СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП кружка "Мастерилки"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка

Просмотр содержимого документа
«РП кружка "Мастерилки"»

Приложение №1



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Никольская средняя общеобразовательная школа»

Лаишевского муниципального района

Республики Татарстан


РАССМОТРЕНО

на заседании педсовета

Протокол №1

от «28» августа 2023 года




СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по воспитательной работе

от «31» августа 2023 года

_______Е.А. Салимуллина




УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

________В.Г.Толокнова

Приказ № 148

от «04» сентября 2023 года






Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

декоративно-прикладного направленния

«Мастерилки»

Возраст обучающихся: 8-15 лет

Срок реализации: 1 год







Автор-составитель: Аверьянова Тамара Николаевна

Год составления: 2023







Пояснительная записка


1.Актуальность данной программы

В современном обществе стремительно возрастает потребность в воспитании творческой, неординарной мыслящей личности, в развитии самобытности каждого воспитуемого, его творческой самореализации и саморазвитии. Проблемы совершенствования гуманитарно - эстетического образования в общеобразовательных учреждениях обуславливает необходимость нового методолого – теоретического подхода к формированию и развитию творческой индивидуальности воспитанника.

Одним из факторов, оказывающим влияние на становление творчески деятельной личности, является занятие декоративно – прикладным творчеством, так как оно дает возможность самовыражения и самореализации личности в конкретных образах.


Декоративно-прикладное творчеств по своему происхождению – искусство народное. Народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает нам в наследство. В произведениях декоративно – прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства и его представления о лучшей жизни. Поэтому они имеют такое огромное значение.

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощённость, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.

Социально – экономическая ситуация в нашей стране требует от ребят творческой инициативы и коммуникабельных способностей.

Исходя из выше перечисленного, была разработана программа, которая направлена на получение воспитанниками представлений о различных видах декоративно-прикладного творчества и практических навыков работы с различными видами инструментов и материалов, воспитание чуткого отношения к прекрасному, формирование творческой гармонично развитой личности, способной к саморазвитию.

Основу разработанной программы обучения воспитанников декоративно- прикладному творчеству составляют следующие положения:

- способностью к творчеству обладает каждый ребенок;

- различия в их деятельности, эффективность, темпы, закрепления, динамика их изменений, особенно связи с другими личностными компонентами предполагают необходимость индивидуального подхода к педагогическому процессу;

- творческие качества поддаются воспитанию, существует механизм, обеспечивающий преемственность развития этих способностей в различных видах деятельности;

-сформированные в детстве творческие качества сохраняют свою значимость в дальнейшем, выступая основанием их развития во всем многообразии социальных сфер деятельности.

2. Новизна авторской образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: накопление знаний о декоративно – прикладном творчестве, воспитание культуры восприятия, развитие навыков деятельности, которые переплетаются, дополняются друг в друге.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профессионально-ориентационной работы.

В основе программы «Мастерилки» лежит идея использования потенциала декоративно – прикладного творчества, народной мудрости, позволяющей развивать личность ребенка.

Программа:

  • по типу: модульная, адаптированная;

  • по уровню усвоения: общеразвивающая;

  • по цели обучения: развивающая художественную одаренность детей, познавательная, социально – адаптированная;

  • по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности: интегрированная.

Цель программы:

Развитие личности ребенка, способного к творческому само­выражению, через обучение специальным навыкам работы с инструментами и приспособлениями; овладение техниками изготовления предметов декоративно - прикладного искусства, технологией обработки различных материалов.

Задачи программы:

Воспитательные задачи

создать условия воспитания:

1. художественно-эстетического воспитания средствами традиционной народной и мировой культуры;

2. духовно- нравственных качеств по отношению к окружаю­щим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.);

3. проявление творческой активности и самостоятельности;

4. эмоционального благополучия ребенка через увлечение его прикладными видами искусства;

5. передать молодому поколению культурные ценности прошлого, чтобы они вошли в плоть и кровь, стали личностно значимыми.

Развивающие задачи

способствовать развитию:

1. творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребёнка;

2. эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения;

3.образного и пространственного мышления, креативности, памяти, внимания;

4. навыков по выполнению работы в команде;

5. положительных эмоций и волевых качеств, умения доводить начатое дело до конца;

Обучающие задачи

способствовать овладению:

1.знаниями истории и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;

2. техниками (работа с природным материалом, с тканью, вышивка, изготовление оберегов, выполнение творческих проектов, работа с бумагой, бисером, лепка, вязание) изготовления предметов декоративно- прикладного искусства, навыками работы с инструментами и приспособлениями;

3. технологией обработки различных материалов;

4.системой специальных знаний, умений, навыков, необходимых для творческого самовыражения воспитанников.

Планируемые результаты

Личностные:

  • адаптация ребёнка к жизни в социуме, его самореализация;

  • приобретение уверенности в себе;

  • формирование самостоятельности, ответственности, взаимовыручки и взаимопомощи;

  • развитие коммуникативных качеств.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Предлагаемый вариант курса рассчитан на проведение его как в группе воспитанников от 8 до 15 лет, так и индивидуально. Общее количества занятий, отводимых на курс - составляет 38 занятий (76 ч).

Настоящая программа предлагает проводить занятия в небольших группах (5-6 человек), т.к. небольшая группа позволяет более активно участвовать в занятиях тем детям, которых большая группа подавляет, но которые способны открыться в небольшой группе. Поэтому группы формируются с учетом возраста, индивидуальных особенностей ребенка.


Работа в кружке основана на практических занятиях, теории, правилах работы и технике безопасности и направлена на познавательно-волевое развитие личности каждого воспитанника.

Занятия в кружке по освоению декоративно- прикладного творчества строятся с учетом природы народного творчества. В кружок записываются все желающие.


В программе выделены следующие направления:

  • Работа с природным материалом

  • Работа с тканью

  • Вышивка

  • Изготовление оберегов

  • Творческие проекты

  • Работа с бумагой

  • Работа с бисером

  • Лепка

  • Вязание

В зависимости от поставленной цели (обучающей, воспитывающей, развивающей), уровня подготовки воспитанников и др. используются различные формы работы на занятиях:

Основная форма

Методы

1. Познавательное занятие

Беседа, рассказ, доклад, прослушивание

2. Практическое занятие по отработке определенного умения.

Упражнения, репродуктивный

3.Самостоятельная деятельность детей

Упражнения, практические пробы

4. Творческие упражнения

Упражнения, взаимная проверка, временная работа в группах частично поисковый или эвристический; исследовательский.

5. Игровая форма

Короткая игра, игра-оболочка, энергизаторы, динамические упражнения

6. Конкурсы

Игра

7. Выставки

Экспозиция

8. Занятие – соревнования

Интерактивные методы

9. Занятие – деловая (ролевая) игра

Урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-интервью, урок-презентация и т.д.

10. Занятие - лекция

Объяснительно-иллюстративный, проблемный методы

11. Занятие - зачет

Индивидуальное или групповое занятие, собеседование.

12. Интегрированное занятие

Собеседование, ролевая игра, обобщение материала в виде таблиц, бюллетеней, стенгазет

13. Модульное занятие

Самостоятельная деятельность

Ожидаемые результаты реализации программы

Дети, прошедшие все этапы обучения по данной программе, должны:

- получить общие сведения о декоративно-прикладном искусстве;

- овладеть трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов;

- проявлять творческую активность;

- активно проявлять свои индивидуальные способности в работе над общим делом;

- креативно мыслить;

- проявлять инициативу, умственную активность;

- проявлять самостоятельность в процессе создания декоративно- прикладных изделий;

- овладеть технологиями декоративно- прикладного творчества;

- участвовать в конкурсах, побеждать в конкурсах;

- развить адаптивные качества личности;

- овладеть трудовыми навыками, развить готовность к труду и профессиональной деятельности.  

Результативность

- получение положительных отзывов других людей;

- оценки компетентных судей;

-участие в разноуровневых конкурсах (городских, областных, всероссийских).

Критерии оценки выполненных работ:

- аккуратность;

- самостоятельность;

- индивидуальный стиль;

- использование нескольких техник при изготовлении изделия.


Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работ, важный не только для педагога, но и для детей.

В процессе занятий у детей формируются три основные группы практических умений и навыков:

1. политехнические: измерительные, вычислительные, графические, технологические;

2. общетрудовые: организаторские, конструкторские, диагностические, операторские;

3. специальные: обработка ткани, плетение, вышивка крестом и пр. Освоение любого трудового навыка происходит в несколько этапов.

Схема овладения навыками прикладного творчества

знания

действия



приемы

операции



умения

навыки





Формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная;

  • индивидуально-групповая;

  • групповая (или в парах);

  • фронтальная;

  • экскурсия;

  • конкурс;

  • выставка.

Основной вид занятий – практический.

Педагогические приемы:

  • Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);

  • Организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование):

  • Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);

  • Сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;

  • Свободного выбора, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя направление специализации, педагога, степень сложности задания и т.п.

Дидактическое и техническое оснащение занятий

Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:

- иллюстративный и демонстрационный материал по изучаемым темам (презентации к теме «Изготовление оберегов», «Работа с тканью», «Работа с бисером»;

- электронный сборник иллюстративного материала по изучаемым темам;

- раздаточный материал (карточки с формулами-схемами к теме «Работа с бисером»;

- схемы для вышивки к теме «Вышивка»;

- схемы для вязания спицами и крючком;

- шаблоны к теме «Работа с тканью» (мягкая игрушка, прихватки). Кабинет для занятий оборудован необходимыми приспособлениями (столами, шкафами для хранения материалов, настольными лампами, гладильной доской, швейными машинами и пр.)

Материалы, инструменты, приспособления: материал под основу, материал для стендов (светлая бортовка); поролон; рамки разных размеров; ножницы; клей ПВА; «Момент»; канва; лен; цветная и бархатная бумага; цветной картон; пинцеты; кисточки; иголки бисерные; вышивальные; булавки; крючки; спицы; нитки катушечные и капроновые; нитки – мулине; ирис; шерстяные и полушерстяные ярких цветов; шнуры; веревки; тесьма; лак; проволока медная; бисер; молоток; гвозди и т.д.

Кроме того, к оборудованию занятий по декоративно- прикладному творчеству относятся и специальные пособия, активизирующие восприятие произведений изобразительного искусства: репродукции картин, таблицы, журналы по рукоделию, модели и образцы декоративно- прикладного искусства, книжные иллюстрации.

Выбор пути составления календарно- тематического плана зависит от возрастной категории детей, с которыми работает педагог.

Календарно-тематический план

Раздел

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие.

Вводное занятие. Техника безопасности.

2


2

2

Сентябрь.

Работа с природным материалом.


Экскурсия по сбору природного материала. Флористика. Фитодизайн. Материалы и оборудование. Составление цветков, листьев, веточек из семян. Изготовление открыток, панно, композиций из природного материала.

1




7

8

3

Октябрь.

Работа с тканью.


ТБ. История рукоделия. Виды тканей. Правила кроя. Работа с шаблонами, выкройками. Шов «вперед иголку», шов «назад иголку», петельный шов. Изготовление прихватки, игольниц, сувениров. Приемы и элементы лоскутного шитья. Составления узоров из различных лоскутных элементов. Цветовое сочетание. Изготовление лоскутных мелочей (по выбору).

1









7

8

4

Ноябрь.

Творческие проекты (оформление спален)

Вводная беседа о проектной деятельности. Формулировка задач. Выполнение творческих проектов по оформлению спален. Изготовление: настенных панно, рамок, подушек, цветочных композиций и т. д. Защита проектов.

1






7

8

5

Декабрь.

«Мастерская Деда Мороза»

Работа с бумагой, тканью.



История, традиции празднования нового года. Материалы и оборудование ТБ при работе с бумагой, ножницами, клеем. Изготовление новогодних открыток, снежинок, игрушек из бумаги. Изготовление игрушек- сувениров из ткани (снеговик, медвежонок, елочка и др.по выбору).

1






7

8

6

Январь.

Работа с бисером

ТБ. Материалы и оборудование. Организация рабочего места. Виды бисера. Основные приёмы бисероплетения. Изготовление: « Бабочка», «Стрекоза», «Пчела», «Ветка жасмина», «Полевой букет», «Одуванчик», « Клубника», «Дерево», «Цветочная композиция».

1

7

8

7

Февраль.

Изготовление оберегов.


ТБ. Обереги славян. Символика оберегов. Изготовление оберегов : обереги на лопаточке, подкове, венике, лапте, «Коса - домовушка» , «Кукла - травница», « Домовёнок»,« Мешок счастья». Самостоятельная творческая работа.

1

7

8

8

Март.

Вышивка

ТБ. Из истории народной вышивки. Инструменты и материалы. Гобеленовый шов. Техника выполнения вышивки крестом. Монохромные, полихромные вышивки (по выбору). Оформление работы.

1

7

8

9

Апрель.

Лепка. Солёное тесто.


ТБ. Основные приёмы лепки. Цветы. Деревья. Овощи. Зверушки. Панно «Чаепитие». Панно «Любимая сказка» (сказка по выбору).

1

7

8

10

Май.

Вязание.


ТБ. Материалы и оборудование. Основные приёмы вязания крючком. Обозначение петель. Чтение схем. Вязание цепочки. «Коврик», «Цветок», «Прихватка», «Футляра для очков, телефона».

Итоговое занятие.

1

9

10



Итого:


76 ч







Содержание разделов программы

1. Введение. 1.Вводное занятие Знакомство. Цели и задачи обучения. Учебный план. Перспектива творческого роста. Знакомство с правилами поведения и требованиям к воспитанникам, посещающим кружок. Инструктаж по ТБ.

2. Работа с природным материалом. Экскурсия по сбору природного материала. Инструктаж по ТБ во время экскурсии. Флористика. Фитодизайн. Материалы и оборудование. Основные приемы составления цветков, листьев, веточек из семян. Составление композиции. Сочетание в композиции семян, плодов, сухоцвета, веток, коры. Выбор основы для изделия. Цветовое сочетание. Создание композиции. Использование дополнительных материалов (сетка, лента, ткань, шпагат, перья и т.д.). Изготовление открыток, панно, композиций из природного материала. Оформление работы. Упаковка. Коллективная работа панно.

3. Работа с тканью. Инструктаж по технике безопасности. План работы, цели и задачи занятий. История рукоделия. Виды тканей. Правила кроя ткани. Работа с шаблонами, выкройками. Обработка срезов (изготовление прихватки), навыки работы с иголкой. Соединительные, декоративные швы (шов «вперед иголку», шов «назад иголку», петельный шов). Изготовление, игольниц, сувениров. Основные приемы и элементы лоскутного шитья. Навыки составления узоров из различных лоскутных элементов, цветовое сочетание. Изготовление лоскутных мелочей по выбору.

4. Творческие проекты (оформление спален). Вводная беседа о проектной деятельности. Формулировка задач. Выполнение творческих проектов по оформлению спален. Консультации. Изготовление: настенных панно, рамок, подушек, цветочных композиций и т. д. Защита проектов.

5. «Мастерская Деда Мороза» (коллективная работа по изготовлению подарков к Новому году). Работа с бумагой, тканью. История, традиции празднования нового года. Материалы и оборудование ТБ при работе с бумагой, ножницами, клеем. Изготовление новогодних открыток, снежинок, игрушек из бумаги. Изготовление игрушек- сувениров из ткани (снеговик, медвежонок, елочка ); из природного материала.

6. Работа с бисером

История техники бисероплетения. Инструменты, приспособления и материалы, используемые для работы. Правила безопасности труда и личной гигиены. Содержание рабочего места. Простые цепочки «в одну нить», «цветок, соединение лепестков». Разбор и зарисовка схемы (формулы) плетения. Возможные цветовые сочетания. Плетение на проволоке. Техника параллельного, дугового плетения. Подготовка основы для плоского панно. Общие сведения о композиции. Соединения отдельных деталей, крепление фигур к основе. Оформление работы в рамках. Изготовление панно по темам: цветы («ветка жасмина», «полевой букет», «одуванчик»,); ягоды («клубника»), насекомые («бабочка», «стрекоза», «пчела»); сюжетные картинки, цветочные композиции по выбору, коллективная работа (деревья).

7. Изготовление оберегов. Обереги славян. Показ готовых изделий. Символика оберегов. ТБ при работе с тканью, иглой, ножницами, утюгом, клеем. Использование при изготовлении плодов, семян, сухоцвета, трав. Изготовление оберегов: обереги на лопаточке, подкове, венике, лапте, «Коса -домовушка», «Кукла - травница», «Домовёнок», «Мешок счастья». Предлагается придумать и изготовить свой оберег.

8. Вышивка крестиком. Из истории народной вышивки. Показ готовых изделий. Техника безопасности при работе с иглой. Инструменты, материалы, приспособления. Способы закрепления нитки на ткани. «Гобеленовый шов». Техника выполнения вышивки крестом. Вышивка ряда, диагонали. Схемы для вышивания. Вышивание крестом на канве.

Одноцветные, многоцветные вышивки (по выбору). Оформление работы (открытка, в рамке).

9. Лепка. Солёное тесто. Беседа о народных промыслах. Показ готовых изделий. Основы материаловедения. Соленое тесто-материал для лепки, изготовления сувениров. Подготовка соленого теста к лепке. Основные свойства (понятие вязкости). Практическая работа: приемы лепки, последовательность операций при выполнении простых изделий. Раскатывание. Работа с шаблонами. Использование подручных средств (ножницы, чесночница, расческа, пуговица- штамп, вилка и т.д.). Склеивание, оправка, сушка, роспись. Плоские, объемные изделия. Зверушки Цветы. Деревья. Овощи. Панно «Чаепитие». Панно «Любимая сказка» (сказка по выбору).

10. Вязание крючком. Из истории вязания крючком. Основные сведения об инструментах и материалах. Требования к оборудованию рабочего места. Правила безопасности труда и личной гигиены. Правила и приемы вязания крючком. Вязание цепочки воздушными петлями. Вязание образцов.

Ленточка для волос, закладка, браслет.

Вязание столбиков без накида и с накидом. Кромка, петли для подъема. Схематическое изображение узора. Вязание образцов.

Правила вязания прямого полотна. Введение в работу нитки другого цвета. Вязание плотного цветного узора по схеме. Обвязывание края. Выполнение уголков. Прихватка.

Свободное творчество Вязание изделий (по выбору): «Коврик», «Цветок», «Прихватка», «Футляра для очков, телефона».


План традиционных мероприятий работы кружка

Мероприятие

Сроки проведения

Подготовка и участие в выставках.

Февраль. март

Подготовка и участие выставках: «Я могу»..

Апрель, май

- Участие в благотворительном аукционе.

Апрель, май

-Экскурсия - знакомство с памятниками природы, сбор природного материала.

Сентябрь, октябрь, май

-Экскурсии на выставки декоративно- прикладного творчества.

По мере проведения выставок

-Изготовление подарков , педагогам ко дню рождения к праздникам: - Новый год, - 23 февраля, - 8 марта, - праздник Пасхи - 9 Мая, - День Учителя

Декабрь январь, февраль февраль апрель апрель сентябрь

– Изготовление поздравительных открыток, сувениров для ребят-школьников..

декабрь, январь

- Изготовление работ для оформления классных комнат

сентябрь, октябрь, ноябрь

В процессе изготовления художественных вещей большое внимание обращается на подбор изделий, над которыми работают дети. Народное искусство было всегда преимущественно бытовым. Изучая его приемы, традиции, своеобразную художественную структуру, дети создают нужные для всех изделия, которые сразу найдут себе применение. Такое обучение делает занятия серьезными, практическими необходимыми. Успех детей в изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства рождает в них уверенность в своих силах, воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда, они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми видами работы.



Диагностика

В начале учебного года проводится диагностика воспитанников в целях изучения уровня подготовки, объема знаний и умений, уровня творческого потенциала, для организации процесса обучения, индивидуальной работы с воспитанниками.

В конце учебного года проводится диагностика с целью изучения уровня овладения полученными знаниями, умениями и навыками, уровня развития творческого потенциала воспитанников.







Список литературы

  1. Астахов А.И. Воспитание творчеством: Книга для учителя. М. Просвещение, 1986.

  2. Бака И.И. Теоретические основы подготовки школьников к творческому труду в сфере материального производства: учебное пособие. М.,1985.

  3. Березин С.В., Евдокимова Ю.Б. Социальное сиротство: дети и родители, Материалы к курсу «Педагогическая психология». Самара, 2003.

  4. Волков И.П. Учим творчеству. М., 1989.

  5. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. М., 1982.

  6. Волкова Е.В. Эстетический анализ художественного произведения. М.: знание, 1974.

  7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. Книга для учителя,- 3-е изд.-М., Просвещение, 1991.

  8. Выготский Л.С. Психология искусства. М., Искусство, 1986.

  9. Громов Е.С. Художественное творчество (опыт исторических характеристик некоторых проблем). М., 1970.

  10. Ерденкова Н.В. Свой дом украшаю я сама. Санкт- Петеербург. Лейла Диамат, 1995.

  11. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально- эмоциональные проблемы / Под науч. Ред. Л.М. Шипициной и Е.И. Казаковой.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000.

  12. Комский Д.М. Основы теории творчества. Екатеринбург, 1993.

  13. Лилов А. Природа художественного творчества. М., 1984.

  14. Лукин П.В. Эстетическое воспитание школьников: методика исследования, Методическое пособие/ В авторской редакции.- Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2001.

  15. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., педагогика, 1976.

  16. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. Изд-во «Родяньская школа», 1985.

  17. Хаенко С.И., Иващенко О.А. Эстетическое воспитание в школе средствами изобразительного искусства. Рига, 1974.

  18. Шептуля А. Обереги своими руками. ООО «Издательство Эксмо»,2007.

Литература, рекомендуемая детям

  1. Журнал «Ксюша» для любителей рукоделия. Издательство «Белорусский Дом печати».

  2. Журнал «Лена » рукоделие. ИД «Кон - Лига Пресс».

  3. Журнал «Вышиваю крестиком». Издатель ООО «Гейм Лэнд».

  4. Журнал «Формула рукоделия». Издатель ООО «Формула рукоделия».

  5. Журнал «Ручная работа». Издатель ООО «Медиа Сервис».

  6. Журнал «Рукоделие: модно и просто». Издатель ЗАО «Издательство Газетный мир».

  7. Азбука бисероплетения: практическое пособие/ авт.сост. Ю.В. Гадаева.- СПб.,1998.

  8. Гай-Гулина, М.С. Петелька за петелькой: альбом по вязанию на спицах.- М.1998.

  9. Керимова, Т. Волшебная цепочка.- М., 1984.

  10. Максимова, М.В., Кузьмина, М.А. Послушные узелки.- М.,1997.

  11. Нагибина, М.Н. Чудеса из ткани своими руками.- Ярославль, 1997.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!