Есина Наталья Васильевна
учитель математики
МБОУ СОШ №12
ст. Кавказская
Кавказский район
Урок в 11 классе по теме:
Решение задач на составление уравнений.
Цели урока:
учить решать задачи составлением уравнений на смеси, растворы, сплавы, движения и работу
Ход урока.
1.Организационый момент. Сообщение темы и цели урока.
Класс разбивается на группы.
2.Изучение нового материала.
Для решения задач по данной теме следует ввести следующие понятия. Смесь состоит из чистого вещества и примеси. Чистое вещество в каждой задаче определяется отдельно, а все остальные вещества относят к примеси. Доля чистого вещества в смеси – это отношение количества чистого вещества в смеси к общему количеству смеси: у=m/M, где доля чистого вещества равна отношению процентного содержания чистого вещества в смеси к ста процентам .При решении задач следует помнить, что при соединении( разъединении) смесей с одним и тем же чистым веществом количества чистого вещества и общие количества смесей складываются (вычитаются).
3.Основные этапы решения задач.
А) В качестве неизвестных величин выбирают те, которые требуется найти.
Б) Из веществ в задаче, выбирается одно в качестве чистого вещества, при, если у- доля чистого вещества, то( 1-у)- доля примеси.
В) Если в задаче имеются процентные содержания, их следует перевести в доли.
Процент- сотая часть. Например, 4% равны 0,04; 60% равны 60:100 = 0,6 и т.д.
Г) Описывать изменение смеси с помощью таблиц с помощью 3 основных величин m, M,у.
Д ) Составить уравнение : m=у· M .
Е) Решение уравнения.
4.Примеры решения задач.
Задача 1. Сплавили 400г сплава меди и олова, содержащего 70% олова и 600 г сплава меди и олова, содержащего 80% олова. Сколько процентов олова в получившейся смеси?
Решение. Пусть у % олова в получившейся смеси.
Составим таблицу.
Сплав | m(г) | M(г) | у |
1 | 400·0,7 | 400 | 0,7 |
2 | 600· 0,8 | 600 | 0,8 |
1+2 | 400· 0,7 +600· 0,8 | 1000 | 0,01у |
Составим уравнение используя 3 строку и решим его.
400· 0,7+ 600· 0,8 = 1000· 0,01у;
280 + 480= 10у;
760 =10у;
У = 76
Ответ: 76 %
Задача 2. Имеются 2, в первом из которых содержится 30% ,а во втором 50%серебра.Сколько килограммов первого сплава необходимо добавить к 40 кг второго сплава , чтобы получить сплав , содержащий 40 % серебра?
Решение. Пусть взяли х кг первого сплава.
Составим таблицу.
сплав | m(кг) | M(кг) | у |
1 | 0,3х | х | 0,3 |
2 | 0,2 ·40 | 40 | 0,5 |
1+2 | 0,3+0,2·40 | Х+40 | 0,4 |
Составим уравнение по 3 строке таблицы.
0.3х+ 0.5· 40 = (х+40)·0,4;
0,3х+20= 0,4х +16;
-0,1 х =-4;
х = 40
Ответ : 40 кг.
Задача 3. Имеются два раствора цемента, состоящих из воды , песка и цемента.
Известно, что первый раствор содержит 10 % воды, а второй 40% цемента Процентное содержание песка в первом растворе в два раза больше, чем во втором.
Смешав 300 кг первого раствора и 400 кг второго раствор, получили новый раствор, в котором оказалось 30% песка. Сколько килограммов цемента содержится в получившемся растворе?
смесь | m(кг) | M(кг) | у |
1 | Вода 300·0,1 Цемент 300(1-(0,1+2х) Песок 2х·300 | 300 | 0,1 1-(0,1+2х) 2х |
2 | Вода 1-(0,4+х)·400 Цемент 0,4·400 песок 400х | 400 | 1-(0,4+х) 0,4 х |
1+2 | Вода 30+(0,6-х)·400 Цемент300(0,9- 2х)+160 Песок600х+400х | 700 | ? ? 0,3 |
Решение. Составим и решим уравнение 600х+400х =0,3·700;
Х= 0,21
Доля песка в первом сплаве 0,42 , а во втором сплаве 0,21.Теперь в качестве чистого вещества выберем цемент и пусть у-доля цемента в получившемся сплаве .Посчитаем долю цемента в первом сплаве: 1- 0,52= 0,48
смесь | mкг) | M(кг) | у |
1 | 0.48· 300 | 300 | 0,48 |
2 | 0.4·400 | 400 | 0,4 |
1+2 | 0.48·300+ 0.4· 400 | 700 | у |
Составим и вычислим выражение по последней строке 0,48· 300+ 0,4· 400 = 144+160 = 304
Ответ: 304 кг.
5. Задачи для самостоятельной работы
Задача 1. Сплавили 4 кг сплава цинка и меди, содержащего 40 % цинка и 6 кг сплава
цинка и меди, содержащего 20 % цинка. Найти процентную концентрацию меди в получившемся сплаве.
Задача 2. В смеси ацетона и спирта ацетона в 2 раза меньше , чем спирта. Когда к этой смеси добавили 300л спирта , получили смесь с процентным содержанием ацетона 28 % Сколько литров ацетона было в смеси первоначально?
Задача 3 .В первой канистре находится 5% раствор соли , а во второй канистре- 10% В пустое ведро выливают половину раствора из каждой канистры в результате ведро содержит7 % раствор Во сколько раз масса раствора в первой канистре больше массы раствора во второй?
Задача 4. Имеется кусок сплава меди с оловом общей массой 24 кг , содержащий 45% меди. Сколько чистого олова надо прибавить к этому куску сплава, чтобы полученный раствор содержал 40% меди?
Задача5.У ювелира два одинаковых по массе слитка , в одном из которых 36% золота, а
в другом 64%. Сколько процентов золота содержится в сплаве, полученном из этих слитков?
6. Проверяется решение. Подводятся итоги.
7.Дома :Карточки и тесты