СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие визуального мышления у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие визуального мышления у младших школьников»

Давно известно, что понятия «смотреть» и «видеть» лишь отчасти являются синонимами. Специалистами доказано, что для человеческого мозга это разные процессы: первый ближе к физиологии, второй связан с сознанием. Так, несколько людей могут смотреть на один и тот же предмет, но видеть его по-разному. Самым простым примером может служить детский конструктор, из которого дети составляют разные фигуры-образы. Такая творческая способность видеть не только глазами, но и воображением получила соответствующее определение – визуальное мышление.

Что это такое?

Это врожденный дар каждого человека. Однако с возрастом у одних людей он обостряется и превращается в профессию или образ жизни, у других, напротив, притупляется в силу различных причин. В психологии визуальное мышление рассматривается как творческий способ решения задач на основе образного моделирования. С таким явлением мы сталкиваемся каждый день и повсюду, начиная от представления выполнения рабочих дел до игры в шахматы.

Открытие Арнхейма

Само понятие «визуальное мышление» принадлежит американскому психологу Рудольфу Арнхейму, открывшему его еще в прошлом столетии. Суть его ярче всего раскрывает пример самого ученого, когда двух мальчиков спросили, сколько будет времени через полчаса, если сейчас на часах 3:40. первый произвел математический расчет. К 40 минутам он прибавил 30. Зная, что в часе лишь 60 минут, 10 из получившихся 70 минут перешли в следующий час. В результате вышло 4:10. Второй мальчик представил круглый циферблат, где полчаса – это половина круга. Он мысленно перевел стрелку и получил тот же результат, что и его предшественник. Таким образом, первый мальчик решил задачу интеллектуально, используя цифры и математические знания, а второй – визуально. Важным моментом здесь является то, что в последнем случае были использованы не иллюстрации к мыслям, а активировано само проявление мышления. Исследуя специфику такого процесса, Арнхейм визуальное мышление четко отделял от привычных средств наглядности (картин, предметов). Разность их кроется, по мнению ученого, в самой природе явлений. Так, первое является не пассивным объектом-образом, а продуктом специфической деятельности разума, переводчиком с языка образа на язык понимания, действия и связи этого образа с другими объектами. Именно с этой позиции возникла мнемотехника – запоминание на основе визуального мышления.

Визуальное мышление – это умственное деяние, в основе которого лежит манипулирование примитивными графиками. Это метод креативного решения проблематичных задач в плане моделирования.

Научное развитие

Теория о специфике мышления, предложенная американским психологом, получила продолжение во многих исследованиях современных специалистов и стала основой для разработки методов тренировки и развития умственных способностей. Большое количество таких работ посвящено проблемам обучения в школе. Ведь одна и та же информация усваивается детьми по-разному. Поэтому одной из задач педагогов является научить ребенка мыслить визуально. В этом случае происходит не просто сухое и бессмысленное заучивание правил и текстов, а формирование их связи с окружающей действительностью, одновременное соотнесение теории с практикой. Запоминание на основе визуального мышления является эффективным приемом тренировки памяти и развития умственных и творческих способностей ребенка.

Само мышление непосредственно связано со зрением. Зрение – это самый важный метод получения нужной информации. Ребенок может иметь отличное зрение, но не различать визуальные сигналы. Именно поэтому ребенку необходимо помочь научиться замечать таковые сигналы.

Тренировка

Как видно, мыслить визуально не является сверхспособностью. Этот процесс легко поддается тренировке и совершенствованию, для чего была создана масса приемов и методов. Самые простые человек получает, конечно, в школе, впитывая основы мнемотехники. Например, когда для запоминания иностранных слов используются созвучные русские слова-ассоциации. Или для пересказа сложных текстов применяют картинки с ключевыми событиями повествования. Для каждого предмета существует своя система образов-ассоциаций, помогающих усваивать информацию. В визуальном мышлении немаловажная роль отведена воображению. Первые интуитивные попытки в его формировании предпринимаются еще в детстве, когда дети, лежа на траве, пытаются «расшифровать» причудливые облака. Воображение помогает вскрыть глубинные отсеки мозга и вытащить из них, как кажется на первый взгляд, нелогические и неожиданные решения.

Этот вид мыслей – это применение образов. Визуализация улучшается тогда, когда учитель просит ребенка во что-то вглядываться и что-либо представлять. Совершенствование визуального мышления позволяет развивать творческие умения младшего школьника.

Где научиться визуальному мышлению?

Сегодня это не является наукой или сложной областью познания. Во многих странах проводятся специальные тренинги и семинары, на которых человек может познакомиться с основными приемами, получить практические уроки, обменяться опытом и достижениями с другими участниками. Однако некоторые люди прибегают к самостоятельному изучению. Для этого существует немало тематической литературы, пособий, аудиокурсов.

Многие профессии нуждаются в хорошо совершенствованном визуальном мышлении. К ним относят:


дизайн;

архитектура;

инженерия;

ботаника;

навигация и другие.

Техника Роэма

В 2011 году вышла книга “Как «продавать» свои идеи с помощью рисунков”. Труд принадлежит Дэну Роэму – крупнейшему современному специалисту в области визуального мышления. Сегодня он возглавляет успешную консалтинговую компанию, помогающую решать бизнес-задачи с помощью обычных картинок.

Такой вид мыслей необходим в том случае, если необходимо что-либо вообразить. Например, когда люди шьют, играют в шахматы, вяжут, собирают модель. А в образовании это пригодится для лучшего запоминая материала на уроках.

Цель

Дэн Роэм визуальное мышление использует как инструмент для решения абсолютно любых проблем. Для этого, по его мнению, нужно лишь изобразить (нарисовать) волнующий вопрос, используя естественные дары природы: глаза, руки и воображение. При этом следует задавать себе общие вопросы: «Кто/что?», «Где/когда?» и «Зачем/почему?» Такой рисунок для человека становится своего рода «планом эвакуации» или стратегией, позволяющей приподняться над ситуацией и быстро найти наиболее безопасный выход из нее либо, напротив, найти короткий и успешный путь к цели. Таким образом, человек постепенно учится находить и фильтровать информацию, воображать, дополнять и объяснять ее. Примечательно, что в освоении методики умение хорошо рисовать необязательно. Для изображения ситуации хватает схематической картинки. Главное - это мысленная визуализация.

Взгляд Шереметьева

Аналогичный вопрос успешного разрешения проблем был раскрыт и российским ученым Константином Шереметьевым, на протяжении многих лет занимающимся исследованием интеллекта. Он разработал специальный курс по тренировке определенного набора инструментов мышления (визиров), позволяющих творчески подходить человеку к любой жизненной задаче.

Автор представляет интеллект (или мозг) как лабиринт со множеством дверей. Когда человек делает выбор, принимает важное решение, он использует привычное логическое мышление. Однако такой путь не всегда ведет к успеху. На этот случай есть альтернативный вариант – визуальное мышление. Шереметьев называет его самым быстрым, так как через зрение человек получает 90 % информации. Авторская методика направлена и на тренировку памяти – быстрое запоминание с помощью визуальных образов. Также в процессе изучения человек приобретает навыки воспринимать и структурировать огромный поток информации.

В процесс совершенствования данного типа мышления включают:


стимул;

реакцию;

вывод.

Как и любой другой вид мыслей, визуализация развивается тогда, когда ее используют. Начать его применять можно на любом уроке в начальных классах. Задачей учителя в предоставлении учащимся как можно больше подобных впечатлений. Ежедневно детям необходимо показывать что-то новое и интересное.


Для развития этого типа мыслей необходимо не только зрение, но и мелкая моторика рук. Например, младший школьник должен не просто смотреть на яркие картинки, но и пробовать самостоятельно их рисовать. Очень полезно пробовать собирать конструктор, прорисовывать узоры из мелких деталей.


Некоторым детям крайне трудно общаться, поэтому они предпочитают рисовать рисунки. Другие учащиеся любят слушать, читать либо разговаривать и при этом ненавидят рисование. Вне зависимости от того, что именно предпочитают дети, необходимо предоставить им возможность развития визуального мышления.

Преимущества визуального мышления

Среди возможностей, которые дает визуальное мышление, основными являются: Умение видеть ситуацию в целом, что позволяет человеку быстро принять правильное решение. Умение держать в голове много информации, при этом анализировать и структурировать ее для дальнейшего использования. Умение видеть суть проблемы, фильтровать ненужные данные. Визуальное мышление является эффективным способом познания окружающего мира. К преимуществам относится и универсальность данного типа умственного процесса. Так, Роэм визуальное мышление рекомендует применять в любых ситуациях: коммерческих, бытовых, образовательных, творческих и т. п. Более того, приемы визуализации значительно экономят время и энергию, делая процесс выбора занимательным и приятным.

Существует несколько методов развития:


Интеллект-карты. Важно обогащение словесной базы. Интеллект-карта строится на основе ассоциативных связей, которые оформляются в виде в любых направлениях.

Визуальное мышление. В основе данного метода лежит нахождение новых идей, их развитие и проверка. После этого важно преподнести свои идеи остальным так, чтобы они были понятны.

Визуальные истории. По-другому данный способ называется метод создания убеждающих претензий. Необходимо изменить формат обычных претензий на визуальные истории.

Мгновенное фото. Развить мысль можно показав любую картину(сюжетную картинку) . Для этого бросить короткий взгляд на эту картину (сюжетную картинку), затем закрыть свои глаза и попытаться восстановить картинку в течение 2-7 секунд. Со временем появится возможность делать мгновенное фото и удерживать его в голове столько, сколько нужно. После тренировок с закрытыми глазами можно начать тренироваться с открытыми глазами.

Живая фотография. Необходимо сделать мгновенное фото, но в воображении попытаться не останавливать ситуацию. Нужно попробовать с закрытыми глазами увидеть, что будет делать человек и куда будет двигаться. Спустя пару недель можно будет значительно уменьшить количество ошибок.

В развитии визуализации очень помогает вырезание картинок и составление их в коллаж. Удовольствие получат, как родители, так и дети. Составлять коллажи можно на отдельные тематики.

Эпифильм. Составление картинок в порядке происхождения (описания) действий. Используется не менее 3 картин ( сюжетных картинок).

К традиционным методам развития относят:


Обогащение запаса разных представлений через получение опыта. Это могут быть путешествия, чтение, общение с другими людьми.

Развитие умения сосредотачиваться на каком-либо предмете.

Регулярное выполнение упражнений, которые развивают не только образное, но и словесное мышление.

Для развития визуального мышления можно использовать игры « Муха», «Попугай».

Результаты

Неоценимо влияние на детское развитие. Визуальное мышление, по отзывам педагогов, наравне с логическим должно быть активным в процессе обучения и познания мира, так как использование наглядных материалов на уроках способствует повышению уровня знаний. Такой метод значительно облегчает работу, концентрирует внимание учеников на предмете, поддерживает интерес. Обучение перестает быть «слепым» заучиванием, а превращается в увлекательное погружение в предмет и быстрое усвоение информации.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!