СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль имен прилагательных.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе на тему: «Роль имен прилагательных»

Просмотр содержимого документа
«Роль имен прилагательных.»

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку

Класс 3 ОС «Школа 2100»

Общая характеристика учебного занятия

Тема

Роль имен прилагательных в речи

Цель

Формировать понятие о роли имен прилагательных в русском языке; развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать, а также развивать орфографическую зоркость, наблюдательность, внимание, речь учащихся; воспитывать любовь к языку; бережное отношение к животным; умение работать в коллективе; воспитывать аккуратность ведения тетрадей.

Основное содержание темы, термины и понятия

Имя прилагательное, роль в речи, словосочетание.

Планируемый результат







Предметные

УУД

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи; определять лексическое значение имен прилагательных; составлять словосочетания с именами прилагательными.

Личностные: оценивать учебную деятельность, деятельность в команде.

Регулятивные: определять цель деятельности с помощью педагога, составлять план, следовать плану, контроль собственной деятельности.

Коммуникативные: сотрудничать при работе в команде, определять степень успешности своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные:

установление причинно-следственных связей, проведение сравнительного анализа, формирование способов эффективного чтения и размышления, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Межпредметные связи

Учебный предмет (курс)

Формы приемы работы

Ресурсы

Литературное чтение. Окружающий мир

Фронтальная, парная, групповая, самостоятельная. Системно-деятельностный подход. Технология развития критического мышления. Исследование.

Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 3-го класса.

Презентация Smart Notebook для интерактивной доски.


Структура учебного занятия (этапы)

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (возможные ответы)

1. Организационный момент

Цель этапа: самоопределение к деятельности.


Утром ранним кто–то странный
Заглянул в мое окно,
На ладони появилось
Ярко рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло,
Первый лучик золотой.
И как с самым лучшим другом
Поздоровалось со мной!

- Солнце встречает каждого из нас теплом. Дарит каждому хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам только радость.

- Запишите в тетрадях сегодняшнее число.


Слушают стихотворение, наблюдают за сменой слайдов.






Здороваются.


Проверяют рабочие места, настраиваются на работу.


Записывают число, вид работы.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель этапа: актуализация опыта и предыдущих знаний учащихся для постановки цели учебной деятельности.

Показатели реального результата этапа: активизируются имеющиеся знания, постановка проблемного вопроса.


1. Чистописание (выполняется в рабочей тетради)

- Игра «Шифровка». Какие слова зашифрованы? Ансев, анилд, анул.

- Что общего у этих слов?





- Повторим написание этой буквы. Работайте на двух строках, самостоятельно соединяя «н» и «нн» в росчерк.

- Как вы считаете, какая орфограмма «просит», чтобы о ней вспомнили?

Игра «Кто последний»

- Назвать слово с удвоенной согласной «н».

- Добавьте к каждому слову окончание «-ий» или «-ый». Запишите получившиеся пары слов.

2. Актуализация знаний по теме «Имя прилагательное»

- Что объединяет получившиеся слова? (весенний, длинный, лунный)

Заполнение денотатного графа «Имя прилагательное» .












- Весна , длина, луна.

- Имена существительные. Неодушевленные имена существительные. В каждом слове два слога. Второй слог ударный. В каждом слове есть буква н.

У детей получаются индивидуальные росчерки. Два ученика работают на доске.

- Удвоенная согласная.

Побеждает ученик, назвавший последнее слово.

Весна – весенний; длина – длинный; луна – лунный.




- Удвоенная «н», слова отвечают на вопрос «какой?», это имена прилагательные.

Групповая работа.

- Каждая группа должна закончить граф: подобрать существенные признаки понятия «имя прилагательное», привести примеры.


3.Постановка учебной задачи.

Цель этапа: создание условий для формулирования детьми темы и задачи урока. 

Показатели реального результата этапа: сформулирована тема урока, определены цель и желаемый результат урока.


- Разгадайте загадку: Сам ..., …, сюртук …,

- Почему не получается?

- Каких слов?

- Послушайте еще раз: Сам алый, сахарный, сюртук зеленый, бархатный!

- Какие слова помогли отгадать загадку? - Какой частью речи являются эти слова?

- Какой вывод можно сделать?


- А в чем заключается важность?

Прием «Корзина идей».

Обращение к материалу, собранному в «корзину идей» осуществляется в течение всего урока.

- В течение урока мы постараемся ответить на вопрос о том, какова роль имен прилагательных в нашей речи.

- Назовите тему урока.

- Чего должны достичь?

Дают разные ответы.

Не хватает слов.


Это арбуз!


Алый, сахарный, зеленый, бархатный.

Именем прилагательным.

Имена прилагательные очень важную роль играют в нашей речи, очень нужны.

Дети выдвигают различные предложения, предположения. Все записывается на доске.




Роль имен прилагательных в речи.

- Понять, зачем нужны имена прилагательные.

4.Построение плана выхода из затруднений.

Цель этапа: планирование учебной деятельности.

Показатели реального результата этапа: определен план решения учебной задачи.

Пред вами пункты плана урока. Поставите их в нужном порядке.

Самостоятельно выполнить задания.

Уметь определять роль прилагательного в словосочетании.

Узнать, для чего нужны имена прилагательные?

Сказать, чему научились.



Дети на интерактивной доске переставляют пункты в нужном порядке.

1. Узнать, для чего нужны имена прилагательные?

2. Уметь определять роль прилагательного в словосочетании.

3. Самостоятельно выполнить задания.

4. Сказать, чему научились.

5. Решение учебной задачи.

Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождение путей её решения.

Показатели реального результата этапа: активная работа учащихся в группах, найдено решение проблемы.




Чередование с этапом

Первичное закрепление

Цель этапа:

Установление осознанности восприятия.

Показатели реального результата этапа: проговаривание изученного материала.


Схема «Фишбоун»

- Итак, мы определили проблему нашего урока: узнать, какова роль имен прилагательных в речи, собрали «корзину идей», составили план. Начнем доказывать наши предположения. Фиксировать результаты будем с помощью схемы «Фишбоун», а помогут нам «открыть» новое знание наши друзья – животные.

- Внимательно прочитайте записанные на доске слова (коллективно)

Хитрая, пуш_стая, к_рова, с_бака, верная, б_льшая, л_са, кошка.

1. Словарная работа

- Какие буквы пропущены? Докажите свой ответ.




- На какие группы можно разбить эти слова с точки зрения русского языка?

Желательно добиться доказательного ответа на этот вопрос.

- Запишем существительные

лиса
собака
корова
кошка

На доске рисунки

- Это кто?

- Какая орфограмма?

- Классифицируйте этих животных?

- В чем вы видите отличие домашних животных от диких?


- Всегда ли домашние животные живут дома, сытые, ухоженные?

- Сформулируйте правило для тех людей, которые решили завести себе домашнее животное?


Роль 1. Характеристика.

- Работайте в парах, определите и запишите прилагательные, которые подходят к данным существительным.

Важно обратить внимание на то, что могут получиться разные варианты таких записей.



- Какими вы представляете себе большую корову и хитрую корову? Что позволило вам создать разные образы одного и того же животного?

- Внесем в схему справа несколько примеров: верная собака, хитрая лиса.

- Чем помогли нам эти слова?


- Какую роль выполняют имена прилагательные в этом случае?

- Запишем напротив словосочетаний в схему «характеристика предметов»













Слова с безударной гласной, проверяемой ударением: Лиса, проверочное слово лис., большая – больше. Собака, корова - словарные слова. Пушистая, сочетание жи, щи пиши с буквой и. )

Имена существительные, имена прилагательные

Дети записывают по одному слову на доске.




Животные.

Запись учеником слова животные.

Гласные после шипящих.

Дикие и домашние.

За домашними животными ухаживает человек, а дикие заботятся сами о себе.

Нет, иногда люди выгоняют своих питомцев на улицу.

Перед тем, как завести животное, надо подумать, сможешь ли ты за ним ухаживать, ведь они зависят от нас. Они - наши друзья, любимцы




Могут получиться следующие записи:

Хитрая лиса, верная собака, пушистая кошка, большая корова.

Большая собака, верная кошка, хитрая корова, пушистая лиса. И т.п.

Имена прилагательные были разными.





Слова помогли узнать о данном животном, описали их.

Помогает охарактеризовать предмет.




Первичное закрепление.

Работа по- вариантам

А)1 вариант: выбрать и записать слова, описывающие лису.

2 вариант: выбрать и записать слова, описывающие собаку.

- Кроме данных , вы можете придумать и записать свои слова, характеризующие этих животных.

Хищная, хитрая, умная, рыжая, пятнистая, белая, верная.

Роль 2. Уточнение.

- Вспомните, почему в начале урока вам сразу не удалось отгадать загадку?




- Поиграем, я вам загадаю загадку: уши, лапы, хвост.

- А почему у вас разные ответы?

- Запишем в схему справа пример о загадках.

- Загадаю ещё раз: Длинные уши, пушистый хвост, мягкие лапки.

- Почему во второй раз дан точный ответ? Значит, зачем нужны прилагательные?

- Дополним записи в схеме слева словом – «уточнение»

Роль 3. Понимание смысла

- Многие владельцы домашних животных приводят своих питомцев на выставки, чтобы все могли увидеть, какие ухоженные и красивые собаки и кошки. На одной из таких выставок первый приз взяла кошка цвета маренго.

- Как выглядит эта кошка?

- Почему кошки у вас получаются разными?


- А где можно узнать?

Верно, в таких случаях на помощь приходят различные толковые словари. Обратимся к «Толковому словарю русского языка»



- Что помогло понять, какого цвета была кошка?

- Какую роль в этом случае выполняет имя прилагательное?

Запишите этот вывод в схему.

Первичное закрепление

- Работайте в группах. Найдите в толковом словаре слово, смысл которого раскрывается в большей степени с помощью имен прилагательных.

Роль 4. Украшение и обогащение речи.

Работа в группах.

Прочитайте отрывок из произведения Э. Сетона-Томпсона «Домино» (История одного черно-бурого лиса) И ответьте на вопрос: Каково назначение в этом тексте имен прилагательных?























- Итак, каково назначение в этом тексте имен прилагательных?

- Попробуйте из текста некоторые прилагательные. Что получается?

- Запишите в схему справа прилагательные, которые вам больше понравились.

- Каково назначение имен прилагательных в этом случае?

- Закончим схему. Запись слева: украшают, обогащают.





Проверка

1 в.- хищная, хитрая, умная, рыжая,…;

2 .- умная, хитрая, рыжая, пятнистая, белая, верная,…







Отсутствовали имена прилагательные, с помощью которых можно понять, о чем идет речь.


Кот, лиса, волк, мышка, собака, …


Нет точного описания


Заяц.


Имена прилагательные уточняют сведения о предметах и явлениях.









Дети выдвигают различны предположения.

Непонятно, что это за цвет – маренго

В словаре


«Маренго – это сероватый оттенок черного цвета» Запишите в схему справа это выражение.

Сероватый, черный – это имена прилагательные


Помогает понять смысл неясных слов.

Понять смысл


Лучше указать номер страницы в словаре для каждой группы заранее.

Находят слова, зачитывают.


«Черно-бурого лисенка, пока он еще не переменил своей детской шубки, легко принять за обыкновенного. Только с приближением зимы можно обнаружить красоту счастливца. И вот, когда прошла осень и в Голдере наступили морозные ночи, темнеющая зимняя шуба Домино с каждым днем становилась все пышнее и гуще, хвост с белым кончиком - пушистее, а темная полоса поперек морды - все чернее, резко выделяясь, подобно маске, среди обрамляющей ее серебристой шерсти. Голова и шея также приобрели блестящий черный цвет. Наконец, как звезды, усеивающие темное ночное небо, появились "блестящие белые кончики волос на фоне черного, как мрак, меха. Тот, кто видел черномазого лисенка в июле, ни за что не узнал бы его теперь, в ноябре, в полном блеске благородного зимнего наряда: Домино превратился в великолепного черно-бурого лиса.»

Возможно, будет несколько вариантов: про описание животного (роль 1), про то, что красиво написано – это важнее.

Не так интересно и уже не таким красивым представляем лисенка.

Благородный черный наряд.


Обогащают и украшают нашу речь.

6. Включение в систему знаний.

Цель этапа: Включение знаний в систему жизненного опыта.

Показатели реального результата этапа: учащиеся самостоятельно включают новые знания в общую систему.


В итоге получается схема, в которой верхняя часть - вывод не заполнен. К нему обратимся на стадии рефлексии.

Первичное закрепление

Взаимоопрос. Приём «Толстый и тонкий вопросы»

- Задайте друг другу по одному «тонкому и толстому» вопросу по материалам урока.

Например: тонкий вопрос: Для чего нужны прилагательные в словосочетаниях «хитрая лиса, серый волк»? Что такое «маренго»? Почему загадку про арбуз с первого раза не удалось разгадать? На какие группы делятся животные?

Толстый вопрос: Каким образом имена прилагательные

украшают нашу речь?


7.Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель этапа: проверка уровня достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

Показатели реального результата этапа: дети делают вывод о решении / нерешении проблемы урока. Оценивают свои личные достижения.

5 минут

IV. Стадия «Рефлексия»

1. «Корзина идей»

- Настало время подвести итог. Давайте еще раз заглянем в корзинку идей, которую мы собирали в начале урока. Какие предположения подтвердились, какие оказались лишними?

2. Синквейн.

- Составьте синквейн по теме сегодняшнего урока.









3. Закончить «Фишбоун».

- В нашей схеме «Фишбоун» осталась пустой верхняя часть, где должен быть написан вывод, главная мысль нашего урока. Какие у вас есть варианты?


4. Оценка деятельности.

- Оцените свою работу на уроке: активно ли вы участвовали в обсуждении, смогли ли самостоятельно ответить на все вопросы и т.п.

5. Переход к теме следующего урока

На экране появляются слова из грамматической сказки

«Скромные просители

От рождения у Прилагательных были очень покладистые характеры. Они с удовольствием согласовывались бы во всем с Существительными…»(Волина В.В. Веселая грамматика. – М.:Знание,1995. – 336 с.)

- Как вы считаете, о чем пойдет речь на следующем уроке?

Верно, на следующем уроке мы выясним, каким образом связаны между собой имена прилагательные и имена существительные.

- Молодцы, было приятно услышать от вас много умных мыслей! Спасибо за урок!








Высказывания детей.


Дети работают в группах, зачитывают свои синквейны, выбирается лучший, который глубже отражает тему урока «Роль имен прилагательных в речи»

Возможен такой вариант синквейна:

Прилагательное

Разнообразное, живописное

Уточняет, поясняет, украшает

Очень замечательное – имя прилагательное!

Эпитет

Варианты: Имя прилагательное – разнообразное. Имя прилагательное имеет несколько ролей.

Чтобы все отличным стало, разных признаков немало! Будем всюду замечать и к месту в речи их вставлять!


Дети в тетради рисуют оценочную шкалу.








Варианты: о прилагательных и существительных, о связи прилагательных и существительных, как существительные помогали прилагательным и т.п.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!