СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реферат "Языковые традиции "Слова о полку Игореве" в "Задонщине"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В реферате сравниваются особенности языка двух произведений древнерусской литературы "Слова о полку Игореве" и "Задонщины". Раскрывается сходство языка и  вторичность "Задонщины" по отношению к "Слову". Сравнению подвергаются художественно-выразительные средства, словарь, сравниваются многочисленные эпизоды произведений. Показывается причины стилистической и композиционной  их близости.

Просмотр содержимого документа
«Реферат "Языковые традиции "Слова о полку Игореве" в "Задонщине"»

ООО Учебный центр

«ПРОФЕССИОНАЛ»










Реферат по дисциплине:


«Русский язык и литература»


По теме:

«Языковые традиции «Слова о полку Игореве» в «Задонщине».







Исполнитель:

Зуева Елена Николаевна

















Москва 2017 год


Содержание

Введение…………………………………………………………………3-4

1. Причины композиционной и стилистической близости «Слова о полку Игореве» и «Задонщины»…………………………………………………..5-7

2. Эпизоды, сближающие « Словом о полку Игореве» и «Задонщину»

…………………………………………………………………………………7-15

3. Художественно-выразительные средства «Слова о полку Игореве» и «Задонщины»……………………………………………………………….15-18

4. Особенности словаря «Слова о полку Игореве» и «Задонщины».. 18-21

Заключение ……………………………………………………………21-23

Список литературы…………………………………………………….23-24




















Введение

Д.К.Лихачев отмечал, что древняя литература имеет для нас большое значение.(10) Основа богатство русского языка – это тысячелетнее развитие русской литературы. «И уже в древней русской литературе,- подчеркивал он, - мы находим произведения изумительные по точности и выразительности своего языка». 1 Одним из таких произведений, по мнению Лихачева Д.К. было « Слово о полку Игореве». Во многих своих научных трудах и статьях ученый анализирует лексику этого выдающегося произведения. Большое внимание он уделяет и «Задонщине», отмечая, однако, ее подражательный характер. Показывая сходство языка этих произведений, Дмитрий Константинович, кроме вторичности «Задонщины», отмечает бюрократичность и религиозность ее языка

В. П. Адрианова-Перетц, в сравнительном анализе этих произведений, указывает, что это не единичный факт, когда автор для изображения современных событий и исторических деятелей использует литературные картины давно минувших событий. (1) «Вот и Софоний-Рязанец,- считает она,- решил рассказать своим современникам о Куликовской битве картинами «Слова о полку Игореве». Этот факт, по мнению В. П. Адрианова-Перетц, нельзя назвать плагиатом, кроме того, эстетической ценности «Задонщины» от этого не снижается. Но исследователь, по ее мнению, должен не только установить факт заимствования, но и его определить причину(1).

Названные художественные произведения посвящены всем известным событиям, даты которых мы знаем точно - походу Игоря Святославича на половцев 1185 г. и Куликовской битве 1330 г. Дата создания «Задонщины», по мнению некоторых исследователей, между 1380 и 1393. Известно 6 списков «Задонщины», в которых есть серьезные разночтения. Ни в одной из рукописей не сохранен исходный, авторский текст произведения(4). Самый ранний из них датируют 1470-ми годами.

«Слово» же было открыто только в XIX веке, единственный подлинный список, принадлежавший Мусину – Пушкину, датирован XV веком. Это послужило причиной возникновения гипотез о том, что раньше появилась «Задонщина» и только потом, в подражание ей появляется «Слово». Сторонниками этой идеи были французские слависты Луи Леже и А.Мазон (10). Русские исследователи, анализируя оба памятника древней русской литературы доказывают обратное, что раньше было написано «Слово о полку Игореве» и позднее «Задонщина». Мы согласимся с ними и проведем сравнительный анализ особенностей языка данных произведений, опираясь на таких авторов, как Д.К.Лихачев, О.В. Творогов, В.П. Адрианова-Перетц, Н.М. Дыдлевский, В.М. Григорян.

Цель исследования: установить, какие языковые традиции «Слова о полку Игореве» используются в «Задонщине»

Задачи:

-изучить критическую литературу, в которой изучаются и сравниваются два указанных произведения;

- сравнить язык двух произведений, выявить сходство и различие,

- определить причины такого заимствования.






1. Причины композиционной и стилистической близости «Слова о полку Игореве» и «Задонщины»

Д.К.Лихачев видел в «Задонщине» своеобразный ответ на «Слово о полку Игореве». По его мнению, в событиях «Слова» «древнерусский книжник усмотрел начало татаро-монгольского ига». (10) Автор «Задонщины» сознательно сопоставлял событий прошлого и настоящего, событий, изображенных в «Слове о полку Игореве», с событиями современной ему действительности.(6) Академик Лихачев показывает соответствие Задонщины" "Слову" в последовательности изложения событий. Дмитрий Константинович отмечает хронологическую непоследовательность «Задонщины», которую он объясняет стремлением автора следовать событиям «Слова». (9)

Начинаются оба произведения вступлением, в котором упоминается Боян. Затем следует описание сборов войска и похода. Характеристике Игоря Святославовича и Всеволода Буй тура соответствует характеристика Дмитрия Ивановича и Владимира Андреевича. Далее следуют описания сражений, правда в «Слове» их два: победоносное и неудачное, а в «Задонщине» одно, разделенное на два этапа.

Сну Святослава и его «золотому слову» соответствует слово Дмитрия Ивановича и описание предзнаменований. Плачу Ярославны -несколько плачей боярынь по убитым мужьям.

Бегству Игоря- соответствует бегство Мамая. Разговору Гзака и Кончака-словам, их раздражение по поводу побега Игоря- досада татар и речь фрягов о Мамае. (9)

Но Лихачев отмечает, что композиция «Задонщины» проще, там нет исторических и лирических отступлений. В «Слове», каждый элемент композиции более значим и обоснован.

В то же время Лихачев отмечает, что стилистическая близость двух рассматриваемых произведений не является результатом «творческого бессилия» автора «Задонщины», а сознательный прием, который он использует, чтобы ярче показать противопоставление двух событий: поражения Игоря Святославовича на Каяле и победы Дмитрия Ивановича на Днепре.(9)

В предисловие «Задонщины», которое составлено в эпически-былинных тонах, великий князь Дмитрий Иванович на пиру у воеводы Микулы Васильевича обращается к дружине с предложением пойти на юг, взойти на горы киевские, посмотреть на славный Днепр «и оттоля на восточную страну, жребий (удел) Симова», от которого родились татары: «те бо на реце на Каяле одолеша род Афетов (русских), оттоле Русская земля седит невесела, а от Калатьския (Каяльския) рати до Мамаева побоища тугою и печалию покрышася, плачущися, чады своя поминаючи». «Снидемся, братия и друзи и сынове рускии, составим слово к слову, возвеселим Рускую землю, возверзем печаль на восточную страну, в Симов жребий» (то есть на татар)

Основная цель событий— «возвеселить Русскую землю», «ввергнуть печаль» на страну татар.

Отсюда и противопоставления, которые приводит Лихачев в своей работе:

В «Слове о полку Игореве» силы природы предвещают неудачу русским войскам: волки сулят грозу по оврагам, орлы клёкотом зовут зверей на кости русских, лисицы лают на щиты русских. В «Задонщине» такие же признаки преследуют татар: птицы летают под облаками, часто граяют вороны, говорят свою речь галки, клекочут орлы, грозно выют волки и брешут лисицы.

«В «Слове» — «дети бесови (половцы) кликомъ поля перегородиша»; в «Задонщине» — «русские же сынове широкие поля кликом огородиша». В «Слове» — «чръна земля под копыты» была посеяна костьми русских; в «Задонщине» — «черна земля под копыты костьми татарскими» была посеяна. В «Слове» — кости и кровь русских, посеянные на поле битвы, всходят «тугою» «по Русской земли»; в «Задонщине» — «уже восстона земля татарская, бедами и тугою покрыся». В «Слове» — «тоска разлияся по Руской земли»; в «Задонщине» — «уже по Русской земле простреся веселие и буйство»2

Беды, которые начались на Русской земле в «Слове», закончились в «Задонщине». Те страдания, которые в «Слове» обрушилось на русских людей, в «Задонщине» повернулись в сторону на татар.


2.Эпизоды, сближающие «Слово о полку Игореве» и «Задонщину»

В. П. Адрианова-Перетц проводит анализ эпизодов, в которых наиболее ярко виден факт заимствования(1).

Первый эпизод, с которого начинается перекличка «Задонщины» и «Слова» это вводная фраза, которой каждый автор начинает свое произведение:

«Слово»

«Задонщина»

Не лепо ли ны бяшеть, братие, начяти старыми словесы трудных повестий о плъку Игореве, Игоря Святъславлича?

Лутче бо нам ест, братие, начати поведати инеми словесы о похвалных о нынешних повестех о полку великого князя Дмитрея Ивановича и брата его князя Владимера Ондреевича.3

В обеих фразах есть обращение к «братие», предлагается «начати повестий о полку»Игоря Святославовича или Дмитрия Ивановича и брата его князя Владимера Ондреевича. И в том и другом произведении авторы сравнивают свои «словесы» с песнями «Бояна».! « В «Слове» есть метафорический трехчастный образ поэтической фантазии Бояна: он «растекашется мыслию по древу, серым вълком по земли, шизым орлом под облакы». В «Задонщине» находим отдаленно сходное с первой частью этой метафоры выражение …лишенный всякого оттенка метафоричности: «Но проразимся мыслию по землям»4

Следующий эпизод «Задонщины», сближающий ее со «Словом», -- характеристика князей Дмитрия Ивановича и Владимира Андреевича, почти дословно повторяющаяся в описании психологического состояния Игоря Святославича, выступающего в поход:


«Слово»

«Задонщина»


Игорь «истягну умь крепостию своею и поостри сердца своего мужеством, наплънився ратнаго духа, наведе своя храбрыя плъкы на землю Половецькую за землю Руськую...»

Сии бо князь великыи Дмитрей Ивановичь и брат его князь Владимер Ондреевич истезавше (стяжав -- И-1, ставше -- К-Б)ум свои крепостию и поостриша сердца своя мужством и наполнишася ратнаго духа и уставиша себе храбрыа полкы в Руськои земли.5..


Здесь Адрианова-Перетц В. П. обращает внимание на глагол «истягну» в «Слове» неудачно заменен в «Задонщине» «истезавше», которое имеет другое значение.

Начиная повествование Автор «Слова» обращается к Бояну «О Бояне, соловию старого времени, абы ты сиа плъкы ущекотал». Метафорическому эпитету Бояна в «Задонщине» соответствует реальный образ жаворонка, к которому автор обращается с просьбой воспеть славу великому князю и его брату: «О жаворонок птица, красных дней утеха, возлети под синии небеса, посмотри к силному граду Москве, воспой славу».6

Выступление в поход войска князя Игоря и великого князя московского в «Слове» и Задонщине» описано стилистически сходно: 

«Слово»

«Задонщина»

...комони ржуть за Сулою, звенить слава въ Кыеве. Трубы трубять въ Новеграде, стоят стязи въ Путивле...

Кони ржут на Москве, звенит слава по всеи земли Рускои. Трубы трубят на Коломне, в бубны бьют в Серпохове, стоят стязи у Дону у великого на брези. Звонят колоколы вечныа в великом Новеграде, стоят люди новгородцы у святои Софеи аркучи...7

Это четкое в обоих памятниках описание разнится лишь наименованием географических пунктов, где собирались части русского войска. Архаичное «комонь» «Слова» всегда передается более обычным «конь».

Речь Андрея Ольгердовича в «Задонщине» перекликается и с призывом Игоря Святославича к дружине:

«Слово»

«Задонщина»

... а всядем, братие, на свои бръзыя комони да позрим синего Дону... хощу бо... испити шеломом Дону...

…сядем на борзыя своя комони, посмотрим быстрого Дону, испием, брате, шеломомь своимь воды быстрого Дону…8

Близко в обоих памятниках описаны зловещие предзнаменования накануне сражения.

«Слово»

«Задонщина»

Другаго дни велми рано кровавыя зори свет поведают; чръныя тучи с моря идут, хотят прикрыти 4 солнца, а в них трепещут синии млънии. Быти грому великому!

Уже бо возвеяша силнии ветри с моря на усть Дону и Непра, прилелеяша великиа тучи на Рускую землю, из них выступают кровавыя зори и в них трепещут синие молнии. Быти стуку и грому велику9

 

В «Слове» после рассказа о движении «к Дону великому» войск Игоря и половцев автор настраивает читателя на тревожное предчувствие поражения, ожидающего в походе; в «Задонщине» аналогичное изображение встревоженных птиц и зверей отнесено к будущему разгрому Мамая, причем здесь есть перекличка еще и с изображением в «Слове» Русской земли, разоренной княжескими «усобицами»:

«Слово»

«Задонщина»

... Игорь к Дону вои ведет. Уже бо беды его пасет птиць по дубию, влъци грозу въсрожат по яругам, орли клектом на кости звери зовут, лисици брешут на чръленыя щиты. О Руская земле! Уже за шеломянем еси.
... Тогда по Руской земли ретко ратаеве кикахуть, нъ часто врани граяхуть, трупиа себе деляче, а галици свою речь говоряхуть, хотят полетети на уедие.

... поганыи Мамай на Рускую землю пришел, а вои своя привел. А уже беды их пасоша птица крилати под облакы; ворони часто грають, а галицы своею речью говорять, орлы восклегчють, а волци грозно воють, а лисицы на кости брешут. Руская земля, то ти ест как за Соломоном царем побывала.10

В данном эпизоде «Задонщины» собраны в одной картине все встревоженные звери и птицы, но нет тех подробностей, которые в «Слове» показывают, что их тревога пока лишь от предчувствия беды: если в «Слове» волки «грозу въсрожат по яругам», то в «Задонщине» они «грозно воют»; в «Слове» орлы «клектом зовут» зверей на кости, которых будет много после сражения, а лисицы «брешут» на щиты; в «Задонщине» лисицы уже «на кости брешут», а орлы просто «восклегчють». Как и в других параллельных эпизодах обоих памятников, в «Задонщине» отсутствует та точность отбора выразительных деталей, которая всегда налицо в «Слове».

Заключительный рефрен этого эпизода в «Слове», еще раз повторяющийся ниже, - «О Руская земле! Уже за шеломянем еси» - невозможно вывести из загадочного выражения «Задонщины» - «Руская земля! то ти ест как за Соломоном царем побывала». Это восклицание в списках «Задонщины» передается по-разному, однако имя «Соломон» сохраняется везде.

Выезд в поход князя Владимира Андреевича, изображенный вслед за описанием отправления в путь великого князя, «Задонщина» начинает восклицанием автора, которое в «Слове» предваряет картину поражения русских дружин:

«Слово»

«Задонщина»

Что ми шумить, что ми звенить - далече рано пред зорями? Игорь плъкы заворочает: жаль бо ему мила брата Всеволода.

Что шумит, что гримит рано пред зарями? Князь Владимер Ондреевич полки уставливает и пребирает и ведет к Дону великому.11

Сходно изображается в обоих памятниках первая схватка русских войск с врагами, близки и следующие воинские картины: 

«Слово»

«Задонщина»

С зараниа до вечера, с вечера до света летят стрелы каленыя, гримлют сабли о шеломы, трещат копиа харалужныя в поле незнаеме, среди земли Половецкыи.

... рустии сынове... ударишас копи харалужными о доспехы татарскыа, възгремели мечи булатныя о шеломы хиновския на поле Куликове на речки [Непрядве

Описанию Куликова поля после поражения Мамая соответствуют в «Слове» отрывки из трех различных эпизодов, расположенных в разных местах его текста, - из описания поля битвы перед окончательным разгромом дружин Игоря, из рассказа о победах Святослава Киевского над половцами и из картины зловещих знамений, предшествовавших походу Игоря.

«Слово»

«Задонщина»

Чръна земля под копыты костьми была посеяна, а кровию польяна, тугою взыдоша по Рускои земли. 

Черна земля под копыты, костьми татарскими поля насеяны, а кровью полиано. 12

Описывая первые неудачные для русских схватки на Куликовом поле, автор вспоминает раненых воевод, применяя к ним необычное для литературы его времени сравнение с турами, которое приводит на память соответствующий образ «Слова», где туры - «храбрая дружина» князей Рюрика и Давида Ростиславичей:

«Задонщине» описаны разностильно: прозаические выражения, деловито передающие ход событий на поле битвы, перемежаются поэтическими оборотами, параллели к которым без труда находятся в боевых картинах «Слова о полку Игореве»:

Плач бегущих татарских войск в «Задонщине» построен по той же схеме, что и плач «жен русских», которым в «Слове» они оплакивают поражение дружин Игоря:

«Слово»

«Задонщина»

Уже нам своих милых лад ни мыслию смыслити, ни думою сдумати, ни очима съглядати, а злата и сребра ни мало того потрепати.

Уже нам, братие, в земли своей не бывати, а детей своих не выдати, а катунь своих не трепати, а целовати нам зелена мурава, а в Русь ратью не ходити, а выхода нам у руских князей не прашивати.13


Эта мысль подтверждается тем, что почти к каждому из выражений можно найти параллель в «Слове», но там эти параллели входят в разные эпизоды, как неотделимые от них части.

Для изображения тоски, охватившей «землю Татарскую» после разгрома Мамая, Софоний пользуется фразеологией, параллельной отдельным выражениям из эпизодов, рисующих печаль русских после поражения Игоря:

«Слово»

«Задонщина»

А въстона бо, братие, Киев тугою, а Чернигов напастьми. Тоска разлияся по Руской земли, печаль жирна тече средь земли Рускыи...
Уныша бо градом забралы, а веселие пониче.

А уже бо въстона земля татарская, бедами и тугою покрышася. Уныша бо царем их хотение и похвала на Рускую землю ходити, веселие их пониче...14



В описании бегства Мамая лишь первая фраза своим построением напоминает обороты «Слова», не раз встречающиеся в разных его эпизодах:

«Слово»

«Задонщина»

... Гзак бежит серым влъком... Всеслав... скочи от них лютым зверем... скочи влъком до Немиги с Дудуток. Игорь въвръжеся на бръз комонь и скочи с него бусым влъком... Влур влъком потече, труся собою студеную росу...

И отскочи поганый Мамай серым волком от своея дружины и притече к Кафы граду.15

Лихачев Д.К. отмечает некоторые черты поэтики «Задонщины», характерные для нее и отличающие ее от «Слова о полку Игореве». В «Задонщине» значительно больше, чем в «Слове», образов церковно-религиозного плана: «За землю за Рускую и за веру крестьяньскую», «воступив во златое свое стремя, и взем свой мечь в правую руку, и помолися богу и пречистой его матери» и т. п. Автор «Слова о полку Игореве» обращался к средствам устной народной поэтики и перерабатывал их творчески, создавая свои оригинальные поэтические образы на фольклорном материале. Автор «Задонщины» многие из таких образов упрощает, его поэтические средства, восходящие к поэтике устного творчества, ближе к своим прообразам. Ряд оригинальных эпитетов «Задонщины» явно народно-устного происхождения: типичное для былинного стиля словосочетание «таково слово», «быстрый Дон», «сырая земля» и некоторые другие.

«Задонщина» отличается пестротой стиля: поэтические части текста перебиваются прозаическими, напоминающими по своему характеру деловые документы. Это касается перечисления плачущих жен, по погибшим мужьям, точного счета погибших князей и бояр. Возможно, что эта пестрота объясняется состоянием дошедших до нас списков памятника: части текста, близкие по стилю к документально-деловой прозе, могут относиться за счет поздних наслоений, а не отражать авторский текст произведения.

3. Художественно-выразительные средств, используемые авторами «Слова» и «Задонщины»

«Слово о полку Игореве», бесспорно, высокохудожественное произведение. Это уже не историческая литература (летописи и. т. д.), имеющая мало изобразительно - выразительных средств и стремящаяся к объективному изображению исторических событий, которое предполагает минимальное количество художественных украшений. Какие же художественно - изобразительные средства присутствуют в «Слове о полку Игореве» и «Задонщине».

Оба автора активно используют эпитеты, образные определения предмета, выраженные преимущественно прилагательными. Эпитеты связаны с природными явлениями: красные дни, сыра земля, зелена мурава, чистое поле, синие облака, синие небеса, быстрый Дон, кровавые зори; птицами и зверями: черный ворон, борзые кони, серые волки; военным делом: поганые полки, храбрые полки, злаченые доспехи, златое стремя, мечи булатные, червленые щиты, храбрая дружина, ратный дух.

И «Слово» и «Задонщина» богаты сравнениями, уподоблением одного предмета другому, по какому- либо общему для них признаку. В «Слове» половцы сравниваются с пардусовым выводком, черными воронами, а русские воины с храбрым гнездом. Автор «Задонщины» русские воинов сравнивает с орлами, соколами, «кречатами», ястребами, турами, а татар с серыми волками, гусями и лебедями. «То ти не гуси возгоготаша, ни лебеди крилы въсплескаша, но поганый Момай пришел на Рускую землю и вой своя привел». «А уже соколи и кречати, белозерские ястреби рвахуся от златых колодиц ис камена града Москвы, …,хотят ударити на многие стады гусиныя и на лебединыя, а богатыри руския удальцы хотят ударити на великия силы поганого царя Мамая».16 Плач жен о погибших мужьях сравнивается с пением птиц: «То ти было не щурове рано въспеша жалостныя песни восплакалися жены коломеньские».17

Метафоричен язык древнерусских произведений. Метафора- переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому. «Струны рокочут», «голоса девиц на Дунае вьются», телеги не скрипят, а «кричат, как лебеди вспугнутые». «Слава «звенит» и в славу «звонят». Это помогает чётче представить образы, услышать рокот струн, голоса девиц, скрип телег…

Оба произведения богаты олицетворениями. В «Слове» одушевляются силы природы. Они не просто наблюдают за событиями, а принимают участие в их развитии. Перед выступлением Игоря в поход природа предупреждает русские войска о грозящей им опасности. «Солнце ему тьмою путь закрывало, ночь, гремя ему грозою, птиц пробудила, свист звериный их в стаи сбил. Див кличет с вершины дерева, волки грозу завывают по оврагам, орлы клекотом на кости зверей зовут, лисицы лают на алые щиты». После поражения Игоря природа скорбит вместе с русским народом: «Никнет трава с жалости, а деревья с печалью к земле приклонились». Во время бегства Игоря «…вороны не каркали, галки приумолкли, а сороки не стрекотали, поползни не свистели, ползали только. Дятлы стуком путь к реке указывают, соловьи весёлыми песнями рассвет возвещают». Ярославна обращается с просьбой к силам природы: Солнцу, Ветру, Днепру, А в «Задонщине» жаворонок и соловей поют славу князю, природа помогает, предсказывая победу: «солнце ему ясно на встоце сияет и путь поведает» …. а галици свои речи говорять, орли хлекчют, а волцы грозно воют, а лисицы на кости брешут». Обращаются к рекам княгини, боярыни, воеводские жены. Поют жалостные песни птицы, оплакивая погибших воинов. Встречается и Диво

Гипербола, как средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении;  образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления; внешне эффектная форма подачи изображаемого. Она подчёркивает боевой настрой русского войска, большое желание победить половцев. «Великий князь Всеволод, Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать. Эти гиперболы помогают автору изобразить князей, которых Святослав призывает на защиту Игоря и Всеволода, более могущественными и, сильными, мужественными. Также гиперболы усиливают эмоциональность «золотого слова Святослава» и тем самым делают более действенным призыв к объединению князей. Гиперболы имеют место «Задонщине». Русские воины «широкие поля кликом огородиша и злачеными доспехами осветиша», великий князь, по мнению боярских жен, может «веслы Непр зоградити, а Дон шоломы вычръпати, а Мечу реку трупы татарьскими запрудити».

Оба произведения богаты фразеологическими оборотами, характерными для произведений устного народного творчества: «под трубами повити, под шеломы възлелеаны, конець копия вскормлены, с востраго меча поены», «стару помолодитися, а молоду плечь своих попытать», «сядем на свои борзи комони, и посмотрим быстрого Дону, испиемь шеломом воды, испытаем мечев».

Поэтичные образные выражения есть и в «Слове» и в «Задонщине». В «Слове» при описании смерти Изяслава автор использует образ « изронил» свою «жемчужную душу» через золотое ожерелье». «Теплыми» туманами одевал Донец во время ночлегов Игоря во время его бегства из плена.

Не менее поэтичные образные выражения, есть и в «Задонщине»: «уподобилася еси земля Руская милому младенцу у матери своей: его же мати тешить, а рать лозою казнит, а добрая дела милують его», «лежат трупи крестьяньские акы сонный стоги у Дона великого на брезе»18

В произведениях можно отметить сочетание прозы с ритмически организованными строками. Бодрый ритм при описании похода и военных действий, иной ритм при описании плача жен или предложении птицам: жаворонку, соловью, воспеть князю славу. Ритмичность речи придают одинаковые начала фраз, парные сочетания, однотипность в построении предложений. Часто это употребление частицы не: «Уже нам, брате, в земли своей не бывати и детей своих не видати, а катун своих не трепати, а трепати нам сырая земля, а целовати нам зелена мурова, а в Русь ратию нам не хаживати, а выхода нам у руских князей не прашивати»19. Излюбленные начала фраз «то ти не»: «То ти не гуси возгоготаша, ни лебеди крилы въсплескаша, но поганый Момай пришел на Рускую землю и вой своя привел»20. «То ти быша ни соколи ни кречети, то ти наехали руские князи на силу татарскую, толко часто вороны грают, трупу ради человеческаго»21


4. Особенности словаря в произведениях «Слово о полку Игореве» и «Задонщина»

Словарь «Слова о полку Игореве» подробно анализирует Д.К.Лихачев во вступительной статье «Золотое слово русской литературы»

Он отмечает многочисленные географические названия упоминаемые древним автором: названия морей: Черное, Азовское, реки: Волга, Рось, Сула, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, города: Корсунь, Киев, Полоцк, Новгород, Путивль, Галич.(7) Все земли, в понимании, автора «Задонщины», делятся на «полуночную страну, жребия Афетова, сына Ноева», где проживали русские и «восточную страну, жребия Симонова, сына Ноева», земли татар.

Автор «Задонщины» показывает знание географических объектов, упоминая многочисленные русские города: Москву, Коломну, Серпухов, Великий Новгород, Рязань, на территории Русской земли выделяет земли Залеские и Литовские, называет реки: Дон, Непр (Днепр), Оку, Меч, Каялу, Непрядву. Конечно, нельзя не назвать место битвы, Куликово поле. Бегут поверженные татары в таинственное Лукоморье. Среди иноземных городов упоминаются Железные Врата, Рим, Кафа, Торнава, Царьград. Различие упоминаемых географических объектов и территорий связано, прежде всего, с изменением государства, возвышением Москвы, а так же местом описываемых событий.

«Грандиозностью отличается и пейзаж «Слова», всегда, тем не менее, конкретный и взятый в движении. Перед битвой с половцами кровавые зори черные тучи с моря идут… быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого». «Ветер, солнце, грозовые тучи, синие молнии. Дождевые облака, вечерние зори, утренние восходы, море, овраги, составляют фон, на котором развертывается действие «Слова»передают ощущение бескрайних просторов родины»22. Пейзаж «Задонщины» представлен не так ярко. Это мирные просторы под Москвой: красные летние дни, высокие синие облака, синие небеса, ясное солнце, сияющее на востоке и показывающее путь, и тревожный, даже грозный пейзаж на Куликовом поле: дуют сильные ветры с моря, пригоняют великие тучи, восходят красные кровавые зори, сияют синие молнии, гремят громы

Ощущение простора в «Слове» придают упоминание птиц, гуси, гоголи, вороны, галки, соловьи, кукушки, лебеди, кречеты совершают перелеты, поднимаются высоко над землей. В «Задонщине» также много упоминаний птиц.(7) Соколы, кречеты, ястребы, вороны, лебеди, гуси совершают перелеты, нападают друг на друга; соловей, жаворонок воспевают славу князю; щуры поют о погибших воинах.

Широко представлена и феодальная символика: меч, стяг, копье, стремя. Выражение «вступить в стремя» означало выступить в поход, «Понизить стяг» - признать себя побежденным, «испить шеломом воду из реки» -покорить земли на ее берегах. Автор обращает внимание из чего сделано оружие. Мечи литовские, сулицы (короткие мечи» лядские, шлемы литовские и оварские, стрелы «хиновские», он обращает внимание на закалку мечей сабель, наконечников стрел «каленые», «харлужные».(7)

«Богато слуховое восприятие автора «Слова». Голоса девиц «вьются», телеги не скрипят, а кричат, как лебеди, слава «звенит», соловьи «щекочут». Орлы «клекчут», лисицы «брешут», волки «въерожат», галки «говорят», сороки «втроскоташа», дятлы «теком» поведают путь Игорю, ночью встает звериный «свист»( свист степных сусликов)»23 Прислушаемся к звукам «Задонщины». Много городских звуков: трубы трубят, бубны бьют, звонят колокола. Издают звуки войска: кони ржут, «стук стучит, гром гремит», скрипят телеги. Во время битвы трещат копья, звенят доспехи, стучат щиты, гремят мечи. Слышны голоса птиц и зверей: гуси гогочут, орлы клекочут, лисицы брешут, птицы поют жалостные песни, «выщелкивают» славу князю соловьи и жаворонки. Веселье и ликованье на русской земле, бряцанье татарским золотом. А у поганых слышится скрежет зубами. После боя тишина на Куликовом поле «ни ратаи, ни пастухи в поле не кличют, но толко часто вороны грают, трупу ради человеческаго».24 Зрительная четкость образов «Слова» тоже удивительна.

Лихачев отмечает повышенное чувство цвета, характерное для автора «Слова», приводит примеры зрительных эффектных образов: золотых шлемов, в красной крови, зеленой травы на серебряных берегах Донца, черной земли, политой красной кровью. (7) Такие же цветовые образы характерны и «Задонщины».

М.Н. Дылевкий, ссылаясь на исследование В.Л. Виноградовой указывает, что словарный запас «Задонщины» современен, в «Слове» же современным лексемам соответствуют более архаичные. (3)

На месте «мечей булатных» в «Задонщины в «Слове» стоят «мечи харлужные». ( «харлуг»-«дамасская сталь») В «Слове о полку Игореве» вместо конь употребляется слово «комонь». Употребленный в «Слове» термин «потяти» - заменен в «Задонщине» более современным «посечен». Слову «полководцы» в «Задонщине» в «Слове» соответствует «къеметь»(3)

Благодаря художественным средствам «Слова» можно не просто узнать об исторических событиях, а почувствовать вкус, запах, краски описываемой эпохи. Читая художественное произведение, ты, с помощью художественно - изобразительных средств, как бы мысленно переносишься в события, становишься их наблюдателем. летописный повесть литература

Перед тобой предстаёт живописная, яркая картина, слышны звуки, чувствуются запахи, можно представить людей, причём не только их внешний, но и внутренний мир. Движения человеческой души, которые очень важны при анализе исторических фактов, событий, явлений, во всей их полноте, красоте, широте, глубине, можно увидеть только благодаря художественно - изобразительным средствам.

Заключение

Д.К.Лихачев указывает, что «древнерусская литература не знает стилистических подражаний». Он отмечал, что автор «Задонщины» «заимствовал готовые формулы, отдельные выражения и образы», а не воспроизводил их творчески, поэтому он считал «Задонщину» — не творческой стилизацией, а механическим подражанием.

«Для своего века «Задонщина» — произведение стилистически яркое и своеобразное, но по отношению к «Слову о полку Игореве» оно бледное, светит отраженным светом»25,-писал он

По мнению более другого исследователя, Григоряна В.М, «в тексте «Задонщины» нет ни одного буквального заимствования из «Слова»: каждое заимствование так или иначе модифицируется — либо лексически, либо синтаксически, либо, наконец, «синтетически»26. «В «Задонщине,- отмечает данный исследователь, - нет ни одного предложения, которое и грамматически, и лексически «накладывалось» бы на соответствующее предложение «Слова».27

Вторит ему и Адрианова-Перетц В. П., утверждая, что «автор «Задонщины» лишь украсил свое изложение отдельными художественными деталями «Слова», но не повторил ни его общего замысла, ни его сложной метафорической образности. «Задонщина» - не плагиат, беспомощно подражающий «Слову», это - самостоятельная повесть, попытавшаяся воспользоваться по-своему литературным наследием. Она ценна и как отклик на крупнейшее событие в истории борьбы с татаро-монголами, и как несомненное свидетельство того, какой глубокий след в литературе XIV в. оставило «Слово о полку Игореве».

Подражательность «Задонщины» можно объяснить предшествующим упадком всех искусств, в том числе и литературы в период монголо-татарского ига. Появление «Задонщины»- начало возрождения не только Руси, в том числе искусств и ремесел. За образец при этом брались произведения до монгольского времени, как более высокие, но они изменялись в соответствии новым временем, развитием государства, языка.

Список литературы

1.Адрианова-Перетц В. П. « Слово о полку Игореве» и «Задонщина» ( Слово о полку Игореве - памятник XIIвека.- М.; Л.,1962 http://philology.ru/literature2/adrianova-perets-62.htm

2.Григорян В.М. «Куликовская битва в литературе и искусстве». М., 1980

http://tochka.gerodot.ru/slovo/grigorjan01.htm


3. Дыдлевский Н.М. «Лексические и грамматические свидетельства о подлинности «Слова о полку Игореве» по старым и новым данным»

http://slovoopolku.ru/dilevskiy_10#

4. «Задонщина» История литературы Древней Руси электронный учебно-методический комплекс

http://www.druslit.ru/drl/tv5.html

5.История русской литературы X — XVII вв. Под ред. Д. С. Лихачева
Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов http://www.infoliolib.info/philol/lihachev/4_5.html

6.Лихачев Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. История литературы древней Руси электронный учебно-методический комплекс http://www.druslit.ru/drl/great9.html

7. Лихачев Д.С. Золотое слово русской литературы. Слово о полку Игореве. М. «Художественная литература», 1985

8.Лихачев Д. С. Изучение "Слова о полку Игореве" и вопрос о его подлинности // Слово о полку Игореве — памятник XII века / Отв. ред. Д. С. Лихачев; АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1962. — С. 5—78.

http://feb-web.ru/feb/slovo/critics/s62/s62-005-.htm

9.Лихачев Д.С. «Черты подражательности в «Задонщине», журнал «Русская литература» №3 1964 http://www.lihachev.ru/lihachev/bibliografiya/4203/

10. «Слово о полку Игореве»: Древнерус. Текст/ пер., сост.вступ.ст., вступ. Заметки к разделам, примеч. Д.С. Лихачеа; Поэтические переложения В.А.Жуковского, Н.А.Заболоцкого, И.И. Шкляровского;- М.: Просвещение, 1984

11.«Слово о полку Игореве- памятник XII века»Н.М.Дылевский»

http://slovoopolku.ru/dilevskiy_12

12.Творогов О.В. Литература Древней Руси История литературы Древней Руси электронный учебно-методический комплекс

http://www.druslit.ru/drl/tv5.html

13. Творогов О. В. Литература Древней Руси Пособие для учителя М.: Просвещение, 1981. http://data.lact.ru/f1/s/34/178/basic/1555/77/Posobie_dlya_uchitelya_Literatura_Drevney_Rusi_1981__Tvorogov_.pdf

14.История русской литературы X — XVII вв. Под ред. Д. С. Лихачева
Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов http://www.infoliolib.info/philol/lihachev/4_5.html



1 10. Лихачев Д.К. К читателю. Творогов О. В. Литература Древней Руси Пособие для учителя М.: Просвещение, 1981. http://data.lact.ru/f1/s/34/178/basic/1555/77/Posobie_dlya_uchitelya_Literatura_Drevney_Rusi_1981__Tvorogov_.pdf


2 Лихачев Д.С. «Черты подражательности в «Задонщине», журнал «Русская литература» №3 1964 http://www.lihachev.ru/lihachev/bibliografiya/4203/

3 цит. по Адрианова-Перетц В. П. « Слово о полку Игореве» и «Задонщина» ( Слово о полку Игореве - памятник XIIвека.- М.; Л.,1962 http://philology.ru/literature2/adrianova-perets-62.htm


4 Адрианова-Перетц В. П. « Слово о полку Игореве» и «Задонщина» ( Слово о полку Игореве - памятник XIIвека.- М.; Л.,1962 http://philology.ru/literature2/adrianova-perets-62.htm


5 цит. по Адрианова-Перетц В. П. « Слово о полку Игореве» и «Задонщина» ( Слово о полку Игореве - памятник XIIвека.- М.; Л.,1962 http://philology.ru/literature2/adrianova-perets-62.htm


6 цит. по Адрианова-Перетц В. П. « Слово о полку Игореве» и «Задонщина» ( Слово о полку Игореве - памятник XIIвека.- М.; Л.,1962 http://philology.ru/literature2/adrianova-perets-62.htm

7 цит. по Адрианова-Перетц В. П. « Слово о полку Игореве» и «Задонщина» ( Слово о полку Игореве - памятник XIIвека.- М.; Л.,1962 http://philology.ru/literature2/adrianova-perets-62.htm


8цит. по Адрианова-Перетц В. П. « Слово о полку Игореве» и «Задонщина» ( Слово о полку Игореве - памятник XIIвека.- М.; Л.,1962 http://philology.ru/literature2/adrianova-perets-62.htm


9 цит. по Адрианова-Перетц В. П. « Слово о полку Игореве» и «Задонщина» ( Слово о полку Игореве - памятник XIIвека.- М.; Л.,1962 http://philology.ru/literature2/adrianova-perets-62.htm

10 цит. по Адрианова-Перетц В. П. « Слово о полку Игореве» и «Задонщина» ( Слово о полку Игореве - памятник XIIвека.- М.; Л.,1962 http://philology.ru/literature2/adrianova-perets-62.htm

11 цит. по Адрианова-Перетц В. П. « Слово о полку Игореве» и «Задонщина» ( Слово о полку Игореве - памятник XIIвека.- М.; Л.,1962 http://philology.ru/literature2/adrianova-perets-62.htm

12 цит. по Адрианова-Перетц В. П. « Слово о полку Игореве» и «Задонщина» ( Слово о полку Игореве - памятник XIIвека.- М.; Л.,1962 http://philology.ru/literature2/adrianova-perets-62.htm

13 цит. по Адрианова-Перетц В. П. « Слово о полку Игореве» и «Задонщина» ( Слово о полку Игореве - памятник XIIвека.- М.; Л.,1962 http://philology.ru/literature2/adrianova-perets-62.htm

14 цит. по Адрианова-Перетц В. П. « Слово о полку Игореве» и «Задонщина» ( Слово о полку Игореве - памятник XIIвека.- М.; Л.,1962 http://philology.ru/literature2/adrianova-perets-62.htm

15 цит по Адрианова-Перетц В. П. « Слово о полку Игореве» и «Задонщина» ( Слово о полку Игореве - памятник XIIвека.- М.; Л.,1962 http://philology.ru/literature2/adrianova-perets-62.htm

16 «Задонщина» История литературы Древней Руси электронный учебно-методический комплекс

17«Задонщина» История литературы Древней Руси электронный учебно-методический комплекс http://www.druslit.ru/drl/tv5.html



18 Задонщина» История литературы Древней Руси электронный учебно-методический комплекс http://www.druslit.ru/drl/tv5.html

19 «Задонщина» История литературы Древней Руси электронный учебно-методический комплекс http://www.druslit.ru/drl/tv5.html


20 Задонщина» История литературы Древней Руси электронный учебно-методический комплекс http://www.druslit.ru/drl/tv5.html


21 Задонщина» История литературы Древней Руси электронный учебно-методический комплекс http://www.druslit.ru/drl/tv5.html


22  6. Лихачев Д.С. Золотое слово русской литературы. Слово о полку Игореве. М. «Художественная литература», 1985, с. 13


23 6. Лихачев Д.С. Золотое слово русской литературы. Слово о полку Игореве. М. «Художественная литература», 1985, с. 18


24 «Задонщина» История литературы Древней Руси электронный учебно-методический комплексhttp://www.druslit.ru/drl/tv5.html



25 Лихачев Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. История литературы древней Руси электронный учебно-методический комплекс http://www.druslit.ru/drl/great9.html


26 Григорян В.М. «Куликовская битва в литературе и искусстве». М., 1980 http://tochka.gerodot.ru/slovo/grigorjan01.htm

27 Григорян В.М. «Куликовская битва в литературе и искусстве». М., 1980 http://tochka.gerodot.ru/slovo/grigorjan01.htm


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!