СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческой активности на уроках технологии и во внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная цель образовательной области "Технология"- подготовка учеников к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческой активности на уроках технологии и во внеурочной деятельности»



Развитие творческой активности на уроках технологии и во внеурочной деятельности

Учитель технологии Иванова М.Г.

Главная цель образовательной области «Технология» - подготовка обучающихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Время и общество, в котором мы сейчас живем, становится более сложным, интересным, противоречивым и требует нестандартного подхода к решению различных задач. В условиях инновационного развития общества, государство испытывает потребность в гражданах с принципиально новым жизненным подходом. С каждым годом на рынке труда растет спрос на квалифицированные кадры, обладающие яркой индивидуальностью и творческими качествами, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески.

Особая роль в формировании личности отводится учебной деятельности в рамках предметной области «Технология», которая в наибольшей степени способствует раскрытию и развитию творческого начала обучающихся.

Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приёмов, которые помогут подросткам не только овладеть определёнными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развить их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии.

Признаками и критериями творческой деятельности можно назвать следующие: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.

Можно выделить следующие задачи развития творческих способностей учащихся:

  • приобщить учащихся к творческой работе;

  • привить интерес к творчеству, поиску, инициативе, исследованию;

  • развить навыки созидания, самореализации.

Развитие творческих способностей обучающихся предполагает формирование у них важнейших умственных и практических действий, внешне проявляющихся в виде определенных умений: умение наблюдать, думать, сопоставлять, сравнивать, умение самостоятельно выдвигать и решать новые задачи.

Первый компонент мотивационный – это отношение детей к творческой деятельности, способствует развитию познавательных мотивов и интересов учащихся, актуализирует индивидуальные потребности, склонности к творческой деятельности, создает высокую личную заинтересованность в созидании нового. Это есть творческая направленность личности учащихся.

Второй компонент деятельностный фиксирует включенность учащихся в различные виды творческой деятельности: решение проблемно-творческих задач и выполнение творческих заданий, проектирование, моделирование и другие виды, связанные с творческим мышлением.

Третий компонент творческийобеспечивает творческое отношение к учебному предмету и включенность в творческий поиск по реализации замысла и идеи, определяет стиль деятельности учащегося, совпадающий с интересом к технологии, и творческую самостоятельность, способствует проявлению творческого воображения.

В своей работе я действую во всех направлениях, подстраиваясь под каждого обучающегося, стараясь найти нужный подход.

Для творческого мышления характерны не только развитость логических способностей, обширность знаний, но и гибкость, критический взгляд на проблему, быстрота актуализации нужных знаний, способность к высказыванию интуитивных суждений, разрешению различных ситуаций. Для реализации данного приема на своих уроках я использую проблемные вопросы, не давая готового ответа. Например, при изучении свойств материалов задаю вопрос учащимся: Как вы думаете, какие волокна чаще всего встречаются в современной одежде?

Стараюсь уделять внимание истории происхождения понятий, часто обращаюсь к жизненному опыту обучающихся, пусть еще небольшому, даю задания для самостоятельной поисково – исследовательской деятельности (подготовить сообщение, создать презентацию, придумать свой способ отделки изделия, эскизы школьной формы, новогодних костюмов, платья для выпускного вечера и т.п.). Приобщаю более успешных учащихся к выступлению в роли помощников – консультантов. Как показывает личный опыт, знания и умения, полученные от сверстника, воспринимаются и усваиваются намного быстрее и эффективнее, да и сами ребята с большим удовольствием выступают в этой роли.

Следующим важным приемом активизации творческой деятельности обучающихся в моей практике, является формирование у них положительной мотивации к обучению.

Мотивы, побуждающие к приобретению знаний, могут быть различными. К ним относятся, прежде всего, широкие социальные мотивы: необходимо хорошо учиться, чтобы в дальнейшем овладеть желаемой специальностью, воспитывать чувство долга, ответственности перед коллективом, родителями.

В процессе своей работы я часто сталкиваюсь с проблемой низкой учебной и творческой активности учащихся. Причём, снижение активности учащихся наблюдается, начиная со средних классов школы. Большинство пятиклассников испытывают интерес к предмету, их легко вовлечь в процесс создания изделия, но в подростковом возрасте часть детей теряет интерес к учёбе. В этом возрасте их начинает больше интересовать общение со сверстниками, появляются личные интересы, любимые занятия и увлечения. Большую роль играет перегрузка учебным материалом, несовершенство методов, приёмов и форм организации учебного процесса. Возникает проблема низкой мотивации детей к обучению.

На мой взгляд, существует ряд причин, приводящих к снижению качества обучения. В ходе преподавания технологии я столкнулась со следующими проблемами:

  • отсутствует внутренняя мотивация к деятельности или ученик работает по шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию);

  • ребенок не может применить теорию на практике (не знает, например, как использовать знания свойств текстильных волокон в своей жизни);

  • испытывает страх перед практической деятельностью (отказывается работать на швейной машине, за электрической плитой).

Учителю приходится прилагать много усилий, чтобы поддержать интерес к учёбе и творческой деятельности.

На протяжении многих лет я использую в своей работе такую активную форму обучения как игра. Нетрадиционные уроки – урок-игра, урок-конкурс, урок-дискуссия – повышают интерес учащихся к предмету, создают атмосферу сотрудничества.

Игровые приемы и ситуации позволяют активизировать познавательную деятельность, способствуют превращению дидактической задачи в задачу игровую. Коммуникативно-мыслительные игры являются эффективным средством диагностики, систематизации и контроля теоретических знаний обучающихся.

Такие мероприятия по кулинарии, машиноведению, материаловедению способствуют развитию интеллектуальных, коммуникативных навыков, тех качеств, которые необходимы каждому человеку.

Конкурсы, игры и викторины по технологии отражают подготовку учащихся по школьной программе, развивают творческую инициативу, мышление, пространственное воображение, фантазию, помогают определиться в будущей профессии.

Участвуя в таких играх, ребята с большим удовольствием разгадывают логические задачи, кроссворды, ребусы, головоломки.

Урок на основе групповой технологии может представлять собой работу в микрогруппах, по вариантам, классный конвейер, зачет в парах и т. д.

Цель групповой технологии – обучение умению работать в коллективе и средствами коллектива. Каждый участник групповой деятельности непроизвольно включается в совместную работу и оказывается перед выбором: либо делать как все, либо определить себе место, роль и функцию в коллективе. Для подростков, стремящихся к самоутверждению среди сверстников, подобное самоопределение в деятельности имеет большое значение.

Мой опыт показывает, что групповая работа особенно эффективна, если организован процесс распределения учебных заданий и продумана технология обсуждения их в коллективе.

Наиболее эффективны уроки групповой технологии на основе совместной деятельности.

Проблемное обучение – создаю в учебной деятельности проблемные ситуации и организую активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение предметными компетенциями, развиваются мыслительные способности.

Дифференцированное обучение – использую возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуя желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в области моего предмета. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения.

При анализе своей педагогической деятельности я определила закономерность: качество знаний обучающихся можно повысить только в условиях активного обучения. Следует бороться с формализмом, который проявляется в отрыве теоретических знаний от умения их практического применения. Поэтому стараюсь, создаю такие условия обучения, чтобы процесс познания был для детей привлекательным. Одним из условий формирования интереса к учебному предмету «Технология» являются выставки, конкурсы творческих работ обучающихся. Работы ребят вывешиваются на стендах в школе, классе. Это тот случай, когда ребенок может увидеть работы других детей и сам захотеть сделать такие изделия.

Также я стараюсь применять тестовые задания в форме викторины, игры. Например, в игре «Кто быстрее?» «Кто больше?» и т.д. Такая работа может быть проведена как индивидуально, так и по парам, в группах. Победившие получают медаль «Самый эрудированный».

Следующим приемом активизации проявления творческих способностей является метод проектов.

Творческий проект ‒ это хорошая творческая задача для самовыражения любого учащегося. Учебный проект, как элемент творчества учащихся рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий. Проектный метод позволяет научить учащихся самостоятельно, критически мыслить; приобщаться к практической деятельности; связывает тему проекта с другими учебными дисциплинами.

Выполняя проектные работы, школьники на собственном опыте составляют представление о жизненном цикле изделия от зарождения — замысла до его реализации и использования на практике. При проектировании учащихся приобретают опыт решения нетиповых задач. Проектный метод позволяет не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. Метод проектов рассматривается не как итоговая самостоятельная работа учащихся, а как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества. Перед выбором темы проекта я предлагаю учащимся только примерные темы, конечный выбор остается за ними.

При составлении плана урока, в зависимости от темы, учитываю возрастные особенности учащихся, чтобы проектные изделия были интересны. Особую поддержку оказываю обучающимся с низким уровнем обученности для того, чтобы они проявляли инициативу, творчество на каждом уроке, поощряю выполнение любых по сложности заданий. Например, подготовить сообщение, найти интересный рецепт, экспериментально проверить правильность утверждения. Наиболее плодотворным направлением в нашей школе являются проекты в декоративно-прикладном искусстве, т.к. любое изделие, выполненное собственными руками в различных техниках, дает реальные возможности для выявления и развития творческих возможностей учащихся.

Помощь в моей работе по технологии и во внеурочной деятельности мне оказывают следующие компоненты:

— созданные мною методические разработки «Натуральные ткани», «Лоскутная техника», «Вязание крючком», «Вязание на спицах», «Дизайн интерьера» и другие;

— кружок «Мастерица» для учащихся 6-7 классов, ;

Наиболее эффективно эти приемы реализуются мною путём организации целостного учебно-воспитательного процесса технологической подготовки учащихся с использованием в преподавании современных педагогических технологий: информационно-коммуникационных, личностно-ориентированных методов обучения.

Одним из средств, обеспечивающих высокий уровень мыслительной, эмоциональной, творческой активности учащихся является интегрированное обучение. Например, урок, проведенный с целью выполнения проектной работы. Происходит ознакомление с понятиями: лоскутная техника; закрепление знаний о лоскутной технике, ее видах; формируются навыки выполнения аппликации на ткани; развиваются творческий потенциал ребенка, его образное и пространственное мышление, умения работать в поисковых системах Интернета, с библиотечным фондом, анализировать и синтезировать необходимую информацию, создавать презентации.

Иными словами, на подобных уроках в индивидуально-групповой форме формируются предметные компетенции в области информатики и технологии. Учащиеся собирали и обрабатывали информацию, создавали варианты эскизов и элементы декорирования и т.д. В ходе работы над проектом объективно возникла необходимость исследовательской деятельности: собранный материал сопоставлялся и анализировался, находились связи и закономерности. В результате была разработана модель покрывала, идеальная как по форме существования, так и по содержанию. Работа настолько захватила ребят, что они стали разрабатывать варианты формы изделия и его применения.

Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих способностей на уроках технологии обеспечивает обогащение детской души, делает её духовно выразительнее, что, в свою очередь, способствует рождению настоящей личности. Во время работы над изделием у ребят складывается уважительное отношение между членами коллектива, появляется потребность к дальнейшему творческому труду.

Помимо вышеперечисленного, обучение такого типа как нельзя лучше раскрывает творческий потенциал самого педагога. Это не только новый этап в профессиональной деятельности учителя, но и замечательная возможность для него выйти на новый уровень отношений с классом.

Кроме традиционных уроков использую и нетрадиционные формы, такие, как урок-игра «Кулинарный поединок»; интегрированный с информатикой урок — «Путешествие в страну овощей»; урок-конференция «История швейной машины»; урок-консультация «Устройство швейной машины»; урок-праздник «Чайная церемония».

Степень усвоения материала на уроке проверяю тестированием, проведением самостоятельных творческих работ, выполнением чертежей, схем, готовых изделий, а также при устном и письменном опросе в рабочих тетрадях. С целью развития творческого мышления побуждаю учащихся к самостоятельной проверке результатов по карточкам «Анализ моей работы».

Творческие способности учащихся я развиваю не только на уроках технологии, но и во внеурочной кружковой деятельности. Ребята с удовольствием посещают занятия.

Улучшить организацию моей работы помогает соблюдение некоторых правил:

служить примером для подражания. Учителю необходимо самому профессионально демонстрировать приемы работы, выставлять работы на выставках. Я постоянно стараюсь обучиться чему-то новому, интересному, участвую в различных марафонах (по рукоделию, кулинарии), осваиваю и повышаю уровень различных техник (плетение из бумаги, работа с фетром, изготовление брошей);

разрешать делать ошибки. Ученик не должен бояться рисковать, бояться думать независимо. На уроках необходимо избегать резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят;

поощрять разумный поиск. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, учитель может помочь им раскрыть свой творческий потенциал;

поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему;

поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая учащимся задания, необходимо объяснить, что от них ожидают не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться.

готовить к препятствиям. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать свое мнение, добиваясь признания.

Выбранная мною для изучения и апробирования тема развития творческих способностей обучающихся актуальна и требует как разработки системы учебных занятий по технологии с использованием современных технологий осуществления учебно-воспитательного процесса и оценки учебных достижений учащихся, разработки качественно нового учебно-методического, дидактического обеспечения технологического образования, так и разработки подходов к развитию способностей учащихся во внеурочной деятельности, через организацию работы факультативов, кружков.

Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии, а также применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуникативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие. Такая система урочной деятельности поможет сформировать у детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

В своей работе стараюсь создать условия уютной и безопасной атмосферы в кабинете технологии, продумать оформление работ учащихся и учителя. В кабинете есть в наличии добротные наглядные пособия, раздаточный материал, а также материал для творчества, которым можно пользоваться в любую минуту. Все это позволяет создать реальные возможности для полноценного детского труда. Также пытаюсь поддерживать психологически комфортную атмосферу, проявлять уважительное отношение к каждому ученику, добиться чувства уверенности в посильности даваемых ему заданий. Поддерживаю творческие проявления обучающихся, не критикую необычные идеи, помогаю им избежать неодобрительной оценки со стороны одноклассников.

Знания, приобретенные на уроке, становятся достоянием учащихся только при условии, если они закрепляются в процессе самостоятельной работы.

Деятельность по развитию творческих способностей учащихся на уроках технологии позволила мне добиться основного – повысить качество обучения, заинтересовать учеников своим предметом, тем более, что и содержание предмета очень сильно изменилось в последнее время. Всегда стараюсь добиваться того, чтобы дети учились не ради отметки, а ради постижения нового, неизведанного.

Данный опыт показал, что у обучающихся 5-8 классов сохраняется достаточно устойчивый познавательный интерес и творческая активность, показательно вырос уровень выполнения творческих работ.

Одним из этапов развития творческой личности является внеурочная деятельность, занятия после уроков дают возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Особенностью внеурочной деятельности предметной области «Технология» является то, что она направлена на достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих обучающимся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Формирование у обучающихся УУД, включающее формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности, является главной целью учителя технологии.

Школьная программа ориентирована на «среднего» ученика, а внеурочная работа позволит наиболее полно решить вопрос формирования всесторонне развитой, социально активной личности. Она также способствует развитию потребности в различных видах деятельности, формирует познавательный интерес к различным областям знаний, развивает творческие способности. Эта работа является связующим звеном между школой и жизнью и позволяет более продуктивно осуществлять подготовку учащихся к жизни.

Во внеурочной деятельности создаются условия для новых отношений между учителем и учащимися, где меняется позиция ученика, непосредственное педагогическое руководство переходит в опосредованное влияние учителя.

Разнообразная внеурочная деятельность является важным источников эстетического опыта школьников. В ней удовлетворяются насущные потребности в общении, происходит творческое развитие личности, учащиеся имеют большие возможности для самопроявления, самореализации, развиваются лучшие черты и качества личности.

Внеурочная деятельность не есть традиционный урок, но направлена на достижение образовательных результатов, заявленных ФГОС. При этом, внеурочная деятельность носит компенсационный характер: способствует решению, тех образовательных задач, которые не удается решить на уроке.

Дети обладают разнообразными способностями. И моя задача – создать благоприятные условия для выявления этих способностей в доступной и интересной для детей деятельности. Развитие творческих способностей и творческой деятельности необходимо осуществлять с учетом психологических, возрастных и индивидуальных особенностей детей, что я и применяю в кружковой деятельности. Предлагаю разные направления в рукоделии, даю право выбора уровня сложности и вида изделия, если вижу что у ученика больше потенциал, чем он сам в себе видит, ненавязчиво пытаюсь подтолкнуть к тому, чтобы усложнить работу.

Таким образом, творчество является целенаправленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.

Таким образом, предмет «Технология» считается на сегодняшний день одним из наиболее сложных, т.к. имеет много направлений деятельности, которая должна не только научить необходимым навыкам и умениям бытового содержания, дать углубленные знания по основам современных технологий, но и способствовать развитию творчески активной личности с задатками творческого мышления.

У меня, как и у каждого педагога, есть своя система работы, которая дает стабильный результат. Весь учебный процесс основывается на заинтересованности самого учителя. Если учитель безразличен, не имеет своих увлечений и хобби, способностей, которыми сможет удивить ученика, то такой учитель не сможет и заинтересовать.

Начало формы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!