СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РТ по развитию речи. Литературное чтение. 2 класс "ШР" (2023 г.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РТ по развитию речи. Литературное чтение. 2 класс "ШР" (2023 г.)»

М. В. Бойкина И.А. Бубнова сии

Литературное

Устное народное творчество

Учимся рассказывать о предмете

Рассмотри фотографии. Назови народные промыслы, изделия которых на них представлены. Какие из этих изделий тебе понравились больше всего? Расскажи о них. Дополнительную информацию найди в энциклопедии или Интернете.

Учимся рассказывать о герое сказки

Рассмотри рисунки. Знакомы ли тебе эти герои? Кто они? Запиши.

2. П редположи, из каких народных сказок эти герои. Запиши.

з. Каких ещё героев русских народных сказок о животных ты можешь назвать? Запиши.

  1. Вспомни, какими чертами характера обычно наделены герои в русских народных сказках о животных. Дополни таблицу и соедини стрелками.

Волк

Трусливый

Лиса

Умный

Заяц

Хитрый

Медведь

Глупый

Петух

Смелый

Кот

Злой


Неуклюжий



5

  1. Вспомни, какие поступки они совершают.

Например, Лиса из русской народной сказки «Лиса и козёл» упала в колодец, сама никак не могла выбраться, заманила хитростью козла в колодец, с помощью него и выбралась. Хитрая лиса оказалась!

Выбери любого героя русской народной сказки и расскажи о том, что с ним случилось и как он повёл себя. Запиши.

  1. Вспомни, в каком порядке нужно рассказывать о герое. Расставь цифры в плане.

Какой он, герой русской народной сказки? Кто является героем русской народной сказки?

Какие дела и поступки он совершает?

  1. Расскажи о герое по плану. Запиши опорные слова, которые помогут тебе в этом.

Например:

Лиса хитрая, коварная, обманула

Рассмотри рисунок.

  • Какую сказку он иллюстрирует? Запиши.

  • Назови героев сказки. Запиши.

В каких событиях участвовала героиня сказки? Подчеркни.

играла с ребятами на улице; побежала братца выручать; унесли братца гуси-лебеди; встретилась с печкой; встретилась с яблонькой; встретилась с берёзкой; встретилась с молочной речкои в берегах; попросила помощи у золотой рыбки; прибежала к домику Бабы-яги; схватила братца; побежала домой; возвратились домой

  1. Прочитай. Дополни предложения словами героев сказки.

Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела стоит печь.

Печка ей отвечает:

Побежала девочка дальше стоит яблоня.

скажу , (Яблоня.)

Побежала девочка дальше. Течёт молочная река в кисельных берегах.

скажу.

(Речка.)

  1. Ответь на вопросы и расскажи о девочке из сказки «Гуси-лебеди».

  1. Кто является героями русской народной сказки «Гуси-лебеди» ?

  2. Какая беда произошла у девочки?

З. С кем встретилась девочка в поисках братца?

  1. Почему отказали девочке в помощи печка, яблонька, речка?

  2. Где нашла девочка братца?

  3. Спасла ли девочка братца?

  4. Кто помог девочке?

  5. Какое вознаграждение получила девочка?



Люблю природу русскую. Осень

Учимся задавать вопросы к тексту

  1. Как ты думаешь, как люди получают знания? Выбери ответы. Подчеркни. Если можешь, допиши свой вариант. Объясни.

читают книги, газеты, журналы; смотрят телевизор; общаются друг с другом лично и в сети Интернет; играют в игры; путешествуют;

  1. Для чего люди задают вопросы? Допиши предложение.

Люди задают вопросы, чтобы

з. На какие вопросы тебе бы хотелось получить ответы? Допиши.

К то Что где Когда

Зачем

Что будет, если

Правда ли, что

Что лучше

4. Прочитай стихотворение. Подчеркни вопросы в тексте.

И. Токмакова

Возле речки, у обрыва,

Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого-то жалко?

Может, ей на солнце жарко? Может, ветер шаловливый За косичку дёрнул иву?

Может, ива хочет пить?

Может, нам её спросить?

Как ты думаешь, что могла бы ответить ива? Запиши.

Я плачу, потому что

5. Прочитай текст.

Осень на пороге

Н. Сладков Жители леса! закричал раз утром мудрый Ворон. Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?

Как эхо, донеслись голоса из леса:

Готовы, готовы, готовы.

А вот мы сейчас проверим! каркнул Ворон. Перво-наперво осень холоду в лес напустит что делать станете?

Откликнулись звери:

Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!

  • Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудньтм уснём!

Откликнулись птицы:

  • Мы, перелётные, в тёплые края улетим!

Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!

  • Вторым делом, Ворон кричит, осень листья с деревьев сдирать начнёт!

  • Пусть сдирает! откликнулись птицы. Ягоды видней будут!

Пусть сдирает! откликнулись звери.

Тише в лесу станет!

Третьим делом, не унимается Ворон, осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!

Откликнулись птицы:

  • А мы, дрозды, на рябину навалимся!

  • А мы, дятлы, шишки начнём шелушить! А мы, щеглы, за сорняки примемся!

Откликнулись звери:

А нам без мух-комаров спать будет спокойней!

  • Четвёртым делом, гудит Ворон, осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!

  • Пусть себе донимает! дружно откликнулись птицы и звери. Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми не заскучаем!

Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.

Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый осенний.

Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.

  1. Сколько вопросов задал Ворон, чтобы проверить, готовы ли жители леса к приходу осени? Найди в тексте главный вопрос. Выпиши.

  1. Найди в тексте предложения, которые помогут задать вопрос. Подчеркни. Составь вопросы. Запиши.

Что делать станете, когда осень

9

Что делать станете, когда осень

9

Что делать станете, когда осень

9

  1. Как ты думаешь, почему Ворон больше стал задавать вопросы? Напиши.

Я думаю, что

  1. Какой ещё вопрос можно задать жителям леса? Придумай и запиши.

  1. Прочитай стихотворение.

Опустел скворечник

И. Токмакова

Опустел скворечник

  • Улетели птицы, Листьям на деревьях Тоже не сидится.

Целый день сегодня Всё летят, летят...

Видно, тоже в Африку Улететь хотят.

  • Попробуй самостоятельно составить вопросы стихотворению. Допиши.

что

Кто

Кому

К огда

Куда

Почему

В чём различие между

Что будет, если

Учимся составлять текст-описание

Рассмотри рисунок. Какое время года изображено? Докажи.

2. Продолжи предложение. Запиши.

Я думаю, что на рисунке изображена потому что

з. Приходидос» ли тебе наблюдать, как падают с деревьев осенние листья? Расскажи об этом.

4. Прочитай текст.

Осеннее утро

М. Пришвин Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.

Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь.

И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько:

  • Летите, летите!

Так долго день пробуждается, что, когда солнце выйдет, у нас уже и обед. Мы радуемся хорошему тёплому дню, но уже больше не ждём летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись, и вот-вот журавли полетят, а там гуси, грачи и всё кончится.

  • Сравни свои впечатления о листопаде с впечатлениями Михаила Пришвина.

  1. Какие выражения указывают на время дня? Подчеркни в тексте.

  2. Объясни выражение «день открывает глаза».

  1. Перечитай текст и сосчитай, сколько раз в нём встречаются слова «листик», «листья». Запиши.

  1. Найди в тексте фразы, которые помогают представить, как падают листья с деревьев. Подчеркни красным карандашом. Объясни, как ты себе это представляешь. Если возникнут затруднения, воспользуйся словами-подсказками.

летит парашютиком

летит мотыльком

летит винтиком

плавно; медленно опускается; тихо опускается; крутится; вертится; вращается вокруг себя, словно закручивается; порхает на ветру; летит то вверх, то вниз; дрожит

  1. Какие признаки осеннего утра описывает автор? Подчеркни синим карандашом.

  2. Найди в тексте слова, которые описывают чувства автора-рассказчика, когда он видит улетающих птиц. Запиши.

  1. Какие чувства испытываешь ты, глядя на увядающую природу осенью? Продолжи предложения. Если возникнут затруднения, воспользуйся словами-подсказками.

Мне потому что

Я чувствую потому что

грусть, тоска, уныние, спокойствие, радость, восторг, восхищение, удивление

  1. Какое осеннее утро помог увидеть тебе писатель? Опиши своими словами. Если возникнут затруднения, воспользуйся словами-подсказками.

безветренное, ветреное, грустное, дождливое, мрачное, ненастное, пасмурное, прохладное, радостное, свежее, серое, синее, солнечное, теплое, тихое, туманное, хмурое, холодное, яркое, ясное

  1. А какое осеннее утро любишь ты? Запиши.

  1. Рассмотри ещё раз рисунок на с. 15. Какие детали ещё нужно добавить, чтобы описать твоё любимое осеннее утро? Запиши. Дорисуй и раскрась рисунок карандашами.

  1. Составь текст-описание. Подумай, с чего начнёшь, в каком порядке будешь описывать детали, чем закончишь. Запиши.

Осеннее утро

16. Перечитай записанный текст. Если нужно, внеси изменения.

Русские писатели

Учимся объяснять крылатые выражения

Знаешь ли ты, что такое крылатые выражения? Попробуй объяснить. Если возникнут затруднения, обратись к тексту.

Во время общения с людьми нередко можно услышать такие слова, как «остаться у разбитого корыта» , «сильнее кошки зверя нет» и другие, Это, возможно, слова какого-то литературного героя или героя фильма. Яркие, выразительные слова, которые известны многим, называются крылатыми выражениями.

Подчеркни в тексте слова, которые помогают понять, что такое крылатое выражение.

2. Какие крылатые выражения ты знаешь? Запиши примеры.

з. Прочитай выражения из левого столбика. Что они означают? Соедини со словами в правом столбике.

Остаться у разбитого корыта.

Беспрерывно суетиться, хлопотать без видимых причин.

Сильнее кошки зверя нет.

Всё нипочём.

Как с гуся вода.

Остаться ни с чем, потерять всё, что было.

Крутиться как белка в колесе.

Самыи сильный, хотя на самом деле это совсем не так.

4. Нарисуй иллюстрации, которые помогли бы понять смысл двух любых выражений из задания З. Сделай к ним подписи.

Рассмотри иллюстрацию. Вспомни, из какой сказки эта героиня. Кто автор сказки? Запиши.

Вспомни последовательность событий в сказже. Расставь цифры.

  1. Объясни, почему старуха осталась у разбитого корыта. Запиши свой ответ.

Старуха осталась у разбитого корыта, потому что

  1. В каких ещё литературных произведениях герои оказывались у разбитого корыта? Назови.

  2. Рассмотри обложки книг. О чём в них рассказывается?

Подходит ли к героям этих произведений выражение «остаться у разбитого корыта»? Объясни.

  1. Прочитай. Как ты думаешь, можно ли эту историю закончить словами: вот и остались у разбитого корыта? Напиши окончание.

Однажды мы с подругой решили вдвоём выполнить проект по литературному чтению «Азбука загадок». Решили, что сначала найдём вместе загадки с отгадками на каждую букву, а потом сделаем книжку с картинками. Но от решения до дела иногда очень далеко. Каждая из нас хотела выполнять только последний этап работы оформлять книжку, чтобы потом все хвалили. Мы спорили-спорили, а время уходило. В итоге ничего не успели.

  1. Знаешь ли ты истории из жизни, герои которых остались у разбитого корыта? Вспомни и запиши.

Однажды мы захотели

Учимся составлять рассказ по пословице

Вспомни, что такое пословица. Прочитай и подчеркни верное определение.

Пословица это маленькие сказки или весёлые стихи. краткое народное изречение, законченное высказывание с поучительным смыслом.

  • весёлое стихотворение, которое развлекает, веселит и создано для потехи детей.

  • Можно ли сказать, что пословица это народное крылатое выражение? Объясни.

2. Прочитай предложения. Подчеркни пословицы. Объясни их смысл.

  • Летом люди растят урожай, а зимой едят плоды своего труда.

  • Лето припасиха, зима прибериха.

  • Декабрь год кончает, а зиму начинает.

  • Декабрь последний месяц в году.

  • Весна красна цветами, а осень снопами. Весной природа просыпается, а осенью засыпает, готовится к зиме.

з. Прочитай пословицы. Обсудите с одноклассниками их смысл.

  • Дерево держится корнями, а человек друзьями.

  • Труд человека кормит, а лень портит. Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

  • Корень учения горек, да плод его сладок.

  • Делу время, потехе час.

  • Нет друга, так ищи, а нашёл, так береги.

  • Грамоте учиться всегда пригодится.

  • Хорош друг старый, а дом новый.

  • Видно птицу по полёту человека по делам.

  • Раздели пословицы по темам. Выпиши. О дружбе

О труде и трудолюбии

Об учёбе, о знаниях

  1. Прочитай пословицы и названия произведений. Соедини линиями. Объясни свой выбор.

  1. Прочитай заголовок рассказа. В чём особенность заголовка? Как ты понимаешь его смысл? Предположи, о чём текст. Прочитай. Проверь своё предположение.

Один за всех, и все за одного

И. Пивоварова Это было давно. Тогда муравьи ещё пооди-

ночке жили...

Встретились однажды на тропинке два муравья. Да и стали жаловаться друг другу:

  • Мне вчера Жук ногу отдавил.

  • А меня Гусеница обидела. Она мой домик толкнула так, что он развалился.

  • Плохо нам, муравьям, жить на свете. Мы маленькие, нас каждый обидеть может. И заступиться некому.

  • Знаешь что, давай вдвоём жить, друг за друга заступаться, друг другу помогать.

Стали муравьи вместе жить. Вот ползёт по дороге Жук и хочет на ногу муравья наступить. А видит: муравьёв двое, их вдвоём не осилишь. И уполз поскорее.

Приползла Гусеница, хотела домик муравья толкнуть. А видит: муравьёв двое. И уползла поскорее.

Узнал тут третий муравей, что двум муравьям легче защищаться стало.

Возьмите меня с собой, просит он друзей.

И стали муравьи жить втроём, ещё сильнее стали. А потом и четвёртый к ним пришёл, и пятый...

И вот муравьи поселились вместе. Они решили построить один большой дом на всех. Принялись за работу: одни муравьи палочки таскают, другие их укладывают. Если одному тяжело, все ему помогают. Если одного обижают, все его спасают. Один за всех, и все за одного. Вот так появился на свете муравейник.

6. Прочитай короткие рассказы Льва Николаевича Толстого, которые он сочинил для своих учеников крестьянских детей. Подумай, в чём смысл каждого рассказа и как он отражён в заголовке.

Чему учит автор? Запиши главную мысль каждого рассказа.

Глупой птице свой дом не мил

Девочка любила играть на улице, а как придёт в дом скучает. Мать спрашивала:

Отчего ты скучаешь? Дома скучно. Мать сказала:

Глупой птице свой дом не мил.

Главная мысль:

От добра добра не ищут

Бежал заяц от собак и ушёл в лес. В лесу ему хорошо было, да уж много он страху набрался и хотел ещё лучше спрятаться. Стал искать, где получше место, и полез в чащу в овра-

ге и наскочил на волка. Волк схватил его. « Видно, правда, подумал заяц, что от добра добра искать не надо. Хотел получше спрятаться и вовсе пропал» .

Главная мысль:

Как глядишь, так и видишь

Мальчик лежал на земле и смотрел на дерево сбоку. Он сказал:

  • Дерево кривое.

А другой мальчик сказал:

  • Нет, оно прямо, да ты криво смотришь. Как глядишь, так и видишь.

Главная мысль:

Семейная кашка гуще кипит

Жил мальчик в ученье, пришёл восвояси на праздник. Сели за кашу. Мальчик сказал:

Какая у вас каша густая, такой каши у хозяина не бывает.

А мать ему сказала:

Семейная кашка гуще кипит.

Главная мысль:

  1. Какая пословица тебе нравится? Как ты понимаешь её смысл? В каких ситуациях её уместно вспомнить? Вспомни примеры из жизни и придумай текст, к которому она бы подошла. Подумай, какую основную мысль ты хочешь донести до читателей. Придумай заголовок. Запиши.

  1. Перечитай записанный текст. Если нужно, си изменения.

О братьях наших меньших

Учимся писать отзыв о книге
  1. Что такое отзыв? Выскажи своё мнение. придумай однокоренные слова.

Отзыв, отозваться, зов,

  1. Прочитай толкования слова «отзыв» в словаре.

Отзыв

  1. Ответ на зов, отголосок, отклик.

  2. Высказанное мнение о ком-либо, чём-либо, оценка кого-либо, чего-либо.

З. Условное секретное слово, произносимое в ответ на пароль.

  • Помог словарь понять смысл слова? Подчеркни слова, которые тебе непонятны. Спроси у взрослых, что они означают.

  • Подчеркни слова, которые помогают тебе ответить на вопрос «Что такое отзыв?». Запиши эти слова.

Отзыв, отголосок, ответ,

з. Прочитай ещё одно толкование слова «отзыв». Уточни значение непонятных слов у взрослых. Подчеркни слова, которые помогают понять, что такое отзыв.

Отзыв о книге это личное впечатление от книги, мнение о книге, оценка книги, высказанная в устной или письменной форме.

  1. Запиши, как ты понимаешь значение слова «отзыв», используя подчёркнутые тобой слова.

Отзыв это

  1. Прочитай отзыв о книге В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил».

Недавно я прочитал замечательную книгу Виталия Валентиновича Бианки «Как Муравьишка домой спешил» .

Она мне очень понравилась! Мне было интересно её читать.

В этой познавательной сказке рассказывается о том, как порывом ветра маленького Муравьишку на сухом берёзовом листочке унесло далеко от родного муравейника. При падении Муравьишка повредил лапки, а с больными лапками ему никак не добраться домой до захода солнца. У муравьёв ведь строго: только солнышко на закат, все домой бегут. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.

Добраться до дома Муравьишке помогают разные насекомые, которых он встречает на луГУ, у реки, в лесу. Первой помогла ГусеницаЗемлемер. Она так называется, потому что может встать во весь рост, а затем лечь на землю палкой. Вторым был Паук-Сенокосец, у которого восемь ног, как ходули, коленки выше спины и головы торчат. Жужелица шестиногий конь, бежит будто летит по воздуху. Жучок-Блошачок, У которого задние ножки складные и толстые, как пружинки. Кузнечик умеет прыгать, как Блошачок, да ещё и крылья имеет. Водомерка-Клоп отталкивается ножками и катитскользит по воде, как по льду. Майский жук, Хрущ, открывает на спине два жёстких крыла, а под ними ещё два тоненьких, прозрачных, широких и длинных крыла сложены. Все насекомые помогали Муравьишке, только ГусеницаЛистовёртка отказала. Последняя минутка оставалась у Муравьишки до захода солнца. Не удержался Муравьишка, куснул Гусеницу-Листовёртку. Она с перепугу упала вниз, Муравьишка за неё держится. Повисли оба на шёлковой ниточке, что из брюшка Листовёртки разматывается. А внизу уже муравейник. В последний открытый вход успел заскочить Муравьишка.

Я всем советую прочитать эту историю. Получите удовольствие от встречи с героями Бианки и узнаете о жизни насекомых в природе очень много.

6. Какая информация содержится в этом отзы Подчеркни нужное.

  • Указаны автор, название.

  • Определены герои.

  • Говорится, какие другие книги написал автор.

  • Рассказывается о событиях, которые происходили с героями.

  • Даётся точная научная информация о насекомых.

  • Высказывается собственное мнение, оценка

прочитанного.

  • Даются рекомендации к чтению.

7. Прочитай план написания отзыва.

  1. Автор, название.

  2. Герои.

З. События.

  1. Оценка книги: понравилась или не понра-

вилась.

  1. Заключение, вывод.

  1. Начинаем писать отзыв о книге. Рассмотри обложку книги.

  1. Запиши, о какой книге ты будешь рассказывать в отзыве. Укажи автора и название.

  1. Знаком ли тебе автор? Если знаком, то напиши о нём (о чём он пишет? Кто герои его книг? Что интересного ты знаешь об авторе?).

  1. Если автор не знаком тебе, прочитай справку о нём. Подчеркни важную информацию.

Николай Иванович Сладков известный писатель, автор множества книг о природе, которые читают взрослые и дети. С детства он любил природу и интересовался ею. Будущий писатель со второго класса начал вести дневник, куда вписывал свои первые впечатления и наблюдения. В молодости увлекался охотой, но потом вместо неё стал заниматься фотоохотой, призывая всех охотников: «Не бери в лес ружьё, возьми в лес фоторужьё ».

  1. Предположи, о чём пойдёт речь в этой книге. Нужное подчеркни (о животных, о детях, о Родине).

Рассмотри содержание книги. Прочитай, какие произведения включены в книгу. Подчеркни произведения, которые тебе знакомы, одной чертой, а которые хочется прочитать двумя.

Как медведя переворачивали

Лесные шорохи

Зимние долги

Вежливая галка

Тетеревиные ноты Чья проталина?

Заячий хоровод

Нечеловеческие шаги

Дрозд и сова

Пять тетеревей

Блокнот забыл

Званый гость

Горячая пора

Птенцы-хитрецы

Как медведь сам себя напугал

Топик и Катя

Непослушные малыши

Поганки

Бежал Ёжик по дорожке

13. Прочитай рассказ из сборника Н. Сладкова «Лесные сказки».

Бежал Ежик по дорожке

Бежал Ежик по дорожке только пяточки мелькали. Бежал и думал: «Ноги мои быстры, колючки мои остры шутя в лесу проживу». Повстречался с Улиткой и говорит:

Ну, Улитка, давай-ка наперегонки. Кто кого перегонит, тот того и съест. Глупая Улитка говорит: Давай!

Пустились Улитка и Ёж. Улиткина скорость известно какая: семь шагов в неделю. А Ёжик ножками туп-туп, носиком хрюк-хрюк, догнал Улитку, хруп и съел.

Дальше побежал только пяточки замелькали. Повстречал Лягушку-квакушку и говорит:

Вот что, пучеглазая, давай-ка наперегонки, Кто кого перегонит, тот того и съест,

Пустились Лягушка и Ёж. Прыг-прыг Лягушка, туп-туп-туп Ёжик. Лягушку догнал, за лапку схватил и съел.

Съел Лягушку дальше пятками замелькал. Бежал-бежал, видит Филин на пне сидит, с лапы на лапу переминается и клювищем щёлкает.

« Ничего, думает Ёж, у меня ноги быстрые, колючки острые. Я Улитку съел, Лягушку съел сейчас и до Филина доберусь!»

Почесал храбрый Ёж сытенькое брюшко лапкой и говорит этак небрежно:

Давай, Филин, наперегонки. А коли догоню съем!

Филин глазищи прищурил и отвечает: Бу-бу-будь по-твоему!

Пустились Филин и Ёж.

Не успел Еж и пяточкой мелькнуть, как налетел на него Филин, забил широкими крыльями, закричал дурным голосом.

Крылья мои, кричит, быстрее твоих ног, когти мои длиннее твоих колючек!

Я тебе не Лягушка с Улиткой сейчас целиком проглочу да и колючки выплюну!

Испугался Еж, но не растерялся: съёжился да под корни закатился. До утра там и просидел.

Нет, не прожить, видно, в лесу шутя. Шути, шути, да поглядывай!

  1. Определи героев произведения. Запиши.

  1. Что произошло в лесу?

  1. Объясни смысл выражения «Шути, шути, да поглядывай!».

Выбери пословицу, которая отражает тот смысл.

  • Шутил волк с конём, да в горсти зубы унёс.

  • Один ум хорошо, а два лучше. Глупа та птица, которой гнездо не мило.

  1. Дополни предложение. Запиши.

Эта история рассказывает о том, что

  1. Сделай вывод. Ответь на один-два вопроса по выбору.

  • О каких особенностях жизни животных рассказал автор в этой истории?

  • Чему она научила тебя?

  • Что показалось самым интересным?

  • Что случилось с Улиткой и Лягушкой, согласившимися бежать наперегонки с Ежом? Какой вывод сделал Ёж после встречи с Филином?

  1. Запиши, понравилось тебе произведение или нет. Порекомендуешь ли ты его прочитать своим друзьям?

  1. «Собери» отзыв из ответов на вопросы из заданий 1—19 с опорой на план. Запиши.

  1. Автор, название книги.

  2. Автор (писатель, фотоохотник). З. Книга (сборник, сказки, о животных).

  1. Герои (животные).

  2. События (леса, поля).

  3. Вывод (понравилась, запомнилась, обязательно прочитайте).

21. Перечитай отзыв. Всё ли у тебя получилось? Внеси исправления, если нужно.

Учимся составлять текст-обращение
  1. Прочитай стихотворение. Определи главную мысль текста. Запиши.

В. Берестов Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

Главная мысль:

  1. Кто должен защищать деревья, цветы, зверей и птиц? Почему их нужно оберегать? Запиши.

Я думаю, что защищать деревья, цветы, зверей и птиц должен потому что

з. Что нужно делать для защиты природы? пиши.

  1. Когда человеку бывает стыдно? Знакомо ли тебе это чувство? За что тебе было стыдно? Допиши предложение.

Мне было очень стыдно, когда я однажды

  1. Прочитай название произведения. Как ты думаешь, за что может быть стыдно перед соловьём?

  2. Прочитай текст. Проверь своё предположение.

Стыдно перед соловушкой

В. Сухомлинский

Оля и Лида пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яички.

Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

Соловей перестал петь.

Оля собрала остатки еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

Зачем ты берёшь с собой мусор? спросила Оля. Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

Стыдно... перед соловушкой, тихо ответила Лида.

  1. Как поступили с остатками еды Оля и Лида? Напиши.

Оля

Лида

  1. Как ты думаешь, за что Лиде стало стыдно перед соловушкой? Напиши.

Я думаю, что Лиде стало стыдно перед соловушкой за то, что

  1. Расскажи, как ты относишься к поступкам Оли и Лиды, Кто из девочек поступил правильно? Как в подобной ситуации поступишь ты? Я считаю, что

  1. Что можно сказать Оле? С какими словами ты обратишься к ней? Напиши.

Оля,

  1. Прочитай рассказ.

Ребята и утята

М. Пришвин Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотистом лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру.

В местах, открытых для глаза человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперёд. Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками. Всё время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать её, как утят, но тут я подошёл.

Что вы будете делать с утятами? строго спросил я ребят,

Они струсили и ответили:

Пустим.

Вот то-то «пустим» ! сказал я очень сердито. Зачем вам надо было их ловить?

Где теперь мать?

А вон сидит! хором ответили ребята.

И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.

Живо, приказал я ребятам, идите и возвратите ей всех утят!

Они как будто даже и обрадовались моему приказанию, прямо и побежали с утятами на холм. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята пять штук. И так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала своё путешествие к озеру.

Радостно снял я шапку и, помахав ею, крикнул:

Счастливый путь, утята!

Ребята надо мной засмеялись.

Что вы смеётесь, глупыши? сказал я ребятам. Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Снимайте живо все шапки, кричите «до свиданья»!

И те же самые шапки, запылённые на дороге при ловле утят, поднялись в воздух, все разом закричали ребята:

До свиданья, утята!

  1. Подчеркни в тексте непонятные слова. Обсуди с одноклассниками, что они означают.

Чирбк-свистунбк птица семейства утиных, обитающая на небольших водоёмах.

Верста старинная русская мера измерения расстояния, равная чуть больше 1 км.

Паровбе поле вов; незасеянное.

поле, отдыхающее от посе-

Овсйное поле

поле, засеянное овсом.

Вода спала с наступлением лета уровень воды в водоёме понизился.

Кузница мастерская, где работают кузнецы.

  1. Перечитай начало рассказа и представь себе эту картину. Опиши путь уточки с утятами, поведение утки-матери. Найди в тексте подтверждение своих мыслей.

  2. Зачем мальчики стали ловить утят: хотели посмеяться, решили помочь, не подумали о последствиях? Напиши.

Я думаю, что мальчики

  1. Почему ребята струсили, что произошло? Напиши.

Я считаю, что

  1. Что приказал ребятам рассказчик? Подчеркни. Обрадовались ли они этому приказу или разозлились? Почему?

Мне кажется, что

  1. Оцени поступки мальчиков. Как ты думаешь, осознали ли ребята, что были неправы? Объясни своё мнение.

  1. Что тебе хотелось бы сказать ребятам? составь небольшой текст. Запиши.

Ребята,

  1. Перечитай записанный текст. Если нужно, внеси изменения.

Учимся составлять рассказ

по сюжетным картинкам

1. Ты уже знаешь, как сочинять различные истории. Как ты думаешь, легко ли придумать рассказ? Допиши.

Я думаю, что рассказ придумать потому что

Рассмотри рисунки. Что на них изображено?

з. Прочитай памятку.

Памятка
  1. Подумай, о чём ты хочешь рассказать.

  2. Выбери тему рассказа (о маме, о весне, о каникулах, о празднике, о поездке в лес, о купании в речке, о щущешествии).

З. Определи героев рассказа.

  1. Подумай, какой случай произошёл с твоими героями. Какие поступки они совершили?

  2. Объясни их поступки и поведение.

  3. Выскажи своё отношение к ним: кто из героев тебе нравится и почему?

4. Расскажи историю, которая произошла с щенком, с опорой на памятку из задания З.

  • Подумай, о чём эта история.

Я хочу рассказать о том, как

  • Определи тему своего рассказа.

Тема

  • Назови героев рассказа. Запиши.

  • Опиши случай, который произошёл с героями. Какие поступки они совершили? Составь план. Придумай подпись к каждому рисунку.

  • Объясни поступки и поведение героев.

Я думаю, что

  • Выскажи своё мнение: кто из героев тебе понравился и почему?

Больше всего мне понравился потому что

  • Придумай заголовок. Запиши текст.

5. Перечитай записанныи текст. Если нужно, внеси изменения.

Учимся составлять рассказ

о своём питомце

Рассмотри рисунки. Придумай клички щенку и котёнку. Запиши. Почему ты выбрал такие клички?

Кто тебе нравится больше: КОШКИ или собаки? Допиши.

Б ольше всего мне нравятся потому что

з. Есть ли в твоей семье домашний питомец?

Выбери вариант ответа и продолжи предложение.

У нас дома живёт по кличке

В нашей семье нет домашнего питомца, но я мечтаю завести

4. П рочитай тексты. Понаблюдай, как авторы описывают своих домашних любимцев. Подчеркни слова и предложения, которые ты можешь использовать при сОздании своего текста. Обсудите с одноклассниками, о ком вы будете писать.

Е. Чарушин Есть у меня бусый КоТ серый в чёрных пятнышках, как в бусинках. Зовут его Василий Васильевич. Толстый кот. Уши у него круглые это ему другие коты обгрызли. Драчливый кот.

К. Ушинский Рассмотрим же Машку повнимательнее. Голова у неё круглая, на голове торчат два небольшие, очень чуткие уха. Над глазами и ртом длинные щетинистые волосы. Рот, сравнительно с головой, очень велик; во рту шероховатый язык и 30 острых, как иголки, зубов; особенно остры и длинны четыре кривые клыка. Замечательны глаза кошки: они как будто расколоты по середине, но эта узенькая щель широко раскрывается в темноте, что нужно кошке для её ночных охот за мышами. Всё тело кошки мягко и гибко, хвост длинный и пушистый, ноги коротки, но сильны, а на каждой ноге по пяти пальцев, и каждый палец вооружён острым изогнутым когтем.

Е. Чарушин Есть у меня и пёс. Имя у него Бобка, а зовут его Вихляйка, потому что он всё вихляется. Вертит хвостом, а сам вихляется, как червяк на ниточке. Мордочка у него будто улыбается, и всегда язык на сторону висит.

Г. Троепольский Бим же выродился таким: туловище белое, но с рыженькими подпалинами и даже чуть заметным рыжим крапом, только одно ухо и одна нога чёрные, действительно как вороново крыло, второе ухо мягкого желтовато-рыженького цвета.

В общем-то, с такой разноцветностью ушей и с подпалинками под бОЛЬШИМИ умными тёмно-карими глазами морда Бима была даже симпатичней, приметней, может быть, даже умнее или, как бы сказать, философичней, раздумчивей, чем у обычных собак.

М. Пришвин Подарили мне небольшую собачку редкостной породы спаниель, величиной в два больших кота, а уши до самой земли. Когда ест уши мокнут, когда нюхает землю передними лапами наступает на свои уши.

«Ухан» следовало бы назвать его по-русски, но у него кличка была английская — Джимми.

  1. Нарисуй своего домашнего питомца.

  1. Опиши своего домашнего питомца по опорным словам.

щенок, котёнок, хомяк, попугай, шерсть, окрас, цвет, голова, глаза, уши, морда, тело, лапы, хвост

  1. Прочитай текст.

Душек

Я. Грабовский Первые дни пребывания в моём доме Душек спал. Это был счастливейший период нашей совместной жизни. Потому что, когда Душек выспался, он начал есть. Что этот пёс мог слопать единым духом невозможно вообразить. Фетровая шляпа, новые туфли, блокнот, два толстенных тома энциклопедии это была всего лишь закуска, за которой следовали коврик и две сапожные щётки! Всё, что как-нибудь поддавалось зубам, пропадало бесследно. Этот пёс-бродяга, пёс без характера, пёс, для которого единственной целью в жизни была еда, страдал одной человеческой слабостью любил музыку. Любил до безумия, до самозабвения. Когда кто-нибудь играл на рояле или пел, Душек появлялся как из-под земли. Он садился и слушал. И старался заучить мелодию. Когда ему казалось, что он уже её схватил, начинал петь сам. Сначала тихо, робко, потом всё громче, всё жалобнее. Наконец закидывал голову назад и плакал так пронзительно, так грустно, словно все свои собачьи печали вкладывал в этот тоскливый напев.

Какие повадки собаки описывает автор? Расскажи о повадках своего любимца.

8. Прочитай текст, который написала второклассница.

Тишка

У нас дома живёт котёнок Тишка. Ему четыре месяца, но он уже большой. Тишка очень весёлый, любит играть и бегать по дому. У Тишки чёрная длинная шерсть, а на шее белый воротник. Хвост пушистый с белым кончиком. У Тишки большие зелёные глаза. Они светятся в темноте, как два фонарика. Наш Тишка не только красивый, но и умный. Он понимает, когда говорят о нём: хвалят или ругают за проделки.

Как относится автор текста к Тишке? Докажи своё мнение. Расскажи, как ты относишься к своему питомцу.

  1. Прочитай заголовки текстов. Попробуй определить главную мысль текстов по заголовку. «Ну и охранник наш щенок!» Главная мысль:

«Самая красивая кошка» Главная мысль:

«Проказы попугая Кеши» Главная мысль:

«Удивительная кошка» Главная мысль:

  1. Придумай рассказ о своём питомце. Что особенного в его внешности, характере, поведении? Какие чувства ты испытываешь к нему?

Подумай и запиши.

Тема текста:

Главная мысль:

Название:

  1. Для написания текста используй готовый план или составь свой.

План
  1. Появление в доме.

  2. Описание внешности. З. Характер, повадки.

4. Моё отношение к питомцу.

План

Запиши текст и озаглавь его.

12. Перечитай записанный текст. Если нужно, внеси изменения.

Люблю природу русскую. Зима Учимся составлять рассказ на заданную тему

1. Прочитай стихотворение.

Снежная сказка

С. Погореловский

Проплясали по снегам

Снежные метели, Снегири снеговикам Песню просвистели.

У заснеженной реки,

В снежном переулке, Звонко носятся снежки, Режут лёд снегурки.

А в завьюженных лесах Снежные палаты, На сверкающих кустах Снежные халаты.

Скрипнут лыжи на бегу

В белом Снегограде,

Впишут синюю строку В снежные тетради.

А вокруг в снега одет

Весь простор безбрежный,

Чем не сказка, белый свет

Снежный, снежный, снежный.

  • Выпиши из стихотворения родственные слова слову «снег». Объясни их значение.

  • Какой бывает снег? Запиши.

2. Прочитай загадку. Запиши отгадку. Подчеркни слова, которые помогли отгадать загадку.

Он пушистый, серебристый, Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.

з. Прочитай слова. Подчеркни слова, значения которых ты не знаешь. Обсудите в классе, что они означают. Составь 2—3 словосочетания со словом «снег», используя слова-подсказки. Запиши.

блестящий, ослепительный, почерневший, сверкающий, светлый, серебристый, тёмный, чистый, нежданный, первый, поздний, ранний, глубокий, густой, колючий, лёгкий, липкий, мокрый, мохнатый, мягкий, пушистый, пышный, скрипучий, тихий, тяжёлый, холодныи, хрустящий

4. Прочитай. Найди в тексте слова о том, какой бывает снег. Выпиши.

Какой бывает снег

М. Гай Заспорили пуночки, маленькие, как воробьи, северные птички. Не могут решить, какой бывает снег. Летают, спрашивают:

Какой бывает снег?

Золотой, отвечает утро и освещает морозную тундру.

  • Голубой , говорит дневное чистое небо.

  • Синий-синий, шепчут старые лиственНИЦЫ.

  • Хо-о-лодный, кричит во дворе утка.

  • Тёплый, говорит белая куропатка и ложится спать в белый сугроб.

  • Лёгкий. Лёгкий-лёгкий, шумит ветер и кружит снежинки.

  • Тяжёлый, очень тяжёлый, вздыхают ветки кедра внизу, у самой земли.

  • Алый-алый, говорит вечерняя заря.

  • Серебряный, конечно, улыбается ясная луна.

Тайгу и тундру до самого океана облетели пуночки и всё спрашивали, но так и не узнали, какого цвета бывает снег.

Снег

  • Почему пуночки так и не узнали, какой бывает снег? Допиши предложение.

Пуночки не узнали, какой бывает снег, потому что

  • Как ты думаешь, почему снег бывает разного цвета? Продолжи предложения.

Снег бывает розовый, когда

Снег бывает голубой, если

Снег бывает когда

Снег бывает если

5. Прочитай отрывок из рассказа.

Л. Воронкова

Всё небо и весь воздух были полны снежинок. Снежинки летели, падали, кружились и снова падали. Они ложились на чёрствую грязь на дороге. И на все деревенские крыши. И на деревья. И на ступеньки крыльца. И на зелёный байковый Танин платок... Таня подставила ладонь они и на ладонь упали. Когда снежинки летят, они как пух, а когда разглядишь поближе, то увидишь звёздочки, и все они разные. У одной лучики зубчатые, у другой острые, как стрелки. Но разглядывать их долго не пришлось снежинки растаяли на тёплой ладони.

После обеда Таня вышла гулять и не узнала свою деревню. Стала она вся белая и крыши белые, и дорога белая, и огород белый, и лужок белый... А потом выглянуло солнышко, и снег заблестел. И Тане стало так весело, будто праздник наступил. Она побежала к Алёнке и застучала в окно:

Алёнка, выходи скорее к нам зима пришла!

  • Какой заголовок более точно отражает содержание текста? Подчеркни. Объясни.

Зима.

Первый снег. Снег.

  • Каким ты представляешь первый снег? Подчеркни слова в тексте, которые помогут тебе его описать. Расскажи.

6. Представь, что ты возвращаешься из школы, и пошёл первый снег. Опиши, как преобразится природа. Придумай текст-описание на тему «Первый снег». Если возникнут затруднения, используй словаподсказки.

вышел из школы; посмотрел в окно; легко, спокойно, тихо, чуть слышно; снежинки похожи на; летели, кружились, опускались; дома, деревья; снег; природа; радость, печаль, восхищение

Первый снег

7. Перечитай записанный текст. Если нужно, вне— си изменения.

Учимся сочинять сказку

1. Прочитай стихотворение. Представь себе снежинку, которая описана в тексте. Нарисуй.

Снежинка

(В сокращении)

К. Бальмонт

Светло-пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится, Не в высь лазурную, На землю просится.

В лучах блистающих

Скользит, умелая, Средь хлопьев тающих Сохранно-белая...

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается Звезда кристальная.

Лежит, пушистая, Снежинка смелая. Какая чистая, Какая белая!

Найди слова, которые помогают представить снежинку. Запиши.

2. Рассмотри рисунки. Сравни снежинки. Дорисуй снежинки в соответствии с подписями.

Весёлая снежинка Печальная снежинка

  • Допиши предложения.

Жила-была весёлая снежинка. Больше всего на свете она любила

Жила-была печальная снежинка. Она всегда

  • Какой ещё может быть снежинка героиня твоей сказки? Прочитай слова. Выясни значение непонятных слов. Обсудите с одноклассниками, что они означают. Если возникнут затруднения, используй слова-подсказки.

беззаботная, добрая, жизнерадостная, шаловливая, тихая, грустная, скромная, мечтательная, любопытная, умная, вежливая, мудрая, смелая, капризная, одинокая, гордая, хитрая

  • Составь 3—4 словосочетания со словом «снежинка». Запиши.

з. Как ты думаешь, какие новогодние приключения могут произойти со снежинками? Соедини стрелками.

Любопытная снежинка

Добрая снежинка

Одинокая снежинка

Мечтала найти

  1. Какая снежинка могла бы стать героиней твоей сказки? Нарисуй её. Подпиши рисунок.

снежинка

  1. Определи, какую мысль тебе хочется передать в сказке о снежинке. Вспомни, как начинаются сказки, чем они обычно заканчиваются. Перечисли основные события, которые будут происходить со снежинкой. Запиши.

  1. Прочитай. Как ты думаешь, кто ещё может стать героем новогодней сказки? Обсудите с одноклассниками. Запиши все варианты.

Метелица, волшебница Зима, госпожа Вьюга, царь Снегопад, хитрый снеговик,

  1. Придумай свою новогоднюю сказку.

Сначала вспомни как можно больше слов для описания зимы. Запиши.

  1. Выбери героев для своей сказки. Запиши.

  1. Определи, какую мысль ты хочешь передать в сказке.

  1. Продумай начало, события, слова и поступки героев, концовку. Если возникнут затруднения, воспользуйся опорными словами.

однажды, давным-давно, жили-были, случилось несчастье, погоревал, отправился в путь, волшебный дар, подарки, испытания, чудо, с тех пор

  1. Запиши сказку и озаглавь её.

  1. Перечитай записанный текст. Если нужно, си изменения.

Писатели — детям

Учимся рассказывать о писателе

1. Прочитай. Знакомы ли тебе эти произведения? Запиши их названия. Укажи фамилию автора.

Скачет сито по полям, А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла.

Топоры-то, топоры

Так и сыплются с горы, Испугалася коза,

Растопырила глаза:

«Что такое? Почему? Ничего я не пойму».

Маленькие дети!

Ни за что на свете Не ходите в Африку, В Африку гулять!

В Африке акулы,

В Африке гориллы,

В Африке большие

Злые крокодилы

Будут вас кусать,

Бить и обижать,

Не ходите, дети,

В Африку гулять.

Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица, И жучок, и червячок, И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

Корней Иванович Чуковский

(1882—1969)

2. Прочитай интересные факты (сведения) из жизни К. И. Чуковского.

  • Корней Чуковский это не настоящее имя, а псевдоним. Настоящее имя этого талантливого человека Николай Васильевич Корнейчуков.

  • Чуковский выучил английский язык самостоятельно, но, приехав в Англию, обнаружил, что не может общаться с англичанами они не понимали его. Через некоторое время талантливый самоучка уже мог разговаривать по-английски, а позже много переводил с этого языка.

  • Чуковский прославился не только своими произведениями для детей. Он был отличным переводчиком.

  • В честь героини Чуковского мухи-цокотухи был назван один вид мух, который обнаружили учёные.

  • Литературному труду Чуковский отдал 62 года, это точная цифра. Главному делу жизни он посвящал всё своё время. Писатель работал каждый день без выходных: просыпался в 5 утра, а ложился спать в 9 вечера после напряжённой работы.

з. Подчеркни факты из биографии К. И. Чуковского, которые тебя удивили, поразили. Закончи предложение.

Меня удивили такие интересные факты из жизни К. И. Чуковского, как

  1. Запиши названия книг К. И. Чуковского.

  1. Прочитай текст. Дополни его.

Корней Иванович Чуковский известный детский писатель, автор множества книг, которые с удовольствием читают дети. Все знают его героев: Мойдодыра,

  1. Прочитай.

Как-то Чуковский гулял по Петроградской стороне г. Ленинграда (теперь Санкт-Петербург) с известным художником Мстиславом Добужинским. Они вышли на Бармалееву улицу.

Кто был этот Бармалей, в честь которого целую улицу назвали? удивился Добужинский. я, говорит Корней Иванович, стал соображать. У какой-нибудь из императриц XVIII века мог быть лекарь или парфюмер, англичанин либо шотландец. Он мог носить фамилию Бромлей: там Бромлеи не редкость. На этой маленькой улице у него мог стоять дом. Улицу могли назвать Бромлеевой, а потом, когда фамилия забылась, переделать и в Бармалееву: так лучше по-русски звучит...

Но художник не согласился с такой догадкой. Она показалась ему скучной.

Неправда! сказал он. Я знаю, кто был Бармалей. Он был страшный разбойник. Вот как он выглядел...

И на листке своего этюдника М. Добужинский набросал свирепого злодея, бородатого и усатого... Так на Бармалеевой улице родился на свет злобный Бармалей.

  1. Определи, о чём рассказывается в тексте. Подчеркни.

  • О встрече Чуковского с Добужинским. О том, как появился на свет новый литературный персонаж.

  • О том, откуда появилось название улицы.

  1. Подчеркни опорные слова, которые помогут кратко пересказать текст.

Чуковский, Добужинский, удивился, художник, улица, парфюмер, лекарь, Бромлей, этюдник, злобный Бармалей

  1. Прочитай. Закончи предложения.

Однажды Чуковский вместе со своим другом художником Добужинским

Чуковский подумал, что улица так называлась, потому что

Добужинский не согласился и сказал, что Бармалей это

  1. Используя полученную информацию, составь текст небольшого сообщения о К. И. Чуковском.

Учимся создавать презентацию

Угадай произведения по отрывкам.

По крутой тропинке горной

Шёл домой барашек чёрный И на мостике горбатом Повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый:

«Братец, вот какое дело:

Здесь вдвоём нельзя пройти Ты стоишь мне на пути».

Чёрный брат ответил: «Ме, Ты в своём, баран, уме?

Пусть мои отсохнут ноги,

Если я сойду с дороги!»

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел,

Борис молчал,

Николай ногой качал.

Дело было вечером,

Делать было нечего.

Галка села на заборе,

Кот забрался на чердак.

Тут сказал ребятам Боря Просто так:

А у меня в кармане гвоздь! А у вас?

Сергей Владимирович Михалков

( 1913—2009)

2. Прочитай интересные факты о С. В. Михалкове.

  • С. В. Михалков начал писать в детстве, после школы печатал стихи в различных газетах и журналах, но по-настоящему известен стал после публикации поэмы «Дядя Стёпа» .

  • С. В. Михалков известен не только как детский поэт. Он был писателем, баснописцем, драматургом, журналистом.

  • Во время Великой Отечественной войны С. В. Михалков работал военным корреспондентом.

  • Автор гимна Российской Федерации.

  • Произведения Михалкова переведены на разные языки, изданы в России и за рубежом тиражом почти ЗОО миллионов экземпляров. Ежегодно печатается около миллиона экземпляров его произведений.

Рассмотри книги Сергея Владимировича Михалкова. Запиши их названия.

Подчеркни, какие произведения тебе знакомы. Расскажи об одном из них. Запиши.

В произведении С. В. Михалкова

  1. Тебе предстоит подготовка презентации о Сергее Владимировиче Михалкове. Знаешь ли ты, что такое презентация? Прочитай.

Презентация это публичное представление информации. Презентация может быть представлена на слайдах. Для того чтобы создать слайд, необходимо отобрать материал.

  1. Обсудите с одноклассниками: какую информацию можно поместить на слайд, сколько должно быть слайдов, в каком порядке они должны идти.

  2. Определи план рассказа о С. В. Михалкове. Дополни план, если необходимо.

План
  1. Кем был С. В. Михалков.

  2. Самые интересные сведения о С. В. Михалкове.

З. Произведения С. В. Михалкова.

4. О чём рассказывал Михалков в своих книгах.

  1. Рассмотри слайд 1. Какую информацию он содержит?

Слайд 1

Сергей Владимирович Михалков

( 1913—2009)

Писатель, поэт, баснописец, драматург, военный корреспондент во время Великой Отечественной войны.

  1. Подумай, какая информация о С. В. МИ)ЕЛКОве может быть представлена на следующих слайдах. Вспомни, какие факты из жизни писателя ты знаешь. Нарисуй, запиши.

Слайд 2

Слайд З

  1. Подготовь сообщение Михалкове основе слайдов.

Литература зарубежных стран

Учимся составлять план

Прочитай название сказки. Кто её авторы? Знаешь ли ты произведения этих авторов?

Бременские музыканты

Братья Гримм

Рассмотри иллюстрацию. Выбери и подчеркни героев сказки «Бременские музыканты».

кот, лиса, петух, осёл, волк, собака, разбойники, свинья, лошадь, заяц

з. Прочитай начало сказки.

Много лет тому назад жил на свете мельник. И был у мельника осёл хороший осёл, умный и сильный. Долго работал осёл на мельНИЦе, таскал на спине кули с мукой и вот наконец состарился. Видит хозяин: ослабел осёл, не годится больше для работы и выгнал его из дому.

Испугался осёл: «Куда я пойду, куда денусь? Стар я стал и слаб». А потом подумал: «Пойдука я в Бремен и стану там уличным музыкантом». Так и сделал. Пошёл в город Бремен.

Идёт осёл по дороге и кричит по-ослиному. И вдруг видит: лежит на дороге охотничья собака, язык высунула и тяжело дышит.

Отчего ты так запыхалась, собака? спрашивает осёл. Что с тобой?

Устала, говорит собака, бежала долго, вот и запыхалась.

  • Подчеркни красным карандашом в тексте предложение, которое объясняет, почему произведение называется «Бременские музыканты».

  • Подчеркни синим карандашом предложение, которое объясняет, почему осёл оказался на улице.

4. О чём рассказывается в этом отрывке? Выбери подходящий заголовок для этого отрывка.

  • Как осёл оказался на улице и встретился с собакой.

  • Решил осёл уйти из дома.

  • Встреча осла и собаки в Бремене.

5. Предположи, почему собака оказалась на дороге. Запиши свою мысль.

Собака оказалась на дороге, потому что

б. Прочитай продолжение. Проверь себя.

Что ж ты так бежала, собака? спрашивает осёл.

Ах, осёл, говорит собака, пожалей меня! Жила я у охотника, долго жила. По полям, по болотам за дичью для него бегала, а теперь стара стала, для охоты больше не гожусь, и задумал мой хозяин убить меня. Вот я и убежала от него, а что дальше делать, не знаю.

  • Пойдём со мной в город Бремен, отвечает ей осёл, сделаемся там уличными музыкантами. JIdbIiiL ты громко, голос у тебя хороший. Ты будешь петь и в барабан бить, а я буду петь и на гитаре играть.

  • Что ж, говорит собака, пойдём.

Пошли они вместе.

Осёл идёт кричит по-ослиному, собака идёт лает по-собачьи. Шли они, шли и вдруг видят: сидит на дороге кот, печальный сидит, невесёлый.

  • Подчеркни синим карандашом в тексте предложение, которое объясняет, почему собака оказалась на дороге.

  1. Придумай заголовок для этого отрывка.

  1. Предположи, почему кот оказался на дороге. Запиши свою мысль.

Кот оказался на дороге, потому что

  1. Прочитай продолжение. Проверь свои предположения.

говорит кот, пожалейте вы меня, осёл и собака! Жил я у своей хозяйки, долго жил, ловил крыс и мышей. А теперь вот стар стал и зубы у меня притупились. Видит хозяйка: не могу я больше мышей ловить и задумала меня утопить в речке. Я и убежал из дому. А что дальше делать, как прокормиться, не знаю.

Как ты думаешь, что ответил коту осёл? Запиши.

  1. Придумай и запиши заголовок для этого отрывка.

  1. Предположи, как оказался на дороге петух. Подчеркни нужное.

плохо мышей стал ловить; гости приедут сварить суп надо; не мог работать; на охоте не мог никого поймать

  1. Прочитай продолжение. Проверь себя.

Шли они, шли. Проходят мимо одного двора и видят: сидит на воротах петух и кричит во всё горло: «Ку-ка-ре-ку».

Ты чего, петушок, кричишь? спрашивает его осёл.

Что с тобой случилось? спрашивает его собака.

Может, тебя кто обидел? спрашивает кот. Ах, говорит петух, пожалейте вы меня, осёл, собака и кот! Завтра к моим хозяевам гости приедут. Вот и собираются мои хозяева зарезать меня и сварить из меня суп. Что мне делать?

  1. Придумай и запиши заголовок для этого отрывка.

  1. Прочитай окончание произведения.

Встали они и пошли на огонёк. Вышли на поляну, а на поляне дом стоит, и окошко в нём светится.

Осёл подошёл к дому и заглянул в окошко.

Что ты там видишь, осёл? спрашивает петух.

    • Вижу я, отвечает осёл, сидят за столом разбойники, едят и пьют.

Ох, как есть хочется! сказала собака.

Ох, как пить хочется! сказал кот.

    • Как бы нам разбойников из дома выгнать? сказал петух.

Думали они, думали и придумали. Осёл тихонько поставил передние ноги на подоконник, собака взобралась на спину ослу, кот вскочил на спину собаке, а петух взлетел на голову коту.

И тут они разом закричали: осёл по-ослиному, собака по-собачьи, кот по-кошачьи, а петух закукарекал. Закричали они и ввалились через окно в комнату.

Испугались разбойники и убежали в лес.

А осёл, собака, кот и петух сели вокруг стола и принялись за еду. Ели-ели, пили-пили наелись, напились и спать легли. Осёл растянулся во дворе на сене, собака улеглась перед дверью, кот свернулся клубком на тёплой печи, а петух взлетел на ворота. Потушили они огонь в доме и заснули. А разбойники сидят в лесу и смотрят из чащи на свой дом. Видят: огонь в окошке погас, темно стало. И послали они одного разбойника посмотреть, что в доме делается. Может, зря они так испугались. Подошёл разбойник к дому, отворил дверь, зашёл на кухню. Глядь: а на печи два огонька горят. «Наверное, то угли, подумал разбойник. Вот я сейчас лучинку разожгу». Ткнул он в огонёк лучинкой, а это был кошачий глаз. Рассердился кот, вскочил, зафыркал, да как цапнет разбойника лапой, да как зашипит!

Разбойник в дверь. А тут собака его за ногу схватила. Разбойник во двор. А тут его осёл копытом лягнул. Разбойник в ворота. А с ворот петух как закричит: Ку-ка-ре-ку!

Кинулся разбойник со всех ног в лес.

Прибежал к своим товарищам и говорит:

Беда! В нашем доме поселились страшные великаны. Один мне своими длинными пальцами в лицо вцепился, другой мне ножом ногу порезал, третий меня по спине дубиной стукнул, а четвёртый закричал мне вслед: «Держи вора!»

Ох, сказали разбойники, надо нам отсюда поскорее уходить!

И ушли разбойники из этого леса навсегда.

А бременские музыканты осёл, собака, кот и петух остались жить у них в доме да поживать.

Как напугали разбойников осёл, собака, кот, петух? Подчеркни красным карандашом в тексте. Почему разбойники решили уйти из леса? Подчеркни синим карандашом.

  1. Придумай и запиши заголовок для этого отрывка.

  1. Определи главную мысль произведения. Обьясни свой выбор.

  • Всякая помощь хороша вовремя.

  • Сам погибай, а товарища выручай. Один за всех, все за одного.

Я считаю, что главную мысль выражает пословица

потому что

Рассмотри иллюстрации на с. 91—92. Как развивались события в сказке? Расставь цифры. Подпиши каждую иллюстрацию.


18. Прочитай план. Закончи его.

  1. Как осёл оказался на улице и повстречал собаку.

  2. Как осёл и собака решили вместе отправиться в Бремен и повстречали кота.

з.

4.

5.


Страницы для педагогов и родителей

Данное пособие (тетрадь по развитию речи) разработано на основе программы начального образования по литературному чтению Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной (УМК «Школа России»). Пособие предназначено для обогащения словарного запаса и развития речевой деятельности второклассников: умения полно, развёрнуто отвечать на вопросы к тексту, задавать вопросы к тексту; пересказывать текст; описывать словесно иллюстрации; формулировать своё отношение к прочитанному; создавать небольшие собственные тексты. Такая работа пробуждает интерес к чтению художественной литературы, способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

В пособие включено 15 занятий по развитию речи, соответствующих разделам учебника по литературному чтению для 2-го класса:

  • Учимся рассказывать о предмете.

  • Учимся рассказывать о герое сказки.

  • Учимся задавать вопросы к тексту.

  • Учимся составлять текст-описание.

  • Учимся объяснять крылатые выражения. Учимся составлять рассказ по пословице.

  • Учимся писать отзыв о книге.

  • Учимся составлять текст-обращение.

  • Учимся составлять рассказ по сюжетным картинкам.

  • Учимся составлять рассказ о своём питомце.

  • Учимся составлять рассказ на заданную тему.

  • Учимся сочинять сказку.

  • Учимся рассказывать о писателе.

  • Учимся создавать презентацию.

  • Учимся составлять план.

Задания учащиеся выполняют самостоятельно, но предусмотрена парная и групповая работа.

Планируемые результаты

Работа по воспроизведению и созданию текстов в начальной школе ориентирована на достижение планируемых результатов базового уровня (раздел «Выпускник научится») и повышенного уровня (раздел «Выпускник получит возможность научиться»):

  • восстанавливать последовательность событий на основе иллюстраций, составлять план;

  • пересказывать произведение с опорой на серию сюжетных иллюстраций, вопросы или план;

  • рассказывать о герое (кто он, какой он, какие поступки совершает), выражать своё отношение к нему;

  • самостоятельно составлять текст на основе различных опорных материалов: по иллюстрации или серии иллюстраций, по аналогии с другим текстом, по опорным словам; на заданную тему ит. д.;

  • сравнивать разные произведения, делать самостоятельные выводы;

  • составлять тексты разных видов и типов;

  • составлять сообщение на тему по материалам из разных источников, готовить презентацию.

Место данного курса в образовательном процессе

Пособие может быть использовано на уроках литературного чтения для отработки пращщческих умений обучающихся по развитию речи в соответствии с темой урока в рабочей программе педагога. Например:


Раздел и тема урока в учебнике

Тема пособия

1

О братьях наших меньших.

Работа с выставкой книг на тему.

Учимся писать отзыв о произведении .

2

Знакомство с автором.

Книги К. Чуковского.

Учимся рассказывать о писателе.

Работе с пособием может быть посвящён отдельный урок по изучаемой теме учебника. Например:

1. Развитие речи. Учимся писать отзыв о произведении.

Кроме того, данное пособие может стать основой для реализации программы внеурочной деятельности в рамках кружковой работы.

Содержание

Устное народное творчество

Учимся рассказывать о предмете

Учимся рассказывать о герое сказки. . . . . .

Люблю природу русскую. Осень

Учимся задавать вопросы к тексту 10

Учимся составлять текст-описание 15

Русские писатели

Учимся объяснять крылатые выражения . 20 Учимся составлять рассказ по пословице 25

О братьях наших меньших

Учимся писать отзыв о книге 32

Учимся составлять текст-обращение . 42 Учимся составлять рассказ по сюжетным картинкам . . 48 Учимся составлять рассказ о своём питомце 54

Люблю природу русскую. Зима Учимся составлять рассказ на заданную тему 61

Учимся сочинять сказку . . 66

Писатели детям

Учимся рассказывать о писателе 72

Учимся создавать презентацию 78

Литература зарубежных стран

Учимся составлять план 84

Страницы для педагогов и родителей 94




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!