СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие орфографической зоркости у детей младшего школьного возраста

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические приемы позволяют предупредить ошибки, уменьшить их количество, развивают орфографическую зоркость, самоконтроль. Систематически проводя, указанные виды работ, формируют у учащихся орфографическую зоркость.

Просмотр содержимого документа
«Развитие орфографической зоркости у детей младшего школьного возраста»

Развитие орфографической зоркости у детей младшего школьного возраста


Проблема формирования орфографической грамотности учащихся является одной из самых актуальных в современной начальной школе. Работая в МАУ «ЦППМиСП» учителем начальных классов, я наблюдаю, что дети, пришедшие ко мне на диагностику, посещающие индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, в основном испытывают трудности по русскому языку.

Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшилось. А письмо стало бы осознанным и грамотным? Кого из нас, учителей и родителей, не волнует эта тема? Ведь у младших школьников необходимо сформировать прочные навыки грамотного письма. И чтобы добиться результатов в этом вопросе, необходима постоянная работа с 1 по 4 класс в определённой системе. 

   Очень часто бывает так, что ученик знает правила, а всё же допускает ошибки при письме. В чем же причина неумелого применения правил? Очевидно, в неумении увидеть нужную орфограмму.

М.Р. Львов в своей работе «Правописание в начальных классах» пишет: «Отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма». Исследования показали, что самостоятельно определяют орфограммы 15-45% учеников. Там же, где учитель работает специально- 70-90%. Следовательно, работу по развитию орфографической зоркости вести необходимо.

Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.

С чего же следует начать?

 Прежде всего, необходимо научить детей слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные. Эту работу помогут осуществить различные звуковые схемы. Нельзя пренебрегать этой работой, так как впоследствии учащиеся будут писать без пропусков букв.

Второй этап в этой работе – это выработка орфографической зоркости. Необходимо научить ученика видеть и узнавать орфограммы. А этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий.

    И третье, что необходимо для достижения грамотного письма,- это научить детей самоконтролю, т.е. ученик должен уметь контролировать себя во время проверки своей работы.

      Итак, звуковой анализ, т.е. соотнесение звучащих единиц речи и графических единиц письма, орфографическая зоркость и самоконтроль – вот что необходимо для выработки грамотного письма. Но трудность заключается в том, что эту работу нужно вести не поэтапно, а одновременно.  Ещё в период обучения грамоте, когда мы говорим о звуках, учим детей распознавать их, обозначать определённой буквой, появляются первые орфограммы, а значит и необходимо формировать орфографическую зоркость и самоконтроль.    

       В основе грамотного письма лежит аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха и умение заменить фонемы соответствующими буквами.

       Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращается внимание, можно расположить в определённой последовательности.

Письмо с проговариванием 

(в основе этого письма - проговаривание по слогам).

      Результатом письма с проговариванием  слогов является грамотное письмо, исключаются столь распространённые ошибки на пропуск и замену букв. У детей вырабатывается единый темп письма, появляются положительные эмоции к трудному занятию - письму, воспитывается трудолюбие, культура труда, волевые качества.

Списывание.

    Списывание основывается на проговаривание по слогам. Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово он слышит не от родителя, а находит его сам в книге и читает.

 В процессе списывания у ребенка развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение (соотнесение количества букв в тетради и в книге), воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.

Комментированное письмо.

   Этот вид диктанта также строится на основе проговаривания по слогам. Ребенок не просто проговаривает предложенные слова и предложения, но и обосновывает правописание правилами, подбором проверочных слов. Только при этом условии предупреждаются ошибки. Этот вид работы развивает внимание к слову, его значению, сообразительность, речь, фонематический слух, мышление.



Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.

  Письмо развивает зрительную память, речь, мышление, представления, фонематический слух, внимание, интерес. В детях воспитывается организованность, трудолюбие, самоконтроль, ответственность, честность, объективная самооценка.


Письмо по памяти.

  Такой вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль.

Творческие работы.

   Это самый трудный вид письма, требующий внимания, умения рассредоточить его и на составление предложений, и на  запись своих предложений, и на логику изложения. Это составление предложений по опорным словам, по вопросам, по аналогии, по содержанию строчек из стихотворений, восстановление деформированного текста и др.

                   




Орфографическую зоркость позволяют развить некоторые виды диктантов.

Диктант “Проверяю себя.” 

Ребенок пишет предложения под диктовку, а те слова, в написании которых появляются сомнения, пропускает. После диктанта ребенок спрашивает у родителя, как нужно правильно написать то или иное слово, т.е слово в написании которого он сомневался. Только после этого вставляет нужную орфограмму. В этом случае важно поддержать ребенка, не унижая его достоинства, так как ребёнок замкнётся и не станет спрашивать родителя. Тогда данная работа не получится. Родителю нужно напомнить ребенку правило, задать наводящий вопрос или объяснить. Только доброжелательная обстановка даст желанный результат в этой работе.


Диктант с обоснованием.

Родитель диктует слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением, ученик должен записать проверочное слово, а затем то, которое диктует родитель, т.е. обосновать орфограмму.

Диктант с постукиванием.

Во время диктанта родитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.

Диктант “Найди слово”.

Родитель диктует несколько предложений и даёт задание: подчеркнуть те слова, которые можно проверить. Это могут быть слова с проверяемой безударной гласной и с непроизносимой согласной, и со звонкой или глухой согласной.

    Все эти диктанты должны быть небольшими по объёму, состоящими из 2-3 предложений.

 Одним из видов работы над развитием орфографической зоркости является проведение словарно-орфографических минуток. Они включают работу над словами, словосочетаниями, предложениями, как  на изучаемую тему, так и на весь пройденный материал. Цель их – способствовать систематическому совершенствованию орфографических умений. Словарно-орфографические минутки могут быть проведены в форме слухового диктанта, зрительного диктанта, комментированного письма, письма по памяти и др.                 

     Учащиеся постепенно  переходят к изучению всё новых и новых тем. И вот здесь нельзя забывать о том, что они должны регулярно повторять ранее изученные темы. Для этого ежедневно отводите 5-10 минут на повторение. Каждый день недели посвящён определённой орфограмме. Таким образом, еженедельно повторяйте с учащимися основные правила правописания. Раз в неделю можно проводить орфографический диктант, что позволяет предупредить ошибки, развивает орфографическую зоркость, самоконтроль.

     Также для развития орфографической зоркости можно проводить такой вид работы как - “какография”. Это умышленно ошибочное письмо, которое предлагается ученику с целью нахождения и исправления ошибок. В системе практических занятий использование какографии создаёт условия для нахождения и исправления «ошибки». В чём особенность какографии как приёма, который применяется при обучении детей в современной школе? При проверке письменной работы ученик часто не видит ошибок в словах. Он бегло и поверхностно смотрит на буквы, по начертаниям первых букв он догадывается, какое слово написано. Ещё менее внимательно ученик всматривается в слова, которые только что написал сам.

 Какография учит более внимательно прочитывать написанное, учит проверять.                       

 Все эти методические приёмы позволяют предупредить ошибки, уменьшить их количество, развивают орфографическую зоркость, навык звуко - буквенного анализа, самоконтроль. Систематически проводя указанные выше виды работ, формируют у учащихся орфографическую зоркость.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!