СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русь "с одного боку". Образы помещиков: Манилов, Коробочка. (9 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русь "с одного боку". Образы помещиков: Манилов, Коробочка. (9 класс)»

Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя « Мертвые души»

Форма урока: мастерская по построению знаний

Ход урока

  1. Организационный момент

Мы встретились не в первый раз

И от меня вы можете не прятать

Сиянье ваших умных глаз

Пусть будут поиски, сомненья.

И как ни краток встречи срок

Быть может, мы сойдемся в мненьях

И вместе проведем урок

  1. Чтобы назвать тему нашего урока, мы обратимся к стихотворению известного поэта Николая Алексеевича ЗАБОЛОЦКОГО

(текст на столах)

 Известный поэт Николай Алексеевич Заболоцкий размышлял над “……”.

У него есть стихотворение о ….. (пропущено ключевое слово…какое?)

Не позволяй ……..(душе)…. лениться”.

Не позволяй …… лениться! 
Чтоб в ступе воду не толочь, 
……….. обязана трудиться 
И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому, 
Тащи с этапа на этап, 
По пустырю, по бурелому, 
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели 
При свете утренней звезды, 
Держи лентяйку в черном теле 
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку, 
Освобождая от работ, 
Она последнюю рубашку 
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай её за плечи, 
Учи и мучай дотемна, 
Чтоб жить с тобой по-человечьи 
Училась заново она.

Она рабыня и царица, 
Она работница и дочь, 
Она обязана трудиться 
И день и ночь, и день и ночь!

В чем же заключается этот смысл для Заболоцкого? (В неустанном труде …..). (Воспитание в себе неравнодушия , не примиряться с подлостью, пошлостью, несправедливостью, нечестностью).

  1. Тема урока: Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души»

В книгах, как и в жизни, мы встречаемся с «хорошими» и «плохими людьми и делим их, как правило, на два разряда – положительные и отрицательные.

  1. Какова цель нашего урока, как вы думаете

Постановка цели: раскрыть характеристику образов помещиков и в конце нашего урока мы вынесем решение по отношению к героям нашего произведения (оценивать вы будете себя на оценочных картах)

5.У меня есть две корзинки идей



Индивидуальная работа: напишите, пожалуйста, какими качествами, по вашему мнению, должен обладать положительный герой и отрицательный не только в книгах, но и в жизни и прикрепите соответственно в корзину

(не повторяться) (время – 3 минуты) …

Возможные варианты:

положительный герой - (добрый, сильный, честный, благородный, отзывчивый, мудрый, решительный, великодушный, неподкупный, справедливый, смелый, милосердный, красивый, жизнерадостный, с чувством юмора, вежливый, аккуратный, заботливый, волевой, целеустремленный, скромный, уравновешенный, умеющий любить, способный сострадать, бескорыстный, ответственный, с чувством долга, порядочный, чистый душой…)

отрицательный герой: - (эгоистичный, завистливый, заносчивый, коварный, жадный, самолюбивый, трусливый, хитрый, подлый, наглый, злой, малодушный, корыстный, грубый, жестокий, язвительный, бескультурный, пустой, не уважающий других, неискренний, способный к предательству, низкий, лживый, чересчур гордый…..)

-Давайте послушаем, что же у нас получилось?

-Спасибо! Ваши размышления очень интересны. Они помогут нам в раскрытии темы урока

6.Актуализация прежних знаний (повторим то , что мы знаем)

(работа индивидуально, взаимопроверка)

Тест

1. Вспомним, кто подсказал Н.В. Гоголю сюжет поэмы «Мертвые души»? (А.С.Пушкин)

2. Изначально «Мертвые души» были задуманы как трилогия. Как называлась трилогия или три части?

(Ад, чистилище, рай)

3. В каком году вышла в свет поэма Гоголя «Мертвые души»? (1842 год.)

4. Как звать главного героя поэмы «Мертвые души»? (Павел Иванович ЧИЧИКОВ)

5. Как называется город, куда приехал Чичиков ? (Губернский город №)

6. О характерах каких героев мы узнаём из поэмы «Мёртвые души»? (О Чичикове, Манилове, Коробочке, Ноздреве, Собакевиче, Плюшкине)

7. Как одним словом можно назвать этих героев? (Помещики)

8. Давайте вспомним, с кем из помещиков П.И.Чичиков знакомится на балу у губернатора? (Манилов, Собакевич, Ноздрев)

9. В какой последовательности Чичиков совершает визиты к помещикам? (Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин)

10. Какова цель этих визитов? (скупить мертвые души умерших крестьян)

(поменяться тестами, взаимопроверка. Я читаю ответы теста)

Дома вы читали 2-6 главы «Мертвых душ»

7.Деление на группы

Для того, чтобы дать характеристику помещикам, нам надо разделиться на группы (деление произвольное)

Уч-ся берут карточки с именам героев пройденных произведений,


ГРИБОЕДОВ «Горе от ума» - Чацкий

- Молчалин

- Фамусов

ПУШКИН «Евгений Онегин» - Онегин

Татьяна

Ленский

ЛЕРМОНТОВ «Герой нашего времени» - Печорин

Максим Максимыч

Бэла

Выбор фамилии помещиков (жребий)

В группе выбрать лидера

8. Характеристика помещиков по плану, так как главы «Мертвых душ» со 2 – 6 сохраняют единообразие при подаче персонажа. (работа на постерах)

(Манилов-кот, Коробочка – птица)

(Ноздрев – собака, Собакевич – медведь)

(Плюшкин – мышь, паук, Чичиков- часть от кота, часть от птицы, часть от собаки, часть от медведя, часть от мыши)

План.

1. Помещик

2.Деревня хозяина . Описание имения.

3.Портрет. Характеристика героя.(Символическая деталь портрета).

4. Описание обеда.(чем угощали)

5.Описание кабинета. Интерьер, Символическая деталь. Цвет.

6.Отношение к просьбе Чичикова (реакция)

7. Ведущая черта характера.


Автор показывает омертвение душ, а вы постарайтесь найти в каждом помещике что-то человеческое запишите по ходу на листе под знаком плюс

9.Защита (из каждой группы должны говорить все)

(Когда рассказывают о помещике. Вывесить портреты в виде лестницы, должна получиться галерея помещиков, ведущая вниз)

(Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин, Чичиков)

10.Оценивание групп: рефлексия «СВЕТОФОР»

Зеленый цвет – 5 (отлично)

Желтый цвет – 4 (хорошо)

Красный цвет – 3 (удовлетворительно)

(Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин, замыкает галерею душ Чичиков

Положительные или отрицательные герои перед нами??

Обобщение Учитель. Вся галерея образов первого тома «Мертвых душ», убедительно раскрывает внутреннее убожество помещиков. Каждый из них имеет индивидуальные черты. Однако все они - помещики, поэтому в них есть и общее, порожденное строем: паразитизм, жизнь за счет крестьян - крепостных; ограниченные животные интересы, отсутствие каких-либо высоких идейных порывов души; низость, притупление человеческих чувств, грубый эгоизм; отсутствие общественно-полезной деятельности. Все они - «мертвые души». Такими видел их Гоголь.

Параллель с современностью.

-Почему же характеры, созданные Гоголем в 19 веке, живы и по сей день? Задумайтесь, кого бы вы в наше время назвали Маниловым (любезного до слащавости, мечтательного человека); Коробочкой? ( мелочного, скупого человека); Ноздрёвым ( дебошира, скандалиста); Собакевичем? (заботящегося только о личной выгоде, грубого); Плюшкиным? (скрягу). Мастерство Гоголя увековечило этих героев.

11. Возможно ли нравственное возрождение персонажей Гоголя?

- ДА! Автор хотел привести своих героев к нравственному очищению, обновлению через движение, ведь движение – это жизнь.

С этими мечтами связано изображение летящей, необгонимой Руси – тройки в конце 1 тома.

Духовное возрождение – одна из высших способностей, дарованных человеку, и, по Гоголю, этот путь открыт всем, у кого душа ещё совсем не “омертвела”. В этом и заключалась одна из “сверхзадач” поэмы “Мёртвые души”.)

12. Надя (зачитать отрывок «Тройка -Русь)

13.Заключительное слово учителя.

Под музыку и песню Евгения Смолянинова «В лунном сиянии…» провести игру «Какие бы положительные качества я взял(а) бы с собой в жизнь, а какие бы не взяла»

- А в ваших душах, ребята, как напутствие, пусть звучат замечательные гоголевские слова:

Забирайте же с собою в путь… все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!”. Мне бы хотелось, чтобы всё доброе, хорошее, светлое вы не растеряли на пути, а пронесли через всю жизнь.


14. Оценки за урок: на оценочных картах


15. Домашнее задание. Выучить наизусть отрывок из произведения Н.В.Гоголя «Мертвые души» «Тройка – Русь..»


Самоанализ

Урок литературы в 9 классе "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" был дан в форме мастерской по построению знаний. Вводная часть и настрой на урок в виде стихотворения. Чтобы назвать тему данного урока, мы обратились к стихотворению известного поэта Н.А.Заболоцкого "Душа." Название стихотворения стало ключевым словом для определения темы урока. Стихотворение было прочитано и определен  его смысл. Это значит  воспитать в себе неравнодушие к ближним, не примиряться с подлостью, пошлостью, несправедливостью. Чтоб  дать определение темы, дается такое понятие, как положительные и отрицательные герои, которые встречаются как на страницах книг , так и в жизни, а чтобы назвать положительных и отрицательных героев мы взяли две корзинки идей. Одна корзинка для хороших вещей, а другая для мусора. Дети записывают на стикерах положительные и отрицательные качества человека и определяют их по корзинкам для раскрытия образов помещиков для того, чтобы в конце урока вынести решение по отношению к героям нашего произведения.. А оценивать себя учащиеся будут на оценочных картах, которые выданы в начале урока и лежат на столах. Для актуализации прежних знаний дан тест - работа в парах, затем взаимопроверка пар. Учитель читает вопросы, учащиеся проверяют. Выставление оценок в карту самооценивания. Деление на группы проведено  произвольно. Учащиеся  берут билет с именами героев ранее изученных произведений и ищут  напарников в группе, затем по жребию берут фамилию помещика из поэмы Для работы в группе выбирают лидера и  характеризуют его по плану, так как главы со 2-6 сохраняют единообразие при подаче персонажа. Работа ведется на постерах в виде схем: Манилов в виде кота, Коробочка - птица, Ноздрев собака, Собакевич - медведь,  Плюшкин - мышь или паук,  а вот Чичиков - часть от кота, часто от  птицы, от собаки, медведя, мыши, паука...Автор показывает омертвление душ помещиков, а учащиеся работая по плану , отыскивают еще и положительные стороны героев. При защите постеров должны говорить все члены группы,сразу делается рисунок с портретом данного помещика и вывешивается галерея  в виде лестницы, ведущей вниз, оценивают группы друг друга при помощи рефлексии СВЕТОФОР: зеленый цвет - "5", желтый - "4", красный -"3". Теперь определили, положительные или отрицательны герои перед нами и делаем вывод и параллель с современностью. Ставится вопрос, а возможно ли нравственное возрождение героев Гоголя. Автор  проводит своих героев к обновлению через движение, а ведь движение - это  жизнь. В конце первого тома изображена летящая, необгонимая тройка - Русь. Зачитывается отрывок из произведения И под музыку и песню Смолянинова "В лунном сиянии" проводится игра "возьму, не возьму" (какие  положительные качества я возьму с собой в жизнь, а какие отрицательные не возьму..) Зачитываются слова Гоголя как напутствие ученикам. Оценки за все виды работ учащиеся выставляют сами, затем  в конце урока сдают Подводится общий балл учителем. Задание на дом: выучить отрывок "Тройка-Русь" наизусть.

Манилов


«Черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами».

«Говорящая» фамилия помещика образована от слов «заманивать, обманывать».

Восторженная наивность, мечтательность, беспечность, глупость и несамостоятельность - основные черты помещика. Хозяйством не занимается и не может сказать, умирали ли у него крестьяне со времени последней ревизии. Зато заботится о процветании человечества. Его можно было бы назвать мечтателем, если бы был хоть какой-нибудь смысл в его мечтах. Результаты его труда - или пустые мечты или «горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками».

В запущенном саду есть беседка с надписью «Храм уединенного размышления». В кабинете вот уже два года лежит книга, заложенная на 14-й странице. Всюду бесхозяйственность и непрактичность: в доме вечно чего-то недостает. Мебель обтянута щегольской материей, но на два кресла ее не хватило. На столе бронзовый подсвечник с тремя античными грациями, а рядом «какой-то медный инвалид, хромой и весь в сале».

Коробочка

Смысл фамилии: помещица заключена в «коробочку» своего пространства и своих понятий.

«Женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее...». В портрете повторяются почти одинаковые детали одежды, но на лицо и глаза Гоголь не обращает внимания, словно их нет — это подчеркивание ее бездуховности.

У нее «хорошая деревенька» и «обильное хозяйство», которое она сама ведет и уделяет хозяйству много времени. Большое количество псов в деревне говорит о том, что хозяйка заботится о сохранности своего состояния. Копит деньги в пестрядевых мешочках (правда, не умеет ими распорядиться - они лежат мертвым грузом). Всюду развешаны пучки трав.

Важная деталь — охрипшие стенные часы, которые всякий раз неожиданно нарушают тишину дома и дают ощущение глухой удаленности от жизни. Все лежит на своих местах, есть даже веревочки, которые «уже никуда не нужны».

Главная ее черта —упрямство. Хозяйственность Коробочки — единственная ее добродетель. Гоголь говорит о таком типе людей: «...иной и почтенный, и государственный... человек, а на деле выходит совершенная Коробочка. Как зарубил что себе в голову, то уж ничем не пересилишь, сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, все отскакивает от него, как резиновый мяч отскакивает от стены». Перед нами типичная мелкая помещица — владелица 80 душ крепостных.

Ноздрёв

«Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его...»

В 35 лет Ноздрев такой же, как и в 18. Отсутствие развития — признак неживого. Гоголь называет его «историческим человеком», потому что «где бы он ни был, всюду не обходилось без истории».

Груб, его речь наполнена ругательствами. Игрок, кутила, завсегдатай злачных мест. Всегда готов ехать «куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все, что ни есть, на все, что хотите». Но все это не приводит к обогащению, а, напротив, разоряет его. Ведет себя нагло, вызывающе, агрессивно, энергия его превратилась в разрушительную и скандальную суету. Ноздревым управляет стихия. Главная черта — самовлюбленность.

«...кабинет, в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабли и два ружья».

Хозяйство запущено, в отличном состоянии только псарня. Важная деталь — шарманка. И вот перестанет звучать шарманка, а дудка в ней все никак не угомонится. Так и неугомонный, буйный Ноздрев в любой момент готов без причины совершить непредвиденное и необъяснимое.

Собакевич

«Человек здоровый и крепкий». Говорится, что природа, создавая его, «рубила ер всего плеча», и этим подчеркивается его неживая», «деревянная» сущность.

Похож «на средней величины медведя»; «...казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но совсем не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами, и закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности».

«Чертов кулак», расчетливый хозяин. Вокруг него все прочно, все в изобилии; в деревне все добротно и надежно, мужиков знает, ценит их трудовые качества. Подчеркивается его сила, здоровье, степенность. А что же душа его? А у души требования только гастрономические (притом колоссальные: вся свинья, весь гусь, весь баран). Тяготеет к старым, крепостническим формам ведения хозяйства. Презирает город и просвещение. Автор подчеркивает его корыстолюбие, узость интересов. Главные его черты — грубая прижимистость и цинизм.

В комнате «все было прочно, неуклюже... и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья - все было самого тяжелого и беспокойного свойства». «Каждый предмет, казалось, говорил: „И я тоже Собакевич"!»

Плюшкин

Фамилия подчеркивает «сплющенность», искаженность персонажа и его души.

Непонятно, кто это — «баба или мужик» (Чичиков решил, что перед ним ключница), «...платье неопределенное, похожее на женский капот, на голове колпак, какой носят дере­венские дворовые бабы...»; «...маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоких вросших бровей, как мыши...» (эта деталь подчеркивает не человеческую живость, а юркость и подозрительность зверька).

Только этому помещику дана биография (то есть его характер дан писателем в развитии) — показано, как происходил процесс деградации. Не знай мы о том, что когда-то Плюшкин был добрым семьянином, разумным хозяином и приветливым человеком, образ, созданный Гоголем, вызывал бы лишь усмешку и брезгливость. Но рассказ о прошлом Плюшкина делает его образ скорее трагическим, чем комическим. «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!., все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его портрет в старости». Гоголь называет Плюшкина «прорехой на человечестве».

Имение — «вымершее место», о жизни здесь напоминает лишь прекрасный сад (подчеркивается трагизм запустения и вымирания). Господский дом выглядит «дряхлым инвалидом», в нем темно, пыльно, дует холодом, как из погреба; беспорядок, в углу куча хлама. Важная деталь в доме — остановившиеся часы (время здесь остановилось). В хозяйстве всего много, но все пропадает (хозяин собирает всякое добро и гноит его), все в запустении (описание огромных кладей сгнившего хлеба). Крестьяне нищие, «мрут, как мухи», десятки числятся в бегах.

Образ Чичикова

Чичиков внешне аккуратный, любит чистоту, одетый в хороший модный костюм, всегда тщательно выбритый, напарфюмленный; всегда на нем чистое белье и модное одеяние «коричневых и красноватых оттенков с искрой» или «цвета наваринского дыма с огнем». Но внешняя опрятность, чистота Чичикова, разительно контрастирует с внутренней грязью и нечистоплотностью героя. Образу Чичикова автор подчеркнул типичные черты хищника, негодяя и накопителя. В одиннадцатой главе автор подробно рассказывает о жизненном пути героя от рождения до момента, когда он занялся покупкой мертвых душ. Как формировался характер Чичикова? Какие жизненные интересы, сформированные под влиянием внешнего окружения, руководили его поведением?

Еще в детстве отец учил его: «...больше всего угождай учителям и начальникам... общайся с теми, кто побогаче, чтобы в некоторых случаях были тебе полезны, а больше всего береги копейку, эта вещь самая полезная в мире... Все сделаешь и прошибешь на свете копейкой» . Эти советы отца легли в основу взаимоотношений Чичикова с людьми еще со школьных лет. Еще в училище он добился хорошего отношения учителей, успешно накапливал деньги. Служба в различных учреждениях развила его природные данные - практический ум, находчивость, лицемерности, терпение, умение «понять дух начальника», отыскать слабое место в душе человека и умение воздействовать на нее с корыстливых соображений. Все свои умения Чичиков направил на достижение желаемого обогащения. Он умел обаять и губернский город, и усадьбы. Чичиков умеет найти подход к любому, четко рассчитав каждый свой шаг и приспособившись к характеру помещика. Читатель замечает разницу в манере его общения с каждым из помещиков.

Гоголь сатирически разоблачает своего героя - «подлеца», представителя тех хищников, которых немало появилось в 30-е годы XIX ст., когда буржуазно-капиталистические силы уже начали развиваться в рамках феодально-крепостнического строя.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!