План – конспект урока
Русская эмигрантская сатира. Аркадий Аверченко «Дюжина ножей в спину революции»
Цель урока: развитие ценностно – смысловой компетенции через осмысление роли человека как творца собственной жизни и судьбы.
Задачи:
Оснастить учащихся знаниями о роли сатиры в художественном произведении;
Развивать умение определять жанровые особенности сатирических произведений, находить средства создания сатиры;
Осознать роль человека в построении собственной жизни и жизни людей вокруг;
Тип урока: урок – поиск и отработка через учебный диалог и диалог с автором
6 групп
«Фокус великого кино», «Короли у себя дома» *****
«Новая русская сказка», «Чертово колесо»****
«Усадьба и городская квартира», «Осколки разбитого вдребезги»****
«Хлебушко», «Поэма о голодном человеке»****
«Трава, примятая сапогом», « Эволюция русской книги»***
«Русский в Европах» ,«Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина»***
Ход урока
Вступительное слово учителя
Здравствуйте! Я рада вас видеть. У нас сегодня необычный урок : к нам пришли гости. Повернитесь, пожалуйста , к ним и поприветствуйте их. Они пришли со своей проблемой, и мы можем помочь им. Могу я на вас рассчитывать? Сели, приступим к уроку.
Тема сегодняшнего урока (первый слайд)- «Русская эмигрантская сатира. Аркадий Аверченко «Дюжина ножей в спину революции»» . Мы попробуем выявить особенности русской эмигрантской сатиры, выясним роли сатиры в художественном произведении
Я бы хотела начать урок с представления картины известного русского художника Николая Николаевича Ге « Что есть истина?» (второй слайд). Она изображает момент, когда Пилат задает Иисусу этот вопрос. Живой ответ стоял перед ним, но Пилат не увидел в истине ее истинности.
Что вы видите? (я правильно тебя поняла, что ты увидел…?). Это всегда так, человек поставлен перед выбором: добро или зло и тем самым творит свою жизнь и судьбу. (второй слайд)Если я подчиняюсь внешним обстоятельствам, то я пожинаю свою судьбу, если же в сложных обстоятельствах я пытаюсь сделать выбор, то я творю жизнь, в итоге пожинаю счастье жизни. А хотите ли вы, как люди мудрые, поработать над литературным материалом, который научит вас этому?
Для начала послушаем выступление Овеян Ануш, которая даст общую характеристику «первой волны» русской эмиграции» и попробуем ответить на вопрос: (третий слайд)
- Как вы понимаете слова Владимира Набокова, известного писателя – эмигранта:
«Получился разительный парадокс: внутри России действует внешний заказ, вне России – внутренний ? »
- А теперь переходим к Аркадию Аверченко. Краткую биографическую справку нам предоставит Косенкова Валерия. Внимательно выслушав ее, мы легко сможем ответить на вопрос, который прозвучит в конце . ( четвертый слайд)
- Когда – то Надежда Тэффи сказала об Аверченко: «Многие считают Аверченко русским Твеном. Некоторые предсказывают ему путь Чехова. Но он не Твен и не Чехов. Он русский чистокровный юморист, без надрывов и смеха сквозь слезы». Как вы думаете, о каком периоде творчества писателя идет речь? Можно ли эти слова отнести к произведению «Дюжина ножей в спину революции? Почему?
-Какие проблемы поднимает в своих рассказах Аверченко?
Задание 1** (обсуждение в группах)
(примерные ответы)
На оценку «5» - формулируют самостоятельно
На оценку «4» -предлагаются примерные варианты
Задание 1.Возможные формулировки проблем:
Утраченные надежды
Бессилие власти
Новый хозяин новой России
Жалкое положение России в мире
Голод
Дети и война
Исчезновение литературы
Истинное лицо руководителей страны
Тоска по родине
Дураки у власти
Неразгаданная душа русского человека
Почему одним все, другим – ничего?
На оценку «3» - надо аргументировать предложенный вариант ответа
1 задание. Приведите аргументы из текстов к данным тезисам
(Пример:
В произведении «…» главной проблемой является проблема «…», потому что…)
«Фокус великого кино» - утраченные надежды
«Короли у себя дома» - бессилие власти
«Новая русская сказка» - истинное лицо руководителей страны
«Усадьба и городская квартира» - новый хозяин новой России
«Чертово колесо» - дураки у власти
«Осколки разбитого вдребезги» - тоска по родине
«Хлебушко» - жалкое положение России в мире
«Поэма о голодном человеке» - голод
«Трава, примятая сапогом» - дети и война
« Эволюция русской книги» - исчезновение литературы
«Русский в Европах» - неразгаданная душа русского человека
«Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина»- почему одним все, другим – ничего?
(пятый слайд)Исследователь творчества Аверченко О. Н. Михайлов отмечал: «Не следует преувеличивать литературную значимость произведений Аверченко: перед нами – по масштабам русской классики - писатель достаточно скромного дарования. Но дарования вполне подлинного, оригинального, неповторимого. Аверченко – весь в факте, в сценке, в мелочи, в непритязательном диалоге, в быстрой и естественной импровизации. Он весь на живую нитку. Но именно – живую!» Какими средствами создания сатиры пользуется автор?
(работа в группах)
Задание 2**)
На оценку «5» - формулируют самостоятельно
На оценку «4» -предлагаются литературоведческие определения
Средства создания сатиры | Название произведения | Название произведения |
Гротеск - причудливое сочетание и контраст фантастического и реального, ужасного и смешного, прекрасного и безобразного , трагического и комического | | |
Гипербола – средство художественного изображения, основанное на преувеличении | | |
Фантастическое заострение жизненных ситуаций | | |
На оценку «3» -определить средство создания сатиры
Средства создания сатиры :
Гротеск - причудливое сочетание и контраст фантастического и реального, ужасного и смешного, прекрасного и безобразного , трагического и комического
Гипербола – средство художественного изображения, основанное на преувеличении
Фантастическое заострение жизненных ситуаций
«Фокус великого кино» | «Короли у себя дома» |
Повернуть историю обратно – это.. Пули вылетают обратно из тел –это.. | Троцкий –муж, а Ленин –его жена –это… |
«Новая русская сказка» | «Чертово колесо» |
Козлик – «буржуй» - это… Троцкий – «заграничный мальчик» - это… | Сравнение происходящего в России с « Луна –парком» - это… |
«Усадьба и городская квартира» | «Осколки разбитого вдребезги» |
« Пойдет по своим делам: расстреливать контрреволюционеров и пить спирт – сырец» - это… | Сенатор, разгружающий снаряды, это… |
«Хлебушко» | «Поэма о голодном человеке» |
Россия - в образе нищей старушки – это… | « Лежали, обессиленные, с полузакрытыми глазами « - это… Ситуация, когда голодные по очереди рассказывают о еде – это… |
«Трава, примятая сапогом» | « Эволюция русской книги» |
Девочка, разбирающаяся в снарядах – это… Речь героини – это… | Ситуция, описанная в произведении, - это… |
«Русский в Европах» | «Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина» |
« А что такое взятка? Напиток такой или танец?» - это… | «Ограбленный»Пантелей – это… «Эх ты, жизнь наша распрокаторжная!» - это… |
- Попробуем определить жанр произведений
Задание 3***
На оценку «5» - формулируют самостоятельно
На оценку «4» -предлагаются литературоведческие определения
На оценку «3» -ответ надо аргументировать
«Фокус великого кино» - фельетон, потому что… | «Короли у себя дома» - это памфлет, потому что… |
Фельетон – малый жанр художественно-публицистической литературы, в основе которого лежат факты реальной действительности. В фельетоне отчетливо ощущается личность фельетониста и его позиция. | Памфлет – произведение обличительного характера, которое бичует пороки современной политической, общественной, культурной жизни, прямо называет ее конкретных представителей. |
|
«Новая русская сказка» - это пародия, потому что… Пародия – произведение, подражающее другому произведению, автору или течению с целью их осмеяния. | «Чертово колесо» - это памфлет, потому что… Памфлет – произведение обличительного характера, которое бичует пороки современной политической, общественной, культурной жизни, прямо называет ее конкретных представителей. |
|
«Усадьба и городская квартира» - это очерк, потому что… Очерк – документальный жанр, посвященный современной автору жизни, фактам и людям и в то же время сохраняющий особенности образного изображения. | «Осколки разбитого вдребезги» - это очерк, потому что… Очерк – документальный жанр, посвященный современной автору жизни, фактам и людям и в то же время сохраняющий особенности образного изображения. |
|
«Хлебушко» - это фельетон, потому что… Фельетон – малый жанр художественно-публицистической литературы, в основе которого лежат факты реальной действительности. В фельетоне отчетливо ощущается личность фельетониста и его позиция. | «Поэма о голодном человеке» - это памфлет, потому что… Памфлет – произведение обличительного характера, которое бичует пороки современной политической, общественной, культурной жизни, прямо называет ее конкретных представителей. |
|
«Трава, примятая сапогом» - это сатирический рассказ, потому что… Рассказ – малая форма повествовательной литературы, в которой дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя. | « Эволюция русской книги» - это фельетон, потому что… Фельетон – малый жанр художественно-публицистической литературы, в основе которого лежат факты реальной действительности. В фельетоне отчетливо ощущается личность фельетониста и его позиция. |
|
«Русский в Европах» » - это очерк, потому что… Очерк – документальный жанр, посвященный современной автору жизни, фактам и людям и в то же время сохраняющий особенности образного изображения. | «Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина» - это сатирический рассказ, потому что… Рассказ – малая форма повествовательной литературы, в которой дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя. |
- Давайте попробуем определить, какие отзывы получило это произведение после опубликования? (обсуждение в группах, затем – краткое сообщение)
В. И. Ленин в газете « Правда» отмечал: «Интересно наблюдать, как до кипения дошедшая ненависть вызвала и замечательно сильные и замечательно слабые места этой высокоталантливой книжки». Попробуем определить, о каких сильных и слабых местах идет речь?
( сравнить ответы с текстом) ( 6 слайд)
Это – книжка озлобленного почти до умопомрачения белогвардейца Аркадия Аверченко. Интересно наблюдать, как до кипения дошедшая ненависть вызвала и замечательно сильные, и замечательно слабые места этой высокоталантливой книжки. Когда автор свои рассказы посвящает теме, ему неизвестной, выходит нехудожественно. Например, рассказ, изображающий Ленина и Троцкого в домашней обстановке. Злобы много, но только непохоже, любезный гражданин Аверченко! Уверяю вас, что недостатков у Ленина и Троцкого много, во всякой, в том числе, домашней жизни. Только, чтобы о них талантливо писать, надо их знать. А вы их не знаете.
Зато большая часть книжки посвящена темам, которые Аверченко великолепно знает, пережил, передумал, перечувствовал. И с поразительным талантом изображены впечатления и настроения представителя старой, помещичьей и фабрикантской, богатой, объевшейся и объедавшейся России. Так, именно так должна казаться революция представителям командующих классов. Огнем пышущая ненависть делает рассказы Аверченко иногда яркими до поразительности. Есть прямо –таки поразительные вещички, например «Трава, помятая сапогами», о психологии детей переживших Гражданскую войну. До настоящего пафоса автор поднимается лишь тогда, когда говорит о еде. В последнем рассказе «Осколки разбитого вдребезги» автор задает вопрос: «За что они Россию так?» Аркадию Аверченко не понять, за что. Рабочие и крестьяне понимают, за что.
- Итак, «рабочие и крестьяне понимают»?
Выступление ассистента – чтение наизусть рассказа «Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина»
Рефлексия:
Как бы вы ответили на вопрос:
- Это жизнь его или судьба? Кто он: творец жизни или раб обстоятельств?
-Что для тебя было сегодня важным?
-Что заставило задуматься?
-Что ты теперь для себя понимаешь?
-Продолжи фразу: Вот теперь я обязательно…
(Показ 7 слайда)