СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык. Класс: 4 Тема урока: Краткие прилагательные

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русский язык. Класс: 4 Тема урока: Краткие прилагательные»

УМК: система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдов

Класс: 4

Тема урока: Краткие прилагательные

Тип урока: Постановка учебной задачи

Цель урока: создание условий для формирования умения распознавать краткие прилагательные и доказывать, что это именно такая часть речи.

Планируемые предметные результаты: называют признаки частей речи, находят имена прилагательные в тексте.

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные: сравнивают разные формы слов; правильно задают вопросы от одних слов в предложении к другим; фиксируют информацию в виде модели.

Регулятивные: понимают и принимают учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;

Коммуникативные: проявляют умение работать в паре, вступают в диалог с учителем и одноклассниками;

Планируемые личностные результаты: оценивают результат собственной деятельности, проявляют интерес к изучению темы.

Оборудование урока: учебник, карточки, доска

Этапы урока, отводимое время

Методы обучения

Формы взаимодействия

Деятельность учителя и учащихся

Планируемые результаты

Планируемые способы оценивания

Комментарии руководителя практики

Организационный (1 мин)

Словесный (инструктаж)

Фронтальная

У: Ребята, здравствуйте! Меня зовут Марина Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Подготовьтесь к уроку, на столах ничего лишнего не должно быть. Можете присаживаться.


Д: присаживаются




Ситуация успеха



















































Фронтальная

У: Давайте сейчас прочитаем текст про лягушку-невесту.


Д: читают

У: О чем он?

Задание: вам в этом тексте необходимо найти все имена прилагательные и подчеркнуть их

Д: подчёркивают, выходя к доске (по одному)


Спрашивать отношение

У: (сразу спрашивать, когда почеркнут)

Докажи, что эти слова относятся к именам прилагательным. Каким способом мы можем определить часть речи?


Д: По вопросу. И нужно определить, что обозначает это слово.


У: На какие вопросы отвечают имена прилагательные?


Д: Какой? Какая? Какие? Какое? Чей?


У: Что обозначают имена прилагательные?


Д: Признаки предметов.


У: А какие грамматические значения имеет имя прилагательное?


Д: род, число, падеж


У: Хорошо! А легко ли вам найти прилагательные в предложениях?


Д: Да


У: ребята, есть еще такая форма краткое прилагательное

Давайте прочитаем правило

Предметные: находят имена прилагательные
Коммуникативные: вступают в диалог с учителем и одноклассникам



Решение частных задач


Парная

У: Давайте проверим. Откройте учебник на страницу 182, упр 227 и прочитаем пословицы

У: Найдите в этих пословицах имена прилагательные.


Д: старый, плохие, красную, хорошему.



У: Посмотрите внимательно и скажите, нет ли здесь слов, которые очень похожи на имена прилагательные?


Д: стар, плохи, красна, хорошо.


У: к какой части речи относятся эти слова?


Д: может быть к наречиям или именам прилагательным


У: Для того, чтобы ответить на этот вопрос, найдем слова, от которых можно задать вопрос. К слову «стар» попробуйте задать вопрос.


Д: кот (какой?) стар или кот (каков?) стар


Происходит обсуждение, какой вопрос подходит


Д: приходят к выводу, что подходит вариант «кот «каков?» стар»


У: Сделаем то же самое с остальными словами.


Д: плохи дела (каковы?)

Красна речь (какова?)

Дерево хорошо (каково?)

(может быть вариант: хорошо (как?) - наречие)


У: в зависимости от контекста слово «хорошо» не является наречием.


У: Можем ли мы сейчас назвать, к какой части речи относятся эти слова?


Д: Нет




Фиксация разрыва



У: На вопрос какой части речи похожи вопросы, которые мы задали к этим словам?

Д: имена прилагательные

У: Как вы думаете, у таких прилагательных есть название?


Д: Да


У: у вас есть предположения, как они могут называться?


Д: высказываются

- укороченные

- окончание убралось (нулевое), но смысл не изменился

- может это какое-то новое прилагательное?

- сокращенное прилагательное

- короткая форма

У: А чем отличаются вопросы к данным словам от вопросов к именам прилагательным?

Какой? – Каков?

Какая? – Какова?

Попробуйте эти слова изменить по падежам. Сможете ли вы это сделать?
Чем отличаются данные слова и имена прилагательные?


Д: У них разные вопросы и эти слова не изменяются по падежам.


У: Возможно у этих слов мы не можем определить падеж. (Можно ли утверждать, что данные слова относятся к именам прилагательным?)


Д: Нет, так как вопросы не подходят.


У: Может это особые прилагательные?! Учащиеся могут и сами выйти на это предположение.




Преобразование условия задачи



У: Ребята, а как вы думаете, от какого слова образовалось слово «ЗЕЛЕНА»?


Д: От слова «зелёная».


Запись на доске:

Зелёная - зелена (ж.р), (выделить окончания в первом слове – АЯ, во втором слове – А).


У: А от какого слова образовалось слово «КРАСИВ»?


Д: От слова «красивый»


Запись на доске:

Красивый – красив (м.р.), (выделить в первом слове окончание – ОЙ, во втором слове – нулевое).

У: Что вы заметили? Какой вывод мы можем сделать?


Д: Эти слова образовались от имен прилагательных.

Прилагательные становятся короткими, у них нулевое окончание в мужском роде и окончание – А в женском роде.

У: А как бы вы назвали такие слова?

Д: предлагают названия


У: В русском языке такая форма имен прилагательных называется краткие прилагательные.

Прилагательные бывают полными и краткими.

Прилагательные, которые встречались раньше, назывались полными, а краткие называются так, потому что в мужском роде окончание «убегает», т. е. становится нулевым, а в женском роде окончание, укорачивается.




Моделирование


Практический (моделирование)

У: Давайте посмотрим информацию в учебнике на стр. 183. Может в чём-то мы оказались правы.

У: Предлагаю вам в парах попробовать отразить полученную информацию о кратких прилагательных в виде модели.




Подведение итогов



У: С чем познакомились?
Что нового узнали на уроке?

Как изменяются краткие прилагательные?




Рефлексия



У: Что получилось/удалось? Что ещё осталось непонятным?


У:Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали. Спасибо за урок!







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!