СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Род имен существительных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока+самоанализ

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока 1»

Конспект урока№1

Класс:5

Предмет: Русский язык

Тема: Род имен существительных

Цель: повторение и углубление знаний учащихся о морфологическом признаке имени существительного – роде.

Задачи урока:

Образовательные:

1.Формировать представление о грамматической категории рода существительных, возможном нарушении норм литературного языка при определении рода существительных.

2. Продолжить формирование умения определять род имен существительных и правильно употреблять в речи.

3. Формировать умение находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанные с родом имен существительных.   

Развивающие:

1.Развивать умения анализировать, обобщать, строить аналогии, делать выводы

2.Развивать устную и письменную речь учащихся.

3.Расширять словарный запас, кругозор учащихся.

4. Развивать память и внимание.

Воспитательные:

1.Способствовать формированию нравственных ориентаций на распознавание истинной и ложной дружбы.

2.Развивать коммуникативные способности во время работы на уроке.

3.Средствами предмета и средствами обучения воспитывать интерес и любовь к русскому языку.

4.Воспитывать умение дружно, согласованно работать в паре, слушать и слышать друг друга.

Средства обучения: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, доска, презентация по теме урока, раздаточный материал (карточки).

Методы и формы работы: эвристический метод; фронтальная, индивидуальная, в паре.

Данный урок обеспечивал на всех этапах формирование следующих УУД:

  • личностных УУД:

1.осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного;

2.понимание нравственных основ истинной дружбы.

  • коммуникативных УУД:

1.умение слушать собеседника и вести диалог.

2. аргументированно высказывать свою точку зрения в сотрудничестве с партнерами при выработке общего решения в совместной деятельности, правильно говорить.

2.умение работать в паре; оказывать в сотрудничестве взаимную помощь.

  • регулятивных УУД:

1.умение определять тему и цель урока;

2. умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;

3.умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия на каждом этапе урока;

4.умение адекватно воспринимать оценку учителя и партнеров;

5.умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

6. умение провести рефлексию своих действий на уроке и адекватно оценить результаты своей работы

  • познавательных УУД:

1.решение учебных задач с использованием различных источников информации;

2.извлечение необходимой информации из разных источников;

Предметные результаты (объём усвоения и уровень владения компетенциями): знание о грамматической категории рода существительных; о возможном нарушении норм литературного языка при определении рода существительных; умение определять род имен существительных: согласовывать глаголы в прошедшем времени с существительными; находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанные с родом существительных.


Ход урока:

1.Вступительное слово учителя. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята! Наш урок мне хотелось бы начать со стихотворения. Послушайте!

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики!

Значит, мы должны учиться.

-Ребята, определите свое настроение (отличное, хорошее, не совсем готовы). Для этого выберите один из смайликов, которые лежат у Вас на столах.

2. Определение тем урока.

-Обратите внимание на доску.

-Аня, прочитай слова:

Море, берег, земля, теплый

-Как думаете, какое слово «лишнее»? Почему? (тёплый – т. к. это прилагательное, а остальные слова- существительные).

-У существительных есть морфологический признак.

Предлагаю узнать его, отгадав ребус.

На слайде:

+ +


3 2 1

-О каком морфологическом признаке имен существительных сегодня пойдет речь на уроке? (РОД)

-Запишите число, тему урока:

На доске:

Двадцатое февраля

Классная работа

Род имен существительных

3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

-Ребята, перечитайте внимательно тему урока. С этой темой вы уже знакомы.

-Как думаете, какова наша задача на уроке? (повторить и углубить знания по теме «Род имен существительных»)

4. Актуализация знаний.

-Ребята, чтобы вспомнить о родах имени существительного, предлагаю поработать со сказкой.

-Артём, прочитай выразительно сказку (на парте по одному экземпляру)

Друзья спешат на помощь.

Среди частей речи прошел слух, что заболело Имя Существи­тельное. Его приятели, Прилагательное и Местоимение, всегда готовые помочь и поработать вместо любого имени или вместе с ним, отправились проведать своего товарища. Пришли, смотрят, — а Существительное лежит и стонет.

Что с тобой? — спрашивают друзья.

Все ужасно! Даже род мой, старинный род, путают многие ребята.

Да, — задумались Прилагательное и Местоимение. — По правде сказать, хоть род у тебя и старинный, а определить его и в самом деле бывает порой трудно.

Ну что вы! — возмутилось Существительное. — Ученик — он. Значит, мужской род. Ученица — она. Значит, женский род.

Так ведь это одушевленные существительные со значением лица. А как быть с такими, как, например, бассейн, море?

Вздохнуло Существительное:

Здесь смотрите на окончания! Все теперь они решают: если -я — женский род, -о (-е) — средний, нет окончания — мужской.

И ничего не решают! — затараторило Местоимение. — У стола, около стола — окончания -а. Значит, это существительные женского рода!

Тут Существительное потеряло терпение:

Окончания считаются со мной только тогда, когда я в главной роли, в роли Подлежащего, стою в именительном падеже.

Сказало так Существительное и еще больше помрачнело, потому что вспомнило, что все-таки не всегда род его можно узнать по окончанию.

Послушай! — воскликнули Прилагательное и Местоимение (как будто подслушали его мысли). — Не грусти! Мы можем тебе помочь. Постараемся не оставлять в одиночестве, будем с тобой рядом и поможем определить твой род: интересная книга, мое яблоко, твой класс. Можем даже все вместе помогать ребятам узнавать твой род: мой верный конь, эта большая лошадь. Особенно мы пригодимся ребятам при определении рода таких слов, как тихоня, грязнуля, лакомка, задира. Их род можно узнать только тогда, когда мы стоим рядом: большая грязнуля и большой грязнуля, эта задира и этот задира.

Повеселело Существительное от дружеской поддержки и стало выздоравливать. Не зря в народе говорят: «Друзья познаются в беде».

-Почему заболело Имя существительное? (дети не могут различать род)

-Как можно отличать род по словам Имени существительного? Расскажите. (по значению лица, по окончанию)

-Как помогли ему решить эту проблему Имя Прилагательное и Местоимение? (всегда быть рядом и помогать - интересная книга, твой класс)

-Как определять род существительныхгрязнуля, лакомка, задира?

-Ребята, это существительные общего рода: относящиеся и к лицам мужского, и женского пола. С ними подробно вы будете знакомиться в 6 классе.

-Скажите, настоящий друг – кто он?

5. Выявление места и причины затруднения:

-Ребята, что нужно сделать, чтобы правильно определить род имени существительного?

На слайде:

Женский род запомню я

И скажу: «Она – моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он – мой».

Средний род: «Оно – моё».

Это правило – моё!

Теперь это правило и ваше, Существительное вам его дарит.

6.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

-Сейчас работать будем по рядам. Первый ряд – мужской род. Второй ряд – женский род. Третий ряд – средний род.

-Я буду диктовать слова. Ваша задача - записать в тетрадь слова только своего рода.

1.Рояль  2.Полотенце  3.Простыня   4.Конфета 5.Солнце 6.Корабль 7.Фамилия 8.Село 9.Впечатление 10.Путь 11.Тюль 12.Радость

Мужской род

Женский род

Средний род

Рояль  

Корабль

Путь

Тюль


Простыня   

Конфета

Фамилия

Радость

Полотенце 

Солнце

Село

Впечатление

-Кто зачитает существительные мужского рода? Женского? Среднего рода?

Молодцы!

7. Физкультминутка.

Предлагаю немного отдохнуть.

Я называю слова, а вы:

Если мужского рода – присесть 1 раз; женского – наклоны влево-вправо;

среднего– 3 хлопка над головой.

Товарищ, газета, мармелад, известие, мышь, небо, журнал, мышеловка, весть.

- Как вы определяли род существительных?

8.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

-Иногда, неправильное определение рода имен существительных приводит к ошибкам в их употреблении с именами прилагательными и глаголами в прошедшем времени.

Задание. Подберите к данным существительным имена прилагательные и глаголы в прошедшем времени.

-А работать мы будем по рядам. Первый ряд подберет прилагательные и глаголы к существительным среднего рода, второй ряд - к существительным женского рода, третий ряд - к существительным мужского рода.

На слайде:


мужской род

женский род

средний род

Картофель

Путь

Рельс

Рояль

дядя

Молодежь

Мышь

Простыня

Фамилия

роща

Впечатление

Повидло

Полотенце

Яблоко

училище

- Ребята, какие словосочетания у вас получились? (по парам называют получившиеся словосочетания).

(тем, кто выполнил задание раньше одноклассников, дается дополнительное заданиеПриложение 1)

9.Устная работа с таблицей.

Создание проблемной ситуации.  

Рассмотрите на доске таблицу. Всегда ли легко определить род?

(Определить род имён существительных сложно. Есть слова, которые нужно запомнить, сверять по орфографическому  словарю. В этом и заключается богатство русского языка).

Женский род

Мужской род

Средний род

Мозоль

вуаль

туфля

Тюль

Лебедь

 шампунь

Какао

 повидло

Сделайте вывод по заданию (Два французских слова: какао и кофе – употребляются как слова двух родов: ароматное какао  – среднего рода; терпкий кофе – мужского рода. В современном русском языке слово кофе мужского рода, но «допустимо употребление этого слова и в среднем роде: сгущённое кофе с молоком»)

Сейчас устно выполним задание. Необходимо исправить ошибки.

На слайде:

Мужской род

Женский род (ответы)

Бык

Бычиха     (корова)

Петух

Петушиха    (курица)

Баран

Баранка      (овца)

Слон

Слоныня         (слониха)

Волк

Волкушка      (волчица)

Стул

Стулка         (табуретка)

-Какой вывод можно сделать по заданию? (Род и пол животных сводится к замене имеющегося существительного мужского рода существительным женского рода иного корня: бык – корова).

10. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

- А сейчас, ребята, вам предстоит выполнить сложную задачу – устранить ошибки в употреблении существительных. (работа по краточке)

Маленький мышь, вкусный яблоко, трудное фамилия, мокрый полотенце, чистый простынь, железная рельса, ужасный насекомый, печеная картофель, огромная рояль, белый сирень, раскидистая тополь, горячее кофе.

- Трудное задание выполнено. Будьте всегда внимательны, употребляя существительные в своей речи.

(тем, кто выполнил задание раньше одноклассников, дается дополнительное заданиеПриложение 2)

-А теперь поменяйтесь карточками, сверьте с правильным ответом на слайде, поставьте оценку.

Маленькая мышь, вкусное яблоко, трудная фамилия, мокрое полотенце, чистая простыня, железный рельс, ужасное насекомое, печеный картофель, огромный рояль, белая сирень, раскидистый тополь, горячий кофе.

11.Включение в систему знаний и повторение.

-А сейчас поработайте устно в паре.

Задание: - Ориентируясь на графическое изображение, форму и цвет фигур, соберите слова и распределите их в три столбика по родам.

Мужской род

Женский род

Средний род








-Зачитайте существительные мужского рода? Женского? Среднего?

12. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Продолжите мысль:

  • Род – это…

  • Определить род имени существительного можно…

  • После шипящих на конце существительных Ь пишется…

  • Можно ли сказать, что существительное изменяется по родам?

13. Дифференцированное домашнее задание.

Для всех:

Составьте текст из 5-6 предложений, используя существительные женского, мужского и среднего рода, используя одну из картин на стр. учебника 169-171.

Для желающих на «5» (дополнительно):

Подберите и запишите не менее 5 существительных, род которых сложно определить, проверьте их род по словарю, составьте с ними предложения.




Приложение 1

Индивидуальное задание. Задание: Определите род существительных.

 

М

Ж

Ср

 

М

Ж

Ср

Слон


 

 

Сосна

 


 

Ручка

 


 

Шапка

 


 

Полотно

 

 


Солнце

 

 


Зрелище

 

 


Тигр


 

 

Водопад


 

 

Тетрадь

 


 

Кепка

 


 

Неприятность

 


 

Зубр


 

 

Ворон


 

 


Приложение2

Индивидуальная работа с устным комментированием.

- Распределите существительные в три группы:

1) м.р. ед.ч.

2)ж.р. ед.ч.

3) ж.р. и ср.р. мн.ч.

Рожь, сторож, луж, молодежь, багаж, упряжь, блиндаж, тишь, шалаш, груш, карандаш, роскошь, мяч, речь, туч, ключ, дач, круч, училищ, пастбищ, рощ.



Просмотр содержимого документа
«самоанализ №1»

Самоанализ урока № 1

Учитель Мирсанова Ксения Владимировна

УМК. Русский язык. 5 кл. Программа, учебник, методическое сопровождение Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А. Тростенцовой.

Тема урока: Род имен существительных

Деятельностная цель: повторение и углубление знаний учащихся о морфологическом признаке имени существительного – роде.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Целевое назначение: повторение и углубление знаний по теме, закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД.

Задачи урока:

Образовательные:

1.Формировать представление о грамматической категории рода существительных, возможном нарушении норм литературного языка при определении рода существительных.

2. Продолжить формирование умения определять род имен существительных и правильно употреблять в речи.

3. Формировать умение находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанные с родом имен существительных.   

Развивающие:

1.Развивать умения анализировать, обобщать, строить аналогии, делать выводы

2.Развивать устную и письменную речь учащихся.

3.Расширять словарный запас, кругозор учащихся.

4. Развивать память и внимание.

Воспитательные:

1.Способствовать формированию нравственных ориентаций на распознавание истинной и ложной дружбы.

2.Развивать коммуникативные способности во время работы на уроке.

3.Средствами предмета и средствами обучения воспитывать интерес и любовь к русскому языку.

4.Воспитывать умение дружно, согласованно работать в паре, слушать и слышать друг друга.

Средства обучения: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, доска, презентация по теме урока, раздаточный материал (карточки).

Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является четвёртым в изучении материала по разделу «Имя существительное». Урок построен с учетом психологических особенностей детей. На протяжении всего урока прослеживалось соблюдение одного из принципов работы по УМК т.А.Ладыженской – работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых.

Данный урок обеспечивал на всех этапах формирование следующих УУД:

  • личностных УУД:

1.осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного;

2.понимание нравственных основ истинной дружбы.

  • коммуникативных УУД:

1.умение слушать собеседника и вести диалог.

2. аргументированно высказывать свою точку зрения в сотрудничестве с партнерами при выработке общего решения в совместной деятельности, правильно говорить.

2.умение работать в паре; оказывать в сотрудничестве взаимную помощь.

  • регулятивных УУД:

1.умение определять тему и цель урока;

2. умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;

3.умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия на каждом этапе урока;

4.умение адекватно воспринимать оценку учителя и партнеров;

5.умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

6. умение провести рефлексию своих действий на уроке и адекватно оценить результаты своей работы

  • познавательных УУД:

1.решение учебных задач с использованием различных источников информации;

2.извлечение необходимой информации из разных источников;

Предметные результаты (объём усвоения и уровень владения компетенциями): знание о грамматической категории рода существительных; о возможном нарушении норм литературного языка при определении рода существительных; умение определять род имен существительных: согласовывать глаголы в прошедшем времени с существительными; находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанные с родом существительных.

Урок связан с предыдущими уроками, работает на последующие.

1 этап: Вступительное слово учителя. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Задача данного этапа – подготовить учащихся к работе на уроке. Для того, чтобы настроить детей на работу, включить всех учащихся в деловой ритм и создание дружеской, комфортной обстановки я выразительно прочитала стихотворение, обучающиеся выбрали смайлики, указывающие на их настроение. Рабочее место обучающихся было подготовлено к уроку.

2 этап: Определение тем урока. Задача данного этапа - путем анализа, обобщения через творческие задания определить тему урока.

Для поддержания познавательного интереса обучающихся я использовала игровые задания: «четвёртый лишний», ребус. Выполнив данные задания, обучающиеся проанализировали ответы заданий и смогли полно и точно сформулировать тему урока.

3 этап. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Задача этапа: установить правильность понимания опорных понятий, формулирование задач урока исходя из темы урока.

Цели урока формулировались учащиеся с помощью учителя. Фиксировались устно.

4 этап Актуализация знаний. Задача этапа: организовать деятельность по повторению изученного материала через познавательную деятельность учащихся. Для решения поставленной задачи я взяла учебную сказку, проанализировав которую обучающиеся вспомнили, какие части речи помогают определить род имён существительных, узнали дополнительную информацию о существительных общего рода. Анализируя сказку, обучающиеся смогли назвать нравственные основы дружбы, качества настоящего друга.

5 этап. Выявление места и причины затруднения. Задача этапа - организовать и направить к цели через познавательную деятельность учащихся. На данном этапе учащиеся рассказали, как определять род имён существительных, проанализировав стихотворение на слайде.

6 этап. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта. Задача выявить уровень сформированности умений по повторению изученного материала. Для экономии времени я выбрала задание по рядам . Распределяя имена существительные по родам, учащиеся проводили анализ слова. В ходе коллективной проверки осуществлялся контроль усвоения, обсуждались допущенные ошибки и корректировались, что способствовало предупреждению ошибок.

7 этап Физкультминутка. Задача – физический отдых учащихся, смена деятельности для эмоциональной разрядки в классе. Была выбрана физкультминутка в соответствии с темой урока, что способствовало обобщению повторенного материла.

8 этап Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Задача этапа – организовать деятельность по формированию умения определять род имён существительных и правильно употреблять в речи.

Для экономии времени я выбрала задание по рядам. Подбор имён прилагательных к именам существительных по рядам – эффективный и быстрый способ проверки усвоения материала. Этому способствовала коллективная проверка данной работы. В ходе нее осуществлялся контроль усвоения, обсуждались допущенные ошибки и корректировались. Также это способствовало предупреждению ошибок.

9 этап Устная работа с таблицей. Задача этапапознакомить со сложными случаями определения рода; организовать познавательную деятельность по исправлению ошибок в употреблении женского рода имён существительных путём устных ответов. Коллективная форма работы на данном этапе способствовала более глубокому усвоению материала. Контроль и оценку собственных результатов осуществлял каждый обучающийся на данном этапе.

10 этап Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Задача этапазакрепление изученного материала путём устранения ошибок в употреблении имён существительных. Работая по карточкам, учащиеся приобретали навыки самостоятельной работы. Проверка данного задания по эталону сэкономила время, а взаимопроверка формировала умение сравнивать (свою работу с работой одноклассника) и адекватно оценивать свою деятельность на уроке.

11 этап Включение в систему знаний и повторение. Задача этапа – организовать работу с целью контроля усвоения данной темы, коррекции знаний. Работа организована в паре, поскольку это способствует взаимообучению. Обучающееся учатся друг у друга и корректируют свои знания. Выбраны графические изображения (на карточках), так как в классе больше обучающихся с визуальным восприятием материала.

12 этап Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). Задача – подвести итоги урока. Подведение итогов урока проводится путем устного продолжения фразы, так как такая работа в данном классе является эффективной.

13 этап Дифференцированное домашнее задание. Задача – дать домашнее задание, учитывая способности обучающихся, с целью проверки уровня усвоения учебного материала.

Поставленные на урок задачи реализовывались на каждом этапе. В начале урока дети быстро активизировались. Коллективная проверка заданий на уроке показала, что большинство обучающихся с работой справились без ошибок, обсуждение допущенных ошибок на каждом этапе урока способствовало своевременной коррекции знаний. Учитывая характеристику класса, можно сделать вывод о хорошем усвоении темы «Род имён существительных». Считаю, что этому способствовало правильно подобранный учебный материал урока, поскольку он соответствовал возможностям обучающихся. На уроке дети работали фронтально с учителем, самостоятельно с проверкой по эталону, в парах. Данную учебную деятельность считаю правильно организованной.

Большой интерес вызвало задание по составлению слов, ориентируясь на графическое изображение, форму и цвет фигур, и распределение их в три столбика по родам, однако минусом стало недостаточная продуманность данного этапа урока: нужно было бы меньше дать слов для составления и распределения по колонкам. На уроке был применен дифференцированный подход в обучении учащихся. Поскольку учащиеся класса обладают разными знаниями, умениями и навыками, домашнее задание дала для сильных и слабых учащихся. Считаю, что поставленные задачи реализованы, структура урока выдержана. Формы урока адекватны целям и задачам, предложенные задачи использованы целесообразно, содержание урока соответствует содержанию стандарта, учебника и программы. Приемы обучения соответствуют триединой образовательной цели. Все предложенные задания имели практическую направленность.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!