Сценарий урока русского языка. 5 класс
Род имен существительных.
Тип урока: урок совершенствования и углубления знаний.
Цели урока.
Предметные:
Знать принадлежность имени существительного к одному из трех родов.
Уметь определять род имени существительного как в единственном, так и во множественном числе; согласовывать прилагательные с именами существительными.
Рассмотреть сложные случаи определения рода имен существительных.
Личностные:
Развивать речь учащихся, логическое мышление, коммуникативные возможности, умение работать в группе.
Формировать навыки самостоятельной работы, самопроверки и самооценки.
формировать и развивать познавательный интерес учащихся к предмету через использование элементов игровой технологии.
Метапредметные:
Воспитывать дисциплинированность учащихся, усидчивость, внимательность.
Совершенствовать навыки самостоятельного поиска информации при использовании дополнительной литературы (словарей)
Задачи урока: 1) Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, делать необходимые выводы. Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать род имён существительных. Обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли.
2) Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к русскому языку. Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности.
Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята!
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Актуализация знаний.
Вбегает пират
Пират:
- Карамба! Здравствуйте, ребята! Моя корабль потерпела жуткий кораблекрушение, и меня принесло течением в вашу живописную край! Как же здесь интересно! На моей острове всё по-другому! Ваш школа такой уютный и тёплый, хотя за окнами ещё холодный и снежный зима. Вы знаете, по пути сюда я видел густую-густую лес, а в ней, оказывается, живёт пушистая зайчик, рыжий лисица и злая серая волк! У нас такие животные не водятся!
Ну что ж, друзья! К сожалению, меня ждет долгая и трудная путь домой! Скоро увидимся, до свидания!
Что ж, до свиданья! Рады были увидеться!
Интересный гость побывал у нас, ребята? А как хорошо говорит по-русски, правда?
А что вызвало у вас улыбку? Не было ли в речи нашего гостя ошибок? (Он неправильно употреблял прилагательные, использовал ошибочные окончания)
А почему, как вы думаете? Чего он не знает? (рода существительных)
Правильно. А теперь давайте попробуем предположить, что мы будем изучать сегодня на уроке. Какую тему мы запишем в свои тетради? (Род имен существительных)
А какой будет цель нашего урока? (Научиться определять род ИС)
Для чего нам нужно уметь определять род существительных? (Чтобы правильно употреблять прилагательные и глаголы с существительными, говорить и писать без ошибок)
Как вы думаете, эта тема легкая или трудная для вас?
Хорошо, в ходе урока мы это выясним. Я предлагаю вам представить, что вы плывете на трех кораблях, и отправиться в путешествие по морю в поисках драгоценных сокровищ.
Индийская мудрость гласит: «Из всех сокровищ знание всех драгоценнее, потому что оно не может быть ни похищено, ни потеряно, ни истреблено.»
Так какие сокровища мы будем сегодня искать? Правильно, знания! Ну что в путь?
Первичное усвоение новых знаний.
Внимание! Вижу на горизонте «Остров перепутанных слов», а прямо на берегу – три сундука!
Вы разделились на 3 команды. Каждый корабль будет отвечать за слова одного рода. Первый – женский род, второй – мужской, третий – средний. Ваша задача выбрать из сундука монеты со словами только своего рода, чтобы отделить настоящее золото от подделок.
В сундуках, стоящих на столах, лежат монеты со словами. После выполнения задания 1 ученик из каждой группы прикрепляет их на доску с помощью магнитов.
Мозоль, тюль, шампунь, лебедь, рояль, берёза, вуаль, мышь, дядя, какао, повидло, кофе, сено, золото, зелье, семья, простыня
Пока 3 ученика прикрепляют к доске монеты со словами, проводится опрос:
Что такое морфология?
Что такое имя существительное?
Как отличить одушевленное ИС от неодушевленного?
Какие существительные называют собственными? Нарицательными?
А как вы определяли род существительных, выполняя это задание? Можно ли определить род по окончанию ИС? Почему? (Нельзя, потому что окончания могут быть одинаковыми у существительных разного рода)
Давайте составим алгоритм действий при определении рода.
Составление алгоритма действий
В тетрадях
1. Ставим существительное в начальную форму (И.П., Ед.ч, Кто?, Что?).
2. Подставляем местоимение он, она, оно.
3. Делаем вывод.
Проверьте свою работу по ключу.
Женский род | Мужской род | Средний род |
Мозоль Берёза Вуаль Мышь Семья Простыня | Тюль Шампунь Лебедь Рояль Дядя Кофе | Какао Повидло Кофе Сено Золото Зелье |
Все справились? Оказывается, есть слова, род которых определить не так уж просто.
А как быть, если мы сомневаемся, как, например, со словом мозоль? (посмотреть в толковом словаре)
Запишите в свои тетради, подберите определения к записанным словам:
Мозоль
Вуаль ж.р.
Тюль
Шампунь
Лебедь м.р.
Рояль
Кофе
Какао
Повидло с.р.
Кофе – м.р и с.р. (допустимо в разговорной речи)
Ну что? Пора плыть дальше. Какие знания мы увезем с собой с этого острова?
Слова мозоль, вуаль женского рода
Слова тюль, шампунь, лебедь, рояль и кофе мужского рода
Какао и повидло среднего рода
Чтобы определить род нужно подставить к существительному местоимение (он, она, они) или обратиться к словарю
II. Внимание! Мы попали в «Бухту проблем». Чтобы нам продолжить путь, нужно вооружиться новым знанием.
1 группа: измените устно существительное бухта по родам.
2 группа: определите род существительного ножницы.
3 группа: определите род существительного обжора.
Не получилось выполнить задание? Почему? (Слово не изменяется по родам. Оно относится к одному из трёх родов; существительное ножницы имеет форму только мн.ч., поэтому род не определяется; обжора может относиться и к женскому, и к мужскому роду в зависимости от контекста)
Так какие же знания откроют нам дорогу дальше?
Существительные по родам не изменяются, а относятся к одному из трех родов. Род – это постоянный признак имен существительных.
Невозможно определить род у существительных, не имеющих формы ед. ч.
В русском языке есть существительные, определить род которых можно только в контексте.
III. Физминутка «Шторм»
Ребята! Мы попали в шторм, наши корабли ужасно качает! Чтобы не свалиться за борт всем нужно встать. Когда я буду называть существительное женского рода, нужно быстро присесть, мужского – подпрыгнуть.
Рыба
Пират
Ракушка
Корабль
Ветер
Волна
Море.
Почему вы остались неподвижными, когда я назвала слово «море»? (это существительное среднего рода)
Молодцы! Все на борт! Плывем дальше!
Внимание на пути «Залив загадок»!
Над нами сгущаются загадочные тучи. Чтобы их разогнать, я буду загадывать вам загадки, а вы отвечайте хором и ответы записывайте столбиком в свои тетради.
Надёжная обувь для спорта и игр,
В ней каждый становится быстрым, как тигр.
Их надеваем мы на тренировки
И как называем? Конечно, кроссовки
Чтобы дома не замёрзли
У Анютки пятки,
Мама купит в магазине
Для дочурки тапки
Что на ножки надевать,
Чтобы прыгать и скакать?
Чтоб ноги твои не опухли,
Должны быть удобными туфли
Делают обувь для маленьких ножек
Из натуральной, конечно же, кожи.
Их башмаками зовут по старинке,
А мы называем их просто ботинки
Молодцы! Но осталась еще одна туча, ее прогнать мы сможем только при помощи грозного оружия – толковых словарей.
Запишите напротив каждого слова форму единственного числа, определите род, найти правильный ответ вам помогут лежащие на партах словари.
Мн. число | Ед. число |
Кроссовки | Кроссовка (ж.р.) |
Тапки | Тапка (ж.р.) |
Туфли | ТУфля (ж.р.) |
Ботинки | Ботинок (м.р.) |
Сколько ошибок вы допустили? Теперь знайте, что под кроватью потерялась тапка, а перед физкультурой вы не успели надеть одну кроссовку. А у мамы нужно спрашивать: «Где моя тУфля?», а не туфель и не туфлЯ.
Ну что, ребята, отправляемся дальше. Какими знаниями мы запаслись в «Заливе загадок»?
Кроссовка, тапка, туфля относятся к женскому роду, а ботинок к мужскому.
Впереди «Остров Робинзона Крузо», а к берегу прибило какую-то бутылку. Да в ней записка! Только окончания некоторых слов размыты. Чтобы прочитать послание, текст нужно восстановить.
На ваших столах лежат тексты, в которых потерялись окончания имен прилагательных. Попробуйте восстановить их в соответствии с родом имен существительных, к которым они относятся. Определите род ИС, объясните правописание слов с орфограммами.
3 человека (по одному из каждой команды) выписывают на доске словосочетания прилагательные + существительные своего рода.
В 18 лет я сб..жал из родн… дома и отправился в морск… путешествие. Много времени я провёл на б…рту кор..бля, но однажды в результате сильнейш… шторма вся команда погибла, а меня выбр…сило морск… волной на неизвестн… остров.
Первую ночь я провел на высок… дереве, а потом построил себе довольно уютн… жильё на земле.
Долг… годы я жил среди дик… животных, окруженный зарослями экзотическ… растений. Но вот, наконец, мне представился счастлив… случай отплыть на родину!
Я оставляю это письмо для тех, кто окажется в сложн… ситуации. Не отчаивайтесь! Даже в сам… тяжёл… условиях сильный духом человек сможет выжить!
Ваш Робинзон Крузо.
Проверка
- Все ли словосочетания выписаны правильно?
- у всех ли существительных верно определён род?
- Как вы определили род существительных, которые стоят в форме множественного числа? Что для этого нужно сделать? (поставили в форму ед. ч.)
- Какие буквы вставили в выделенных словах? Почему? (по 1 слову каждой команде)
Какое знание мы получили на Острове Робинзона Крузо?
Чтобы определить род существительного в форме множественного числа, нужно поставить его в форму единственного числа.
VI. Рефлексия
Ну вот и закончилось наше путешествие. Давайте вспомним, какие сокровища, т.е. знания, мы унесем с собой с этого урока. Вам поможет карта сокровищ
Возможные ответы:
Слова мозоль, вуаль женского рода
Слова тюль, шампунь, лебедь, рояль и кофе мужского рода
Какао и повидло среднего рода
Чтобы определить род нужно подставить к существительному местоимение (он, она, они) или обратиться к словарю
Существительные по родам не изменяются, а относятся к одному из трех родов. Род – это постоянный признак имен существительных.
Невозможно определить род у существительных, не имеющих формы ед. ч.
В русском языке есть существительные, определить род которых можно только в контексте.
Кроссовка, тапка, туфля относятся к женскому роду, а ботинок к мужскому.
Чтобы определить род существительного во мн. ч., нужно поставить его в форму единственного числа.
-Молодцы, ребята! А теперь оцените свою работу с помощью листов самооценки, лежащих на ваших столах.
Еще у каждого из вас есть листочки со смайликами. Я прошу вас отметить галочкой тот смайлик, который соответствует вашим впечатлениям от урока.
VII Домашнее задание.
Продвинутый уровень Базовый уровень: Низкий уровень: