Чем можно объяснить особую роль сферы образования?
Во-первых, специфическим местом образования в системе общественного разделения труда. Это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах и специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества - квалифицированных работников для всех отраслей материального и нематериального производства, а также для различных видов непроизводственной деятельности.
Во-вторых, уровень образования населения выступает одним из главных показателей благосостояния народа страны.
Образование относится к той сфере человеческой деятельности, где воспроизводятся способности работника к труду, приобретается общеобразовательные и специальные знания, формируются социально-психологические отношения к труду. Главная цель образования – удовлетворение потребности людей в образовательных услугах. Образование охватывает специфическую отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности общества в образовательных услугах.
Услуга — специфический продукт труда, который в основном не приобретает вещественной формы и стоимость которого заключается в полезном эффекте живого труда. Материальные услуги удовлетворяют материальные потребности людей (ремонт обуви, перевозки грузов и т.п.). Нематериальные услуги удовлетворяют нематериальные потребности людей (в образовании, здравоохранении, защите и т.д.).
Покупая товар, клиент получает материальную вещь, способную удовлетворить его потребность. Покупателю часто даже не важно знать, где, кем и как изготовлен товар. Отличие услуги от товара в том, что она неосязаема для получателя, неотделима от ее производителя, непостоянна по качеству и не сохраняема. Покупая услугу, клиент получает процесс изготовления чего-то, чего сам он не делает. Клиент получает определенную выгоду: пользуясь, он экономит время и средства, потому что не в состоянии хорошо делать все или не желает делать сам.
Согласно современной экономической теории, материальные услуги являются разновидностью экономического блага. Их особенность состоит в том, что услуга неосязаема, её невозможно накопить или оценить до того, как она будет получена. При этом она также обладает полезностью и редкостью, как и прочие экономические блага.
Сегодня, как мне кажется, имеет место смещение приоритетов экономического развития в пользу нематериальных благ (информационных, коммуникационных, научно-исследовательских, культурных и образовательных).
Единого определения термина «образовательные услуги» в настоящее время не существует, различают несколько подходов к определению образовательных услуг.
Наиболее подробно понятие образовательной услуги изучено в исследованиях В. В. Чекмарева. Ученый определяет образовательную услугу как продукт образовательного производства и как комплексный процесс, направленный на передачу знаний, умений и навыков общеобразовательного, профессионального характера потребителю с целью удовлетворения и развития личных, групповых и общественных потребностей, в котором создается человеческий капитал через индивидуальное потребление трудового потенциала производителя и индивидуальное производство трудового потенциала потребителя. Субъектами образовательных услуг являются образовательные учреждения в лице преподавательского состава и обучающиеся, желающие получить образование того или иного уровня.
С позиции предложенного понимания сущности нематериальных благ и выявленной специфики можно говорить о дуальности образовательных услуг, выступающих в зависимости от характера их использования то в качестве ресурсов в форме человеческого капитала (профессионально-квалификационная подготовка), то в качестве продукта - в форме знаний, умени и навыков.
В сущности, образовательная услуга заключается в обеспечении овладения обучающимся тем или иным уровнем подготовки к различным видам деятельности. А уровень подготовки во многом определяется разными образовательными программами. Тем самым, воздействие на потребителей может оказываться путем предоставления им разных по форме, срокам, направленности и стоимости образовательных программ. Само предоставление права выбора тоже способно оказывать воздействие, эффект которого зависит от согласования спроса и предложения, а также от учета образовательным учреждением специфики сферы услуг.
Образовательную услугу следует рассматривать как процесс овладения обучающимся определенным уровнем подготовки к деятельности в соответствии с выбранной образовательной программой. Предоставление учреждением выбора образовательной программы и выбор ее потребителем во многом осуществляется на основе доверия друг к другу.
Таким образом, образовательная услуга, как и другие услуги, имеет три составляющих: цель (в широком смысле — получение образования, в узком — получение конкретных знаний, навыков, умений); действия (передача знаний посредством информационного общения и потребление информации); результат (приобретение знаний, навыков и т. д.).
Образовательные услуги предоставляются в большем объеме государством. Целесообразность их представления обусловлена влиянием инвестиций в образование на национальный доход. Предложение образовательных услуг может осуществляться и частными субъектами. Но объем рыночного предложения объективно меньше государственного из-за недоступности этих услуг людям с низкими доходами
Образовательные услуги отличаются от продукции материального производства следующим: образовательные услуги – это не материальная, а социальная ценность. От остальных нематериальных услуг образовательные услуги отличаются особой потребительной стоимостью – способностью удовлетворять потребности человека в его интеллектуальном развитии и в приобретении той или иной специальности.
Во-первых, производство образовательных услуг выступает в виде потребительного производства, в сфере деятельности и не оставляет вещественного видимого продукта. Эти услуги не осязаемы, они не образуют потребителя.
Процесс собственно потребления образовательных услуг выступает наряду с продуктами питания как процесс производства способности человека к труду в соответствующем физическом и духовном качестве.
Во-вторых, образовательные услуги неотделимы от педагогического работника. Если товар вещественной формы существует независимо от его изготовителя, то образовательная услуга неотделима от человека, оказывающего услугу.
В-третьих, неосязаемостью и неотделимостью образовательных услуг связано и невозможность их хранения и транспортировки, рассредоточенность и локальность образовательных учреждений и рынка этих услуг.
В-четвертых, эти особенности затрудняют оценку потребителем потребительных свойств представляемых услуг. Образовательные услуги в процессе обучения не принимают самостоятельного бытия отдельно от исполнителя – преподавателя. Как и материальные блага, эти услуги имеют потребительную стоимость, которая создается конкретным трудом. Услуга определяется как полезное действие той или иной потребительной стоимости товара, труда.
В. Гюго писал, что школьный учитель и каретник, и ткач, и кузнец в деле, в котором он помогает Богу, он творит будущее.
Потребительная стоимость образовательной услуги заключается в ее способности удовлетворять все возрастающие потребности человека. Стоимость образовательной услуги определяется затратами на ее производство. В сфере образования главным фактором учебно-воспитательного процесса являются преподаватели. Значит характерная черта сферы образования – это высокая доля затрат квалифицированного труда таких особых работников, как преподаватели.
Предметом труда в образовательном процессе является непосредственно сам человек.
Объектом педагогического воздействия выступает учащийся как личность, развивающаяся физически и умственно в соответствии с определенными объективными законами.
Объект труда работников образования одновременно выступает и субъектом учебно-воспитательного процесса.
В настоящее время лидирующей является точка зрения, что основными субъектами в процессе оказания образовательных услуг, являются преподаватель и учащийся с его способностью потреблять образовательные услуги и быть соучастником их производства.