2. Повторение изученного материала | Метод: слово учителя Прием: ведущее слово учителя. Но прежде чем приступить к изучению новой темы, мы должны с вами вспомнить ранее изученный материал. На прошлом уроке мы с вами изучали «Имена существительные одушевленные и неодушевленные». Давайте вспомним, что вы запомнили. Фронтальный опрос Вопросы для обсуждения: 1.Какие имена существительные называются одушевленными? Приведите примеры. 2.Какие имена существительные называются неодушевленными? Приведите примеры. 3. Ребята, кроме вопроса, есть и другой безошибочный способ определения одушевлённых и неодушевлённых существительных. Что это за способ? Метод: слово учителя Прием: ведущее слово учителя Молодцы! Все правильно запомнили. | Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное. Устные ответы учеников: 1.Одушевленными существительными называются те слова, которые обозначают предметы живой природы и отвечают на вопрос: кто? (девочка, кошка, ученик) 2.Неодушевленными существительными называются те слова, которые обозначают неживые предметы и отвечают на вопрос: что? (дом, школа, трава). 3.Нужно просклонять существительное во мн.ч. по падежам. Затем посмотреть на окончания. У одушевленных существительных В.п. совпадает с Р.п. А у неодушевлённых существительных В.п совпадает с И.п. | |
3.Объяснение нового материала | Метод: слово учителя Прием: ведущее, вводное слова учителя Ранее, еще в начальной школе, вы уже знакомились с родами имён существительных. Но нам с вами еще предстоит более глубоко изучить эту тему и узнать о ней много интересного. Вопрос к аудитории: Что вы уже знаете о родовой принадлежности имени существительного? Метод: беседа Прием: репродуктивная беседа Вопросы для обсуждения: 1.Какую грамматическую категорию называют родом имен существительных? 2.Все ли существительные в русском языке имеют род? 3.Изменяются ли существительные по родам? 4.Какой вывод можно из этого сделать? Почему? 5.Какого рода бывают имена существительные? Приведите примеры. 6.Вспомните, как определить род имен существительных. Метод: слово учителя Прием: оценочное, обобщающее слова учителя Правильно, ребята! Значит, можно сделать следующий вывод, что род имён существительных - это способность имён существительных сочетаться с определёнными для каждой родовой разновидности формами согласуемых слов. Все существительные в русском языке имеют род, и они не изменяются по родам, так как это постоянный признак имени существительного. Имена существительные бывают мужского рода. К мужскому роду относятся: 1) существительные с основой на твёрдый или мягкий согласный и нулевым окончанием в именительном падеже (стол, конь, камыш, нож, плач); 2) некоторые существительные с окончанием -а (я) типа дедушка, дядя; 3) некоторые существительные с окончанием -о, -е типа сараишко, хлебушко, домишко; существительное подмастерье. К женскому роду относится такие существительные: 1) с окончанием -а (я) (трава, тётя, земля) в именительном падеже; 2) часть существительных с основой на мягкий согласный, а также на ж и ш и нулевым окончанием в именительном падеже (лень, рожь, тишь). Чтобы определить род имён существительного нужно посмотреть, на что оканчивается слово и подставить к существительному местоимения – помощники типа мой, моя. Например, мой папа, но моя мама. К среднему роду относятся: 1) существительные с окончанием на -о, -е в именительном падеже (окно, поле); 2) десять существительных на -мя (бремя, время, племя, пламя, стремя и пр.); 3) существительное «дитя». Прием: ведущее слово учителя Ребята, а теперь откройте учебники на странице семьдесят второй и прочитайте теоретическую статью о родовой принадлежности имён существительных. Организация проверки Вопрос к аудитории: Итак, подтвердились ли наши рассуждения о родовой принадлежности имен существительных?? Узнали ли вы что-то новое? Повторите все, что вы запомнили о родовой принадлежности имен существительных в русском языке. Метод: слово учителя Прием: ведущее слово учителя Ребята, в русском языке есть еще такие имена существительные, которые называются существительными общего рода. Это существительные, которые характеризуют человека, мужчину или женщину, мальчика или девочку, давая ему оценочную характеристику. Они имеют окончания -а, -я и относятся к 1-му склонению: неряха, заводила, запевала, работяга, грязнуля, стиляга, пьяница, неженка, соня, плакса. Метод: слово учителя Прием: оценочное, обобщающее слова учителя Итак, ребята делаем вывод. Имена существительные бывают среднего, мужского, женского и общего рода. Для того чтобы определить, к какому роду относится существительное, нужно посмотреть, на что оканчивается слово и подставить к существительному местоимения – помощники. | Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное Устные ответы учеников: 1.Род имён существительных – морфологический признак существительных, обозначающий их способность сочетаться с определёнными для каждой родовой разновидности формами согласуемых слов. 2. Да, все. 3.Существительные не изменяются по родам. 4.Род существительных – это постоянный признак, т.к. сущ. по родам не изменяются. 5.Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. (дневник (он мой) – м.р, ягода (она моя) – ж.р, море (оно моё) – ср.р. 6.Нужно посмотреть, на что оканчивается слово и подставить к существительному местоимения – помощники. Слушание: детальное, оценочное, рефлексивное. Неозвученное выразительное чтение статьи учебника Устные ответы учащихся Мы узнали, что имена существительные мужского рода в русском языке могут обозначать лица не только мужского, но и женского пола. Как правило, эти слова называют профессию, должность. Например: педагог, председатель, адвокат, врач, плакса. К мужскому роду относятся: существительные с основой на согласный и нулевым окончанием в именительном падеже (стол, конь, камыш, нож, плач); существительные с окончанием -а (я) типа дедушка, дядя, обозначающие лицо м.пола; существительные с окончанием -о, -е типа сараишко, хлебушко, домишко; существительное подмастерье. К женскому роду относится существительные: с окончанием -а (я) (трава, тётя, земля) в именительном падеже; с основой на мягкий согласный, а также на ж и ш и нулевым окончанием в именительном падеже (лень, рожь, тишь). К среднему роду относятся существительные: с окончанием на -о, -е в именительном падеже (окно, поле); десять существительных на -мя (бремя, время, племя, пламя, стремя и пр.); существительное «дитя». Слушание: детальное, оценочное, рефлексивное. | Слайд 2. Слайд 3. |
4. Закрепление изученного материала | Метод: слово учителя Прием: ведущее, инструктирующее слова учителя А сейчас закрепим изученный материал и проведём распределительный диктант Метод: диктант Прием: комментированный диктант Метод: слово учителя Прием: инструктирующее слово учителя Несколько человек по цепочке будет работать у доски (записывать несколько слов подряд), все остальные в тетради. Я буду диктовать вам языковой материал. Ваша задача: в первый столбик таблицы, которая представлена на доске (обратите на нее внимание), записать существительные мужского рода, во второй столбик - существительные женского рода, в третий столбик - слова среднего рода и в четвертый столбик - существительные общего рода. Это задание поможет вам усовершенствовать ваши знания о родовой принадлежности имен существительных. По ходу распределения сущ. комментируйтесвои действия. Как я уже сказала, работать будем по цепочке, начнем с первой парты с Сони. Не забывайте комментировать свой ответ. Озвученное выразительное чтение языкового материала Языковой материал: космос, яблоко, медведь, ябеда, картина, колесо, гриб, шкаф, бабочка, море, лимон, молоко, зануда, капелька, ромашка, сладкоежка, грязнуля, небо, заря, придира. Прием: оценочное, обобщающее слова учителя. Ребята, молодцы! Отлично справились с заданием. Вы закрепили свое умение определять род имен существительных, в том числе подбирая к ним слова-помощники, а теперь перейдем к следующему заданию. Метод: слово учителя Прием: ведущее слово учителя На слайде вам предложены слова. Ваша задача: составить 3 предложения с любыми из предложенных слов и определить род зависимых от них слов, например, прилагательных. Обратите внимание, что перед вами представлены существительные общего рода. Однако в контексте зависимые слова, которые к ним относятся, могут быть мужского или женского рода, так как они могут обозначать лицо женского или мужского пола. Сначала самостоятельно работаем в тетрадях, затем устно проверяем. Это задание позволит вам усовершенствовать умение использовать существительные данной родовой принадлежности в речи, согласуя их с другими членами предложения. Языковой материал: Неженка, сластена, тихоня, растяпа, недотёпа, зевака, недоучка, умница, зубрила, выскочка, плакса, грязнуля, злюка, задира, сорвиголова, неряха. Организация взаимопроверки Ведущее слово учителя А теперь проверим то, что у вас получилось. Вопрос к аудитории: Ребята, каких слов вам встретилось больше: с положительной или с отрицательной оценкой? А как вы можете это объяснить? Метод: слово учителя Прием: оценочное, обобщающее слова учителя. Ребята, молодцы! Таким образом, мы закрепили изученный материал с вами на практике. Надеюсь, вы хорошо усвоили эту тему. Эти знания обязательно пригодятся вам в жизни. | Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное Письмо Образец записи: Муж.род | Жен.род | Ср.род | Общий род | Космос Медведь Гриб Шкаф Лимон | Картина Бабочка Капелька Ромашка Заря | Яблоко Колесо Море Молоко Небо | Ябеда Зануда Сладкоежка Грязнуля Придира | Слушание: детальное, оценочное, рефлексивное. Образец записи в тетради: Мой друг большой (м.р) выскочка! Объяснение: выскочка большОЙ, потому что друг – слово м.р.Формально на род лица, к которому относится слово выскочка, указывает окончание прилагательного – ОЙ. И т.д. Девочка это была скромная (ж.р) тихоня. Мой маленький брат ужасный(м.р) плакса. Устные ответы учеников: С отрицательной оценкой, наверное, потому что люди, к сожалению, больше внимания обращают на чужие недостатки, нежели на достоинства другого человека. Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное | Слайд 4. |