса к литературным произведениям, любви к художественному слову, является повышение знаний родителей о применении художественной литературы для развития речи детей.
36 Мы регулярно проводим тематические родительские собрания, даем индивидуальные консультации , советы, например : «Что и как читать детям», «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи», «Родители-книга-ребенок» и т.д.
37 Оформляем наглядную информацию :уголки, папки-передвижки, памятки на тему воспитания культуры чтения, развития речи и приобщения к знакомству с литературными произведениями. Родители наших выпускников Петросян Маши и Гречко Степы с большим интересом приняли участие в апрельском краевом конкурсе «Читающая мама- читающая страна».
Подводя итоги нашей работы , можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказ художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника. Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность.
Литературные произведения, как правило, лишены прямого нравоучения. Через чтение художественной литературы постепенно, не навязчиво мы, педагоги, вырабатываем и формируем художественный вкус у ребёнка, улучшаем его речь, прививаем любовь к художественному слову, уважение к книге, воспитываем чувство родного языка.