СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Род имён существительных. 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Архив содержит сценарий урока-путешествия, презентацию к уроку, самоанализ, и др. материалы

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока русского языка пират»

Сценарий урока русского языка. 5 класс

Род имен существительных.

Тип урока: урок совершенствования и углубления знаний.


Цели урока.

Предметные:

  • Знать принадлежность имени существительного к одному из трех родов.

  • Уметь определять род имени существительного как в единственном, так и во множественном числе; согласовывать прилагательные с именами существительными.

  • Рассмотреть сложные случаи определения рода имен существительных.

Личностные:

  1. Развивать речь учащихся, логическое мышление, коммуникативные возможности, умение работать в группе.

  2. Формировать навыки самостоятельной работы, самопроверки и самооценки.

  3. формировать и развивать познавательный интерес учащихся к предмету через использование элементов игровой технологии.

Метапредметные:

  • Воспитывать дисциплинированность учащихся, усидчивость, внимательность.

  • Совершенствовать навыки самостоятельного поиска информации при использовании дополнительной литературы (словарей)

Задачи урока: 1) Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, делать необходимые выводы. Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать род имён существительных. Обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли.

2) Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к русскому языку. Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности.


  1. Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята!


Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.


  1. Актуализация знаний.

Вбегает пират

Пират:

- Карамба! Здравствуйте, ребята! Моя корабль потерпела жуткий кораблекрушение, и меня принесло течением в вашу живописную край! Как же здесь интересно! На моей острове всё по-другому! Ваш школа такой уютный и тёплый, хотя за окнами ещё холодный и снежный зима. Вы знаете, по пути сюда я видел густую-густую лес, а в ней, оказывается, живёт пушистая зайчик, рыжий лисица и злая серая волк! У нас такие животные не водятся!

Ну что ж, друзья! К сожалению, меня ждет долгая и трудная путь домой! Скоро увидимся, до свидания!


Что ж, до свиданья! Рады были увидеться!

  • Интересный гость побывал у нас, ребята? А как хорошо говорит по-русски, правда?

  • А что вызвало у вас улыбку? Не было ли в речи нашего гостя ошибок? (Он неправильно употреблял прилагательные, использовал ошибочные окончания)

  • А почему, как вы думаете? Чего он не знает? (рода существительных)

  • Правильно. А теперь давайте попробуем предположить, что мы будем изучать сегодня на уроке. Какую тему мы запишем в свои тетради? (Род имен существительных)

  • А какой будет цель нашего урока? (Научиться определять род ИС)

  • Для чего нам нужно уметь определять род существительных? (Чтобы правильно употреблять прилагательные и глаголы с существительными, говорить и писать без ошибок)

  • Как вы думаете, эта тема легкая или трудная для вас?

Хорошо, в ходе урока мы это выясним. Я предлагаю вам представить, что вы плывете на трех кораблях, и отправиться в путешествие по морю в поисках драгоценных сокровищ.

Индийская мудрость гласит: «Из всех сокровищ знание всех драгоценнее, потому что оно не может быть ни похищено, ни потеряно, ни истреблено.»

Так какие сокровища мы будем сегодня искать? Правильно, знания! Ну что в путь?


  1. Первичное усвоение новых знаний.

  1. Внимание! Вижу на горизонте «Остров перепутанных слов», а прямо на берегу – три сундука!


Вы разделились на 3 команды. Каждый корабль будет отвечать за слова одного рода. Первый – женский род, второй – мужской, третий – средний. Ваша задача выбрать из сундука монеты со словами только своего рода, чтобы отделить настоящее золото от подделок.

В сундуках, стоящих на столах, лежат монеты со словами. После выполнения задания 1 ученик из каждой группы прикрепляет их на доску с помощью магнитов.


Мозоль, тюль, шампунь, лебедь, рояль, берёза, вуаль, мышь, дядя, какао, повидло, кофе, сено, золото, зелье, семья, простыня

Пока 3 ученика прикрепляют к доске монеты со словами, проводится опрос:

  • Что такое морфология?

  • Что такое имя существительное?

  • Как отличить одушевленное ИС от неодушевленного?

  • Какие существительные называют собственными? Нарицательными?

  • А как вы определяли род существительных, выполняя это задание? Можно ли определить род по окончанию ИС? Почему? (Нельзя, потому что окончания могут быть одинаковыми у существительных разного рода)

  • Давайте составим алгоритм действий при определении рода.

Составление алгоритма действий

В тетрадях


1. Ставим существительное в начальную форму (И.П., Ед.ч, Кто?, Что?).

2. Подставляем местоимение он, она, оно.

3. Делаем вывод.




Проверьте свою работу по ключу.

Женский род

Мужской род

Средний род

Мозоль

Берёза

Вуаль

Мышь

Семья

Простыня

Тюль

Шампунь

Лебедь

Рояль

Дядя

Кофе

Какао

Повидло

Кофе

Сено

Золото

Зелье

Все справились? Оказывается, есть слова, род которых определить не так уж просто.

  • А как быть, если мы сомневаемся, как, например, со словом мозоль? (посмотреть в толковом словаре)


Запишите в свои тетради, подберите определения к записанным словам:

Мозоль

Вуаль ж.р.


Тюль

Шампунь

Лебедь м.р.

Рояль

Кофе


Какао

Повидло с.р.


Кофе – м.р и с.р. (допустимо в разговорной речи)


Ну что? Пора плыть дальше. Какие знания мы увезем с собой с этого острова?

  • Слова мозоль, вуаль женского рода

  • Слова тюль, шампунь, лебедь, рояль и кофе мужского рода

  • Какао и повидло среднего рода

  • Чтобы определить род нужно подставить к существительному местоимение (он, она, они) или обратиться к словарю


II. Внимание! Мы попали в «Бухту проблем». Чтобы нам продолжить путь, нужно вооружиться новым знанием.

1 группа: измените устно существительное бухта по родам.

2 группа: определите род существительного ножницы.

3 группа: определите род существительного обжора.

  • Не получилось выполнить задание? Почему? (Слово не изменяется по родам. Оно относится к одному из трёх родов; существительное ножницы имеет форму только мн.ч., поэтому род не определяется; обжора может относиться и к женскому, и к мужскому роду в зависимости от контекста)

Так какие же знания откроют нам дорогу дальше?

  • Существительные по родам не изменяются, а относятся к одному из трех родов. Род – это постоянный признак имен существительных.

  • Невозможно определить род у существительных, не имеющих формы ед. ч.

  • В русском языке есть существительные, определить род которых можно только в контексте.

III. Физминутка «Шторм»

Ребята! Мы попали в шторм, наши корабли ужасно качает! Чтобы не свалиться за борт всем нужно встать. Когда я буду называть существительное женского рода, нужно быстро присесть, мужского – подпрыгнуть.

Рыба

Пират

Ракушка

Корабль

Ветер

Волна

Море.

Почему вы остались неподвижными, когда я назвала слово «море»? (это существительное среднего рода)

Молодцы! Все на борт! Плывем дальше!

  1. Внимание на пути «Залив загадок»!

Над нами сгущаются загадочные тучи. Чтобы их разогнать, я буду загадывать вам загадки, а вы отвечайте хором и ответы записывайте столбиком в свои тетради.

Надёжная обувь для спорта и игр,

В ней каждый становится быстрым, как тигр.

Их надеваем мы на тренировки

И как называем? Конечно, кроссовки


Чтобы дома не замёрзли

У Анютки пятки,

Мама купит в магазине

Для дочурки тапки


Что на ножки надевать,

Чтобы прыгать и скакать?

Чтоб ноги твои не опухли,

Должны быть удобными туфли


Делают обувь для маленьких ножек

Из натуральной, конечно же, кожи.

Их башмаками зовут по старинке,

А мы называем их просто ботинки


Молодцы! Но осталась еще одна туча, ее прогнать мы сможем только при помощи грозного оружия – толковых словарей.

Запишите напротив каждого слова форму единственного числа, определите род, найти правильный ответ вам помогут лежащие на партах словари.

Мн. число

Ед. число

Кроссовки

Кроссовка (ж.р.)

Тапки

Тапка (ж.р.)

Туфли

ТУфля (ж.р.)

Ботинки

Ботинок (м.р.)


Сколько ошибок вы допустили? Теперь знайте, что под кроватью потерялась тапка, а перед физкультурой вы не успели надеть одну кроссовку. А у мамы нужно спрашивать: «Где моя тУфля?», а не туфель и не туфлЯ.

Ну что, ребята, отправляемся дальше. Какими знаниями мы запаслись в «Заливе загадок»?

  • Кроссовка, тапка, туфля относятся к женскому роду, а ботинок к мужскому.

  1. Впереди «Остров Робинзона Крузо», а к берегу прибило какую-то бутылку. Да в ней записка! Только окончания некоторых слов размыты. Чтобы прочитать послание, текст нужно восстановить.

На ваших столах лежат тексты, в которых потерялись окончания имен прилагательных. Попробуйте восстановить их в соответствии с родом имен существительных, к которым они относятся. Определите род ИС, объясните правописание слов с орфограммами.

3 человека (по одному из каждой команды) выписывают на доске словосочетания прилагательные + существительные своего рода.


В 18 лет я сб..жал из родн… дома и отправился в морск… путешествие. Много времени я провёл на б…рту кор..бля, но однажды в результате сильнейш… шторма вся команда погибла, а меня выбр…сило морск… волной на неизвестн… остров.

Первую ночь я провел на высок… дереве, а потом построил себе довольно уютн… жильё на земле.

Долг… годы я жил среди дик… животных, окруженный зарослями экзотическ… растений. Но вот, наконец, мне представился счастлив… случай отплыть на родину!

Я оставляю это письмо для тех, кто окажется в сложн… ситуации. Не отчаивайтесь! Даже в сам… тяжёл… условиях сильный духом человек сможет выжить!

Ваш Робинзон Крузо.

Проверка

- Все ли словосочетания выписаны правильно?

- у всех ли существительных верно определён род?

- Как вы определили род существительных, которые стоят в форме множественного числа? Что для этого нужно сделать? (поставили в форму ед. ч.)

- Какие буквы вставили в выделенных словах? Почему? (по 1 слову каждой команде)

Какое знание мы получили на Острове Робинзона Крузо?

  • Чтобы определить род существительного в форме множественного числа, нужно поставить его в форму единственного числа.

VI. Рефлексия

Ну вот и закончилось наше путешествие. Давайте вспомним, какие сокровища, т.е. знания, мы унесем с собой с этого урока. Вам поможет карта сокровищ

Возможные ответы:

  • Слова мозоль, вуаль женского рода

  • Слова тюль, шампунь, лебедь, рояль и кофе мужского рода

  • Какао и повидло среднего рода

  • Чтобы определить род нужно подставить к существительному местоимение (он, она, они) или обратиться к словарю

  • Существительные по родам не изменяются, а относятся к одному из трех родов. Род – это постоянный признак имен существительных.

  • Невозможно определить род у существительных, не имеющих формы ед. ч.

  • В русском языке есть существительные, определить род которых можно только в контексте.

  • Кроссовка, тапка, туфля относятся к женскому роду, а ботинок к мужскому.

  • Чтобы определить род существительного во мн. ч., нужно поставить его в форму единственного числа.

-Молодцы, ребята! А теперь оцените свою работу с помощью листов самооценки, лежащих на ваших столах.

Еще у каждого из вас есть листочки со смайликами. Я прошу вас отметить галочкой тот смайлик, который соответствует вашим впечатлениям от урока.

VII Домашнее задание.

Продвинутый уровень Базовый уровень: Низкий уровень:

Просмотр содержимого документа
«монеты»

























































Просмотр содержимого документа
«самоанализ урока род ИС»

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе по теме: «Род имен существительных»

Краткая характеристика класса

В классе обучается 9 человек. Высокая успеваемость у трех учеников, трое учащихся со средней успеваемостью и еще троих можно отнести к слабым учащимся. Группы были сформированы с учетом образовательных возможностей учащихся так, чтобы в каждой присутствовали и сильные, и слабые дети.

Присутствовали на уроке все.

Тема урока: «Род имен существительных».

Цели урока.

Предметные:

  • Дать информацию о принадлежности имени существительного к одному из трех родов.

  • Совершенствовать умения определять род имени существительного как в единственном, так и во множественном числе; согласовывать прилагательные с именами существительными.

  • Рассмотреть сложные случаи определения рода имен существительных.

Личностные:

  1. Развивать речь учащихся, логическое мышление, коммуникативные возможности, умение работать в группе.

  2. Формировать навыки самостоятельной работы, самопроверки и самооценки.

  3. формировать и развивать познавательный интерес учащихся к предмету через использование занимательного материала, элементов игры.

Метапредметные:

  • Воспитывать дисциплинированность учащихся, усидчивость, внимательность.

  • Совершенствовать навыки самостоятельного поиска информации при использовании дополнительной литературы (словарей)

Задачи урока: 1) Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнение, делать необходимые выводы. Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать род имён существительных. Обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли.

2) Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к русскому языку. Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности. Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения темы «Род имён существительных».

Урок направлен на формирование следующих УУД:

личностные: ученик оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, совершенствует навыки самооценки самооценки;

познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;

коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения, осуществляет совместную деятельность в группах для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других.

Тип урока: Урок открытия новых знаний (1 урок по данной теме)

Планируемые результаты: учащиеся должны знать принадлежность имен существительных к одному из трех родов;

должны уметь определять род имен существительных, согласовывать их с именами прилагательными;

находить нужную информацию в словарях

Метод по типу познавательной деятельности частично-поисковый, исследовательский.



На данном занятии реализовывался системно-деятельностный подход к обучению, использовались информационно-коммуникативная, игровая, проблемная, групповая, здоровьесберегающая технологии.

Урок с мультимедийной поддержкой эмоционален и не утомителен для ученика за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, что резко повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.  

Исходя из целей, структура урока состоит из 8 этапов, которые все были соблюдены.

1.Оргмомент способствовал психологическому настрою учащихся на плодотворную работу и восприятию новых знаний.

2. Мотивация к учебной деятельности. Выступление пирата.

3. Актуализация знаний. Были созданы условия, при которых ученики сами вывели тему и цель урока.



4. Первичное усвоение новых знаний («Остров перепутанных слов», «Бухта проблем», «Залив загадок»)

5. Применение нового знания в стандартной ситуации. Работа с письмом на «Острове Робинзона Крузо», где ученики самостоятельно определяли род имен существительных, согласовывали их с именами прилагательными

6.Рефлексия. осуществлялась через беседу и работу в листах самооценки.

7.Дифференцированное домашнее задание

Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный.

В ходе урока дети усвоили, что существительные по родам не изменяются, а относятся к одному из трех родов, повторили алгоритм определения рода имен существительных, рассмотрели сложные случаи определения рода, закрепили умение согласовывать имена прилагательные с существительными.

Оценки учащимся будут выставлены после проверки листов самооценки.

Я считаю, что урок цели достиг.

Просмотр содержимого презентации
«род ИС открытый урок»

Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Моя корабль потерпел а  жуткий кораблекрушение , и меня принесло течением в вашу живописную край ! Как же здесь интересно! На моей острове всё по-другому! Ваш школа такой уютный и тёплый , хотя за окнами ещё холодный и снежный зима . Вы знаете, по пути сюда я видел густую-густую лес , а в ней, оказывается, живёт пушистая зайчик , рыжий лисица и злая серая волк ! У нас такие животные не водятся!
  • Моя корабль потерпел а жуткий кораблекрушение , и меня принесло течением в вашу живописную край ! Как же здесь интересно! На моей острове всё по-другому! Ваш школа такой уютный и тёплый , хотя за окнами ещё холодный и снежный зима . Вы знаете, по пути сюда я видел густую-густую лес , а в ней, оказывается, живёт пушистая зайчик , рыжий лисица и злая серая волк ! У нас такие животные не водятся!

Ну что ж, друзья! К сожалению, меня ждет долгая и трудная путь домой! Скоро увидимся, до свидания!

Род имён существительных Из всех сокровищ знание всех драгоценнее, потому что оно не может быть ни похищено, ни потеряно, ни истреблено. Индийская мудрость

Род имён существительных

  • Из всех сокровищ знание всех драгоценнее, потому что оно не может быть ни похищено, ни потеряно, ни истреблено.

Индийская мудрость

Остров перепутанных слов

Остров перепутанных слов

Ключ Женский род Мужской род Мозоль Тюль Средний род Берёза Шампунь Какао Вуаль Повидло Мышь Лебедь Рояль Семья Кофе Сено Дядя Простыня Кофе Золото Зелье

Ключ

Женский род

Мужской род

Мозоль

Тюль

Средний род

Берёза

Шампунь

Какао

Вуаль

Повидло

Мышь

Лебедь

Рояль

Семья

Кофе

Сено

Дядя

Простыня

Кофе

Золото

Зелье

Существительные женского рода

Существительные женского рода

  • Мозоль
  • Вуаль
Вуа́ль — женский головной убор, частично или полностью закрывающий лицо. Обычно вуаль выполняется из полупрозрачной ткани, кружев, часто в виде сетки.
  • Вуа́ль — женский головной убор, частично или полностью закрывающий лицо. Обычно вуаль выполняется из полупрозрачной ткани, кружев, часто в виде сетки.
Существительные мужского рода

Существительные мужского рода

  • Тюль
  • Шампунь
  • Лебедь
  • Рояль
  • Кофе
Существительные среднего рода

Существительные среднего рода

  • Какао
  • Повидло
Окончания могут быть одинаковыми у существительных разного рода

Окончания могут быть одинаковыми у существительных разного рода

  • Дяд я – петл я
  • Боль – король
  • Рук а - пап а
Алгоритм действий при определении рода существительного

Алгоритм действий при определении рода существительного

  • Ставлю существительное в начальную форму (И.п. ед. ч.).
  • Подставляю местоимения: ОН, ОНА, ОНО .
  • Делаю вывод.
Какие сокровища-знания мы увезем с собой с Острова перепутанных слов?

Какие сокровища-знания мы увезем с собой с Острова перепутанных слов?

  • Слова «мозоль», «вуаль» женского рода
  • Слова «тюль», «шампунь», «лебедь», «рояль» и «кофе» мужского рода
  • «Какао» и «повидло» среднего рода
  • Чтобы определить род нужно подставить к существительному местоимение (он, она, они) или обратиться к словарю
Бухта проблем Задание для экипажа корабля «Женский род» Задание для экипажа корабля «Мужской род» Измените устно существительное бухта по родам Задание для экипажа корабля «Средний род» Определите род существительного ножницы  Определите род существительного обжора

Бухта проблем

Задание для экипажа корабля «Женский род»

Задание для экипажа корабля «Мужской род»

Измените устно существительное бухта по родам

Задание для экипажа корабля «Средний род»

Определите род существительного ножницы

Определите род существительного обжора

Сокровища-знания из «Бухты проблем»

Сокровища-знания из «Бухты проблем»

  • Существительные по родам не изменяются , а относятся к одному из трех родов . Род – это постоянный признак имен существительных.
  • Невозможно определить род у существительных, которые не имеют формы ед. ч.
  • В русском языке есть существительные, определить род которых можно только в контексте.
Шторм

Шторм

Залив загадок

Залив загадок

Говори правильно!

Говори правильно!

  • Кро сс овки – кро сс овка (ж. р.)
  • Тапки – тапка (ж. р.)
  • Туфли – тУфля (ж. р.)
  • Ботинки – ботинок (м. р.)
Сокровище – знание из «Залива загадок»

Сокровище – знание из «Залива загадок»

  • Кроссовка , тапка , туфля относятся к женскому роду, а ботинок - к мужскому.
Остров Робинзона Крузо

Остров Робинзона Крузо

В 18 лет я сб..жал из родн… дома и отправился в морск… путешествие. Много времени я провёл на б…рту кор..бля, но однажды в результате сильнейш… шторма вся команда погибла, а меня выбр…сило морск… волной на неизвестн… остров.
  • В 18 лет я сб..жал из родн… дома и отправился в морск… путешествие. Много времени я провёл на б…рту кор..бля, но однажды в результате сильнейш… шторма вся команда погибла, а меня выбр…сило морск… волной на неизвестн… остров.

Первую ночь я провел на высок… дереве, а потом построил себе довольно уютн… жильё на земле.

Долг… годы я жил среди дик… животных, окруженный зарослями экзотическ… растений. Но вот, наконец, мне представился счастлив… случай отплыть на родину!

Я оставляю это письмо для тех, кто окажется в сложн… ситуации. Не отчаивайтесь! Даже в сам… тяжёл… условиях сильный духом человек сможет выжить!

Ваш Робинзон Крузо.

Сокровище – знание с Острова Робинзона Крузо

Сокровище – знание с Острова Робинзона Крузо

  • Чтобы определить род существительного в форме множественного числа, нужно поставить его в форму единственного числа.
Домашнее задание Для всех обязательно Для тех, кто хорошо понял тему урока Выучить материал по карте сокровищ Для тех, кто недостаточно разобрался в теме урока

Домашнее задание

Для всех обязательно

Для тех, кто хорошо понял тему урока

  • Выучить материал по карте сокровищ

Для тех, кто недостаточно разобрался в теме урока

  • Составить текст из 5-7 предложений на свободную тему, где употреблялись бы существительные каждого рода, т.е. и мужского, и женского, и среднего.
  • Упр.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!