СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка в процессе изучения темы «Синонимы. 5 класс».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение темы "Синонимы" - очень важный этап в школьном образовании. Синонимы служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать её однообразия, что важно при создании текстов сжатого изложения и сочинений, при выполнении заданий устного собеседования и ОГЭ в 9 классе, итогового сочинения и ЕГЭ в 11 классе.

Просмотр содержимого документа
«Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка в процессе изучения темы «Синонимы. 5 класс».»


Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»













Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка

в процессе изучения темы «Синонимы. 5 класс».













Выполнена Васильевой Надеждой Николаевной, учителем русского языка и литературы МАОУ СОШ №1 г. Боровичи Новгородской области









Боровичи

2020

Актуальность.


В настоящее время  происходят существенные изменения как в содержании образования, формах, методах  обучения,  так и в условиях, в которых приобретают  знания учащиеся. И главной задачей педагога сегодня становится создать такие условия и так построить обучение, чтобы в потоке новой информации не растворились и не затерялись те знания, навыки, умения (а для литературы и русского языка также очень важны и ощущения, чувства, движения души ребенка при общении с родной речью), которые  приобретаются при работе на уроке и дома. На данный момент приоритетным является вовлечение учащихся на уроке в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, обеспечение в процессе обучения также саморазвития личности ребёнка.

 В структуре курса русского языка выделяются три самостоятельные линии:1) знания о системе; 2) правописание; 3) развитие связной речи.   Особую сложность представляет необходимость соотнести предметный курс и реальный речевой опыт ребёнка, процесс приобретения знаний о языке и сам процесс овладения языком.

 Основным направлением поисков в области методики обучения русскому языку как раз и является поиск способов формирования трёх видов компетенции: языковой, лингвистической и коммуникативной. И формирование такой трёхсторонней компетенции  невозможно вне деятельностного подхода.

Таким образом, лингвистическая компетенция – это не только и не столько «знания о русском языке как общественном явлении и развивающейся системе…», но прежде всего способность к языковой рефлексии, которая невозможна без знаний о языке. А языковая компетенция это не только «знание самого языка, владение языковыми нормами», но и понимание границ этих норм.  Коммуникативная же компетенция – это способность к речевому общению, способность к осуществлению коммуникации в разных речевых сферах, способность к активному взаимодействию с другими речевыми субъектами. Следовательно, необходимо выстраивать деятельность ребенка как деятельность по преобразованию собственного языка, направленную на собственное языковое развитие.

 Предлагаемый подход к преподаванию русского языка (в тесной связи с литературой) имеет ряд преимуществ: учащиеся систематически получают навыки общения, сотрудничества, саморегуляции поведения в коллективе. Происходит это в привычной обстановке микрогруппы, в которую объединяются учащиеся. Работа в микрогруппах постепенно раскрепощает ребят, создает условия психологического комфорта, учит свободно излагать свои мысли, доказывать собственные выводы, слушать других, уважать чужую точку зрения, спорить, анализировать свои действия, давать им оценку.  Идёт формирование личности, способной оценить ситуацию, увидеть проблему, принять решение, реализовать его и нести ответственность за свой выбор. Предметы русский язык и литература дают большие возможности для уважительного отношения к слову.

Изучение темы "Синонимы" - очень важный этап в школьном образовании. Синонимы служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать её однообразия, что важно при создании текстов сжатого изложения и сочинений, при выполнении заданий устного собеседования и ОГЭ в 9 классе, итогового сочинения и ЕГЭ в 11 классе.







Тема урока: Синонимы

Класс: 5

Предмет: русский язык

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока:

1.   Образовательные:

- сформировать понятие о синонимическом ряде слов;

2. Практические:

- развивать умение работать со словарем синонимов русского языка, толковым словарём;

- совершенствовать умение находить в тексте различные синонимы, отличающиеся оттенками лексического значения, учитывать смысловую сочетаемость каждого из синонимов при употреблении в речи;

-продолжить формировать навык определять общее лексическое значение синонимов.
-определять смысловые и стилистические отличия синонимов в тексте.
-формировать умение употреблять нужный синоним в зависимости от разных целей.

3.  Развивающие:

- обогащать  словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся;

- отрабатывать навыки употребления синонимов в речи как средства связи предложений в тексте.

3.   Воспитательные:

- воспитывать чувство уважения и любви к  Родине, природе,  чувство прекрасного, приобщить к музыке, живописи, совершенствовать читательский вкус.


Технология: ТРИИК.

                         Планируемые результаты:

познавательные УУД:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

личностные УУД:  установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник,  карточки с текстом, алгоритм;

  словари русского языка (орфографический,  толковый, синонимов, фразеологический);

  Формы работы: фронтальная, групповая, парная.

Литература:

  1. Олимпиадные задания по русскому языку. 5-6 классы/авт.-сост. Л.Р.Ефремова, Г.М.Постовалова. – Волгоград: Учитель, 2011.

  2. Малюгина В.А. Олимпиады по русскому языку: 5-6 классы. – М.: ВАКО, 2010.

  3. «Словарь синонимов русского языка» З.Е.Александровой под ред. Л.А.Чешко (М., 1968)

  4. «Словарь синонимов русского языка»: В 2 т. / АН СССР, Институт русского языка; Под ред. А. П. Евгеньевой. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1970.

  5. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. – М.:Просвещение,1989.

Этапы урока

Цели деятельности

Организация деятельности учащихся

Планируемый результат УУД

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности

- мотивировать учащихся к изучению темы;

- сформировать потребность в освоении изучения материала;

- определить цель учебной деятельности

- Добрый день. На доске даны слова. Прочитайте слова вслух. Прием «Удивляй!»

Вересень, хмурень, рюень.

Вопросы к учащимся:

- Что это за слова?

Учащиеся предлагают разные версии, но дискуссия показывает, что им не хватает определенных знаний, умений для представления и обоснования суждения.

Все это названия одного месяца – сентября и являются синонимами. Сентябрь – первый месяц осени, девятый месяц года. Название месяца происходит от латинского слова «септембр» - седьмой. В Древнем Риме год начинался в марте и сентябрь был седьмым месяцем. Затем начало года сдвинулось на январь, сентябрь стал девятым по счету, а название осталось. Древние славяне называли этот месяц «вересень» в честь вереска, а еще «хмурень» (потому, что небо хмурится) или рюень (потому, что громко ревут олени в лесу).

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Что мы называем синонимами?

- Каково происхождение данного термина?

- Что мы уже знаем о синонимах?

- Как вы считаете, ваши знания по данной теме недостаточны?

- А хотите ли вы их пополнить?

- Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (Научиться пользоваться словарем синонимов, совершенствовать умение находить в тексте различные синонимы, отличающиеся оттенками лексического значения, учитывать смысловую сочетаемость каждого из синонимов при употреблении в речи; продолжить формировать навык определять общее лексическое значение синонимов; определять смысловые и стилистические отличия синонимов в тексте; формировать умение употреблять нужный синоним в зависимости от разных целей).

Сформулировать цели урока, опираясь на его тему и используя запись на доске.

1)Вспомнить и определить … значение слова.

2)Учиться находить … в …. и правильно…

Личностные умения:

- проявлять внутреннюю позицию на уровне положитель­ного отношения к процессу обучения, к учебно-познава­тельной деятельности, к героям в учебной ситуации;

— определять потребности в освоении учебной темы;

Регулятивные умения:

— принимать и сохранять учебное задание;

— соотносить известное в рамках изучаемой темы с неиз­вестным;

- определять лично значимую цель в рамках учебной темы

- оценивать собственные возможности для выполнения си­туативного задания

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

2. Учебно-познавательная деятельность.

Учебные задания на знание, понимание, умение и методы работы с информацией






- установить степень усвоения содержательного блока темы, так как успешное выполнение учебных заданий на «знание», «понимание» и «умение» создает условия для освоения содержательных блоков для примене­ния приобретенных знаний и умений на следующем этапе процесса обучения;




      - Для начала предложить разделиться на группы (варианты) и выполнить задания.

1 группа. Задание «Редактор». Прочитайте сказку В.А.Сухомлинского “Семь дочерей.” Не заметили ли вы в ней какие-либо ошибки? Ваша задача – устранить их.

Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по ней.

– Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу, – сказала (проговорила) первая дочь.

– Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, – сказала (перебила) вторая.

– Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, – сказала (щебетала) третья.

– Мне тяжело было без тебя, как пчелка без цветка, – сказала (застрекотала) четвертая.

– Ты снилась мне, как розе снится капля росы, – сказала (пробормотала) пятая.

– Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, – сказала (проворковала) шестая.

А седьмая ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.

– Ребята, а как поступили бы вы, если бы ваша мама вернулась домой? (Учащиеся отвечают).

(Учащиеся подбирают синонимы. Сказала – перебила, щебетала, лепетала, ворковала, проговорила, застрекотала, пробормотала.)

2 группа. Учит определять смысловые и стилистические отличия синонимов.

1. Выполнение упражнения, в котором необходимо распределить слова-синонимы по графам таблицы.

Нейтральные слова

Книжные слова

Разговорные слова







Идти, ше(?)ствовать, пл..стись. Гиган?ский, зд..ровенный, большой. Дрыхнуть, поч..вать, спать. Заплакать, возрыдать, разр..веться. Клянчить, х..датайствовать, просить.

3 группа. Задание "Бумеранг". 
(Эта игра воспитывает у детей внимание и быстроту реакции, а также расширяет словарный запас: ученику необходимо быстро извлечь из памяти нужное слово и "возвратить" его учителю).

Подобрать синонимы с удвоенными согласными:

Больничный лист … Вид плавания …

Скорый поезд … Специальность …

Помещение в школе … Дачная пристройка …

Предмет в школе … Игра на люду …

Обучение животных …. Асфальтированная дорога …

День недели … Съезд …

Змеиный дом … Переписка…

Движение вперёд … Иносказание

4 группа. Задание – прием «Жокей и лошадь». Найдите синонимичные фразеологизмы и соедините их (Можно выбрать часть фразеологизмов, а не все).

Голову морочить 

Пойти на попятную

Биться как рыба об лед                  

Одним лыком шиты

Бить отбой

Голова на плечах

Дать по шапке

Играть на нервах

Одного поля ягода

Белая кость 

Считать ворон

Гроша медного не стоит

Дразнить гусей

Рукой подать

Дать осечку

Дать по шее

Держать ухо востро

Гнуть в бараний рог

Высоко летать

Горе мыкать

Два шага                                             

Заговаривать зубы

Утереть нос                                      

Голубая кровь

Подложить свинью                          

Голубей гонять

Голова садовая                                  

Заткнуть за пояс

Гнуть в три погибели                       

Дать маху

Грош цена                                          

Держать ушки на макушке

Каши просят                                     

Плыть по течению

Испустить дух                                  

Кошки на душе скребут

Рубикон перейден                              

Есть просят

Другая песня                                      

Другая история

Ждать у моря погоды                      

Жребий брошен

Сердце не на месте                          

Ад кромешный на душе

Душа болит                                      

Жизнь оставить

 5 группа. Задание «Исследователь» Выпишите из стихотворения И.Токмаковой «Осинки» синонимы к глаголу мёрзнуть. Определите их роль в стихотворении.

Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
Дайте осинке

Пальто и ботинки,

Надо согреться

Бедной осинке.

(Учащиеся зачитывают выписанные слова. Мерзнуть – зябнет, дрожит, стынет. Они используются в качестве однородных членов, и благодаря этому достигается особая выразительность: ощущение того, что осинке холодно, передается с постепенным нарастанием. Выразительность достигается также благодаря переносному употреблению слов. В русском языке много слов-синонимов. Они вместе составляют наше лексическое богатство. Синонимы – могучее средство, с помощью которого можно разнообразно и выразительно высказать свои мысли во всех стилях речи. Синонимы используются для более точного выражения мыслей, для выражения отношения к изображаемому, а также для преодоления неоправданного повторения одного и того же слова. Работая над лексикой своих произведений, писатели выбирают из множества слов то, которое наиболее верно передает нужный оттенок смысла. Читатель часто и не догадывается, что за тем или иным словом стоял целый ряд синонимов, слов-конкурентов, из которых автору нужно было выбрать одно, самое меткое. Это можно проследить только в рукописных черновиках произведения. Употребляются синонимы и для связи частей текста.)

6 группа. Задание «Переводчик».

Подберите синонимы к следующим заимствованным словам:

Алоэ, армия, антракт, анализ, алфавит, аргументировать, чемпион, аплодисменты, эгоизм, экспортировать, сувенир, мемуары, информация, диспут, аналогия, абстрактный, оригинальный, эксперимент, декрет, ресурсы.

( Столетник, войско, перерыв, разбор, азбука, доказывать, победитель, рукоплескание, себялюбие, вывозить, памятный подарок, воспоминания, сведения, спор, сходство, отвлеченный, подлинный, опыт, указ, средства.

7 группа. Определите, какие слова в указанных ниже словах не являются синонимами. Докажите это.

Замашка, повадка, ужимка, ухватка.

Замереть, окаменеть, оцепенеть, застыть, остыть.

Коллективный, социальный, общественный, коммунальный.

Незначительный, ничтожный, мизерный, нищенский, пустячный.

Объяснить, разъяснить, растолковать, пояснить, выяснить.

Создатель, созидатель, изобретатель, творец, демиург.

Бессмыслица, несуразица, абсурд, глупость, ошибка.


(После завершения работы защита своих исследований).

Личностные умения:

- осознавать эмоционально-ценностное отношение к со­держанию изучаемой темы;

- проявлять отношение к основным моральным нормам;

- проявлять позитивное отношение к чувствам других лю­дей и готовность к сотрудничеству;


Познавательные умения:

- осуществлять поиск информации в соответствии с учеб­ным заданием;

- извлекать информацию в соответствии с целью чтения;

- выделять существенную информацию;

- определять значение и смысл термина;

- оптимизировать информацию;

- структурировать информацию и составлять план;

- формулировать вопросы и ответы, однозначно адекват­ные друг другу;

- устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, выводы, доказательства;

- создавать «информационную конструкцию»;

- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать информацию;

- выполнять знаково-символические действия;

- переводить информацию в разные формы предъявления;

Регулятивные умения:

- устанавливать последовательность действий по выполнению задания;

- осуществлять пошаговый контроль по результату вы­полнения задания и исправлять ошибки;

- адекватно оценивать и корректировать действия по вы­полнению задания;


Коммуникативные умения:

- слушать и слышать собеседника;

- адекватно пользоваться речью для регуляции своего действия;

- учитывать разные мнения и действовать согласованно;

- строить монологические высказывания и вступать в диалог.

Физкультминутка


Раз присядка, два присядка.
Это заячья зарядка.
А волчата спину выгнут
И тихонечко подпрыгнут,
А щенята как проснутся
Любят сладко потянуться.
Только мишка косолапый широко разводит лапы.
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.
Белки скачут очень быстро, машут хвостиком пушистым.
Целый час играют в прятки.
Это беличья зарядка


3. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

- выполнить задание, исполь­зуя приобретенные знания, умения и существующий опыт.

     Тестирование. Проверка усвоения нового материала.

  1. Подберите синоним к слову

I вариант II вариант


БОРОТЬСЯ. СМЕЛЫЙ

А) состязание А) отважиться

Б) сражаться Б) храбро

В) борьба В) бесстрашный


  1. Какое из данных слов не является синонимом к слову

I вариант II вариант


АККУРАТНЫЙ МЕТЕЛЬ

А) чистоплотный А) ураганный

Б) опрятный Б) вьюга

В) аккуратно В) пурга


3. Какая из данных строк является синонимическим рядом?


I вариант

А) добрый – участливый – человеколюбие;

Б) лёгкий – воздушный – невесомый;

В) молодость – юность – молодеть.


II вариант

А) противник - неприятельский - вражеский;

Б) пауза – остановка – передышка - перемена (в школе);

В) красавец – пригожий – прекрасный.


4. Найдите «лишние» слова.


I вариант

А) вороной, коричневый, каурый, буланый;

Б) кошелек, мошна, капитал;

В) половцы, викинги, хазары, печенеги.


II вариант

А) всадник, конюх, конник, наездник;

Б) здание, сооружение, постройка, сарай;

В) зрелище, опера, представление.


  1. Расположите       синонимы в порядке усиления степени признака. Объясните орфограммы в словах:

I вариант

А) Громадный, коло..альный, огромный, гиган..ский, исп..линский, большой;

Б) Ген..альный, способный, т..лантливый;

В) Пр..тивный, ом..рзительный, (не)приятный, отвратительный;


II вариант

А) Маленький, крошеч?ный, (не)большой;

Б) Бе..трашный, смелый, храбрый;

В) Р..беть, опасаться, тр..петать, б..яться, ужасаться.


Ключ.

  1. I вариант -Б II вариант -В

  2. I вариант - В II вариант -А

3. I вариант -Б II вариант -Б

4. I вариант

А) коричневый (не масть животного);

Б) капитал (не сумка для денег);

В) викинги (не тюркского происхождения).

II вариант

А) конюх;

Б) сарай;

В) опера.


5. I вариант

А) Большой; огромный, громадный, колоссальный, гигантский, исполинский;

Б) Способный, талантливый, гениальный;

В) Неприятный, противный, отвратительный; омерзительный;


II вариант

А) Крошечный, маленький, небольшой;

Б) Смелый, храбрый, бесстрашный;

В) Робеть, опасаться, бояться, трепетать, ужасаться.


Взаимопроверка по ключу.

-Какие затруднения у вас возникли?

Личностные умения:

- проявлять интерес к учебной теме;

-проявлять творчество при выполнении задания;

-проявлять сопереживание и уважение к другим людям;


Познавательные умения:

- осуществлять расширенный поиск информации;

- создавать самостоятельно способы решения ситуативно­го заданна;

- создавать творческий продукт;

- предъявлять информацию в различных языковых фор­мах (письменно, устно и т.д.)


Регулятивные умения:

- планировать свою деятельность;

- вносить .«обходимые дополнения и корректировать план и способы действий;

- преодолевать затруднения (последовательно и целеуст­ремленно идти к достижению поставленной цели).


Коммуникативные умения:

- допускать возможность различных точек зрения у лю­дей, в том числе не совпадающих с собственной, и ориен­тироваться на позицию партнера в общении;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- формулировать вопросы, понятные собеседнику;




9.Рефлексия учебной

деятельности

- выяв­ление приобретенных знаний и умений и соотнесение

школьником получен­ного результата с поставленной целью обучения в рамках освоения темы (учебное задание на «самооценку» предусматривает определение учащимися степени удовлетворенности качеством собственной деятельности).



На листе бумаги обведите свою ладошку.


Каждый палец – это какая- то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

  • большой – для меня это важно и интересно …

  • указательный - я получил конкретные рекомендации…

  • средний - мне было трудно ( не понравилось)…

  • безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

  • мизинец - для меня было недостаточно



Личностные умения:


-осознавать успешность своей деятельности;

- проявлять желание к самооценке;


Регулятивные умения:

- контролировать выполнение результата;

- соотносить способы и условия действий;

- оценивать результат деятельности и вносить необходи­мые коррективы

10.Задание на дом.



Для сильных. Исследовательского характера. Найти не менее 5-7 художественных текстов, где средством связи предложений в тексте выступают синонимы.

                                                   







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!