Областная научно-практическая конференция
« Сто лет русской революции »
Секция «Русские писатели как зеркало революции 1917 года»
Исследовательская работа
Революция в творчестве
К.Д. Бальмонта
Выполнил студент ОГБПОУ ШТК
2017
Начало ХХ века - это бурный период в истории России, когда радикально обновлялись все стороны жизни общества. Самым серьезным потрясением не только для поэзии, но и для всей культуры стала Октябрьская революция 1917 года. Сопричастность происходящим в стране событиям ощущал каждый мастер поэтического слова.
Цель данной работы рассмотреть, как события ХХ века в стране повлияли на творчество К.Д. Бальмонта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- Изучить архивные и исторические материалы по теме исследования.
- Проанализировать творчество К.Д. Бальмонта.
- Исследовать вопрос об отношении поэта к Октябрьской революции 1917 года.
- Сделать вывод о влиянии революции на творчество К.Д. Бальмонта.
Мировоззренческая позиция поэта формировалась на протяжении всей жизни. Еще в ранней юности К.Д. Бальмонт не чуждался демократических идей. Здесь нельзя не вспомнить о таком событии , как его участие шестнадцатилетним гимназистом в оппозиционном кружке
Демократический настрой поэта дал о себе знать в дни февральской революции во время пребывания его в Шуе. Революционно настроенная местная интеллигенция встречала Бальмонта восторженно, видя в нём своего союзника. Он откликнулся на это обращение «Вольным стихом»:
Цепи звенели веками!
Цепи изношены!
Прочь их!
Об отношении Бальмонта к Октябрьской революции ярче всего свидетельствует книга «Революционер я или нет», в которой он отрекается от своих политических взглядов и приходит к выстраданному выводу, что «не революцией, а эволюцией жив мир»
В публицистической книге 1918 года «Революционер я или нет?» Бальмонт выражал убеждение в том, что поэт должен быть вне партий, что у поэта «свои пути, своя судьба — он скорее комета, чем планета .
Бальмонт увидел зло Октябрьской революции и в большей степени стал проникаться убеждением: «Революция есть гроза преображающая. Когда она перестает являть и выявлять преображение, она становится Сатанинским вихрем слепого разрушения, Дьявольским театром, где ходят в личинах. И тогда правда становится безгласной или превращается в ложь»
О поэте Бальмонте
С. Поляков-Литовцев писал: «Бальмонт не приспособлялся ни одной минуты к Советской власти. Не писал в большевистских изданиях, не служил, не продавал своих произведений. Ему угрожала смерть от голода. Но и тогда он отклонил предложение советской власти о покупке у него его книг».
Бальмонт бедствовал из-за нежелания идти на компромисс с новой властью. Когда на литературной лекции кто-то подал Бальмонту записку с вопросом, отчего тот не издаёт своих произведений, последовал ответ: «Не хочу… Не могу печатать у тех, у кого руки в крови».
Октябрьская революция и последующие события отпугивают Бальмонта насилием, подавлением творческой индивидуальности. Временный отъезд из России в 1920 г. оборачивается для поэта долгими годами эмиграции. Уехав в заграничную командировку, Бальмонт в Россию не вернулся. Он не хотел дышать, как бы сказал Мандельштам, «ворованным воздухом» не своей страны. Но именно там, в эмиграции, он почувствовал невозможность жить без России.
Фотография 1917 г.
Исследуя творчество Бальмонта, я поразился тому, насколько ярко он раскрывает тему революции. В каждой строчке поэт передает свои самые сокровенные переживания. Крушение царизма было воспринято Бальмонтом ликующе. Он декларировал свою причастность к общему делу - "могучему потоку". В дальнейшем, отвергает Октябрьскую революцию, трактует ее как "насилие".
В мечтах Бальмонта революция всегда сочеталась с красотой, желанной, недостижимой, и чем более недостижимой, тем более желанной. Когда революция стала явью, она показалась ему грубой , страшной и он ее отверг. В книге «Где мой дом?» писал: «Когда мне говорят, что той России, которую я любил, больше нет, я не могу с этим согласиться. Россия всегда есть Россия, независимо от того, какое в ней правительство, какое историческое бедствие или заблуждение в ней взяло верх».
Спасибо за внимание