СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РТ "Смысловое чтение" 2 класс (2023 г.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РТ "Смысловое чтение" 2 класс (2023 г.)»

М. В. Бойкина

И. А. Бубнова с сии

Смысловое

ЧТЕНИЕ


q cr Самое великое чудо на свете Учимся работать со словом Библиотека
  1. Знакомо ли тебе слово «библиотека»? Что хранится в библиотеке?

  1. Прочитай значения слова «библиотека», которые даются в словаре. Подчеркни важные слова.

Библиотека
  1. Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати (книги) и письменности для общественного пользования.

  2. Собрание книг, произведений печати, а также помещение, где они хранятся.

З. Название серии книг, объединённых по темам или по назначению, жанру

з. Попробуй объяснить своими словами, что такое «библиотека». Запиши.

з

  1. Прочитай слова. Составь словосочетания со словом «библиотека». Обсудите в классе значения непонятных слов и словосочетаний.

Библиотека (какая?) школьная, домашняя, публичная, научная, национальная, большая, великолепная, народная, младшего школьника, учёного, писателя, старинных книг, медицинская, электронная.

  1. Запиши одно из словосочетаний, объясни его смысл.

  1. Допиши свои словосочетания.

  1. Рассмотри фотографии. На них изображены библиотеки.

Российская Национальная

Государственная библиотека библиотека Чеченской имени В. И. Ленина Республики

Какие библиотеки ты видишь на фотографиях? Выбери из списка и сделай подписи к фотографиям.

электронная библиотека, школьная библиотека, городская, районная или сельская библиотека, доМаШНЯЯ библиотека

9. Прочитай.

Дом книг

С. Михалков О, сколько в этом доме книг!

Внимательно всмотрись Здесь тысячи друзей твоих На полках улеглись.

Они поговорят с тобой

И ты, мой юный друг, Весь путь истории земной Как бы увидишь вдруг. ..

О чём это стихотворение? Объясни смысл звания.

10. Как поэт называет книги в пиши.

стихотворении? За-

11. Объясни, как разговаривают Запиши ответ.

книги с читателем.

12. Как можно по-другому назвать библиотеку? пиши.

Библиотека, хранилище книг,

Учимся работать с предложением
  1. Прочитай предложение.

Величайшее сокровище хорошая библиотека.

В. Белинский

О чём говорится в предложении? Подчеркни красным карандашом. Что говорится о библиотеке? Подчеркни синим карандашом.

  1. Объясни смысл выражения «величайшее сокровиЩе». Если испытываешь затруднения, воспользуйся словами-подсказками. Подчеркни нужное.

драгоценность, ценность, богатство, деньги

з. Замени слово «величайшее» близким по смыслу (синонимом).

Если испытываешь затруднения, воспользуйся словами-подсказками.

глубочайший, большущий, известнейший, высоЧаЙШИЙ, крупнейший, большой, великий, грандиозный, знаменитейший, громаднейший, огромнейший, гигантский

7

  1. Объясни, почему библиотека названа величайшим сокровищем.

  1. Придумай и запиши предложение со словом «библиотека».

Учимся работать с текстом

Текст 1

  1. Прочитай текст.

Библиотеки появились очень давно.

Созданы они были для того, чтобы собирать и хранить книги.

Знаешь ли ты, что слово «библиотека» греческого происхождения? «Библос» означает «книга», «те «склад, хранилище». Библиотеки впервые появились на Древнем Востоке. Первой библиотекой считается коллекция глиняных табличек. Одним из древнейших дошедших до нас собраний книг можно также считать ящик с папирусами. Самой крупнои библиотекой древности считается Александрийская библиотека. Она была создана в III веке до нашей эры Птолемеем 1. В Средние века центрами книжности были монастырские библиотеки.

  1. Выпиши, что означает слово «библиотека».

з. Подчеркни красным карандашом предложение, в котором рассказывается, где появились первые библиотеки.

  1. Какие книги хранились в древних библиотеках? Подчеркни синим карандашом.

  2. Подчеркни жёлтым карандашом название самой большой древней библиотеки.

  3. Запиши, на какие вопросы можно получить ответы в этом тексте. Дополни предложения.

Когда

Для чего

Какие

Текст 2

1. Прочитай название произведения.

Храм книг

2. Знаешь ли ты, что такое «храм»? Попробуй объяснить. Если испытываешь затруднения, воспользуйся словарём.

Храм церковь; сооружение для совершения богослужений и религиозных обрядов. Православный храм.

з. Подумай, о чём может рассказываться в произведении с таким названием. Запиши свои мысли.

  1. Прочитай произведение.

Б. Черкасов

Библиотека и была, и будет

Священный храм живых печатных слов,

В её жрецах ходил и юный Бунин,

И целых тридцать лет мудрец Крылов.

  1. Подтвердились ли твои предположения? Отметь И.

Да Нет

  1. Подчеркни слова, которые были тебе непонятны, и имена, которые тебе незнакомы. Попробуй объяснить их смысл.

Если испытываешь затруднения, воспользуйся словарам.

Бунин Иван Алексеевич известный русский писатель, поэт.

Жрецы религиозные служители, с помощью которых люди в древности общались с богами. Они были призваны передавать просьбы людей и получать на них ответы от богов.

  1. Запиши, о чём рассказывается в стихотворении.

  1. Как названа библиотека в произведении? подчеркни красным карандашом.

  2. Объясни, почему автор так называет её.

  1. Как названы в произведении И. Бунин, И. Крылов? Подчеркни синим карандашом.

  2. Попробуй объяснить, почему автор стихотворения так называет их.

Устное народное творчество

Учимся работать со словом

Пословица

Прочитай слово. Догадайся, от какого слова оно образовалось. Запиши.

Пословица

2. Прочитай. Все ли слова тебе понятны?

Слово (какое?) важное, мудрое, красивое, доброе, благодарное, благородное, умное, вежливое, грубое, грустное, резкое, весёлое, любимое, страшное, удивительное, прекрасное, тёплое, родное, русское, ласковое, заботливое.

Составь 2—3 словосочетания.

Слово (какое?)

з. Запиши, какие «вежливые» слова ты знаешь.

«Вежливые» слова:

4. Прочитай.

Какие бывают слова

М. Пляцковский

Есть

сладкое слово конфета,

Есть

быстрое слово ракета.

Есть

кислое слово лимон,

Есть

слово с окошком вагон.

Есть

слово колючее ёжик,

Есть

слово промокшее дождик.

Есть

слово зелёное ель,

Есть

слово упрямое цель.

Есть

книжное слово страница,

Есть

слово лесное синица.

Есть

слово пушистое снег,

Есть

слово весёлое смех.

  1. Какие ещё бывают слова? Приведи примеры.

Сладкое конфета,

Быстрое

Мудрое

  1. Сделай вывод. Запиши, какие бывают слова.

  1. Подумай, как можно охарактеризовать слово «пословица». Допиши.

Пословица это слово.

Я думаю так, потому что

  1. Прочитаи определения одного и того же слова в трёх словарях, назови его. Подчеркни слова, которые помогают тебе понять его значение.

Пословица это краткое образное высказывание, в котором отражается мудрость народа и жизненный опыт многих поколений.

Пословица это фольклорный жанр, великая мудрость наших предков, передающаяся из уст в уста.

Пословица сжатое, общеупотребительное высказывание, живущее в народной речи.

9, Сделай вывод. Запиши, как ты понимаешь, что такое пословица.

Учимся работать с предложением

Прочитай предложение.

Пословица мудрость народная.

2. О чём говорится в предложении? Подчеркни красным карандашом, Что говорится о пословице? Подчеркни синим карандашом.

з. Прочитай пословицы. Определи их тему.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

В семье и каша гуще.

В семье согласно, так идёт дело прекрасно.

Семейное согласие всего дороже.

Земля без воды мертва, человек без семьи пустоцвет.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает. Вся семья вместе, так и душа на месте.

Тема пословиц

Подчеркни красным карандашом, о чём или о ком говорится в пословицах. Подчеркни синим карандашом, что говорится о семье.

  1. Запиши, какая пословица тебе понравилась. Объясни её смысл.

Если затрудняешься с ответом, используй словаподсказки. Подчеркни нужное.

самое главное для человека его семья; в семье всё хорошо, значит, и в остальном всё хорошо; семья всегда придёт на помощь; семья всегда поддержит в трудную минуту; сильная семья та, в которой все живут вместе

  1. Прочитай пословицы. Определи их тему.

Жить Родине служить.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не экалей.

Будь не только сыном своего отца будь и сыном своего народа.

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без Родины что соловей без песни.

Родная земля и в горсти мила.

Всякому мила своя сторона.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

На чужбине и калач не в радость, а на Родине и чёрный хлеб в сладость.

Дбма и стены помогают.

На чужой сторонушке рад своей воронушке. Тема пословиц

Подчеркни красным карандашом, о чём говорится в пословицах. Подчеркни синим карандашом, что говорится о Родине.

  1. Запиши, какая пословица понравилась. Объясни её смысл.

Если затрудняешься с ответом, используй словаподсказки. Подчеркни нужное.

человек без Родины не может прожить; каждый должен защищать свою Родину; человек должен помнить о своих корнях; на Родине легче жить и преодолевать трудности; на Родине помощь и поддержка; на Родине счастье

  1. Прочитай пословицы. Определи их тему.

Дружба великая сила.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Друг познаётся в беде.

Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей.

Вода у друга лучше, чем у врага мёд.

За дружбу дружбой платят,

Друга на деньги не купишь.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Одежда хороша новая, а друг старый. Лучше друг верный, чем камень драгоценный.

Тема пословиц

Подчеркни красным карандашом, о чём говорится в пословицах. Подчеркни синим карандашом, что говорится о дружбе.

  1. Запиши, какая пословица тебе понравилась. Объясни её смысл.

Если затрудняешься с ответом, используй словаподсказки. Подчеркни нужное.

дружба великое дело; дружбой нужно дорожить; нельзя променять дружбу ни на что; для друга ничего не жалко; друзьям надо помогать; друг всегда придёт на помощь

  1. О каких ценностях шла речь в прочитанных пословицах? Какие мысли особенно важны для тебя? Допиши.

Самые главные ценности для народа это се-

МЬЯ,

Учимся работать с текстом

1, Прочитай название произведения на с, 19, Догадайся, о чём оно. Прочитай фамилию автора. Знаком ли он тебе?

2. Прочитай текст.

Медведь и бревно

К. Ушинский

Идёт медведь по лесу и разнюхивает: нельзя ли чем съестным поживиться? Чует мёд! Поднял Мишка морду кверху и видит на сосне улей, под ульем гладкое бревно на верёвке висит, но Мише до бревна дела нет.

Полез медведь на сосну, долез до бревна, нельзя лезть выше бревно мешает. Миша оттолкнул бревно лапой; бревно легонько откачнулось назад и стук медведя по башке. Миша оттолкнул бревно покрепче бревно ударило Мишу посильнее.

Рассердился Миша и хватил бревно изо всей силы; бревно откачнулось сажени на две назад и так хватило Мишу, что чуть он с дерева не свалился.

Рассвирепел медведь, забыл и про мёд, хочется ему бревно доконать: ну его валять, что есть силы, и без сдачи ни разу не остался.

Дрался Миша с бревном до тех пор, пока весь избитый не свалился с дерева; под деревом-то были колышки натыканы и поплатился медведь за безумный гнев своей тёплой шкурой.

з. О чём рассказывается в тексте? Запиши.

  1. Все ли слова в тексте тебе понятны? Если нет, обратись к словарю.

Съестным поживйться поесть что-нибудь.

Улей домик, где живут пчёлы.

Сажёнь русская старинная мера длины, равная примерно 2 метрам.

Рассвирепёл стал свирепым, пришёл в ярость.

ДоконАть окончательно погубить, уничтожить.

  1. Расскажи, что делал медведь. Выпиши все его действия.

Идёт, разнюхивает, поднял голову, видит улей,

  1. Перескажи произведение, опираясь на слова действия медведя.

Правильно ли поступал медведь? Сделай вывод.

Я думаю, что медведь поступал

потому что

  1. Подумай, какие слова помогут охарактеризовать медведя.

Если испытываешь затруднения, воспользуйся словами-подсказками. Подчеркни нужное.

умный, глупый, настойчивый, хитрый, смелый, мужественный, благородный, добрый, сердитый, упрямый

  1. Чему учит произведение К. Ушинского? Запиши.

  1. Прочитай пословицы разных народов. Какова тема пословиц? Запиши.

Всё в мире есть ловушка для глупца, а мудрому послужит в его целях.

Персидская пословица

Где кончается ум, там начинается глупость.

Вьетнамская пословица

Глупость одной минуты разрушает труд мудрости, потребовавший три года.

Вьетнамская пословица

Каждый глупец глуп на

свой лад.

Вьетнамская пословица

Глупый видно.

ищет места, а

разумного и в углу

Русская пословица

Глупый

киснет, а умный

всё промыслит.

Русская пословица

Глупый

осудит, а умный

рассудит.

Русская пословица

Глупый

пёстрое любит.

Адыгейская пословица

Глупый

поймёт, когда устанет.

Туркменская пословица

  1. Подчеркни пословицу, которая наиболее точно отражает главную мысль произведения.

Люблю природу русскую. Осень Учимся работать со словом

Осень Рассмотри рисунок.

Какое время года изображено на рисунке? Какой цвет у осени? Дорисуй и раскрась так, чтобы было понятно, что на картине осень.

Какое название больше всего подходит для иллюстрации: «Осень», «Золотая осень», «Осень в лесу», «Поздняя осень»? Объясни почему.

Запиши.

Я назову иллюстрацию

потому что

  1. Подумай, какие слова можно использовать, если тебе нужно рассказать или написать о золотой осени. Подчеркни их красным карандашом.

разноцветная, пёстрая, улетели, белый, грустно, листья, дождь, серое, снег, лёд, сугробы, мрачно, листопад, коньки, урожай, цветы, подснежники, весело, опадают, зелёный, жёлтый, оранжевый, ковёр, проталины, капель, золотая, лучи солнца, облетели листья, холод, ветер, первый снег, грибы, ягоды

    • Подчеркни синим карандашом слова, с помощью которых можно описать рисунок.

    • Запиши слова, которыми можно дополнить рассказ о золотой осени.

  1. Подумай, какие слова можно использовать, если тебе нужно рассказать или написать о поздней осени. Подчеркни их зелёным карандашом.

разноцветная, пёстрая, улетели, грустно, дождь, серое небо, мрачно, листопад, унылая, очей очарованье, весело, опадают, зелёный, жёлтый, оранжевый, ковёр, золотая, лучи солнца, облетели листья, холод, ветер, первый снег, грибы, ягоды, снег, лёд, сугробы, мрачно, листопад, коньки, урожай, цветы

    • Подчеркни синим карандашом слова, с помощью которых можно описать рисунок.

    • Запиши слова, которыми можно дополнить рассказ о поздней осени.

  1. Придумай свою иллюстрацию на одну из тем: «Осень», «Золотая осень», «Поздняя осень». Возможно, ты выберешь какое-то другое название. Нарисуй иллюстрацию и озаглавь её.

Учимся работать с предложением
  1. Прочитай предложение.

Скоро Осень проснётся и заплачет спросонья.

К. Бальмонт

    • О ком или о чём говорится в предложении? Подчеркни красАым карандашом.

    • Что говорится об осени? Подчеркни синим карандашом,

  1. Объясни, что значит выражение «осень проснётся». Запиши.

    • Если испытываешь затруднения, выбери наиболее близкое по смыслу слово или выражение.

подступит, подойдёт, придёт, встанет, настанет, водворится, воцарится, вступит в свои права, шагнёт, начнётся, оживится, очнётся, закончится, придёт в движение, откроет глаза

з. Допиши предложение.

Скоро осень

  1. Объясни смысл выражения «осень заплачет». Запиши.

Если испытываешь затруднения, выбери наиболее близкое по смыслу выражение. Подчеркни.

Пойдут дожди, льют дожди, закапают слёзы.

  1. Запиши новое предложение.

Скоро осень и

  1. Объясни смысл слова «спросонья». Запиши.

Спросонья

  1. Перечитай предложение ещё раз.

Скоро Осень проснётся и заплачет спросонья.

  1. Объясни, в чём необычность этого предложения. Для ответа выбери подходящие слова и выражения. Подчеркни.

об осени говорится, как о живом существе; это предложение похоже на слова из сказки; автор необычно говорит об осени, автор создал необычную картину

  1. Придумай своё предложение об осени. Запиши.

Учимся работать с текстом

Текст 1

1. Прочитай стихотворение Константина Бальмонта.

Осень

К. Бальмонт

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся,

Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснётся И заплачет спросонья.

2. Какие чувства вызывает это стихотворение? Запиши.

  • Если испытываешь затруднения, выбери подходящие по смыслу слова.

печальное, сочувствующее, грустное, болезненное, хмурое, горестное, слезливое, безутешное, безысходное, тяжкое, радостное, светлое, весёлое, праздничное, приподнятое, бодрое, торжественное, задорное, лёгкое, лучезарное, шутливое, насмешливое, лукавое, ликующее, восторженное, восхищённое, оживлённое, возбуждённое, мечтательное, жизнерадостное

  • Подчеркни непонятные слова. Обсудите с одноклассниками, что они могут означать.

з. Запиши слова, которые отражают настроение стихотворения.

  1. Попробуй передать настроение цветом. Выбери подходящие цветные карандаши и создай палитру настроения.

  1. Объясни смысл выражений.

В сердце стало грустнее

Улетают прочь

Все деревья блистают в разноцветном уборе

Солнце реже смеётся

Нет в цветах благовонья

  1. Определи, о каком времени пишет автор: о конце лета, о переходе лета к осени, о поздней осени. Нужное подчеркни.

    • Запиши, почему ты так считаешь.

Автор пишет об потому что

  1. Подумай, как можно назвать это стихотворение. Обсудите с одноклассниками.

Осень.

Лето.

Скоро осень.

Скоро Осень проснётся.

Каникулы!

Грустно.

  1. Выбери название из предложенных в задании 7 или придумай своё. Запиши.

    • Объясни свой выбор. Запиши.

  1. Нарисуй иллюстрацию к стихотворению.

  1. Придумай заголовок для своего рисунка. Совпадают ли заголовок рисунка и название стихотворения? Объясни.

потому что

Текст 2

1, Прочитай только название произведения. Подумай, о чём может быть это стихотворение. Запиши свои предположения.

2. Прочитай произведение.

Осенняя сказка

Г. Новицкая Начинается сказка Осенняя тихо.

Она ходит по лесу,

Как будто лосиха,

Не видать,

Не слыхать,

Как идёт за ветвями, Но за ней мы с тобой Поторопимся сами.

Видишь, вспыхнули

Гроздья сентябрьской рябины. Видишь, гриб покраснел Под звенящей осиной.

Виснет лёгким дымком На сосне паутина, В ней запуталось лето Листочком осины.

32

з. Какие картины создаёт автор стихотворения? Подчеркни в тексте.

  1. В какоЙ последовательности мы видим эти картины? Расставь цифры.

Л источек осины, запутавшийся в паутине.

Гроздья сентябрьской рябины.

Гриб покраснел под звенящей осиной. На сосне паутина.

  1. Какая из картин, созданных поэтом, тебе понравилась? Нарисуй.

  1. Подпиши свой рисунок строками стихотворения.

  1. Объясни, можно ли назвать эту картину сказочной. Почему? Запиши.

  1. Выпиши из текста слова, которые помогают увидеть, как начинается осенняя сказка.

9. Найди в тексте сравнение.

Выпиши его.

10. Придумай свои сравнения.

Запиши их.

11 . Прочитай стихотворение выразительно: так, чтобы можно было увидеть осеннюю сказку.

О братьях наших меньших

Учимся работать со словом

Забота

Как ты понимаешь значение слова «забота»? Проверь себя прочитай определение в словаре.

Забота деятельность человека во благо другого: оказание помощи и поддержки, создание благоприятных условий жизни, одарение теплом и любовью.

2. Кому нужна твоя забота? Впиши слова в пустые прямоугольники. Обсудите с одноклассниками.

з. Дополни предложения.

Моя забота нужна так как

Моя забота нужна потому что

Моя забота нужна ведь

4. Прочитай текст.

А. Барков

Солнце клонилось к закату. Лучи его золотили тайгу. Был тот час, когда дневные птицы уже кончают петь, а вечерние ещё дремлют.

Пограничники шли по берегу горной реки.

Динь-дон... с уступа на дорогу скатился каменЬ.

Замерли.

Мгновение стояли поражённые. Впереди, метрах в двадцати, на брёвнах сидела таёжная кошка рысь. Рядом с ней забавлялись двое рысят.

Рысь почуяла людей, фыркнула и выгнула спину дугой. Тут же на хищницу были направлены чёрные дула автоматов.

А рысь быстро схватила зубами котёнка и вплавь перебралась через реку. Второй остался на берегу.

Пограничники спрятались и решили подождать.

  • Ни за что не вернётся, сказал один из них. Ведь таёжная кошка осторожный и умный зверь,

36

  • Вот увидишь, вернётся, возразил старшина. Не может она дитё бросить...

Вскоре на реке послышалось чуть заметное бульканье. Показалась кошачья морда. Плыла рысь. Глаза прищурены. Уши торчат шилом, на кончиках кисточки.

  • Кто прав оказался? сказал старшина. Мать заботливая, Ведь она и нас, и наши автоматы видела, а всё равно вернулась.

да, кивнул я. Мать она всегда мать. Дитё в беде не оставит.

  1. Какая опасность подстерегала рысь? Найди в тексте и подчеркни. Почему она вернулась, зная об этой опасности?

  2. Выбери заголовок к тексту: «Рысь», «На границе», «Материнская забота». Объясни свой выбор. Запиши его перед текстом.

  3. Какая ещё может быть забота? Прочитай слова. Составь 2—3 словосочетания со словом «забота». Запиши. Объясни, в каких случаях так говорят.

бескорыстная, главная, горячая, добрая, дружеская, душевная, жизненная, житейская, нежная, основная, особая, отеческая, приятная, тёплая, товарищеская, трогательная, чуткая

Учимся работать с предложением

Прочитай предложение. Объясни, как ты понимаешь его смысл.

Заботясь о счастье других, мы находим своё собственное.

Платон

2. Что значит «заботиться»? Напиши. Если испытываешь затруднения, воспользуйся словами-подсказками.

Заботиться значит

думать, беспокоиться, глядеть, следить, наблюдать, смоФретБ, присматривать, приглядывать, не сводить глаз, ухаживать, обращать внимание, переживать, помогать

з. Как можно заботиться о других? Продолжи предложения. Если испытываешь затруднения, воспользуйся словами и выражениями из списка.

Заботиться о родных и близких значит

стараться помогать во всём, не огорчать, не обижать, быть внимательным, не забывать говорить добрые слова

38

Заботиться о посторонних людях значит

быть вежливым, отзывчивым; помогать, когда это необходимо; проявлять внимание

Заботиться о природе значит

бережно относиться, не уничтожать, не разорять, не рвать, не сорить, не жечь, ухаживать, поливать

Заботиться о животных значит

ухаживать, кормить, поить, выгуливать, не обижать, не бросать, ласкать, следить за здоровьем

4. О ком заботишься ты? Что ты для этого делаешь? Напиши.

Я забочусь о

Каждый день

5. Как ты считаешь, почему забота о других может сделать человека счастливым? Объясни.

Я считаю, что

Учимся работать с текстом

Текст 1

  1. Прочитай название произведения и фамилию автора. Догадайся, о чём пойдёт речь в произведении.

Знакома ли тебе фамилия автора? Какие произведения В. Осеевой ты знаешь? Запиши.

  1. Прочитай текст.

Просто старушка

В. Осеева

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

Подержи мои книжки! крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

  • Это твоя бабушка?

  • Нет, отвечал мальчик.

  • Мама? удивилась подружка.

  • Нет!

  • Ну, тётя? Или знакомая?

Да нет же, нет! отвечал мальчик. Это

просто старушка.

з. Подумай, кого из героев рассказа можно назвать заботливым человеком? Почему?

Я считаю, что заботливым человеком можно назвать потому что

4. Как ты думаешь, можно ли про тебя сказать, что ты заботливый человек? Почему? Докажи.

Я считаю себя заботливым человеком, потому что

Текст 2

1 . Прочитай текст, представляя, о чём читаешь.

Печенье

В. Осеева Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол.

Вова придвинул тарелку к себе.

Дели по одному, строго сказал Миша.

Мальчики высыпали всё печенье на стол и разложили его на две кучки.

  • Ровно? спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки:

  • Ровно... Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

  • Рассыпчатые! Сладкие! говорил Миша.

  • Угу! отзывался с набитым ртом Вова,

Мама и бабушка молчали. Когда всё печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку она жевала корочку чёрного хлеба...

2. Рассмотри иллюстрацию. Расскажи, как прошло чаепитие в семье.

з. Почему у мальчиков довольные лица? Напиши.

Мальчики радуются тому, что

  1. Какие лица у мамы и бабушки? Найди подтверждение в тексте. Подчеркни.

  2. Что огорчило маму и бабушку? Отметь нужный ответ. Объясни свой выбор.

Мама и бабушка расстроены, потому что не поели вкусного печенья с чаем.

П Мама и бабушка расстроены тем, что мальчики не умеют заботиться о близких.

42

  1. Как ты поступишь на месте мальчиков? Напиши.

  1. Какой совет ты можешь дать мальчикам? им нужно научиться? Напиши.

Миша и Вова,

Текст З

  1. Прочитай название произведения и фамилию автора. Догадайся, о чём пойдёт речь в произведении.

Знакома ли тебе фамилия автора? Какие произведения Э. Шима ты знаешь? Запиши.

  1. Прочитай текст, представляя, о чём читаешь.

Брат и младшая сестра

Э. Шим

Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набрали земляники, несут в кузовках.

Моя бабушка поглядела и посмеивается:

Что ж ты, Саня... Маленькая Варя больше тебя набрала!

  • Ещё бы! отвечает Санька. Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.

Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.

  • Что же ты, Саня... говорит бабушка.

Маленькая-то больше набрала!

Ещё бы! отвечает Санька. Она к земле ближе, вот и набрала.

В третий раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать.

И я пошёл вместе с ними.

И вдруг вижу, как Санька, незаметно от Вари, подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя отвернётся, а он возьмёт и подсыплет...

Идём обратно. У Вари ягод больше, у Саньки меньше.

Встречается бабушка.

Что ж ты, говорит, Саня? Малина-то высоко растёт!

  • Высоко, соглашается Санька.

Так тебе дотянуться легче, а Варя больше набрала!

  • Ещё бы! отвечает Санька. Варя у нас молодец, Варя у нас работница, За ней не угоНИШЬСЯ!

Кузовок плетёная корзинка, предназначенная для сбора ягод и грибов.

з. Почему Варя всегда набирала ягод и грибов больше, чем Санька? Подчеркни ответ в тексте.

  1. Зачем Санька так поступал? Объясни. Если испытываешь затруднения, воспользуйся словами и выражениями из списка.

Я думаю, что Санька

заботился о младшей сестрёнке; хотел сделать ей приятное; хотел, чтобы сестрёнка чувствовала себя самой лучшей; не хотел нести тяжёлый кузовок

  1. Какие черты характера Саньки проявляются в этом поступке? Подчеркни.

доброта, смелость, честность, заботливость, внимательность, ответственность, бесстрашие, хвастовство, лень

  1. Хотелось бы тебе иметь такого заботливого старшего брата? Как можно заботиться о тех, кто взрослее и сильнее тебя? Расскажи.

Текст 4

Бездомная кошка

А. Дмитриев

1 . Прочитай название произведения и фамилию автора. Догадайся, о чём это произведение.

Знакома ли тебе фамилия автора?

2. Прочитай текст, представляя, о чём читаешь. Однажды я встретил бездомную кошку:

  • Как Ваши дела?

  • Ничего, понемножку...

  • Я слышал, что Вы тяжело заболели...

  • Болела.

  • Так, значит, лежали в постели? Лежала на улице много недель

Бездомной, мне некуда ставить постель.

Подумал я: «Странно, что в мире огромном Нет места собакам и кошкам бездомным».

Вы слышите, кошка? Пойдёмте со мной Темнеет, и значит, пора нам домой!

Мы шли с ней по улице гордо и смело Я молча, а кошка тихонечко пела.

О чём она пела? Возможно, о том,

Что каждому нужен свой собственный дом.

з. Какие строки тронули тебя больше всего? Подчеркни красным карандашом. Объясни.

  1. Как герой стихотворения проявил заботу о бездомной кошке? Напиши.

  1. В какой строке выражена главная мысль стихотворения? Подчеркни синим карандашом.

  2. Как сделать так, чтобы в мире стало меньше бездомных животных? Обсудите в классе. Запиши.

Люблю природу русскую. Зима Учимся работать со словом

Зима

Рассмотри рисунок.

2. Какое время года изображено на рисунке? Какой цвет у зимы? Дорисуй и раскрась так, чтобы было понятно, что на картине зима.

з. Как можно назвать этот рисунок: «Зима», «Зима в лесу», «Как красива зима!»? Объясни почему.

  1. Дополни предложение.

Иллюстрацию я назову потому что

  1. Подумай, какие слова можно использовать для создания текста на тему «Зима». Подчеркни их красным карандашом.

белая, разноцветная, белоснежная, бесснежная, вьюжная, лютая, тёплая, урожайная, метельная, морозная, суровая, студёная, волшебная

  1. Подчеркни синим карандашом слова, которые относятся к рисунку.

  2. Запиши слова, которыми можно дополнить выбранные тобой.

  1. Подумай, какие слова и выражения можно использовать для создания текста на тему «Зима в лесу». Подчеркни их красным карандашом.

белая, белоснежная, бесснежная, вьюжная, лютая, метельная, морозная, суровая, студёная, волшебная; снежные шапки на деревьях, глубокий снег, всё укутано снежным покрывалом, лес застыл, замер; снег переливается разноцветными блёстками

  1. Подчеркни синим карандашом слова, которые относятся к рисунку.

  2. Запиши слова, которыми можно дополнить выбранные тобой.

  1. Подумай, какую иллюстрацию ты хочешь нарисоваты Выбери заголовок: «Зима», «Зима в лесу», «Как красива зима!» или придумай свой. Запиши его.

  1. Нарисуй иллюстрацию и озаглавь её.

Учимся работать с предложением Прочитай предложение.

Чародейкою Зимою околдован лес стоит.

Ф. Тютчев

    • О ком или о чём говорится в предложении? Подчеркни красным карандашом.

    • Подчеркни синим карандашом, что говорится о лесе.

2. Запиши родственные (однокоренные) слова слову «околдован» или выбери слова из списка.

колдовство, колдун, дивный, чудесный, заколдовать, очарованный, волшебный

з. Запиши близкие по смыслу слова (синонимы) к слову «околдован» или выбери слова из списка.

очарован, заворожён, заморожен

  1. Объясни смысл выражения «лес околдован».

  1. Почему зима названа чародейкой? Какие чудеса творит зима? Запиши.

Учимся работать с текстом

Текст 1

Прочитай стихотворный отрывок.

А. Пушкин

Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл и вот сама Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки зимы.

2. Подчеркни слова, которые были не совсем понятны. Если нужно, обратись к словарю.

Клок комок чего-либо.

Брег берег.

Недвйжная неподвижная, скованная.

Пухлая мягкая, пушистая.

Пелена сплошной покров, закрывающий, заволакивающий всё.

з. О чём рассказывается в стихотворении? Запиши.

  1. Какие картины природы рисует поэт? Выпиши слова, которые помогают представить их.

  1. В каком порядке следуют описания картин в тексте? Расставь цифры.

Б леснул мороз.

Пришла, рассыпалась.

Клоками повисла на суках дубов.

Легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою сравняла пухлой пеленою.

  1. Прочитай. Допиши слова, которые помогают представить зиму.

Пришла, рассыпалась,

  1. Как автор называет зиму? Выпиши слова из текста.

  1. Выбери или придумай заголовок к этому стихотворному отрывку. Обсудите в классе.

Зима.

Идёт волшебница зима!

Пришла зима! Скоро зима.

Запиши.

Текст 2

  1. Прочитай заголовок и фамилию автора. Какие стихотворения С. Есенина ты знаешь? Запиши.

  1. Прочитай отрывок из стихотворения.

Поёт зима аукает...

С. Есенин

Поёт зима аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далёкую Седые облака.

А по двору метелица Ковром шелкбвым стелется, Но больно холодна.

Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна...

з. Перечитай текст ещё раз. Подчеркни слова, которые были не совсем понятны. Если нужно, обратись к словарю.

Аукает кричит: «Ау!»

Батает укачивает, усыпляет.

Стозвбц сто звонов, сто звуков; морозная тишина, в которой любой звук отзывается многоголосным эхом.

  1. О чём рассказывается в стихотворении? Запиши.

  1. Какие картины природы рисует поэт? Выпиши слова, которые помогают представить их.

  1. В каком порядке следуют описания картин в тексте? Расставь цифры.

П Воробышки игривые, как детки сиротливые, прижались у окна.

М етелица ковром шелковым стелется.

Плывут в страну далёкую седые облака. Мохнатый лес баюкает.

  1. Прочитай. Допиши слова, которые помогают представить зиму.

поёт,

  1. О ком ещё говорится в стихотворении? Запиши.

  1. Сравни стихотворения А. Пушкина и С. Есенина: чем похожи и чем различаются картины зимы, описанные поэтами? Запиши вывод.

  1. Нарисуй иллюстрацию к одному из стихотворений. Подпиши её.

Учимся работать со словом

1. Рассмотри портреты. Кто эти люди? Где можно найти информацию о них? Сделай подпись под каждым портретом. Если испытываешь затруднения, воспользуйся подсказкой.

К. И. Чуковский, С. В. Михалков, Барто,

н. н. носов

2. Назови этих людей одним словом.

Это

з. Кто такой писатель? Напиши.

Писатель это

  1. Сравни своё определение с определением в словарной статье. Если нужно, внеси изменения.

Писатель человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения.

  1. Вспомни, какие литературные произведения написали К. И. Чуковский, С. В. Михалков, А. Л. Барто, Н. Н. Носов. Запиши.

Чуковский

Михалков

Барто

Носов

Как можно себя проверить: правильно ли назваНЫ произведения авторов?

  1. Как ты думаешь, что сближает этих авторов? Выбери правильные ответы. Отметь И.

п ишут интересно, весело ругают детей радуются хорошим детским поступкам помогают ребятам избавиться от недостатков

показывают плохих детей (подшучивают над ними) учат добру

  1. Подумай, чем похожи и чем различаются значения слов. Если испытываешь затруднения, обратись к словарю.

Автор, журналист, поэт, сочинитель.

Автор создатель литературного или иного художественного произведения, научного труда, изобретения и т. п.

Журналист литературный работник, пишущий для журналов, газет.

Поэт автор стихотворных поэтических произведений.

Сочинитель создатель литературных или музыкальных произведений; писатель, поэт или композитор.

  1. Составь словосочетания. Подчеркни слова. Обсудите в классе.

Писатель (какой?) талантливый, серьёзный, одарённый, гениальный, эмоциональный, правдивый, смелый, великий, известный, настоящий, молодой, детский, современный, любимый, популярный.

  1. Составь по два словосочетания со словами «автор», «журналист», «поэт» , «сочинитель». Запиши.

  1. Дополни предложения, используя получившиеся в заданиях 8, 9 словосочетания.

Мне нравятся произведения писателя Н. Н. Носова «

К. И. Чуковский поэт.

11. Расскажи о своём любимом писателе или поэте. Назови его произведения. Начни так.

Мой любимый

Учимся работать с предложением

Прочитай предложение.

Писатель, если он хорошо трудится, невольно воспитывает многих своих читателей.

Э. Хемингуэй

  • О ком говорится в предложении? Подчеркни красным карандашом.

  • Подчеркни синим карандашом, что говорится о писателе.

2. Объясни смысл выражения «если он хорошо трудится».

  • Если испытываешь затруднения, подчеркни нужное.

много пишет; часто пишет; пишет талантливо; заставляет читателей думать, испытывать эмоции, чувствовать; красиво пишет

з. Объясни смысл выражения «воспитывает многих своих читателей».

  • Если испытываешь затруднения, подчеркни нужное.

помогает читателям стать лучше, мудрее, добрее; рассказывает читателям, как надо поступать в жизни; ругает читателей; хвалит читателей

  1. Объясни значение слова «невольно». Подбери близкое по смыслу слово или словосочетание. Если испытываешь затруднения, выбери из списка. Запиши.

неумышленно, невзначай, нечаянно, случайно, ненароком, помимо своей воли, не желая того, нарочно, бессмысленно

  1. Прочитай высказывание.

Писательство не ремесло и не занятие. Писательство призвание.

К. Паустовский

Сколько в нём предложений? Подчеркни слова, значение которых тебе непонятно. Прочитай в словаре. Как ты понимаешь смысл этого высказывания?

Ремесло требующая специальных навыков работа по изготовлению каких-нибудь изделий ручным способом.

Занятие любая деятельность, работа человека.

Призвание дело жизни, предназначение,

  1. Чем похожи высказывания двух писателей Э. Хемингуэя и К. Паустовского? Можно ли сказать, что они дополняют друг друга? Напиши.

  2. Как ты теперь скажешь, кто такой писатель? Напиши.

Учимся работать с текстом

Текст 1

1 . Прочитай текст.

Николай Николаевич Носов говорил, что начал писать для детей совершенно случайно поначалу он просто рассказывал сказки своему маленькому сыну и его друзьям. «Постепенно я понял, что сочинять для детей наилучшая работа, она требует очень много знаний, и не только литературных...»

Николай Николаевич действительно знал и видел в своей жизни многое. В юношестве он трудился землекопом, косарем, работал на кирпичном заводе, продавал газеты. У него было множество увлечений: химия, фотография, музыка и шахматы. Интерес к писательскому труду проявился в издании рукописного журнала. Затем он увлёкся кино: поступил в Московский институт кинематографии, снимал научные и мультипликационные фильмы.

Во время Великой Отечественной войны Николай Носов снимал специальные фильмы для военных, был награждён боевым орденом Красной Звезды. После войны Носов окончательно выбрал профессию и стал писать книги. Повесть «Витя

Малеев в школе и дома» сделала его известным. Очень популярны были и его сборники рассказов, но настоящий большой успех ему принесли истории о Незнайке: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». Их и сейчас читают и любят дети.

2. Подчеркни красным карандашом предложения, в которых рассказывается, почему Н. Носов стал детсжим писателем,

з, Подчеркни синим карандашом предложения, в которых описывается, кем работал Н. Носов в юношестве.

  1. Каким важным делом занимался Н. Носов во время Великой Отечественной войны? Подчеркни жёлтым карандашом.

  2. Подчеркни зелёным карандашом названия произведений, которые написал Н. Носов.

  3. Составь вопросы к тексту. Запиши.

Почему

Когда

Чем

Какие Текст 2

Прочитаи высказывание Л. Толстого. Как ты его понимаешь? Обсудите в классе.

Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот жжёт, греет и освещает... Настоящий поэт сам невольно и страданьем горит, и жжёт других, и в этом всё дело.

Л, Толстой

2. Как ты думаешь, «писать стихи» и «быть поэтом» это одно и то же? Почему? Объясни свою точку зрения.

Я считаю, что «писать стихи» и «быть поэтом» это

з. Что, по-твоему, нужно для того, чтобы стать писателем, поэтом? Напиши.


Я и мои друзья

Учимся работать со словом Совесть
  1. Запиши, о чём ты думаешь, когда слышишь слово «совесть».

  1. Прочитай значение слова «совесть» в разных словарях, Подчеркни важные слова,

Совесть нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка.

Совесть чувство и сознание моральной ответственности за своё поведение и поступки перед самим собой, перед окружающими людьми, обществом.

з. Приходилось ли тебе от взрослых людей слыИ-јаТЬ вопрос: «Где твоя совесть?!» ? С какими поступками это было связано?

  1. Прочитай, как писатель М. Андрианов отвечает на этот вопрос.

Совесть находится в сердце каждого человека. Она учит исправляться и поступать красиво. А когда человек поступает без души и бессердечно и не думает исправляться, то говорят, что он потерял свою совесть. Он становится всё хуже и хуже, потому что не испытывает угрызений совести после плохих поступков.

  1. Попробуй написать своими словами, что такое «совесть».

Совесть чувство

    • Как ты понимаешь, для чего человеку совесть? Допиши предложение.

Совесть помогает человеку

  1. Прочитай слова. Подумай, чем похожи и чем различаются их значения. Составь предложение с одним из слов. Запиши.

совесть, совестливый, совестливость, совестный, совестно, бессовестный, бессовестно, добросовестный, добросовестно, совестить

  1. Какой может быть совесть? Дополни.

Совесть (какая?) спокойная, нечистая, потревоженная, незапятнанная, беспощадная,

    • Составь два предложения со словом «совесть». Запиши.

    • Объясни, в каких ситуациях так говорят.

Учимся работать с предложением

Прочитай предложение.

Когда человек поступает нечестно, бессердечно и не думает исправляться, говорят, что он потерял совесть.

  • О чём говорится в предложении? Подчеркни красным карандашом.

  • Что говорится о совести? Подчеркни синим карандашом.

2. Объясни смысл выражения «поступает нечестно, бессердечно».

Если испытываешь затруднения, воспользуйся словами-подсказками. Подчеркни нужное.

поступает плохо; не понимает, что делает; совершает дурные поступки, не думая о том, что они могут кого-то обидеть; нарочно делает плохо другим

з. Объясни смысл выражения «потерял совесть».

о Если испытываешь затруднения, воспользуйся словами-подсказками. Подчеркни нужное.

забыл о совести; перестал слушать своё сердце и душу; зачерствел; поступает несправедливо, нечестно; не думает о последствиях своих поступков

4. Как ты думаешь, что происходит с человеком, если он потерял совесть? Напиши.

Если человек потерял совесть,

5, Прочитай слова, Какое из них, по-твоему, точнее определяет понятие «совесть»? Дополни предложение. Объясни свой выбор.

Совесть это внутренний закон, судья, советчик, внутренний голос

б. Прочитай пословицу. Объясни, как ты понимаешь её смысл.

Совесть без зубов, а загрызёт.

  1. Каким словом можно заменить слово «загрызёт»? Выбери и запиши.

Совесть без зубов, а замучает, заставит волноваться, замолчит, потеряется

  1. Что ещё может делать совесть? Составь 2—3 предложения, используя слова из списка. Когда так говорят? Запиши.

мучить, говорить, просыпаться, подсказывать, терзать, требовать, молчать, беспокоить, нашёптывать, шевелиться, пробуждаться

  1. Были ли у тебя в жизни ситуации, после которых тебя мучила совесть? Если хочешь, расскажи.

Учимся работать с текстом

Текст 1

Прочитай стихотворение. Объясни его название.

Совесть

А. Барто Я кошку выставил за дверь, Сказал, что не впущу.

Весь день ищу её теперь,

Везде её ищу.

Из-за неё

Вторую ночь

Всё повторяется

Точь-в-точь,

Во сне, как наяву:

Я прогоняю кошку прочь, Я прогоняю кошку прочь, Потом опять зову.

2. Почему мальчик переживает? Какой поступок он совершил? Напиши.

Мальчик переживает, потому что

з. Какого человека называют совестливым? Напиши.

Совестливыи человек тот, кто

  1. Можно ли назвать мальчика совестливым? Как ты думаешь, это совесть заставляет его переживать? Почему? Объясни.

Я считаю, что совесть

  1. Какая у него совесть? Выбери нужное слово. Подчеркни. Объясни свой выбор.

дремлющая, пробудившаяся, проснувшаяся, спокойная, неспокойная, растревоженная

Текст 2

  1. Прочитай только название произведения

с. 72. Догадайся, о чём оно.

Прочитай фамилию автора. Знакома ли она тебе?

  1. Прочитай текст, представляя, о чём читаешь.

Стеклянный Человечек

В. Сухомлинский

У одного мальчика был маленький друг Стеклянный Человечек. Был он совершенно прозрачный и имел чудесное свойство: угадывать, что думает и переживает его друг Мальчик. Не сделал Мальчик то, что просила мама, а собирается идти гулять Стеклянный Человечек, уже не совсем прозрачный, а чуть-чуть помутневший, и говорит Мальчику:

    • Нельзя думать так, Мальчик. Сначала сделай дело, а потом иди гуляй.

Стыдно станет Мальчику, но принимается за дело: всё сделает, а потом идёт гулять. Человечек молчит и становится прозрачным.

Однажды у Мальчика заболел товарищ, с которым он часто играл во дворе. Прошёл один день, второй день а Мальчик и не вспоминает о друге. Смотрит, а Стеклянный Человечек стал тёмныи, как туча.

    • Что я сделал плохого или подумал? с тревогой спросил Мальчик...

Ты ничего не сделал плохого, ничего не подумал плохого... но ты забыл о своём товарище.

Стыдно стало Мальчику, и он пошёл к больному другу. Понёс ему цветы и большое-большое яблоко, которое подарила ему мама.

Так Стеклянный Человечек учил Мальчика жить. Это была его совесть.

з. Подчеркни в тексте слова, которые были не совсем понятны. Обсудите в классе, что они означают.

  1. рассказывается в тексте? Запиши.

  1. Какое чудесное свойство имел Стеклянный Человечек? Выпиши слова из текста.

Стеклянный Человечек

  1. Когда и как менялся Стеклянный Человечек? Заполни таблицу с опорой на текст.

    Мальчик

    Стеклянный Человечек

    Не сделал Мальчик то, что просила мама, а собирается идти гулять.

    Стыдно станет Мальчику, но принимается за дело: всё сделает, а потом идёт гулять.

    Прошёл один день, второй день а Мальчик и не вспоминает о друге.

  2. Как ты думаешь, каким стал Стеклянный Человечек после того, как Мальчик навестил больного друга? Почему ты так думаешь? Объясни.

Я думаю, что Стеклянный Человечек стал

потому что

  1. Перечитай два последних предложения в тексте. Запиши одним словом, кто такой Стеклянный Человечек.

Стеклянный Человечек это

  1. Прочитай утверждения. Вставь пропущенные слова. Если испытываешь затруднения, воспользуйся словами-подсказками. Сделай выводы.

Совесть всегда в твоём сердце. Она даёт добрые советы, подсказывает, как правильно поступить, или укоряет за нехорошие поступки. Значит, можно сказать, что совесть это

Совесть всегда знает, как надо правильно поступить. Она стремится сделать тебя лучше, честнее, добрее. Значит, можно сказать, что совесть это учитель, друг, наставник

  1. Живёт ли в твоём сердце такой Стеклянный Человечек? Чему он учит тебя? Нарисуй его. Расскажи о нём.

Текст З

  1. Прочитай только название произведения

с. 76. Догадайся, о чём оно.

  1. Прочитай фамилию автора. Знакома ли она тебе?

з. Прочитай текст, представляя, о чём читаешь.

Совесть

А. Гайдар Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.

Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на неё добрыми, доверчивыми глазами.

А так как в руке он сжимал букварь с заложенноЙ в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чём дело, и решила над ним подшутить.

Несчастный прогульщик! строго сказала она. И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

Нет! удивлённо ответил малыш. Я просто шёл на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над её головой весёлые птицы. И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть.

  1. Подчеркни в тексте слова, которые были не совсем понятны. Попробуй объяснить их. Если испытываешь затруднения, обратись к словарю.

Алгебра раздещс математики.

Болтдется гуляет без всякой цели.

Укр5дкой скрытно, незаметно для других.

Смекнула догадалась.

Вь'ишмыгнула выскочила.

  1. Прочитай первое предложение. Почему Нина решила не идти в школу? Подчеркни.

б. Как ты думаешь, чего боялась Нина? Напиши свой ответ или выбери из списка.

Нина не пошла в школу, потому что

боялась, что учитель сделает замечание; не хотела признаваться, что не сделала уроки; не хотела, чтобы совестили одноклассники

  1. Как развивались события? Расставь цифры.

Н ина повела малыша через рощу.

Нина решила не идти в школу.

Нина отправилась в рощу.

Нина заплакала.

Нина встретила малыша.

  1. Чем заканчивается рассказ? Прочитай последнее предложение. Объясни, почему Нина заплакала.

Нина заплакала, потому что

9. Кто наказал Нину? Почему ты так считаешь? Напиши.

Мне кажется, что

10. Как ты думаешь, что страшнее: когда кто-то наказывает тебя или когда тебя наказывает твоя совесть? Напиши.

Страница для педагогов и родителей

Смысловое чтение подразумевает глубокое погружение в содержание прочитанного текста. В концепции универсальных учебных действий (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.) смысловое чтение понимается как совокупность следующих действий:

  • осмысление цели и выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

  • определение основной и второстепенной информации; формулирование проблемы и главной идеи текста.

Данное учебное пособие (рабочая тетрадь) дополняет и расширяет содержание курса литературного чтения авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого и др. Цель работы с тетрадью — сформировать у второклассников умение читать и понимать тексты разных жанров, извлекать и анализировать нужную информацию, форму— лировать тему, отвечать на вопросы к тексту, высказывать собственное мнение, эмоционально откликаться на прочитанное. Система заданий, предлагаемая в тетради (работа со словом, предложением, текстом), последовательно развивает эти умения, пробуждает интерес к чтению, способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Задания построены на материале произведений различных жанров и видов, соответствующих разделам учебника по литературному чтению для 2-го класса (авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др.):

  1. Самое великое чудо на свете.

  2. Устное народное творчество, З. Люблю природу русскую. Осень.

  1. О братьях наших меньших.

  2. Люблю природу русскую. Зима.

  3. Писатели — детям.

  4. Я и мои друзья.

Пособие может использоваться на уроках литературного чтения в СООтвеТствии с темой рабочей программы педагога или служить основой для реализации программы внеурочной деятельности. Например:


Тема урока в учебнике

Тема пособия

1

Самое великое чудо на свете.

История книги. Библиотека.

Библиотека. Учимся работать со словом, с текстом, предложением.

По материалам пособия работать с второклассниками могут как опытные педагоги, так и родители, заинтересованные в развитии познавательных способностей детей.

Планируемые результаты Второклассники научатся:

  • понимать смысл слова, предложения, текста;

  • соотносить текст с иллюстрацией;

  • прогнозировать содержание текста на основе имеющейся информации (по заголовку, по отдельным предложениям и фрагментам);

  • определять главную мысль текста на основе опорных слов.

Содержание

Учимся работать со словом


Учимся работать с предложением

7

Учимся работать с текстом Устное народное творчество

8

Учимся работать со словом

. 12

Учимся работать с предложением

15

Учимся работать с текстом

Люблю природу русскую. Осень

18

Учимся работать со словом

23

Учимся работать с предложением

26

Учимся работать с текстом

О братьях наших меньших

28

Учимся работать со словом

35

С амое великое чудо на свете

Учимся работать с предложением . 38

Учимся работать с текстом . 40

Люблю природу русскую. Зима

Учимся работать со словом 47

Учимся работать с предложением . 50

Учимся работать с текстом

Писатели детям

51

Учимся работать со словом

56

Учимся работать с предложением

60

Учимся работать с текстом

Я и мои друзья

62

Учимся работать со словом

65

Учимся работать с предложением

67

Учимся работать с текстом

70

Страница для педагогов и родителей . 79




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!