СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Роль поэта и поэзии в творчестве Лермонтова. Трудность поэтического призвания в стихотворениях "Поэт" и "Я жить хочу, хочу печали""

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Роль поэта и поэзии в творчестве Лермонтова. Трудность поэтического призвания в стихотворениях "Поэт" и "Я жить хочу, хочу печали""»

9 класс

Литература

Урок № 53. Дата ______________

Тема: Роль поэта и поэзии в творчестве Лермонтова. Трудность поэтического призвания в стихотворениях «Поэт» и «Я жить хочу, хочу печали».

Цель урока: помочь учащимся осмыслить взгляды Лермонтова на назначение поэзии, об идеале поэта; рассмотреть содержание, идеи, композицию и художественно-изобразительные средства стихотворений «Поэт», «Я жить хочу, хочу печали».

Задачи урока: Формировать навыки сопоставительного анализа текстов; проанализировать особенности лирики, посвященной теме поэта и поэзии; учить выразительному чтению стихотворений.

Развивать умение выделять ключевые слова, систематизировать информацию, формировать коммуникативную компетенцию; развивать логическое мышление, устную и письменную речь школьников.

Пробудить интерес школьников к личности и творчеству М.Ю.Лермонтова, помочь почувствовать трагизм судьбы поэта, заключающейся в протесте против деспотизма и своеволия.

Планируемые результаты: Знать и понимать философский смысл стихотворений, позицию автора. Уметь анализировать стихотворения, определять их идею и тему, находить художественно–изобразительные средства в тексте. Научиться воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку.

Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, экран, колонки

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: тексты стихов, аудиозапись стихотворения.

Ход урока

1. Организационный этап.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

-О ком говорится в стихотворении А.С.Пушкина? ( О пророке. Стихотворение называется «Пророк»).

- А кого Пушкин считает пророком? (поэта)

-Как вы думаете, в чём назначение поэта у Пушкина? («Глаголом жги сердца людей»)

-Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? (Тема поэта и поэзии)

-Что мы будем делать сегодня на уроке? (Читать стихи, говорить о них, анализировать)

-А для чего, по–вашему, мы будем это делать? (Чтобы понять, в чем Лермонтов видит назначение поэта и поэзии)

3. Актуализация знаний.

- Каждому большому художнику свойственны раздумья о смысле и назначении своего творчества. Историческое своеобразие развития русского общества обусловило особую роль литературы. Белинский считал, что в ней сосредоточена вся умственная жизнь общества, все его нравственные и духовные интересы.

Лермонтов, как и многие его предшественники, понимал, что литература является могучим средством воздействия на читателей. Поэтому в его творчестве тема поэта и поэзии занимает важное место. Эту тему он раскрыл во многих стихах, но мы проанализируем : «Поэт»,

Тема поэта и поэзии – одна из центральных в лирике Лермонтова, но взгляды его менялись по мере развития и углубления в творчестве реалистических тенденций. Он смотрит на поэта как на одинокого избранника.

1. Работа со стихотворением «Пророк»

-Назначение поэта - нести людям свет правды, истины, красоты, любви. Вы согласны?

-Значит, людям нужны поэт и поэзия? (Да, нужны)

-Послушайте строки:

"Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!"

-О чем говорится в этих строках? (Здесь речь идет об отношении людей к поэту и поэзии.)

-Вы сказали, что поэзия и поэты людям нужны. Так почему же у Лермонтова говорится о презрении людей к поэту-пророку, они называют его глупцом? (варианты ответов)

-А кто может дать ответ верный? (Сам поэт.)

Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Пророк». Читает М.Казаков.

Анализ стихотворения

- До гибели Лермонтова оставалось несколько месяцев. Текст как бы продолжает стихотворение Пушкина «Пророк», которое вами было изучено.

- Что нам надо сделать, чтобы выяснить, какова же основная мысль стихотворения? (Проанализировать.)

Работа в парах:

- Каково настроение стихотворения? (преобладает настроение горечи, печали, разочарования)

- Почему такое настроение? (Потому что есть слова презираем, одинок, гоним, никому не нужный)

С помощью каких слов оно создается? Отметьте их в тексте. (Ключевые слова)

- Из семи строф стихотворения только одна, четвёртая, не проникнута горьким чувством. Во всех остальных есть слова, ударяющие словно плетью: «злоба»«бросали каменья»«бежал я нищий»«самолюбиво»«глупец».

-Ребята, а почему его презирают? За что? За что гонят, бросают «бешено каменья»? Посмотрите в текст, там есть ответ. ( Провозглашать я стал любви/ И правды чистые ученья. Он говорит правду о вечном, о любви, о дружбе.)

-За это надо бить камнями? (Да, люди злы, потому так и поступают)

- Но таков ли удел предназначен тому, кого небеса наделили даром предвиденья? ( Возможно, пророк понимает, что не таков, иначе зачем бы ему возвращаться в шумный град, пусть он и «пробирается по нему торопливо». Но злобная критика, осмеяние вновь побеждают его.)

- Почему же пророка, описанного в стихотворении, они гонят, не понимают и не хотят принимать истину? (В очах людей читаю я страницы злобы и порока) (А слышать горькую правду о себе люди не хотят, она их пугает, злит)

- Почему же пророк продолжает говорить правду? (В этом его назначение)

- Обратили ли вы внимание, как часто в тексте мы слышим слова Бог, вечный судия, Предвечный, божий глас? Почему они так часто встречаются? (Дар Божий, от Бога)

- Кто обладает даром божьим? (Поэт)

-Ребята, он говорит правду, несмотря ни на что? Почему? (В этом его предназначение, предназначение поэта)

3) Комментарий учителя к стихотворению «Поэт».

- В зрелый период творчества, когда субъективный взгляд на жизнь постепенно уступил место объективному изображению реальной действительности, Лермонтов видит в поэте не одинокого провидца, глашатая «истин вековых», а народного трибуна. Образ такого поэта, пророка и гражданина нарисован в стихотворении «Поэт». Прочтите его, приготовьтесь читать стихотворение выразительно.

Выразительное чтение стихотворения одним обучающимся.

- Какие проблемы затрагивает в данном стихотворении М.Ю.Лермонтов? (проблемы творчества, истоки вдохновения)

- На какие части делится стихотворение? (Стихотворение «Поэт» состоит из 2 частей. В первой рассказана судьба кинжала (уподобление кинжала слову поэта или, наоборот, слова поэта кинжалу – давняя поэтическая традиция). Во второй части она сопоставлена с судьбой поэта.) 

- Для чего предназначен кинжал? (Наезднику в горах служил он много лет)

-А в чем предназначение поэта? (служить народу)

- Кинжал не выполняет своё назначение. Во что он превращен? (Игрушкой золотой он блещет на стене)

-А что происходит с поэтом, если он не выполняет своего назначения? ( В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,/Своё утратил назначенье,/На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?) Он перестаёт быть пророком

-А зачем Лермонтов говорит о кинжале? Есть ли между этими образами какая-то связь? (кинжал острый - язык поэта острый, кинжал утратил назначенье - поэт тоже.)

- Обратим внимание на последнюю строфу. Почему Лермонтов задается вопросами? К чему призывает поэт?

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?

Иль никогда на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?


Лермонтов утверждает, что несмотря ни на что поэт оставаться верным своему назначению.

III. Рефлексия

Человечество за историю своего существования сделало множество очень важных открытий. Столько всего уже открыто на Земле, что кажется, современному человеку совсем ничего не осталось. Вы наверняка согласитесь со мной, что совершать открытия – увлекательнейшее занятие.

-Что нового вы узнали о Лермонтове, о его стихах? Открыли для себя что-то новое?

-Да, Поэты не рождаются случайно,
Они летят на землю с высоты,
Их жизнь окружена глубокой тайной,
Глаза таких божественных посланцев
Всегда печальны и верны мечте.

IV. Домашнее задание.

Проанализировать одно из стихотворений:  «Я жить хочу! хочу печали…», «Молитва»  (по выбору учащегося).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!