«Решение геометрических задач»
Наряду с решением основной задачи, данный блок «Решение геометрических задач» предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к пгеометрии, выявление и развитие их математических способностей, а также подготовку к итоговой аттестации.
Значительная часть учащихся испытывает серьёзные затруднения при решении геометрических задач. В большей степени это связано с недостаточной сформированностью у учащихся умения составлять план действий, алгоритм решения конкретной задачи. С другой стороны, необходимость усиления геометрической линии обусловливается тем, что количество геометрических задач в первой и во второй частях государственного экзамена увеличилось.
Цель:
Развитие пространственных представлений, геометрической интуиции, живого воображения, логики мышления учащихся
Задачи курса:
1. Расширение и углубление знаний о способах решения задач.
2. Развитие логического мышления учащихся, их алгоритмической культуры и математической интуиции.
3. Развитие устойчивого интереса к предмету.
4. Способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе и решения практических проблем.
5. Предоставить ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету, определить готовность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне.
6. Подготовка к дальнейшему обучению в старших классах.
Содержание II блока
(2 ч. в неделю, всего 35ч., II полугодие)
На занятиях рассматриваются задачи, решение которых не требует знаний сверх предусмотренных программой основного курса. Знания эти используются лишь в новых ситуациях. При решении отдельных задач требуется углубленное знание некоторых теоретических вопросов, рассмотрение различных тонкостей, которые нецелесообразно рассматривать на уроках. На факультативных занятиях учащиеся имеют дело с задачами поискового характера, решение которых сопровождается моделированием реальных ситуаций, предполагает интерпретацию результатов, а также с задачами, работа с которыми требует не столько углубления материала школьного курса геометрии, сколько сообразительности и логического мышления.
Структура материала факультатива по геометрии такова, что учащиеся имеют возможность решать задачи теми способами и средствами, которыми к этому времени располагают в результате изучения материала основного курса. Естественно, многие задания допускают несколько способов решения, которые рассматриваются и разбираются на факультативных занятиях. Предпочтение отдается наиболее доступным, естественным способам, которые помогут учащимся в практике решения разнообразных задач.
Задачи на клетках. 4 часа.
Построение фигур по клеткам. Нахождение площадей фигур по клеткам.
Треугольники. 24 часа.
Треугольник. «Замечательные» точки треугольника. Признаки равенства треугольников. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника и их свойства. Равнобедренный треугольник и его свойства. Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Построение треугольника по трем элементам. Решение олимпиадных задач и задач из экзаменационных работ.
Задачи на построение. 2 часа.
Построение треугольника по трем элементам. Построение правильных многоугольников с помощью циркуля и линейки.
Окружность. 3 часа.
Элементы окружности, круга. Применение свойств окружности в решение задач.
Решение задач на местности. 1 час.
Нахождение расстояния до недоступной точки.
Планируемые результаты.
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
- оценивать объективную и субъективную трудность заданий и разумный выбор способа решения этих заданий;
- повторить и систематизировать ранее изученный материал основного школьного курса математики;
- освоить основные приемы решения задач;
- повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
- познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе открытый банк заданий, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ОГЭ.
Учащиеся научатся:
применять свойства геометрических фигур при решении задач;
самостоятельно решать нестандартные задачи по математике разной сложности; находить рациональные, нестандартные способы решения;
грамотно использовать геометрическую терминологию в рассуждениях и доказательствах;
логически верно строить доказательства при решении задач, решать расчетные задачи;
решать задачи на построение с помощью циркуля и линейки.