СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская эмигрантская сатира. Аркадий Аверченко «Дюжина ножей в спину революции»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План - конспект урока

Просмотр содержимого документа
«Русская эмигрантская сатира. Аркадий Аверченко «Дюжина ножей в спину революции»»

План – конспект урока

Русская эмигрантская сатира. Аркадий Аверченко «Дюжина ножей в спину революции»

Цель урока: развитие ценностно – смысловой компетенции через осмысление роли человека как творца собственной жизни и судьбы.

Задачи:

Оснастить учащихся знаниями о роли сатиры в художественном произведении;

Развивать умение определять жанровые особенности сатирических произведений, находить средства создания сатиры;

Осознать роль человека в построении собственной жизни и жизни людей вокруг;

Тип урока: урок – поиск и отработка через учебный диалог и диалог с автором

6 групп

  1. «Фокус великого кино», «Короли у себя дома» *****

  2. «Новая русская сказка», «Чертово колесо»****

  3. «Усадьба и городская квартира», «Осколки разбитого вдребезги»****

  4. «Хлебушко», «Поэма о голодном человеке»****

  5. «Трава, примятая сапогом», « Эволюция русской книги»***

  6. «Русский в Европах» ,«Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина»***



Ход урока

Вступительное слово учителя

Здравствуйте! Я рада вас видеть. У нас сегодня необычный урок : к нам пришли гости. Повернитесь, пожалуйста , к ним и поприветствуйте их. Они пришли со своей проблемой, и мы можем помочь им. Могу я на вас рассчитывать? Сели, приступим к уроку.

Тема сегодняшнего урока (первый слайд)- «Русская эмигрантская сатира. Аркадий Аверченко «Дюжина ножей в спину революции»» . Мы попробуем выявить особенности русской эмигрантской сатиры, выясним роли сатиры в художественном произведении

Я бы хотела начать урок с представления картины известного русского художника Николая Николаевича Ге « Что есть истина?» (второй слайд). Она изображает момент, когда Пилат задает Иисусу этот вопрос. Живой ответ стоял перед ним, но Пилат не увидел в истине ее истинности.

Что вы видите? (я правильно тебя поняла, что ты увидел…?). Это всегда так, человек поставлен перед выбором: добро или зло и тем самым творит свою жизнь и судьбу. (второй слайд)Если я подчиняюсь внешним обстоятельствам, то я пожинаю свою судьбу, если же в сложных обстоятельствах я пытаюсь сделать выбор, то я творю жизнь, в итоге пожинаю счастье жизни. А хотите ли вы, как люди мудрые, поработать над литературным материалом, который научит вас этому?

Для начала послушаем выступление Овеян Ануш, которая даст общую характеристику «первой волны» русской эмиграции» и попробуем ответить на вопрос: (третий слайд)

- Как вы понимаете слова Владимира Набокова, известного писателя – эмигранта:

«Получился разительный парадокс: внутри России действует внешний заказ, вне России – внутренний ? »

- А теперь переходим к Аркадию Аверченко. Краткую биографическую справку нам предоставит Косенкова Валерия. Внимательно выслушав ее, мы легко сможем ответить на вопрос, который прозвучит в конце . ( четвертый слайд)

- Когда – то Надежда Тэффи сказала об Аверченко: «Многие считают Аверченко русским Твеном. Некоторые предсказывают ему путь Чехова. Но он не Твен и не Чехов. Он русский чистокровный юморист, без надрывов и смеха сквозь слезы». Как вы думаете, о каком периоде творчества писателя идет речь? Можно ли эти слова отнести к произведению «Дюжина ножей в спину революции? Почему?

-Какие проблемы поднимает в своих рассказах Аверченко?

Задание 1** (обсуждение в группах)

(примерные ответы)

На оценку «5» - формулируют самостоятельно

На оценку «4» -предлагаются примерные варианты

Задание 1.Возможные формулировки проблем:

Утраченные надежды

Бессилие власти

Новый хозяин новой России

Жалкое положение России в мире

Голод

Дети и война

Исчезновение литературы

Истинное лицо руководителей страны

Тоска по родине

Дураки у власти

Неразгаданная душа русского человека

Почему одним все, другим – ничего?

На оценку «3» - надо аргументировать предложенный вариант ответа

1 задание. Приведите аргументы из текстов к данным тезисам

(Пример:

В произведении «…» главной проблемой является проблема «…», потому что…)

«Фокус великого кино» - утраченные надежды

«Короли у себя дома» - бессилие власти

«Новая русская сказка» - истинное лицо руководителей страны

«Усадьба и городская квартира» - новый хозяин новой России

«Чертово колесо» - дураки у власти

«Осколки разбитого вдребезги» - тоска по родине

«Хлебушко» - жалкое положение России в мире

«Поэма о голодном человеке» - голод

«Трава, примятая сапогом» - дети и война

« Эволюция русской книги» - исчезновение литературы

«Русский в Европах» - неразгаданная душа русского человека

«Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина»- почему одним все, другим – ничего?

(пятый слайд)Исследователь творчества Аверченко О. Н. Михайлов отмечал: «Не следует преувеличивать литературную значимость произведений Аверченко: перед нами – по масштабам русской классики - писатель достаточно скромного дарования. Но дарования вполне подлинного, оригинального, неповторимого. Аверченко – весь в факте, в сценке, в мелочи, в непритязательном диалоге, в быстрой и естественной импровизации. Он весь на живую нитку. Но именно – живую!» Какими средствами создания сатиры пользуется автор?

(работа в группах)

Задание 2**)

На оценку «5» - формулируют самостоятельно

На оценку «4» -предлагаются литературоведческие определения

Средства создания сатиры

Название произведения

Название произведения

Гротеск - причудливое сочетание и контраст фантастического и реального, ужасного и смешного, прекрасного и безобразного , трагического и комического



Гипербола – средство художественного изображения, основанное на преувеличении



Фантастическое заострение жизненных ситуаций



На оценку «3» -определить средство создания сатиры

Средства создания сатиры :

Гротеск - причудливое сочетание и контраст фантастического и реального, ужасного и смешного, прекрасного и безобразного , трагического и комического

Гипербола – средство художественного изображения, основанное на преувеличении

Фантастическое заострение жизненных ситуаций

«Фокус великого кино»

«Короли у себя дома»

Повернуть историю обратно – это..

Пули вылетают обратно из тел –это..

Троцкий –муж, а Ленин –его жена –это…


«Новая русская сказка»

«Чертово колесо»

Козлик – «буржуй» - это…

Троцкий – «заграничный мальчик» - это…

Сравнение происходящего в России с « Луна –парком» - это…


«Усадьба и городская квартира»

«Осколки разбитого вдребезги»

« Пойдет по своим делам: расстреливать контрреволюционеров и пить спирт – сырец» - это…

Сенатор, разгружающий снаряды, это…



«Хлебушко»

«Поэма о голодном человеке»

Россия - в образе нищей старушки – это…

« Лежали, обессиленные, с полузакрытыми глазами « - это…

Ситуация, когда голодные по очереди рассказывают о еде – это…



«Трава, примятая сапогом»

« Эволюция русской книги»

Девочка, разбирающаяся в снарядах – это…

Речь героини – это…

Ситуция, описанная в произведении, - это…

«Русский в Европах»

«Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина»

« А что такое взятка? Напиток такой или танец?» - это…

«Ограбленный»Пантелей – это…

«Эх ты, жизнь наша распрокаторжная!» - это…



- Попробуем определить жанр произведений

Задание 3***

На оценку «5» - формулируют самостоятельно

На оценку «4» -предлагаются литературоведческие определения

На оценку «3» -ответ надо аргументировать

«Фокус великого кино» - фельетон, потому что…

«Короли у себя дома» - это памфлет, потому что…

Фельетон – малый жанр художественно-публицистической литературы, в основе которого лежат факты реальной действительности. В фельетоне отчетливо ощущается личность фельетониста и его позиция.


Памфлет – произведение обличительного характера, которое бичует пороки современной политической, общественной, культурной жизни, прямо называет ее конкретных представителей.



«Новая русская сказка» - это пародия, потому что…

Пародия – произведение, подражающее другому произведению, автору или течению с целью их осмеяния.


«Чертово колесо» - это памфлет, потому что…

Памфлет – произведение обличительного характера, которое бичует пороки современной политической, общественной, культурной жизни, прямо называет ее конкретных представителей.



«Усадьба и городская квартира» - это очерк, потому что…

Очерк – документальный жанр, посвященный современной автору жизни, фактам и людям и в то же время сохраняющий особенности образного изображения.


«Осколки разбитого вдребезги» - это очерк, потому что…

Очерк – документальный жанр, посвященный современной автору жизни, фактам и людям и в то же время сохраняющий особенности образного изображения.



«Хлебушко» - это фельетон, потому что…

Фельетон – малый жанр художественно-публицистической литературы, в основе которого лежат факты реальной действительности. В фельетоне отчетливо ощущается личность фельетониста и его позиция.


«Поэма о голодном человеке» - это памфлет, потому что…

Памфлет – произведение обличительного характера, которое бичует пороки современной политической, общественной, культурной жизни, прямо называет ее конкретных представителей.



«Трава, примятая сапогом» - это сатирический рассказ, потому что…

Рассказ – малая форма повествовательной литературы, в которой дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя.




« Эволюция русской книги» - это фельетон, потому что…

Фельетон – малый жанр художественно-публицистической литературы, в основе которого лежат факты реальной действительности. В фельетоне отчетливо ощущается личность фельетониста и его позиция.



«Русский в Европах» » - это очерк, потому что…

Очерк – документальный жанр, посвященный современной автору жизни, фактам и людям и в то же время сохраняющий особенности образного изображения.


«Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина» - это сатирический рассказ, потому что…

Рассказ – малая форма повествовательной литературы, в которой дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя.






- Давайте попробуем определить, какие отзывы получило это произведение после опубликования? (обсуждение в группах, затем – краткое сообщение)

В. И. Ленин в газете « Правда» отмечал: «Интересно наблюдать, как до кипения дошедшая ненависть вызвала и замечательно сильные и замечательно слабые места этой высокоталантливой книжки». Попробуем определить, о каких сильных и слабых местах идет речь?

( сравнить ответы с текстом) ( 6 слайд)

Это – книжка озлобленного почти до умопомрачения белогвардейца Аркадия Аверченко. Интересно наблюдать, как до кипения дошедшая ненависть вызвала и замечательно сильные, и замечательно слабые места этой высокоталантливой книжки. Когда автор свои рассказы посвящает теме, ему неизвестной, выходит нехудожественно. Например, рассказ, изображающий Ленина и Троцкого в домашней обстановке. Злобы много, но только непохоже, любезный гражданин Аверченко! Уверяю вас, что недостатков у Ленина и Троцкого много, во всякой, в том числе, домашней жизни. Только, чтобы о них талантливо писать, надо их знать. А вы их не знаете.

Зато большая часть книжки посвящена темам, которые Аверченко великолепно знает, пережил, передумал, перечувствовал. И с поразительным талантом изображены впечатления и настроения представителя старой, помещичьей и фабрикантской, богатой, объевшейся и объедавшейся России. Так, именно так должна казаться революция представителям командующих классов. Огнем пышущая ненависть делает рассказы Аверченко иногда яркими до поразительности. Есть прямо –таки поразительные вещички, например «Трава, помятая сапогами», о психологии детей переживших Гражданскую войну. До настоящего пафоса автор поднимается лишь тогда, когда говорит о еде. В последнем рассказе «Осколки разбитого вдребезги» автор задает вопрос: «За что они Россию так?» Аркадию Аверченко не понять, за что. Рабочие и крестьяне понимают, за что.

- Итак, «рабочие и крестьяне понимают»?

Выступление ассистента – чтение наизусть рассказа «Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина»

Рефлексия:

Как бы вы ответили на вопрос:

- Это жизнь его или судьба? Кто он: творец жизни или раб обстоятельств?

-Что для тебя было сегодня важным?

-Что заставило задуматься?

-Что ты теперь для себя понимаешь?

-Продолжи фразу: Вот теперь я обязательно…

(Показ 7 слайда)
































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!