СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП кружка " Мастерица" ОВЗ

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа создана для учащихся 5-8 классов, детей

Просмотр содержимого документа
«РП кружка " Мастерица" ОВЗ»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Киселевка Ульчского муниципального района Хабаровского края






ПРИНЯТО:

на заседании педагогического совета

Протокол от г.


УТВЕРЖДЕНО:

Директор МБОУ СОШ с.Киселевка

___________ Сокол Р.Г.

приказ № 57 от 30.08.2023 г.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

кружка «Мастерица»

( для детей с ОВЗ)


на 2023-2024 учебный год





Ступень обучения (классы)_______4-8_______________________

(основное общее образование с указанием классов)


Количество часов 153


Срок реализации программы 1 год

Учитель: Боброва Светлана Анатольевна







с. Киселевка, 2023г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 


Программа кружка «Мастерица» реализуется в соответствии с основными нормативными документами:


  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;

  • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

  • Постановление Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966 "О лицензировании образовательной деятельности";

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". (Зарегистрирован 29.11.2018 № 52831).

  • Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242.


1. Актуальность программы

Получение детьми с легкой ум­с­т­ве­нной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закрепленным правом и основополагающим условием их успешной социализации. Дети с ОВЗ обладают дополнительными образовательными правами на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия.

Традиционные техники аппликации, изготовление мягких игрушек и вязание крючком требуют от ребенка сформированных графических навыков и умений, развитой зрительно-моторной координации и подразумевают высокий уровень владения различными инструментами и материалами. Для детей имеющих заболевания опорно-двигательной системы, эти навыки сложны, и в силу специфики развития, овладение ими затрудняется. Такие психофизические особенности как низкая работоспособность, сниженная познавательная активность, зачастую отсутствие мотивации к деятельности, слабые моторные навыки, снижение зрительно-моторной координации на практике неизбежно оказывает влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и декоративно-прикладной.

Декоративно-прикладное творчество является наиболее благоприятным видом деятельности для детей, имеющих заболевания опорно-двигательной системы, так как выполняя изделия в технике аппликации, мягкой игрушке, вязании, ребенок учится работать с различными материалами и инструментами, что позволяет расширить сенсорный опыт. Результат работы всегда получается хорошим, что создает на занятиях ситуацию успеха для ребенка, корректирует его эмоционально-волевую сферу, повышает самооценку, вселяет уверенность в своих силах, развивает интерес к творческой деятельности.

Важными условиями творческого самовыражения обучающихся выступает реализуемая в педагогических технологиях идея свободы выбора. Обучающимся предоставляется право выбора творческих работ, материалов, технологий изготовления в рамках изученного содержимого материала.

2. Педагогическая целесообразность программы

Педагогическая целесообразность определяется учетом возрастных особенностей обучающихся и содержанием программы, которое направлено не только на освоение знаний, умений и навыков, но и на развитие личности ребенка, формирование познавательных и созидательных способностей.

Работая по данной программе, ребенок учится рассуждать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, таким образом у ученика вырабатываются и развиваются элементарные навыки анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Основная роль декоративно-прикладного творчества - научить воспринимать прекрасное не только в искусстве, но и в поведении людей, в общественной жизни. Занятия творчеством позволяет дать ребенку систему нравственных и эстетических ценностей, пробудить мысли и чувства, активировать способности, помочь адаптироваться в социуме. Сам процесс "сотворчества" педагога и обучающегося является важным фактором в коррекции эмоционально-волевой и когнитивной сферы, в формировании вкусов и идеалов ребенка, положительных качеств личности и характера. Таким образом, данная программа, кроме общеразвивающего, имеет еще и коррекционный характер и в своем содержании ориентируется на качественные особенности развития декоративно-прикладной деятельности у ребенка, имеющего заболевания опорно-двигательной системы.

3. Направленность программы

Настоящая программа представляет собой общеобразовательный курс художественной направленности, предназначена для индивидуальных занятий с детьми легкой ум­с­т­ве­нной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), детьми- инвалидами, имеющими заболевания опорно-двигательного аппарата и нуждающимися в педагогической коррекции в части мотивации к труду и обучению.

4. Цель и задачи программы

Цель программы: обеспечение условий для развития художественно-творческих способностей детей с легкой ум­с­т­ве­нной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), детей- инвалидов, имеющего заболевания опорно-двигательного аппарата, посредством занятий декоративно-прикладным творчеством, обеспечение прав ребенка с ограниченными возможностями здоровья на доступное и качественное образование.

В соответствии с этой целью решаются следующие задачи:

образовательные:

- формирование интереса к декоративно-прикладной деятельности;

- формирование эстетического отношения к окружающей действительности на основе знакомства с изучаемыми видами декоративно-прикладного творчества;

- обучение созданию изделий декоративно-прикладного творчества, с использованием разнообразных материалов и инструментов;

- создание условий для творческого роста ребенка.

Развивающие:

- повышение самооценки и развитие самоконтроля;

- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности;

- повышение умственной и физической работоспособности, развитие мотивации обучающегося к творческому поиску;

- развитие умений умственного труда (запоминать, анализировать, оценивать и т.д.);

- развитие умений организации учебного труда;

- развитие координации движения, памяти, мелкой моторики рук; глазомера и образного мышления.

Воспитательные:

- воспитание эмоциональной отзывчивости на процесс изготовления изделия и полученный результат;

- воспитание эстетической потребности, художественного вкуса;

- воспитание самостоятельной, уверенной в своих силах личности;

- воспитание терпения, аккуратности, ответственности за порученное дело;

- воспитание настойчивости в преодолении трудностей, достижения поставленных задач;

- воспитание творческой индивидуальности ребенка;

- приобщение к нормам социальной жизнедеятельности;

- создание комфортной обстановки для развития художественно-творческой активности.

5. Педагогические принципы программы

- принцип системности и последовательности: от простого к сложному, от неизвестного к известному;

- принцип развивающего характера обучения, опоры на зону ближайшего развития;

- принцип опоры на интерес, поддержание и создание мотивации;

- принцип личностно-ориентированного подхода к ребенку;

- принцип активного привлечения к участию в программе ближайшего социального окружения-родителей, других родственников;

- принцип учета оптимальной эмоциональной сложности материала, позволяющий создать благоприятный эмоциональный фон, как в процессе работы, так и при ее окончании.

1.6. Возраст обучающегося. Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для ребенка с ограниченными возможностями здоровья от 10 до 14 лет.

Объем программы -153 часа. 1 год обучения -153 часа, 4,5 часа в неделю (2 раза в неделю). Занятия проводятся согласно расписанию. Продолжительность каждого занятия составляет 40 минут с двумя 5-минутными перерывами во время занятия и 10 минутной переменой между занятиями.

1.7. Формы подведения итогов обучения по программе

Итоговая аттестация по программе дополнительного образования для детей с ОВЗ и детей инвалидов не предусмотрена.

1.8.Ожидаемые результаты обучения

Результаты формирования универсальных учебных действий на этапах обучения.

Личностные результаты:

- расширение представлений об окружающем мире, предметах и явлениях;

- развитие внимания, памяти, произвольности мыслительных процессов;

- обогащение эмоционального спектра, умения выражать свои эмоции;

- формирование адекватной самооценки;

- обогащение сенсорного опыта;

- развитие общей ручной умелости, тонкой моторики.

Метапредметные результаты:

- умение осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной педагогом задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Предметные результаты:

К концу 1 года обучения обучающийся должен знать:

- правила безопасности труда при работе с инструментами;

- назначение материалов и инструментов;

- основы бумажной пластики;

- способы укладывания полос в технике Айрис Фолдинг";

- историю возникновения поздравительной открытки;

- условные обозначения при вязании крючком;

- технологические этапы выполнения изделий в изученных техниках;

уметь:

- пользоваться инструментами и материалами;

- подбирать материалы по цветовому решению;

- составлять композиции (из цветов, сюжетные);

- выполнять изделия в изучаемых техниках;

владеть:

- материалами и инструментами;

- приемами работы в изученных техниках выполнения изделий.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие (1 час)

Беседа, знакомство с расписанием работы кружка. Техника безопасности при работе с ножницами, клеем. Знакомство с материалами.

Тема 1. Поделки из бумаги и картона (55 часов)

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами для обработки бумаги. Игрушки-сувениры. Искусство квиллинга. Искусство оригами.

Тема 2. Поделки из ткани, ниток и пуговиц. (20 часов)

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы. Выполнение декоративных салфеток из ткани и бумаги. Изготовление полуобъёмных мягких игрушек. Куклы из ткани. Выполнение панно из пуговиц.


Тема 3. Поделки из различных материалов (23 часа)

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы. Лоскутное шитьё. Вышивка лентами. Поделки из ткани. Поделки из бисера. Поделки по новым технологиям.

Тема 4. Вязание крючком (54 часа)

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями. Вязание животных . Любимые квадраты. Закладок для книг. Выполнение ажурной вязки на платьях для кукол.




Тематический план


Содержание

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Поделки из бумаги и картона

55

6

49

3

Поделки из ткани, ниток и пуговиц.

20

5

15

4

Поделки из различных материалов

23

3

20

5

Вязание крючком

54

6

48

Итого

153

18

136

















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

кружка «Мастерица» (4,5 часа в неделю)


№ п/п

Раздел

Тема занятия

Количество часов

1

Вводное занятие

Беседа, знакомство с расписанием работы кружка. Техника безопасности при работе с ножницами, клеем. Знакомство с материалами

1



Итого:

1

2-7



«Бумажный город»

(поделки из бумаги и картона)



Квиллинг: « Остановись мгновенье», фоторамка.

6

8-14

Композиция: «Полёт фантазии»

7

15-20

Квиллинг 3Д картины

6

21-26

Оригами « Бабочка»

6

27-32

Квиллинг композиция: «Букет сирени»

6

33-37

Оригами « Клубничное лукошко»

5

38-43

Цветы из гофрированной бумаги: «Георгины»

6

44-49

Квиллинг композиция: « Деревья»

6

50-56

Объемный квиллинг. Ваза

7



Итого:

55

57- 60

Поделки из ткани, ниток и пуговиц.

Разные виды швов.

4

61- 64

Панно из пуговиц «Виноград».

4

65- 68

Декоративные салфетки из ткани и картона.

4

69- 72

Полуобъёмная мягкая игрушка « Утёнок».

4

73- 76

Куклы из ниток и ткани.

4


Итого:

20

77- 81

«Замок мастеров»

(поделки из различных материалов)

Поделки из солёного теста.

5

82- 85

Декоративная подушка «Озорной котёнок».

4

86- 90

Подарки своими руками.

5

91-94

Цветы из макарон.

4

95-99

Вышивание гладью.

5



Итого:

23

100-109

Вязание крючком.

«Кукла в красном платье»

10

110-117

Любимые квадраты

8

118-127

Амигуруми и другие вязаные игрушки.

10

128-137

Новогоднии украшения

10

138-147

Закладка для книг

10

148-153


Салфетка из мативов

6



Итого:

54


ИТОГО:

153








СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анна Зайцева «Искусство квиллинга» - М.: Изд-во «АРТ-РОДНИК», 2014г., 80с.

2. Проснякова Т.Н. «Цветы», «Деревья» - М.: Изд-во « АРТ-РОДНИК», 2004г., 62 с.

3. Журнал « Лена креатив» вязание крючком № 6, 2016 (27) АО «КОНЛИГА МЕДИА», 2016

4. Юртаковы Алина и Людмила «Игрушки из бумаги» - М.: ООО ТД Изд-во « Мир книги», 2012г., 75 с.

5. Журнал « Лена креатив» вязание, вышивка №9, 2015г. ЗАО « Эдипресс конлига»

6. Вера Хоменко, Галина Никитюк «Аппликации, картины, панно из природных материалов» - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.- 192с., илл.

7. Перевертень Г.И. «Сказка из листьев и лепестков» - М., 2007 г.

8. «Лена Креатив» № 12/2015 (21) ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА», 2015

9. Журнал « Все сама» в мире поделок №5, 2016г. – ООО « Издательство «Паблик»

10. Журнал « Все сама» в мире поделок №8, 2015г. – ООО « Издательство «Паблик»

11. . Гришина Н.И. и др. «Поделки из ткани» - М.: Изд-во Эксмо, 2006.-80 с.

12. Журнал « Все сама» в мире поделок №7, 2016г. – ООО « Издательство «Паблик»

13. Зайцева А. «Вышивка ленточками» - М.: ООО ТД Изд-во « Мир книги», 2010г.

14. Зайцева А. «Лоскутное шитьё» - М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2004г., 120с.

15. Журнал « Валя- Валентина» №24/2012УЧРЕДИТЕЛЬ ЗАО «ПРАЙМ-ТАЙМ»

Издатель ЗАО «ИМПОСТ»

16. Журнал « Валя- Валентина» №8/2011УЧРЕДИТЕЛЬ ЗАО «ПРАЙМ-ТАЙМ»

Издатель ЗАО «ИМПОСТ»

17. Журнал « Лена Креатив» лепка из соленого теста № 6, 2017г. ЗАО « Эдипресс конлига»

18. Журнал « Лена Креатив» вышивка гладью № 2, 2016г. ЗАО « Эдипресс конлига»

19. Журнал « Лена Креатив» шитьё № 5, 2017г. ЗАО « Эдипресс конлига»

20. Всё сама «Поделки из солёного теста», № 3, 2016г. ООО «Издательство «Паблик».

21. Поделки из ткани, ниток и пуговиц.- 2-е изд,- М.; Институт инноваций в образовании им. Л.В. Занкова: Издательство Оникс, 32 с. + 32 с.вкл,: ил.- ( Развиваем творческие способности).


В работе используются материалы из журналов, с интернет-сайтов.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!