СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теме "Род имен существительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок для 5 классов, род имен существительных, сформировать умение правильно определяь род имен существительных.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме "Род имен существительных"»

Конспект урока

Предмет: русский язык, школа № 49, класс 5

Ф.И.О. учителя русского языка и литературы: Нестерова Виктория валерьевна.

Программа, по которой работал учитель: «Русский язык. учебник для 5 класса.

Тип урока: Изучение нового материала

Тема урока: Род имён существительных.

Цель урока: сформировать предметные представления школьников о родовой принадлежности имен существительных

Обучающие:

  1. охарактеризовать отнесенность имён существительных к одному из трёх родов;

  2. научить определять род существительного, согласовывать родовую принадлежность имен существительных с другими частями речи;

  3. формировать умения различать родовую принадлежность имен существительных;

  4. охарактеризовать приемы распознавания рода имен существительных, научить применять их на практике;


Развивающие:

  1. Совершенствовать умение школьников создавать монологическое высказывание (логически излагать свои мысли, аргументировать и доказывать) в процессе устного ответа по предмету;

  2. Развивать аккуратность, грамотность при письме;

  3. Развивать зрительное и слуховое внимание школьников через организацию работы с различными средствами наглядности (анализ языкового материала на слайдах, слуховое восприятие художественного текста);

  4. Развивать речь, мышление, внимание, воображение, память, наблюдательность.

Воспитательные:

  1.  Развивать интерес к русскому языку;

  2. Воспитывать у школьников интерес, любовь к родному языку, положительную мотивацию к учению, старательность.



Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

1. Орг. момент

Метод: слово учителя

Прием: приветственное, ведущее, вводное слова учителя

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Откройте ваши тетради, запишите в них дату и вид работы.

Сегодня двадцать шестое февраля.

Классная работа. Тема урока: «Род имен существительных». Цель урока– сообщить о принадлежности имён существительных к одному из трёх родов; научить определять род существительного, согласовывать родовую принадлежность имен сущ.с другими частями речи.

Слушание глобальное, неоценочное, нерефлексивное, информативное.

Образец записи в тетради:

Двадцать шестое февраля.

Классная работа.

Род имен существительных.


Слайд 1.

2. Повторение изученного материала

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя.

Но прежде чем приступить к изучению новой темы, мы должны с вами вспомнить ранее изученный материал. На прошлом уроке мы с вами изучали «Имена существительные одушевленные и неодушевленные». Давайте вспомним, что вы запомнили.

Фронтальный опрос

Вопросы для обсуждения:

1.Какие имена существительные называются одушевленными? Приведите примеры.

2.Какие имена существительные называются неодушевленными? Приведите примеры.

3. Ребята, кроме вопроса, есть и другой безошибочный способ определения одушевлённых и неодушевлённых существительных. Что это за способ?


Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

Молодцы! Все правильно запомнили.

Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное.




Устные ответы учеников:

1.Одушевленными существительными называются те слова, которые обозначают предметы живой природы и отвечают на вопрос: кто? (девочка, кошка, ученик)

2.Неодушевленными существительными называются те слова, которые обозначают неживые предметы и отвечают на вопрос: что? (дом, школа, трава).

3.Нужно просклонять существительное во мн.ч. по падежам. Затем посмотреть на окончания. У одушевленных существительных В.п. совпадает с Р.п. А у неодушевлённых существительных В.п совпадает с И.п.



3.Объяснение нового материала

Метод: слово учителя

Прием: ведущее, вводное слова учителя

Ранее, еще в начальной школе, вы уже знакомились с родами имён существительных. Но нам с вами еще предстоит более глубоко изучить эту тему и узнать о ней много интересного.

Вопрос к аудитории:

Что вы уже знаете о родовой принадлежности имени существительного?

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Вопросы для обсуждения:

1.Какую грамматическую категорию называют родом имен существительных?

2.Все ли существительные в русском языке имеют род?

3.Изменяются ли существительные по родам?

4.Какой вывод можно из этого сделать? Почему?

5.Какого рода бывают имена существительные? Приведите примеры.

6.Вспомните, как определить род имен существительных.




Метод: слово учителя

Прием: оценочное, обобщающее слова учителя

Правильно, ребята! Значит, можно сделать следующий вывод, что род имён существительных - это способность имён существительных сочетаться с определёнными для каждой родовой разновидности формами согласуемых слов. Все существительные в русском языке имеют род, и они не изменяются по родам, так как это постоянный признак имени существительного. Имена существительные бывают мужского рода. К мужскому роду относятся:

1) существительные с основой на твёрдый или мягкий согласный и нулевым окончанием в именительном падеже (стол, конь, камыш, нож, плач); 

2) некоторые существительные с окончанием -а (я) типа дедушка, дядя;

 3) некоторые существительные с окон­чанием -о, -е типа сараишко, хлебушко, домишко;

  1. сущест­вительное подмастерье.

К женскому роду относится такие существительные:

1) с окончанием -а (я) (трава, тётя, земля) в име­нительном падеже;

2) часть существительных с основой на мягкий согласный, а также на ж и ш и нулевым окончанием в именительном падеже (лень, рожь, тишь).

Чтобы определить род имён существительного нужно посмотреть, на что оканчивается слово и подставить к существительному местоимения – помощники типа мой, моя. Например, мой папа, но моя мама.

К среднему роду относятся:

1) существительные с окон­чанием на -о, -е в именительном падеже (окно, поле);

 2) десять существительных на -мя (бремя, время, племя, пламя, стремя и пр.);

3) существительное «дитя».

Прием: ведущее слово учителя

Ребята, а теперь откройте учебники на странице семьдесят второй и прочитайте теоретическую статью о родовой принадлежности имён существительных.

Организация проверки

Вопрос к аудитории:

Итак, подтвердились ли наши рассуждения о родовой принадлежности имен существительных?? Узнали ли вы что-то новое? Повторите все, что вы запомнили о родовой принадлежности имен существительных в русском языке.


Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

Ребята, в русском языке есть еще такие имена существительные, которые называются существительными общего рода. Это существительные, которые характеризуют человека, мужчину или женщину, мальчика или девочку, давая ему оценочную характеристику. Они имеют окончания -а, -я и относятся к 1-му склонению: неряха, заводила, запевала, работяга, грязнуля, стиляга, пьяница, неженка, соня, плакса.

Метод: слово учителя

Прием: оценочное, обобщающее слова учителя

Итак, ребята делаем вывод. Имена существительные бывают среднего, мужского, женского и общего рода. Для того чтобы определить, к какому роду относится существительное, нужно посмотреть, на что оканчивается слово и подставить к существительному местоимения – помощники.

Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное









Устные ответы учеников:

1.Род имён существительных – морфологический признак существительных, обозначающий их способность  сочетаться с определёнными для каждой родовой разновидности формами согласуемых слов.

2. Да, все.

3.Существительные не изменяются по родам.

4.Род существительных – это постоянный признак, т.к. сущ. по родам не изменяются.

5.Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. (дневник (он мой) – м.р, ягода (она моя) – ж.р, море (оно моё) – ср.р.

6.Нужно посмотреть, на что оканчивается слово и подставить к существительному местоимения – помощники.

Слушание: детальное, оценочное, рефлексивное.









































Неозвученное выразительное чтение статьи учебника

Устные ответы учащихся

Мы узнали, что имена существительные мужского рода в русском языке могут обозначать лица не только мужского, но и женского пола. Как правило, эти слова называют профессию, должность. Например: педагог, председатель, адвокат, врач, плакса.

К мужскому роду относятся:

существительные с основой на согласный и нулевым окончанием в именительном падеже (стол, конь, камыш, нож, плач);  существительные с окончанием -а (я) типа дедушка, дядя, обозначающие лицо м.пола; существительные с окон­чанием -о, -е типа сараишко, хлебушко, домишко; сущест­вительное подмастерье.

К женскому роду относится существительные: с окончанием -а (я) (трава, тётя, земля) в име­нительном падеже; с основой на мягкий согласный, а также на ж и ш и нулевым окончанием в именительном падеже (лень, рожь, тишь).

К среднему роду относятся существительные: с окон­чанием на -о, -е в именительном падеже (окно, поле); десять существительных на -мя (бремя, время, племя, пламя, стремя и пр.); существительное «дитя».



Слушание: детальное, оценочное, рефлексивное.














































Слайд 2.








































Слайд 3.

4. Закрепление изученного материала

Метод: слово учителя

Прием: ведущее, инструктирующее слова учителя

А сейчас закрепим изученный материал и проведём распределительный диктант

Метод: диктант

Прием: комментированный диктант

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово учителя

Несколько человек по цепочке будет работать у доски (записывать несколько слов подряд), все остальные в тетради. Я буду диктовать вам языковой материал. Ваша задача: в первый столбик таблицы, которая представлена на доске (обратите на нее внимание), записать существительные мужского рода, во второй столбик - существительные женского рода, в третий столбик - слова среднего рода и в четвертый столбик - существительные общего рода. Это задание поможет вам усовершенствовать ваши знания о родовой принадлежности имен существительных.

По ходу распределения сущ. комментируйтесвои действия. Как я уже сказала, работать будем по цепочке, начнем с первой парты с Сони. Не забывайте комментировать свой ответ.

Озвученное выразительное чтение языкового материала

Языковой материал: космос, яблоко, медведь, ябеда, картина, колесо, гриб, шкаф, бабочка, море, лимон, молоко, зануда, капелька, ромашка, сладкоежка, грязнуля, небо, заря, придира.

Прием: оценочное, обобщающее слова учителя.

Ребята, молодцы! Отлично справились с заданием.

Вы закрепили свое умение определять род имен существительных, в том числе подбирая к ним слова-помощники, а теперь перейдем к следующему заданию.

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

На слайде вам предложены слова. Ваша задача: составить 3 предложения с любыми из предложенных слов и определить род зависимых от них слов, например, прилагательных. Обратите внимание, что перед вами представлены существительные общего рода. Однако в контексте зависимые слова, которые к ним относятся, могут быть мужского или женского рода, так как они могут обозначать лицо женского или мужского пола. Сначала самостоятельно работаем в тетрадях, затем устно проверяем. Это задание позволит вам усовершенствовать умение использовать существительные данной родовой принадлежности в речи, согласуя их с другими членами предложения.

Языковой материал:

Неженка, сластена, тихоня, растяпа, недотёпа, зевака, недоучка, умница, зубрила, выскочка, плакса, грязнуля, злюка, задира, сорвиголова, неряха.

Организация взаимопроверки

Ведущее слово учителя

А теперь проверим то, что у вас получилось.

Вопрос к аудитории:

Ребята, каких слов вам встретилось больше: с положительной или с отрицательной оценкой? А как вы можете это объяснить?

Метод: слово учителя

Прием: оценочное, обобщающее слова учителя.

Ребята, молодцы!

Таким образом, мы закрепили изученный материал с вами на практике. Надеюсь, вы хорошо усвоили эту тему. Эти знания обязательно пригодятся вам в жизни.

Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное






















Письмо

Образец записи:

Муж.род

Жен.род

Ср.род

Общий род

Космос

Медведь

Гриб

Шкаф

Лимон




Картина

Бабочка

Капелька

Ромашка

Заря




Яблоко

Колесо

Море

Молоко

Небо




Ябеда

Зануда

Сладкоежка

Грязнуля

Придира



Слушание: детальное, оценочное, рефлексивное.



















Образец записи в тетради:


Мой друг большой (м.р) выскочка!

Объяснение: выскочка большОЙ, потому что друг – слово м.р.Формально на род лица, к которому относится слово выскочка, указывает окончание прилагательного – ОЙ. И т.д.


Девочка это была скромная (ж.р) тихоня.


Мой маленький брат ужасный(м.р) плакса.











Устные ответы учеников:

С отрицательной оценкой, наверное, потому что люди, к сожалению, больше внимания обращают на чужие недостатки, нежели на достоинства другого человека.

Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное





































Слайд 4.

5. Домашнее задание.

Прием: ведущее, инструктирующее слова учителя

Ребята. Давайте запишем домашнее задание: пятьсот пятьдесят седьмое. Вам нужно будет каждое предложение перестроить так, чтобы существительное общего рода стало обозначать лицо противоположного пола. Выделите те признаки, которые указывают в предложении на род лица (род имени собственного, окончание глаголов в форме прошедшего времени, окончание прилагательных, местоимений мужского и женского родов). Обратите внимание, на то, что в этом упражнение дан образец. Будьте внимательны при выполнении этого упражнения. Кому не понятно?

Слушание: детальное, оценочное, рефлексивное


Слайд 5.

6. Обобщение изученного материала

Метод: слово учителя

Прием: оценочное, обобщ., заключит.слова учителя

Итак, ребята, спасибо за работу! Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели один из постоянных признаков имени существительного: род имени существительного. Вспомнили, каких родов бывают имена существительные и как их отличить. Большое спасибо за урок!!! Урок окончен.


Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное


Слайд 6.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!