СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Роль обращений в стихотворениях сампурского поэта В.А. Осипова о жизни и о любви"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация лингвистического проекта о роли обращений в стихотворениях сампурского поэта В.А. Осипова о жизни и о любви.

Тип проекта: информационный, групповой, краткосрочный. Информационные источники указаны на последнем слайде.

Просмотр содержимого документа
«"Роль обращений в стихотворениях сампурского поэта В.А. Осипова о жизни и о любви"»

Роль обращений в стихотворениях В.А. Осипова о жизни и о любви Подготовили: учащиеся 8 а класса МБОУ «Сатинская СОШ» Руководитель: учитель русского языка и литературы Осипова Нина Владимировна

Роль обращений в стихотворениях В.А. Осипова о жизни и о любви

Подготовили: учащиеся 8 а класса МБОУ «Сатинская СОШ»

Руководитель: учитель русского языка и литературы Осипова Нина Владимировна

Аннотация к проекту Тип проекта: информационный, групповой, краткосрочный. Цель проекта: выяснение роли обращений в лирических стихотворениях о жизни и о любви сампурского поэта В.А. Осипова. Задачи проекта: а) отобрать и проанализировать стихотворения, в которых встречаются обращения; б)выяснить функции обращения в стихотворениях поэта; в) сделать выводы о роли обращений в стихотворениях о жизни и о любви.

Аннотация к проекту

  • Тип проекта: информационный, групповой, краткосрочный.
  • Цель проекта: выяснение роли обращений в лирических стихотворениях о жизни и о любви сампурского поэта В.А. Осипова.
  • Задачи проекта:

а) отобрать и проанализировать стихотворения, в которых встречаются обращения;

б)выяснить функции обращения в стихотворениях поэта;

в) сделать выводы о роли обращений в стихотворениях о жизни и о любви.

Немного теории Обращение  – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение произносится с особой звательной интонацией.  Это означает, что тот, к кому обращаются с речью, может услышать, понять сказанное и дать ответ. Следовательно, обращение называет лицо одушевленное.

Немного теории

Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение произносится с особой звательной интонацией. Это означает, что тот, к кому обращаются с речью, может услышать, понять сказанное и дать ответ. Следовательно, обращение называет лицо одушевленное.

Основная функция обращения   Побудить собеседника слушать, привлечь внимание к сообщению, поэтому в качестве обращения часто употребляются имена, фамилии, название лиц по родству и т. д. В художественных произведениях в роли обращений могут выступать названия птиц, животных и неодушевленных предметов.

Основная функция обращения

  • Побудить собеседника слушать, привлечь внимание к сообщению, поэтому в качестве обращения часто употребляются имена, фамилии, название лиц по родству и т. д.
  • В художественных произведениях в роли обращений могут выступать названия птиц, животных и неодушевленных предметов.
Поэтическое обращение Это обращение чаще всего к неодушевленному лицу.  В тексте оно используется как изобразительно-выразительное средство, помогающее охарактеризовать героя произведения. Большей частью имеет риторический характер (обращение к отсутствующему лицу, к животным, к неодушевленным предметам).

Поэтическое обращение

Это обращение чаще всего к неодушевленному лицу.

В тексте оно используется как изобразительно-выразительное средство, помогающее охарактеризовать героя произведения.

Большей частью имеет риторический характер (обращение к отсутствующему лицу, к животным, к неодушевленным предметам).

 В 2005 году вышел в свет поэтический сборник В. А.Осипова под названием  «Лирика»

В 2005 году вышел в свет поэтический сборник В. А.Осипова под названием

«Лирика»

Основная функция обращения (звательная) состоит в том, чтобы, назвав собеседника, привлечь его внимание, побудить к восприятию речи   Моя родная! Счастья! С Новым годом!  («Новогоднее»)

Основная функция обращения (звательная) состоит в том, чтобы, назвав собеседника, привлечь его внимание, побудить к восприятию речи

Моя родная!

Счастья!

С Новым годом!

(«Новогоднее»)

Обращения служат для обозначения конкретного лица адресата Вот мы снова в нашем классе через двадцать лет. На доске пишу я мелом:  - Здравствуй, Танечка !  («Белый танец»)

Обращения служат для обозначения конкретного лица адресата

Вот мы снова в нашем классе через двадцать лет.

На доске пишу я мелом:

- Здравствуй, Танечка !

(«Белый танец»)

«Поздняя исповедь» Вера Николаевна! Простите! Не порвать  С девятым классом Нить. Вы меня с урока Отпустите С Колькой Ивановым  Побродить…

«Поздняя исповедь»

Вера Николаевна!

Простите!

Не порвать

С девятым классом

Нить.

Вы меня с урока

Отпустите

С Колькой Ивановым

Побродить…

С помощью обращения автор выражает отношение к своему адресату Вечерами теперь  Я скучаю за книжкой. Рядом нет, как всегда, Твоего плеча. Мой застенчивый. Мой мальчишка! Приходи, Приходи помолчать!  («Приходи помолчать»)

С помощью обращения автор выражает отношение к своему адресату

Вечерами теперь

Я скучаю за книжкой.

Рядом нет, как всегда,

Твоего плеча.

Мой застенчивый.

Мой мальчишка!

Приходи,

Приходи помолчать!

(«Приходи помолчать»)

Обращение помогает создать образ того или иного литературного героя, показать  отношения между персонажами.   Не грустите, мальчики , Не грустите, милые, На земле для каждого Хватит по Снегурочке.  («Не грустите, мальчики»)

Обращение помогает создать образ того или иного литературного героя, показать отношения между персонажами.

Не грустите, мальчики ,

Не грустите, милые,

На земле для каждого

Хватит по Снегурочке.

(«Не грустите, мальчики»)

В художественной речи обращения нередко адресованы неодушевлённым предметам, явлениям. Это обращения к странам и континентам, городам, рекам, явлениям природы во всем ее многообразии, к явлениям космической жизни, к пространству и времени, к различным проявлениям интеллектуального и эмоционального мира человека. Обращения раскрывают те сферы жизни, с которыми поэт теснее всего связан, обнаруживают предметы и явления, которые интересуют поэта, о которых он рассуждает, с которыми вступает в диалог.

В художественной речи обращения нередко адресованы неодушевлённым предметам, явлениям. Это обращения к странам и континентам, городам, рекам, явлениям природы во всем ее многообразии, к явлениям космической жизни, к пространству и времени, к различным проявлениям интеллектуального и эмоционального мира человека.

Обращения раскрывают те сферы жизни, с которыми поэт теснее всего связан, обнаруживают предметы и явления, которые интересуют поэта, о которых он рассуждает, с которыми вступает в диалог.

«Женщина прошла» Не беснуйся, ветер окаянный! Видишь, на пороге Новый год. Женщина царевной –Несмеяной По вечерней улочке идет… Обращение в поэтическом тексте часто выступает как особый художественный приём — приём олицетворения

«Женщина прошла»

Не беснуйся, ветер окаянный!

Видишь, на пороге Новый год.

Женщина царевной –Несмеяной

По вечерней улочке идет…

Обращение в поэтическом тексте часто выступает как особый

художественный приём — приём олицетворения

«Где та девчонка?» Гляжу завороженно Вслед девчонке. В ответ колокольчиком Звонкий смех. Где ты, мой нежный, Самый первый, Самый чистый Мартовский снег? Обращения, адресованные к неодушевлённым предметам, явлениям природы, часто представляют собой обращения – эпитеты.

«Где та девчонка?»

Гляжу завороженно

Вслед девчонке.

В ответ колокольчиком

Звонкий смех.

Где ты, мой нежный,

Самый первый,

Самый чистый

Мартовский снег?

Обращения, адресованные к неодушевлённым предметам, явлениям природы, часто представляют собой обращения – эпитеты.

«Снятся воды талые» За окном метелица, Снежная метель. Ну, а мне все грезится Синий наш апрель. Снятся воды талые. Мы с тобой в лесу. Я тебя, усталую, На руках несу. Будет утро раннее, Да не с той весны. Что ж вы душу раните, Голубые сны?

«Снятся воды талые»

За окном метелица,

Снежная метель.

Ну, а мне все грезится

Синий наш апрель.

Снятся воды талые.

Мы с тобой в лесу.

Я тебя, усталую,

На руках несу.

Будет утро раннее,

Да не с той весны.

Что ж вы душу раните,

Голубые сны?

«По тропинке узкой» Где ты, Моей юности Страна? Годы надвигаются лавиной, На висках моих  Не седина – Цвет черёмухи Весны неповторимой…

«По тропинке узкой»

Где ты,

Моей юности

Страна?

Годы надвигаются лавиной,

На висках моих

Не седина –

Цвет черёмухи

Весны неповторимой…

Выводы Обращения составляют важную функционально - семантическую часть стиля поэта.  В творческом арсенале В.А. Осипова есть все основные типы обращений, выделяемых современной лингвистикой.  Обращения в художественных текстах многофункциональны: они называют собеседника автора; помогают понять отношение автора к адресату речи; помогают понять характеры персонажей; изображают круг интересов автора; служат для усиления выразительности речи.

Выводы

  • Обращения составляют важную функционально - семантическую часть стиля поэта.
  • В творческом арсенале В.А. Осипова есть все основные типы обращений, выделяемых современной лингвистикой.
  • Обращения в художественных текстах многофункциональны: они называют собеседника автора; помогают понять отношение автора к адресату речи; помогают понять характеры персонажей; изображают круг интересов автора; служат для усиления выразительности речи.
Информационные источники Осипов В.А. Лирика. – Тамбов: ТОГУП «Тамбовполиграфиздат», 2005. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка, 1987.  Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык, 2002.  Шахова С. Е. Типы и функции обращений в лирике А.А. Блока, 1998. https://uchitelya.com/russkiy-yazyk - Употребление обращений в художественных текстах. https://infourok.ru/urok-po-russkomu-yaziku - урок по русскому языку «Поэтическое обращение и его роль в тексте». https://yandex.ru/images - фотографии и картинки с поискового сайта.

Информационные источники

  • Осипов В.А. Лирика. – Тамбов: ТОГУП «Тамбовполиграфиздат», 2005.
  • Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка, 1987.
  • Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык, 2002.
  • Шахова С. Е. Типы и функции обращений в лирике А.А. Блока, 1998.
  • https://uchitelya.com/russkiy-yazyk - Употребление обращений в художественных текстах.
  • https://infourok.ru/urok-po-russkomu-yaziku - урок по русскому языку «Поэтическое обращение и его роль в тексте».
  • https://yandex.ru/images - фотографии и картинки с поискового сайта.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!