Интегрированный урок литературы с математикой в 5 классе
Ярышкина Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Иванова Людмила Васильевна, учитель математики
Реабилитация А.С. Пушкина в математике.
Цели:
Образовательная:
- Обобщить и расширить знания учащихся о жизни и сказках А.С.Пушкина с помощью работы с различными источниками информации.
- Обобщение знаний учащихся об умножении и делении натуральных чисел; закрепление навыка составления и решения уравнений.
Развивающая:
- Развитие познавательного интереса, логического мышления
- Развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной.
Воспитательная:
- Воспитание трудолюбия, аккуратности, воспитание и развитие коммуникативной культуры.
- Повышать ответственность не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива. Воспитывать у учащихся любознательность, чувства национальной гордости патриотизма.
Оборудование: компьютер, проектор, «смарт»-доска, выставка книг поэта, рисунков
учащихся к сказкам А.С.Пушкина, листы А4.
ХОД УРОКА.
1.Приветствие.
2.Объявление цели урока. (Слайд с портретом А.С.Пушкина)
Учитель
математики. За неделю до Пушкинского праздника молоденькая теледикторша
( не запомнила, с какого канала) сказала, что у Пушкина по математике был ноль. Ноль и точка! Так и сказала. И спорить тут вроде бы не о чем… такой вот был у нас непутёвый гений.
Но подумаем: а если бы подобное накануне дня рождения ляпнули, извините, на всю Германию о Гёте? На всю Великобританию – о Байроне? Дело, конечно, не в малообразованной дикторше. Ноль нужно ставить нашему телевидению. А Пушкина, слава Богу, защитит сам Пушкин.
И всё же, откуда ноль?
Учитель
литературы. Сегодня необычный урок. С творчеством великого русского поэта мы знакомимся ещё в раннем детстве, его сказки – это первое, что читают или рассказывают нам мамы. Учась в начальной школе, вы расширили знания произведений А.С.Пушкина. В 5 классе мы подробнее раскрыли странички жизни поэта. Сегодня мы поговорим о детских годах Пушкина, о его учёбе в Царскосельском Лицее и , конечно, о его сказках. Соответственно этим темам вы заранее разделились на группы, искали и готовили материалы.
Но как же связано творчество Пушкина с математикой?
Учитель
математики. Хорошо известно, что А.С.Пушкину математика не давалась с детства, и поэтому он её не любил. По словам сестры поэта О.С. Павлишевой, «арифметика казалась для него недоступною, и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами».
А мы с вами уже знакомы со всеми арифметическими действиями. Сегодня посмотрим, как вы с ними справляетесь. Будьте внимательны, каждый раз ответ, полученный вами,
имеет определённое отношение к А.С. Пушкину. Мы с вами знаем, что поэт много путешествовал.
Вычислите, какое расстояние преодолел поэт, чтобы попасть из Петербурга на отдых в Пятигорск. (Слайд-карта путешествий поэта)
Задача. Из Петербурга в Пятигорск выехал экипаж, в час экипаж проезжал 44 версты. Первый день они были в пути 8 часов. Во второй день проехали в 2 раза больше, чем в первый, после чего осталось проехать ещё 743 версты. Какое расстояние преодолел экипаж?
Ответ: 1799.
|
Учитель
литературы. Ребята, как связано это число с А.С.Пушкиным? (год рождения).
А какого числа? (6 июня по новому стилю)
И сейчас я предоставляю слово группе ребят, которые работали с информацией о детстве А.С. Пушкина. (Слайд с портретами членов семьи Пушкина, картинками детства поэта).
Учитель
литературы. Спасибо, ребята. Действительно, уже в детстве ярко проявился талант будущего великого поэта – Пушкина.
Учитель
математики. Ещё лицейский друг Пушкина Иван Пущин вспоминал впоследствии, что «… все профессора смотрели с благоговением на растущий талант Пушкина. В математическом классе вызвал его раз Карцов к доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и всё писал молча какие-то формулы. Карцов спросил его наконец: «Что ж вышло? Чему равняется икс? Пушкин, улыбаясь, ответил: нулю! «Хорошо! У вас, Пушкин, в моём классе всё кончается нулём. Садитесь на своё место и пишите стихи!»
Я предлагаю каждой группе решить уравнения и доказать, что в математике не всё заканчивается нулём!
Запишите в виде равенства предложения и узнайте, при каком значении буквы оно будет верным:
1) сумма х и 48 больше числа 31 на 36;
2) разность 128 и т меньше числа 650 на 532;
3) число 661 меньше разности 2383 и п на 89
|
( Представитель каждой группы решает у доски.
Ответ: 19.10.1811.)
Учитель
литературы. Итак, 19.11.1811. Какую дату угадываем мы, глядя на эти цифры?
( Дата открытия Лицея). (Слайд-фото Лицея).
И сейчас слово для выступления предоставляется группе «лицеистов».
Учитель
математики. Спасибо, ребята. А в жизни Александра Сергеевича была ещё одна
знаменательная дата. Её вы найдёте, составив и решив уравнение.
Задание. Упростить выражение:
14т + 13т – 25т
и найти его значение при т = 907
Ответ: 1814
|
(Решает ученик на закрытой доске.
Группы работают на местах).
Учитель
литературы. Так какая же знаменательная дата в жизни Пушкина отмечена
данными цифрами? ( Год написания стихотворения «Воспоминания о Царском
Селе). (Слайд-картинка «Пушкин на экзамене»).
(Один из «лицеистов» рассказывает об экзамене Пушкина).
Учитель
математики. А сейчас вам предстоит расшифровать строки А.С. Пушкина.
Задание нужно сделать быстро, для этого необходимо правильно распределить работу в группе. Перед вами примеры, которые вы решаете вместе, находите ответ и соответствующую ему букву.
19 + 7 80 : 10 =
|
Ж
|
(600 : 5 –72) : 8 60 =
|
Р
|
(52 : 13 + 7) 3 =
|
З
|
(90 – 450 : 9) : 8 6 =
|
Т
|
(12 – 5) 8 : 1 =
|
Е
|
200 ( (21 7 + 13) : 40) =
|
Л
|
81 : (36 : 4) + 45 =
|
П
|
( (420 : 7 9 – 50 ) : 70) 6 =
|
Ь
|
40 8 : 2 : 5 =
|
Ч
|
32 – (70 9 – 390) : 60 =
|
О
|
(7 4 – 27 : 3) 2 =
|
А
|
32 + 34 + 36 + 38 =
|
И
|
(60 – 360 : 60) : 2 =
|
Э
|
7 15 + 7 85 =
|
С
|
(704 : 704 + 0 51) : 1 =
|
М
|
18 (6 8 – 12 4) =
|
Я
|
5000 :100 : 25 + 18 =
|
К
|
4 56 25 =
|
Д
|
|
|
|
|
|
|
|
|
54
|
360
|
56
|
50
|
56
|
700
|
30
|
42
|
(Ребята решают и отвечают на дополнительный вопрос: «Какие свойства умножения и деления вы вспомнили?)
(На слайде появляются прочитанные ребятами строки Пушкина
«Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма»).
Учитель
литературы. А о прелестных сказках Александра Сергеевича расскажет третья группа ребят, группа «сказочников».
(Слайды-иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина).
Учитель
математики. Оказывается, некоторые числа имеют отношение к сказкам Пушкина.
Какое? Вы ответите, решив следующее задание.
Решить уравнение
№1 Группа 1.
1344 : у = 543 – 319
Ответ: 6
№2 Группа 2.
(3719 + р) : 54 = 69
Ответ: 7
№3 Группа 3.
992 : (157 – к) = 8
Ответ: 33
|
Учитель
литературы. Какое же отношение эти числа имеют к сказкам Пушкина? В каких
сказках Пушкина встречаются эти числа?
( Отвечают ребята из всех групп).
В сказках Александра Сергеевича отразилась глубокая любовь поэта к простому народу, неиссякаемая вера Пушкина в победу разума, добра и справедливости.
Учитель
математики. Мы начали урок с того, что Пушкин не любил математику, но на самом деле, став взрослым, он проявлял интерес к математике. Пушкин издавал журнал «Современник» и не было ни одного номера, в котором бы ни было статьи на математическую тему. Таким образом, Пушкин стремился, по его утверждению, «Стать с веком наравне!» Даже по отношению к математике.
Ведь образованный человек должен быть образован во всём.
3. Рефлексия деятельности на уроке. (Слайд с началом фразы)
( Проводится письменно на отдельных листах, а затем в устной форме).
В конце урока предлагается оценить свою деятельность. Для этого надо прикрепить цветные магниты:
- красный – если у меня сегодня всё получилось;
- синюю – если я сегодня ошибся, но смог исправить свою ошибку;
- зелёную – если я сегодня допускал ошибки, но надеюсь, что у меня всё получится.
Используемые Интернет -ресурсы для подготовки и проведения урока.
http://www.litera.ru/stixiya/authors/pushkin/all.html
http://www.hronos.km.ru/biograf/pushkin.html
http://pushkin.novgorod.ru/
http://pushkin.niv.ru/
Просмотр содержимого документа
«Реабилитация Пушкина в математике»
Интегрированный урок литературы с математикой в 5 классе
Ярышкина Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Иванова Людмила Васильевна, учитель математики
Реабилитация А.С. Пушкина в математике.
Цели:
Образовательная:
Обобщить и расширить знания учащихся о жизни и сказках А.С.Пушкина с помощью работы с различными источниками информации.
Обобщение знаний учащихся об умножении и делении натуральных чисел; закрепление навыка составления и решения уравнений.
Развивающая:
Развитие познавательного интереса, логического мышления
Развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной.
Воспитательная:
Воспитание трудолюбия, аккуратности, воспитание и развитие коммуникативной культуры.
Повышать ответственность не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива. Воспитывать у учащихся любознательность, чувства национальной гордости патриотизма.
Оборудование: компьютер, проектор, «смарт»-доска, выставка книг поэта, рисунков
учащихся к сказкам А.С.Пушкина, листы А4.
ХОД УРОКА.
Приветствие.
Объявление цели урока. (Слайд с портретом А.С.Пушкина)
Учитель
математики. За неделю до Пушкинского праздника молоденькая теледикторша
( не запомнила, с какого канала) сказала, что у Пушкина по математике был ноль. Ноль и точка! Так и сказала. И спорить тут вроде бы не о чем… такой вот был у нас непутёвый гений.
Но подумаем: а если бы подобное накануне дня рождения ляпнули, извините, на всю Германию о Гёте? На всю Великобританию – о Байроне? Дело, конечно, не в малообразованной дикторше. Ноль нужно ставить нашему телевидению. А Пушкина, слава Богу, защитит сам Пушкин.
И всё же, откуда ноль?
Учитель
литературы. Сегодня необычный урок. С творчеством великого русского поэта мы знакомимся ещё в раннем детстве, его сказки – это первое, что читают или рассказывают нам мамы. Учась в начальной школе, вы расширили знания произведений А.С.Пушкина. В 5 классе мы подробнее раскрыли странички жизни поэта. Сегодня мы поговорим о детских годах Пушкина, о его учёбе в Царскосельском Лицее и , конечно, о его сказках. Соответственно этим темам вы заранее разделились на группы, искали и готовили материалы.
Но как же связано творчество Пушкина с математикой?
Учитель
математики. Хорошо известно, что А.С.Пушкину математика не давалась с детства, и поэтому он её не любил. По словам сестры поэта О.С. Павлишевой, «арифметика казалась для него недоступною, и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами».
А мы с вами уже знакомы со всеми арифметическими действиями. Сегодня посмотрим, как вы с ними справляетесь. Будьте внимательны, каждый раз ответ, полученный вами,
имеет определённое отношение к А.С. Пушкину. Мы с вами знаем, что поэт много путешествовал.
Вычислите, какое расстояние преодолел поэт, чтобы попасть из Петербурга на отдых в Пятигорск. (Слайд-карта путешествий поэта)
Задача. Из Петербурга в Пятигорск выехал экипаж, в час экипаж проезжал 44 версты. Первый день они были в пути 8 часов. Во второй день проехали в 2 раза больше, чем в первый, после чего осталось проехать ещё 743 версты. Какое расстояние преодолел экипаж? Ответ: 1799. |
Учитель
литературы. Ребята, как связано это число с А.С.Пушкиным? (год рождения).
А какого числа? (6 июня по новому стилю)
И сейчас я предоставляю слово группе ребят, которые работали с информацией о детстве А.С. Пушкина. (Слайд с портретами членов семьи Пушкина, картинками детства поэта).
Учитель
литературы. Спасибо, ребята. Действительно, уже в детстве ярко проявился талант будущего великого поэта – Пушкина.
Учитель
математики. Ещё лицейский друг Пушкина Иван Пущин вспоминал впоследствии, что «… все профессора смотрели с благоговением на растущий талант Пушкина. В математическом классе вызвал его раз Карцов к доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и всё писал молча какие-то формулы. Карцов спросил его наконец: «Что ж вышло? Чему равняется икс? Пушкин, улыбаясь, ответил: нулю! «Хорошо! У вас, Пушкин, в моём классе всё кончается нулём. Садитесь на своё место и пишите стихи!»
Я предлагаю каждой группе решить уравнения и доказать, что в математике не всё заканчивается нулём!
Запишите в виде равенства предложения и узнайте, при каком значении буквы оно будет верным: 1) сумма х и 48 больше числа 31 на 36; 2) разность 128 и т меньше числа 650 на 532; 3) число 661 меньше разности 2383 и п на 89 |
( Представитель каждой группы решает у доски.
Ответ: 19.10.1811.)
Учитель
литературы. Итак, 19.11.1811. Какую дату угадываем мы, глядя на эти цифры?
( Дата открытия Лицея). (Слайд-фото Лицея).
И сейчас слово для выступления предоставляется группе «лицеистов».
Учитель
математики. Спасибо, ребята. А в жизни Александра Сергеевича была ещё одна
знаменательная дата. Её вы найдёте, составив и решив уравнение.
Задание. Упростить выражение: 14т + 13т – 25т и найти его значение при т = 907 Ответ: 1814 |
(Решает ученик на закрытой доске.
Группы работают на местах).
Учитель
литературы. Так какая же знаменательная дата в жизни Пушкина отмечена
данными цифрами? ( Год написания стихотворения «Воспоминания о Царском
Селе). (Слайд-картинка «Пушкин на экзамене»).
(Один из «лицеистов» рассказывает об экзамене Пушкина).
Учитель
математики. А сейчас вам предстоит расшифровать строки А.С. Пушкина.
Задание нужно сделать быстро, для этого необходимо правильно распределить работу в группе. Перед вами примеры, которые вы решаете вместе, находите ответ и соответствующую ему букву.
19 + 7 80 : 10 = | Ж | (600 : 5 –72) : 8 60 = | Р |
(52 : 13 + 7) 3 = | З | (90 – 450 : 9) : 8 6 = | Т |
(12 – 5) 8 : 1 = | Е | 200 ( (21 7 + 13) : 40) = | Л |
81 : (36 : 4) + 45 = | П | ( (420 : 7 9 – 50 ) : 70) 6 = | Ь |
40 8 : 2 : 5 = | Ч | 32 – (70 9 – 390) : 60 = | О |
(7 4 – 27 : 3) 2 = | А | 32 + 34 + 36 + 38 = | И |
(60 – 360 : 60) : 2 = | Э | 7 15 + 7 85 = | С |
(704 : 704 + 0 51) : 1 = | М | 18 (6 8 – 12 4) = | Я |
5000 :100 : 25 + 18 = | К | 4 56 25 = | Д |
| | | | | | | |
54 | 360 | 56 | 50 | 56 | 700 | 30 | 42 |
(Ребята решают и отвечают на дополнительный вопрос: «Какие свойства умножения и деления вы вспомнили?)
(На слайде появляются прочитанные ребятами строки Пушкина
«Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма»).
Учитель
литературы. А о прелестных сказках Александра Сергеевича расскажет третья группа ребят, группа «сказочников».
(Слайды-иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина).
Учитель
математики. Оказывается, некоторые числа имеют отношение к сказкам Пушкина.
Какое? Вы ответите, решив следующее задание.
Решить уравнение №1 Группа 1. 1344 : у = 543 – 319 Ответ: 6 №2 Группа 2. (3719 + р) : 54 = 69 Ответ: 7 №3 Группа 3. 992 : (157 – к) = 8 Ответ: 33 |
Учитель
литературы. Какое же отношение эти числа имеют к сказкам Пушкина? В каких
сказках Пушкина встречаются эти числа?
( Отвечают ребята из всех групп).
В сказках Александра Сергеевича отразилась глубокая любовь поэта к простому народу, неиссякаемая вера Пушкина в победу разума, добра и справедливости.
Учитель
математики. Мы начали урок с того, что Пушкин не любил математику, но на самом деле, став взрослым, он проявлял интерес к математике. Пушкин издавал журнал «Современник» и не было ни одного номера, в котором бы ни было статьи на математическую тему. Таким образом, Пушкин стремился, по его утверждению, «Стать с веком наравне!» Даже по отношению к математике.
Ведь образованный человек должен быть образован во всём.
3. Рефлексия деятельности на уроке. (Слайд с началом фразы)
( Проводится письменно на отдельных листах, а затем в устной форме).
В конце урока предлагается оценить свою деятельность. Для этого надо прикрепить цветные магниты:
красный – если у меня сегодня всё получилось;
синюю – если я сегодня ошибся, но смог исправить свою ошибку;
зелёную – если я сегодня допускал ошибки, но надеюсь, что у меня всё получится.
Используемые Интернет -ресурсы для подготовки и проведения урока.
http://www.litera.ru/stixiya/authors/pushkin/all.html
http://www.hronos.km.ru/biograf/pushkin.html
http://pushkin.novgorod.ru/
http://pushkin.niv.ru/
5